Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Активность – энергичная, усиленная деятельность, деятельное состоя-ние. Активность как особенность личности, выявляется в энергичной, интен-сивной деятельности, например, в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх и другом. То есть человек с такими качествами стремится принимать активное участие во всём, показывает себя в деятельности. Данное понятие, тесно связано с понятием «познавательная деятельность».
В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений.
Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности – активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность», как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это слож-ный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения).
Важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов. Н.Г. Морозова определяет интерес, как стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека, как можно больше узнать. Подчеркивая важность положительных эмоций, как необходимого компонента познавательного интереса, автор утверждает, что он не может возникнуть на основе отрицательного отношения к деятельности.
Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:
– эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отноше-нием к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком;
– интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мыш-ления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса;
– регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способ-ностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес;
– творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.
Формирование познавательной активности детей происходит в различных видах деятельности, за счет включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных). Рассмотрим некоторые виды деятельности:
– непосредственно образовательная деятельность. Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. А.П. Усовой уделяла большое внимание занятиям как ведущей форме обучения детей, развитию у них познавательной активности. Н. Г. Белоус, Е. В. Соловьева и другие отмечали, что успех обучения на занятиях обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован процессом обучения. На занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал, так как одним из средств развития познавательной активности является занимательность;