Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья в современной России

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.11.2017
В результате проведенного исследования проанализировано современное законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотноше¬ния в сфере охраны здоровья, определены базовые принципы реализации и система гарантий, обеспечивающих право на охрану здоровья и медицинскую по¬мощь в Российской Федерации, обозначены основные проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья. Подводя итоги исследования необходимо сделать ряд выводов: 1. В рамках работы решены все поставленные задачи, а именно: - произведен правовой анализ содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации; - выявлены внутрисистемные связи между правом на охрану здоровья и правом на медицинскую помощь; - рассмотрено место права на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе конституционных прав; - проанализированы основы законодательного регулирования прав на охрану здоровья и медицинскую помощь; - изучен механизм реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и обосновать конкретные предложения по его совершенствованию;
Введение

Актуальность темы исследования. Результаты современных преобразований, проводимые в России, убедительно показывают, что без экстренных мер, направленных на укрепление здоровья нации, увеличение продолжительности жизни, рождаемости и сокращения смертности страна не сможет осуществить намеченные задачи, достичь положительных результатов проводимых социальных реформ. Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2015 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е. Важными причинами, негативно влияющими на состояние здоровья населения России, являются также - низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, что, естественно, способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. Проблемой для общества стали социально обусловленные болезни, такие как алкоголизм и наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем и др. В связи с этим, вопрос охраны здоровья населения России является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы. Конституция Российской Федерации в ст.41 закрепила права граждан на охрану здоровья. Понятие охраны здоровья и медицинская помощь очень тесно взаимосвязаны, т.к. несут одну функцию - поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных способов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. В развитие конституционных положений об охране здоровья граждан и медицинской помощи в Российской Федерации принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья. Российская юридическая наука внесла определенный вклад в развитие правовой основы охраны здоровья и медицинского обеспечения в стране. Особенно актуально то, что при переходе к новым общественным отношениям, базирующимся на принципах рыночной экономики, разделения на государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения привело к появлению целого ряда проблем в организации и управлении здравоохранением на всех уровнях, а также при реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система охраны здоровья в России регулируется целым рядом отраслей права - конституционным, административным, гражданским, уголовным, экологическим, трудовым и другими. Огромный вклад в развитие юридической науки в сфере охраны здоровья внесли российские и зарубежные ученые юристы на всех этапах ее становления. Вопросы организации и управления здравоохранением рассматривались в трудах В.И. Акопова, A.Л. Адамишина, B.C. Андрееева, A.Г. Бережкова, Л.M. Берлина, А.А. Бовы, С.В. Бахина и других. В целом, однако, следует отметить, что системные и фундаментальные исследования по этой проблематике пока отсутствуют, что и определило выбор темы данного исследования. Объектом исследования выступают урегулированные норами права общественные отношения, возникающие между субъектами правового регулирования, в процессе охраны здоровья в Российской Федерации. Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья, закрепленные в Конституции РФ, в международно-правовых актах, в отечественном законодательстве о здравоохранении и медицинской помощи, а также нормативные акты, определяющие юридический механизм реализации прав и обязанностей субъектами отношений в сфере охраны здоровья и медицинской помощи. Целью работы является комплексное конституционно-правовое исследование права на охрану здоровья и медицинскую помощь, анализ и исследование законодательства об охране здоровья в Российской Федерации, изучение проблем реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь и выработка на этой основе конкретных законодательных предложений по защите прав пациентов в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в ходе исследования были определены следующие основные задачи: - произвести правовой анализ содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации; - выявить внутрисистемные связи между правом на охрану здоровья и правом на медицинскую помощь; - рассмотреть место права на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе конституционных прав; - проанализировать основы законодательного регулирования прав на охрану здоровья и медицинскую помощь; - изучить механизм реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и обосновать конкретные предложения по его совершенствованию; - выделить общие черты и отличия таких систем здравоохранения как «государственная система здравоохранения», «муниципальная система здравоохранения», «частная система здравоохранения» и проанализировать правовые основ их деятельности; - рассмотреть и проанализировать формы и способы защиты конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Методологическую основу исследования составляют такие методы исследования как: диалектико-логический, структурно-функциональный, системный, аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы. Теоретическая значимость исследования заключается в концептуальном осмыслении содержания конституционного права граждан в на охрану здоровья и медицинскую помощь на современном этапе на основе норм международного права и научных разработок российских ученых и практиков здравоохранения, рекомендованы концептуально обоснованные существенные меры по улучшению практики реализации этого права в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства об охране здоровья и надежно защитить конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Содержание

Введение................................................................................................................... 3 ГЛАВА I. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ................. 7 1.1 Понятие конституционного права граждан на охрану здоровья в РФ......... 7 1.2 Развитие конституционных основ организации и охраны здоровья граждан в РФ.......................................................................................................... 14 ГЛАВА II. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья.................................................................................................................. 21 2.1 Право граждан на медицинскую помощь..................................................... 21 2.2 Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность..................................................... 26 2.3 Право граждан на обеспечение лекарственной помощью. Право граждан, вступающих в брак, на медико-генетическое обследование............................ 30 2.4 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья и факторах, влияющих на здоровье.......................................................................................... 35 2.5 Право матери и детей на охрану здоровья.................................................... 38 2.6 Обязанности граждан в сфере охраны здоровья.......................................... 46 ГЛАВА III. Проблемы реализации и пути развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья............................................ 52 3.1 Проблемы реализации права на охрану здоровья граждан РФ................... 52 3.2 Перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан РФ............................................................................... 58 Заключение............................................................................................................. 66 Список литературы................................................................................................ 73
Список литературы

1. Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Российская газета", N 7, 21.07.2014 2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2016, N 46, ст. 4532 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2015, N 1 (ч. 1), ст. 3 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 10.05.2016, N 25, ст. 2954 6. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1 7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724 8. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815 9. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19 10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2016, N 1 (1 ч.), ст. 19 11. О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 128 12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650 13.О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ, 12.05.2016, N 2, ст. 219 14. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 12.05.2016, N 2, ст. 322 15. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 141 16. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ", 03.04.1995, N 14, ст. 1212 17. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140 18. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699 19. О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»: Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 N 1142 (ред. от 07.11.2015) // Собрание законодательства РФ", 12.10.1998, N 41, ст. 5020 20. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 // Собрание законодательства РФ", N 3, 15.01.1996, ст. 194 21.О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста: Приказ Минздрава РФ от 05.05.1999 N 154 // Здравоохранение", N 7, 1999 2. Учебная литература 22. Концепции развития российского законодательства / под ред. Хабриевой Т.Я. Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П.. - М., 2014. 23. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2013 24. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении: Материалы Научно-практической конференции, прошедшей 22 ноября 2006 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 25. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 2009. 26. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / под редакцией профессора Сергеева Ю.Д. - М.: Претор, 2014. 27. Черных, В.Д. Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества / В.Д. Черных // Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2015. 3. Периодические издания 28. Александрова, О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан / О.Ю. Александрова // Главврач. - 2010. - № 3. 29.Герасименко, Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях / Н.Ф. Герасименко // Управление здравоохранением. - 2015. - № 3. 30. Герасименко, Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации / Н.Ф. Герасименко // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2015. - № 2. 31. Квернадзе, Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения / Р.А. Квернадзе // Государство и право. - 2014. - № 8. 32. Олейник, Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения / Ч.Г. Олейник // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2015. - №5. 33. Путило, Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении / Н.В. Путило // Журнал российского права. - 2015. - №2. - С.45. 34. Сергеев, Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении / Ю.Д. Сергеев, М.И. Милушин // Медицинское право. - 2015. - № 3. 35. Сергеев, А.И. Конституционно-правовые основы системы гарантий права каждого на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи / А.И. Сергеев // Право и жизнь. — 2015. — № 110 (5).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ 1.1 Понятие конституционного права граждан на охрану здоровья в РФ Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1]. Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинско¬го характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лица¬ми и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболева¬ний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружаю¬щей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, про¬изводством и реализацией продуктов питания соответствующего ка¬чества, качественных, безопасных и доступных лекарственных пре¬паратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи [7]. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантирован¬ном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с до¬говором добровольного медицинского страхования [30]. Необходимым условием любого медицинского вмешательства яв¬ляется дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоя¬тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Таким образом, граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохра¬нению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, вклю¬чая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нор¬мах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предо¬ставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также органи¬зациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации [11]. Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др. Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ №323-ФЗ). ФЗ №323-ФЗ регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 2 ФЗ №323-ФЗ, охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [22].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg