Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экспериментальное исследование общения со сверстниками у детей дошкольного возраста

NLatipova 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.11.2017
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Основы личностного развития закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшей личностной самореализации. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.
Введение

Полноценная жизнь каждого человека невозможна без контактов с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Сфера общения всегда привлекала внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (И.С. Кон,Б.Д. Прагин,), специалистов в области социальной, детской и возрастной психологии (А.А. Леонтьев, В.С. Мухина). В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.С. Рузская и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение. Многие ведущие психологи Л.И.Божович, Л.C.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, а также А. Валлон, Р. Заззо отмечают, что дошкольный возраст - это возраст, когда фактически закладываются основы личности. В это время у ребенка формируется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими. Малая общительность, неуверенность в себе могут оказаться серьезным тормозом в развитии активности и инициативности ребенка. Владение навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, чрезвычайно важны для ребенка. Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста имеет разноплановую научно-теоретическую и практическую реализацию: - для воспитателей и учителей, так как на этом фоне формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный; - для родителей, поскольку нормы поведения, усвоенные ребенком в семье отражаются на процессе его общения со сверстниками, а многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе привносятся в семью; - для самих дошкольников, так как в дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения: конфликтные и дружеские, и выделяются дети, испытывающие трудности в общении. не человеческого общения невозможно развитие личности ребенка. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности. Так же отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Таким образом, недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Благодаря общению создаются условия для развития творческой, всесторонне развитой личности. От того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным, непринужденным будет общение, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие ребенка, его дальнейшая социализация. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Все вышесказанное подтверждает актуальность работы. Цель исследования: раскрыть психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Объект исследования - межличностное общение в дошкольном возрасте как направление социального развития детей. Предмет исследования - особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Гипотеза: Развитие общения у старших дошкольников со сверстниками относится к важному направлению педагогической работы. Успешность его обеспечивается созданием следующих психолого-педагогических условий. Психологическими условиями являются: - обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок"; - учитывать взаимосвязь между статусным положением ребенка и сформированностью у него эмпатийных форм поведения; Педагогические условия: - обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения; - сформировать коммуникативный опыт, включающий в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог. Задачи исследования: 1. на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть особенности развития общения в дошкольном возрасте и условия, обеспечивающие его успешность. 2. провести диагностику развития коммуникативной компетентности у дошкольников; Для решения поставленных задач, достижения цели исследования, а также проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативной компетентности дошкольников 1.1 Теоретические и методические подходы к понятию "общение" и его развитию в дошкольном возрасте………………………………………………7 1.2 Психолого-педагогические условия развития общения со сверстниками у детей дошкольного возраста…………………………………………………….11 1.3 Формы, методы и средства воспитания коммуникативной компетентности дошкольников……………………………………………………………………21 Глава II. Экспериментальное исследование общения со сверстниками у детей дошкольного возраста 2.1 Цели, задачи диагностики развития коммуникативной компетентности у дошкольников……………………………………………………………….…...25 2.2 Характеристика психодиагностики по выявлению особенностей общения у детей дошкольного возраста со сверстниками………………………………26 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования общения со сверстниками у дошкольников………………………………………………….27 Заключение Библиография
Список литературы

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с. 2.Андрус, Н.Я. Искусство общения /Л.А.Андрус, А.Б.Невелев, И.Н.Волотская. - Челябинск, 2003.- 205 с. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.,2007.-198с. 4. Анкудинова, Н.Е. Особенности осознания своих умений у детей 5-7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1999.- 34с. 5. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты / Сост. и общ. ред. Р.Р.Римский, С.А.Римская.- М., 2007.- 98с. 6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.2001.- 260 с. 7. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личность. // Теоретические проблемы психологии личности / В.Г.Асеев.- М., 2000.- 356с. 8.Бабич, Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников.- М., 2000. 9. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей у ребенка / Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина. - Екатеринбург. "АРГО", 2007.- 280с. 10. Бодалев, А.А. Личность и общение. - М., 2003.-360с. 11.Бодалев, А.А. Об изучении общения// Психология общения А.А.Бодалев.- М., 2000. Вып. 3.- 396с. 12.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, Л.И.Божович,- М, 1968.- 298с. 13.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М: Ин-т практ. психологии - Воронеж: НПО "МОДЭКЮ", 1995. 14. Буре, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С.Буре.- М.,2000. -316с. 15. Венгер, Л.А. Психология / Л.А.Венгнер, П.С.Мухина.- М., 1999.-405с. 16.Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим.../ А.Е.Войскунскии.- М.,2000.-380с. 17.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Академия, 2006.- 624 с. 18.Волков, Б.С. Основные закономерности психического развития ребенка /Б.С.Волков, Н.В.Волкова. - М: АД994-77с. 19.Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2005.- 512 с. 20. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с. 21. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: ЧеРо, 2004.- 240 с. 22. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович.-М., 2001.-307с. 23.Дорохов, А.А. Как себя вести: Беседы о вежливости и правилах поведения/А.А. Дорохов.-М., 2000.-308с. 24.Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей// Дошкольное воспитание/ Л, Дубина.-2005. № 10,11. 25. Ежкова Н.С. Реализация эмоционального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждений. / Н.С. Ежкова // Монография. - Тула: ИНФРА, 2007. - 260 с. 26. Елагина М.Г., Гуськова Т.В. Общение ребенка с окружающими на рубеже раннего и дошкольного детства. / М.Г. Елагина, Т.В. Гуськова. - М.: Педагогика, 1989. - 88 с. 27. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев.- М.: Московский психол.-соц. ин-т; Флинта, 2004.- 336 с. 28. Залысина И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками. / И.А. Залысина // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 167-168. 29. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя, - Учебное пособие, - Ростов на Дону: Издательство "Феникс", 2007. 30. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского.- М.: Прометей, 2001.- 136 с. 31. Избранные психологические труды: проблемы формированияличности / Под ред. Д. И. Фельдштейн, - М. : Институт практической психологии, 1997.- 336с. 32. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин.- СПб.: Питер, 2002.- 752с. 33.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2004. - 160 с. 34. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. / В. Клайн,- пер. с англ. М.Л., 1991.-506с. 35. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 240 с. 36. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 512с. 37. Крижан Э. Как себя вести. О правилах приличия / Э. Крижан, Ю. Орлик.- Пер. со словацкого. Братислава, 1999.- 365с. 38. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. / А.Д. Кошелева. - М.: Просвещение, 2000. - 176 с. 39. Лаврентьева, Г. П. Практическая психология для воспитателя: Сб. тестов для выявления уровня развития ребенка / Т. М. Титаренко.- Киев, 2002.- Вып. 2.- 124 с. 40. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 486с.
Отрывок из работы

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Эмпирический метод: наблюдение Глава I. Теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативной компетентности дошкольников 1.1 Теоретические и методические подходы к понятию "общение" и его развитию в дошкольном возрасте Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию общения: 1) общение - это коммуникация, коммуникативный процесс (Р. А. Максимова, Б. А. Родимов, Н. Винер и др.) или обмен информацией (Осгуда) 2) общение - один из видов деятельности (А. А. Леонтьев и др.); которому компоненты, свойственные деятельности вообще. 3) общение может существовать в различных формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева и др.). Все эти подходы отражают многоплановость, сложность феномена общение. Г. М. Андреева предлагает наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [1, с. 21]. Именно этого определения мы будем придерживаться в своем исследовании. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому [12, с.168]. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg