Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Специфика копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания

NLatipova 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.11.2017
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию специфики копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания. В современных условиях синдром психического выгорания оказывает существенное влияние на эффективность трудовой деятельности работников социальной сферы. Множественные исследования причин, влияющих на выгорание, не дали однозначного ответа на вопрос о том, что же является наиболее значительным в возникновении этого явления. Либо личностные особенности, либо характеристики профессиональной деятельности, либо факторы рабочей среды или особенности взаимоотношений с клиентами. Ответы на эти вопросы важны для разработки мер по профилактике профессионального выгорания.
Введение

Актуальность исследования. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек - человек», так называемый синдром психического выгорания, проявляющийся «как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью» [32, с.17]. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо про¬фессиональных знаний, умений и навыков, в значительной ме¬ре использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональ¬ным донором». По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса – профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности [1, 8,17]. В современных условиях синдром психического выгорания оказывает существенное влияние на эффективность трудовой деятельности работников социальной сферы. Синдром выгорания исследуется как в зарубежной, так и в отечественной психологии (К. Маслач, К. Кондо, Е. Махер, А. Пайнс, Т.В. Форманюк, B.E. Орел, В.В. Бойко, А.А. Рукавишников и др.). Основная цель большинства существующих исследований - выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они сгруппировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Множественные исследования причин, влияющих на выгорание, не дали однозначного ответа на вопрос о том, что же является наиболее значительным в возникновении этого явления. Либо личностные особенности, либо характеристики профессиональной деятельности, либо факторы рабочей среды или особенности взаимоотношений с клиентами. Ответы на эти вопросы важны для разработки мер по профилактике профессионального выгорания. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома психического выгорания. Поэтому изучение специфики копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания является актуальной темой. Объект исследования: копинг-стратегии. Предмет исследования: специфика копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания Гипотеза состоит в предположении, что существует специфика копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания, а именно: они склонны к использованию во фрустрирующих ситуациях неконструктивных копинг-стратегий. Цель исследования: изучить специфику копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания. Цель конкретизирована через решение следующих задач: 1. Осуществить теоретический анализ психологической литературы по проблеме психического выгорания, копинг-стратегий. 2. Провести анализ исследований по специфике деятельности специалистов по социальной работе. 3. Осуществить эмпирическое исследование специфики копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания. Теоретическую и методологическую базу исследования составили: системно-структурный подход к исследованию психических явлений и процессов (А.В. Карпов, В.Д. Шадриков, Б.Ф. Ломов и др.), теоретические и практические исследования по проблеме психического выгорания (Г. Фрейденбергер, К. Маслач, Л.А. Китаев-Смык, В.Е. Орел и др.); теоретические и практические исследования по проблеме совладающего поведения (З.Фрейд, Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Ф.В.Бассин, Е.С. Романова и др.). Методы исследования: теоретический анализ исследований, описанных в литературе, тестирование. В качестве методик исследования используются: опросник психического выгорания для работников социальных профессий (ОПВ-СП) (разработан В.Е. Орлом, И.Г. Сениным), «Опросник о способах копинга» (WCQ) Р. Лазаруса и С. Фолькман в адаптации Л.И. Вассермана, «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плутчика в адаптации Л.И. Вассермана. При обработке данных применялись математико-статистические процедуры, обязательные для проведения любого исследования, а также корреляционный анализ и определение достоверности различий в уровне исследуемого признака. Интерпретация и описание проводились с помощью методов знаково-символического представления (графики, таблицы). Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в расширение представлений о роли копинг-стратегий и механизмов психологических защит в формировании синдрома психического выгорания у социальных работников. Практическая значимость работы определяется тем, что на основе проведенных исследований в дальнейшем возможна разработка эффективной психокоррекционной программы для оптимизации использования эффективных механизмов психологической защиты и конструктивных копинг-стратегий у социальных работников с синдромом психического выгорания.
Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретический анализ проблемы психического выгорания, роли различных факторов в его возникновении ……………………… 7 1.1. Основные подходы к проблеме психического выгорания…….............................................................................................. 7 1.2. Понятие и психологическая характеристика копинг-стратегий…………………………………………………………………... 17 1.3. Специфика деятельности специалистов по социальной работе 23 ГЛАВА II. Эмпирическое исследование специфики копинг-стратегий у специалистов по социальной работе с синдромом психического выгорания …………………………………………….………………… 29 2.1. Процедура и методы исследования …………………………….. 36 29 2.2. Обработка и анализ полученных результатов…………………. 40 35 Заключение……………………………………………………………. 48 Список использованных источников…………………………………… 51 Приложения…. …………………………………………………..……… 57
Список литературы

1. Алифановене, Д. Стресс и совладание с ним в контексте профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников [Текст] / Д. Алифановене, А. Вайткявичене // Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Международной научно-практической конференции 26–28 сентября 2013 года. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – Т. 2. - С.72-77. 2. Асмаковец, Е.С. Копинг поведение и физиологические реакции на стресс социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому [Текст] / Е.С. Асмаковец // Труды 4 международной научной интернет-конференции «Профессиональное самосознание и экономическое поведение». - Киев, 2011. - C. 105–117. 3. Асмаковец, Е.С. Копинг стратегии студентов специальности «Социальная работа» [Текст] / Е.С. Асмаковец // Психология стресса и совладающего поведения в современной российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции. - Кострома, 2010.- Т.2.- C. 74–76. 4. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы [Текст] / Ф.Б. Березин // Тревога и тревожность /под ред. В.М. Астапова.- СПб.: Литер, 2001.- С. 178- 196. 5. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях[Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е.В.Битюцкая.- М., 2007.- 186 с. 6. Бойко, В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб: Питер, 2003. – 474 с. 7. Большакова Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников [Текст]: дис. … канд. психол. наук. / Т.В. Большакова – Ярославль, 2004.- 178 с. 8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - СПб: Питер, 2008. - 338 с. 9. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять [Текст]: пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008.- 86 с. 10. Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей [Текст] / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. – 352 с. 11. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности [Текст]/ Н.В. Гришина — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. - С. 143-156. 12. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н.С. Данакин [Текст]// Российский журнал социальной работы. – 1995.–№1. – С. 25-32. 13. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность / И.А.Зимняя [Текст] // Социальная работа.– 1992.– №2.– С. 54-67. 14. Знакова, Т.А. Профессиональное выгорание работников /Т.А. Знакова [Текст] // Управление персоналом - 2003. - №11.- с.64 -71. 15. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни [Текст] / Е.Р. Исаева – СПб.: Издательство СПб ГМУ, 2009. – 136 c. 16. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие [Текст] / Е. А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 320 с. 17. Кондо, К. Синдром профессионального выгорания/ К. Кондо [Текст] // Мир психологии - 2003. - № 3.- с.627-632. 18. Корнев, К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности [Текст]/К.И. Корнев // Человек в условиях неопределенности. Материалы Всероссийской конференции.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. Университета, 2006. - С. 24-35. 19. Корытова, Г.С. Методы и приемы совладания с профессиональным стрессом: учеб. Пособие [Текст] / Г.С. Корытова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. университета, 2006. – 120 с. 20. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни [Текст]: дис. … докт. психол. наук / Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2005. – 473 с. 21. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк [Текст]// Журнал практического психолога. - 2007.- № 3 - С. 93-112. 22. Крюкова, Е.С. Синдром выгорания [Текст]/ Е.С. Крюкова М.: Карьера, 2007. – 236 с. 23. Лаврова, О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения / О. Лаврова [Текст] //Социальная работа. - 2006. - №4. - с.56-60. 24. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу /Р.С. Лазарус [Текст] // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989. - С. 121-126. 25. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова [Текст] // Психологический журнал. -2004. - № 2. - С.75-85. 26. Лэнглэ, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнглэ [Текст]// Вопросы психологии.- 2008. - №2.- с.3-16 27. Майсак, Н.В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий: учебно-методическое пособие для студентов вузов [Текст] / Н.В. Майсак.- М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012.- 164 с. 28. Мокин, Ю.Н. Психология копинг-поведения менеджеров/ Ю.Н. Мокин, С.Н. Чавкин [Текст] // Вестник психотерапии.- 2003. - N 9 (14).- С.135-136. 29. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция.Учебное пособие [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань, 2003. – 98 с. 30. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер [Текст] // Психологический журнал.-1997.- № 5.- С.20-31 31. Орел, В.Е. Опросник психического выгорания для работников социальных профессий. Руководство [Текст]/ В.Е. Орел, И.Г. Сенин И.Г. - Ярославль:НПЦ «Психодиагностика», 2005. – 12 с. 32. Орел, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст]: автореф. дисс. …докт. психол. наук / В.Е. Орел - Ярославль, 2005. – 51с. 33. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст]/ Н.Г. Осухова. – М.: Академия, 2007.- 288с. 34. Пономаренко, Е.Н. Психологические особенности копинг поведения следователя МВД России [Текст]: дис. … канд. психол. наук./ Е.Н. Пономарнеко.- СПб.: СПб Ун-т МВД России , 2006.-134 с. 35. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) [Текст] / под редакцией Л.И. Вассермана. – СПб.: издательство Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 1998.- 50 с. 36. Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова [Текст] // Молодой ученый.- 2011.- №5.- С. 92-97. 37. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст] / К.Р. Роджерс. –М.: Прогресс, 1994. 38. Роли и функции социальных работников [Текст]/ под ред. И.М. Лаврененко, И.С. Мещанкина и др.– М.: Мысль, 1993. – 126 с. 39. Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Текст] / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи: Талант, 1996.- 128 с. 40. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская [Текст] // Психологический журнал.- 2002.-№3.-С.85-95. 41. Рыбников, В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий: монография [Текст] / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина.– СПб.: Политехника сервис, 2011. – 120 с. 42. Рыбников, В.Ю. Теоретическое обоснование и психологические механизмы (модель) копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности/ В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -2008. – № 1. – С. 68–73. 43. Сирота, Н.А. Психологические особенности адаптации медицинских и социальных работников в проблемных ситуациях. [Электронный ресурс] Н.А. Сирота, М.А. Ярославская // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru. 44. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] /Е.И. Холостова.- М.: Юрист, 2000.- 424с. 45. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы [Текст] / под ред. А.Л. Журавлева и др. - М.: ИП РАН, 2008.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретический анализ проблемы психического выгорания, роли различных факторов в его возникновении 1.1. Основные подходы к проблеме психического выгорания Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятностью возникновения профессионального стресса. Термин профессиональное выгорание был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [8]. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. К. Кондо определяет синдром профессионального выгорания как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены, прежде всего, те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление профессионального выгорания, охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию [17]. Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. К. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению профессионального выгорания, детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – утрату профессионального мастерства [32]. В 1983 г. Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов профессионального выгорания: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины [8].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Туризм, 40 страниц
350 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 90 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg