Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Опытно-практическая работа в процессе экспериментирования как средства развития познавательной активности детей 5-6 лет на примере детского сада №49 «Родничок» г. Нижневартовск

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.11.2017
В работе была изучена психолого-педагогическую литература по проб-леме формирования познавательной активности у детей старшего дошколь-ного возраста, разобралась в сущности и структуре познавательного интереса и выяснила, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познава-тельный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем что при формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. Основой познавательной активности ребенка в экспери-ментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным опытом достижения результата, а также противоречия метода проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Чаще всего взрослые используют в работе форму прямого обучения. Им легче самим рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следова-тельно, в будущем у него не будет сформирована познавательная самостоя-тельность. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании – ее несомненная актуальность для практики дошколь-ного учреждения послужили основанием для выбора темы исследования. Явным является противоречие между насущной необходимостью разви-тия познавательной активности дошкольников и недостаточным использо-ванием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозна-чить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства разви-тия познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования является изучениепроцесса экспериментирования как средства формирования познавательной активности детей 5-6 лет. Объектом выпускной квалификационной работыявляетсяпроцесс развития познавательной активности детей 5-6 лет в экспериментировании. Предметом выпускной квалификационной работыявляетсяэксперимен-тирование у детей 5-6 лет с предметами и материалами в условиях современ-ного дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста; 2. Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; 3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечиваю-щие развитие познавательной активности старших дошкольников в экспер-иментировании. Гипотезой исследования является предположение, что процесс развития познавательной активности детей 5-6 лет в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий: – взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошколь-ников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда; – процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, не-обходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования. В работе использовались следующие методы исследования– комплекс-ная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспери-ментов; количественный и качественный анализ полученных данных. Опытно-практическая база исследования–ДОУ №49 «Родничок» г. Нижневартовска. Научная новизна исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях; разработан диагностический аппарат определения уровней развития познавательной активности дошкольников. Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования в условиях современных дошкольных образо-вательных учреждений позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях. Структура работыопределена её целью задачи и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложений.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3 Глава 1.Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………6 1.1Психолого-педагогические особенности по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста …………………….6 1.2 Сущность экспериментирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста………………………………………10 1.3Педагогические условия развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру…………………………………………………………..….20 Выводы по главе 1……………………………………………………………….29 Глава 2. Опытно-практическая работа в процессе экспериментирования как средства развития познавательной активности детей 5-6 лет на примере детского сада №49 «Родничок» г. Нижневартовск………………………..….31 2.1Констатирующий этап опытно-практической работы……………...……..31 2.2Формирующий этап опытно-практической работы………………….……37 2.3Контрольный этап опытно-практической работы…………………..……..40 Выводы по главе 2 …….………………………………………………….……..43 Заключение …………………………………………………………………..…..45 Список использованных источников………………………………..………….47 Приложения ……………………………………………………………………..52
Список литературы

1. Баранова Э. А., Викторова Е.И. Вопрос как форма поисково-познавательной активности дошкольника // Глобальный научный потенциал. - 2012. – № 18. – С. 188-190. 2. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность: проект "Любознайка". Продолжительность проекта 3 года. // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24-26. 3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c. 4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 -7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 317 с. 5. Веснин И.В., Шинкарева Л.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2005. – Т. 2. № 8. – С. 187-190. 6. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. – 724 c. 7. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет /Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. – 143с. 8. Гальперин А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. – М.: Актуальные проблемы возрастной психологии, 2011. – 180с. 9. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. –М.: Речь, 2011. – 205с. 10. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c. 11. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы [Текст]: игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 12. Дыбина О.В. Рукотворный мир [Текст]: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 13. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем [Текст]: Игры-занятия с дошкольниками. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –128 с. 14. Зубкова Н.М. «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая… Опыты и эксперименты на СЕБЕ и о СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше». СПб.: Речь, 2011. – 62 с. 15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / под ред. Т.И. Бабаевой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с. 16. Исаева, О.С. Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 2. – С. 22-25. 17. Казанцев, Ю. Н. Развитие познавательной активности на уроке и дома // Химия в школе. – 2012. – № 2. – С. 13-16. 18. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. – М.: Дашков и К, 2013. – 224 c. 19. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416 с. 20. Коротаева, Е. В. Познавательная активность: вопросы педагогической тактики // Русский язык в школе. – 2011. – № 2. – С. 14-19. 21. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c. 22. Листик, Е.М. О детском экспериментировании // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2011. - №5. – С.38 – 42. 23. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 247 с. 24. Литвиненко С.В. Психолого-педагогические пути развития познавательной активности дошкольников как компоненты школьной готовности // Начальное образование. – 2011. – № 3. – С. 38-41. 25. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014. – 245 с. 26. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). С-П Детство-Пресс. – 2011. – 189 с. 27. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – М.: Проспект, 2013. – 464 c. 28. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2010. – 208 с. 29. Мусина В.П. К вопросу об изменении познавательной активности и креативности у детей // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2008. – Т. 9. № 1. – С. 37-40. 30. Нисканен Л.Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. – №4. – С. 11 – 18. 31. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с. 32. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 8. – С. 46-48 33. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Н.В. Нищева. – СПб.: ООО Издательсво «Детство-Пресс», 2013. – 104 с. 34. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c. 35. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 -7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 321 с. 36. Павлова Т.В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4. – С. 139-145. 37. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста Активность – энергичная, усиленная деятельность, деятельное состоя-ние. Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интен-сивной деятельности, например, в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх и другом. То есть человек с такими качествами стремится принимать активное участие во всём, показывает себя в деятельности. Данное понятие, тесно связано с понятием «познавательная деятельность». В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений. Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности – активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность», как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это слож-ный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов. Н.Г. Морозова определяет интерес, как стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека, как можно больше узнать. Подчеркивая важность положительных эмоций, как необходимого компонента познавательного интереса, автор утверждает, что он не может возникнуть на основе отрицательного отношения к деятельности. Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: – эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отноше-нием к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком; – интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мыш-ления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса; – регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способ-ностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес; – творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Формирование познавательной активности детей происходит в различных видах деятельности, за счет включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных). Рассмотрим некоторые виды деятельности: – непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. А.П. Усовой уделяла большое внимание занятиям как ведущей форме обучения детей, развитию у них познавательной активности. Н. Г. Белоус, Е. В. Соловьева и другие отмечали, что успех обучения на занятиях обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован процессом обучения. На занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал, так как одним из средств развития познавательной активности является занимательность;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg