Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Анализ психологических причин неуспеваемости младших школьников.

natalya1980er 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Актуальность проблемы адаптации в школе обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников». Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить проблемы причин неуспеваемости у младших школьников и разработать рекомендации по преодолению причин неуспеваемости младших школьников. Цель обусловила постановку следующих задач: 1. Изучить понятия «успеваемость» и «неуспеваемость» в педагогической литературе. 2. Дать характеристику причинам неуспеваемости младших школьников. 3. Разобрать такие причины неуспеваемости, как школьная мотивация и эмоционально – психологическое самочувствие детей младшего школьного возраста. 4. Определить способы преодоления причин неуспеваемости младших школьников. 5. Выявить психологические проблемы и трудности в обучении детей исследуемой группы. 6. Изучить школьную мотивацию детей младшего школьного возраста. 7. Определить эмоционально – психологическое самочувствие у младших школьников. 8. Провести анкетирование экспертной группы педагогов на тему: «Мотивация и эмоционально – психологическое самочувствие, как причины школьной неуспеваемости». 9. На основе проведенного диагностического обследования разработать рекомендации по преодолению причин неуспеваемости младших школьников. 10. Разработать рекомендации по преодолению причин неуспеваемости младших школьников. Гипотеза. Наиболее распространенная причина неуспеваемости младших школьников является низкий уровень мотивации и эмоционально – психологического самочувствие детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является неуспеваемость младших школьников. Предметом исследования является содержание работы по преодолению причин неуспеваемости младших школьников. Методы исследования: Теоретические: сравнительный анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез; Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование. В данном исследовании мы использовали следующее методики: - Анкета для классного руководителя на предмет трудностей обучения в школе (разработано К.А. Беловой); - Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой); - Цветовой цвет Люшера (в модификации Л.А. Ясюковой); - Анкета для экспертной группы (разработано К.А. Беловой). Методы математической статистики: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, процентное соотношение. База исследования: МБОУ «СОШ № 137 г. Челябинска». В исследовании принимали участие 20 детей первого класса, 13 девочек и 7 мальчиков. Возраст детей – 7-8 лет. В качестве экспертов выступили педагоги младших классов и педагог – психолог. Исследование проводилось в три этапа: 1. На первом этапе, теоретико-организационном, осуществлялись изучение, анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Была определена тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи, подобраны методики, сформулирована гипотеза исследования. Осуществлялся за подбор на психодиагностического он инструментария. 2. На втором этапе, эмпирическом, проводилась психодиагностика методик по выявлению уровня школьной неуспеваемости и эмоционально – психологического самочувствия младших школьников исследуемой группы, экспертный опрос педагогов, статистическая к обработка за полученных к данных, о интерпретация за результатов. 3. На третьем этапе, проведен анализ результатов, разработаны рекомендации по преодолению причин неуспеваемости младших школьников, сформулированы выводы и заключение исследования. Структура работы: Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, список использованной литературы, заключение и приложения. Объем работы 55 страниц. Текст работы иллюстрирован таблицами (4) и рисунками (4). Список литературы содержит 48 источников.
Введение

Трудности в учебном процессе начальной школы значительно мешают освоению учеником обязательной школьной программой. Именно на начальном этапе школьного обучения у детей закладывается основа системы знаний, которые пополняются в последующие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этих основ, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности. Актуальность исследования заключается в снижение уровня успеваемости. К примеру, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учеников испытывают серьезные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении. Проблема неуспеваемости младших школьников изучалась педагогами и психологами (И.В. Дубровина, М.М. Безруких, Н.А. Менчинская, Б.С. Волков, Н.П. Локанова, А.М. Гельмонт, Н.П. Майорова, В.С. Цетлин, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1 Понятие успеваемость и неуспеваемости 7 1.2 Характеристика причин неуспеваемости младших школьников 10 1.3 Школьная мотивация и эмоциональное состояние, как причины неуспеваемости младших школьников 17 1.4 Способы преодоления причин неуспеваемости младших школьников 23 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29 2.1 Программа и методика исследования 29 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33 2.3 Рекомендации по преодолению причин неуспеваемости младших школьников 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 2014. — 158 с. 2. Бабанский Ю.К., Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. – 1972. - №1. – С.18-26. 3. Безруких М.М., Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких – Москва: Эксмо, 2014. – 464 с. 4. Белкин А.С., Ситуация успеха: как ее создать / А.С. Белкин. – М.:Просвещение, 2015. – 176 с. 5. Блонский П.П., Психология младших школьников / П.П. Блонский – М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2014. – 574 с. 6. Бугаева Н.Н., Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Н.Н. Бугаева // Начальная школа. – 2014. - № 2. – С. 34-38. 7. Бударный А.А., Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореферат. Канд. Дис. / А.А. Бударный. – М.: Просвещение, 2015. – 521 с. 8. Венгер А.Л., Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2014. – 534 с. 9. Волков Б.С., Младший школьник: Как помочь ему учиться/ Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2014. – 142 с. 10. Гамезо М.В., Возрастная и педаогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с. 11. Гельмонт А.М., О причинах неуспеваемости и путях её преодоления / А.М. Гельмонт – М., 2014. – 92 с. 12. Григорьева М.В, Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации/ М.В. Григорьева//Начальная школа. –2009. –№1. –С.8-9. 13. Дубровина И.В., Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2015. – 345 с. 14. Калмыкова З.И., Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога/ З.И. Калмыкова. – М.: Просвещение, 2016. – 386 с. 15. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 437-439. 16. Курапова Т.Ю., Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Т.Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106-109. 17. Локалова Н.П., Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Н.П. Локалова. – М.: Педагогика, 2015. – 94 с. 18. Локалова Н.П., Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа / Н.П. Локалова// Начальная школа.–2013 - №11. – С. 59-69. 19. Локалова Н.П., Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,психопрофилактика: учебное пособие/ Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с. 20. Майорова Н.П., Неуспеваемость / Н.П. Майорова – СПб, 2018. – 216 с. 21. Менчинская Н.А., Психологические проблемы неуспеваемости/ Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 2014. – 234 с. 22. Милицына С.К., Диагностика школьной неуспеваемости/ С.К. Милицина // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 293-295. — URL https://moluch.ru/archive/185/47391/ (дата обращения: 10.10.2018). 23. Мурачковский Н.И., Как предупредить неуспеваемость школьников/ Н.И. Мурачковский.– М.: Педагогика, 2017. – 322 с. 24. Мухина В.С., Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия; учебное пособие для студентов вузов/ В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2013. – 624 с. 25. Немов Р.С., Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2014. –456 с. 26. Обухов А.С., Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров/ под общ. ред. А.С. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2014.- 583 с. 27. Ожегов С.И., Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22 – е изд., стер. – М.: Русский язык., 2000. – 921 с. 28. Оконь, В. Введение в общую дидактику/ В. Оконь. – М.: Высшая школа, 2000. – 383с. 29. Печатникова Л.А., Неуспевающих детей не бывает/ Л.А. Печатникова// Учительская газета. – 2008. - № 6. – С.4-9. 30. Подласый И.П., Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 2013. – 256 с. 31. Подласый И.П., Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 400 с. 32. Славина Л.С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недис-циплинированным ученикам/ Л.С. Славина.– М.: Педагогика, 2018. – 345 с. 33. Сластенин В.А., Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с. 34. Обухова Л.Ф., Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов/ Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2012. – 198 с. 35. Цетлин В.С., Неуспеваемость школьников и ее предупреждение/ В.С. Цетлин.– М.: Педагогика, 2017. – 211 с. 36. Цетлин В.С., Предупреждение неуспеваемости учащихся/ В.С. Цетлин.– М.: Просвещение, 2013. – 245 с. 37. Цукерман Г.А., Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Новая школа, 2014. – 64 с. 38. Цукерман Г.А., Школьные трудности благополучных детей / Г.А. Цукерман – М.: 2014. – 133 с. 39. Якунин В.А., Педагогическая психология/ В.А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. – 467 с.
Отрывок из работы

1.1 Понятие успеваемость и неуспеваемости Проблема успеваемости младших школьников является одним из самых значимых вопросов, которые беспокоят учеников, их родителей и самих учителей. И это логично, так как успеваемость в школе осознается людьми намного глубже, чем получение хороших отметок, она стоит наравне со способностью школьника достигать высоких результатов в учении чему-либо, а следовательно, быть успешным в деятельности и в жизни в целом. Успехи в школе играют большую роль и в деятельности и в отношениях взрослого человека, они формируют чувство уверенности в собственных силах, развивают высокую позитивную самооценку. Проблема успеваемости обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Подтверждение тому можно найти в трудах Аристотеля, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и многих других классиков отечественной педагогики. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается такое определение данного понятия: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися» [27, с. 837]. Успеваемость — это качественная характеристика результатов освоения учебной программы. И если уровень усвоения школьной программы низок, то возникает проблема школьной неуспеваемости. А.К. Маркова выделяет систему показателей успеваемости: - 1-ый показатель – делать хотя бы один косвенный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний; - 2-й показатель – использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и сочетая между собой, выполняя отдельные косвенные выводы; - 3-й показатель – стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию; - 4-й показатель – активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности; - 5-й показатель – стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности. Невыполнение совокупности выделенных автором требований и формирует неуспеваемость младших школьников [20, с. 76]. Далее рассмотрим трактовку понятия «неуспеваемость». В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости интерпретируется с разных сторон. П.П. Блонский считает, что неуспеваемость – это ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [5]. Дубровина И.В. понимает под неуспеваемостью несоответствие подготовки ученикам обязательным требованиям школьной программы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений [13]. Л.А. Регуш считает, что «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют ввиду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого учащегося, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом» [42]. Неуспеваемость школьников находится в прямой зависимости от условий, в которых протекает их развитие. М.А. Данилов видит прямую связь неуспеваемости с противоречиями процесса обучения. Согласно мнению данного ученого, в тех случаях, когда требования к учащимся не соответствуют их возможностям, и формируется неуспеваемость [44]. В. Оконь считает, что неуспеваемость – это нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними силами [28]. Неуспеваемость включает в себя следующие элементы: - не оперирует минимально необходимыми операциями творческой деятельности, использованием в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков; - не хочет получать новые знания теоретического характера; - избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними; - не хочет оценивать свои достижения; - не пытается увеличивать свои знания, совершенствовать умения и навыки; - не усвоил понятий в системе [13, с. 56]. В конечном счете неуспеваемость характеризуется присутствием всех описанных элементов. Во время же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания. Ученые выделяют несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них. Так, А.А. Бударный определил два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную. Абсолютная неуспеваемость выражена отметками «2» и «1» и соотносится с базовыми требованиями школьной программы. Относительная неуспеваемость отличается недостаточной познавательной нагрузкой тех учеников, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с базовыми требованиями школьной программы и возможностями отдельных учеников [7]. Более развернутую классификацию неуспеваемости представляет в своей работе А.М. Гельмонт. Он выделил 3 вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1-ый вид неуспеваемости – это общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время; 2-ой вид неуспеваемости – это частичная, тем не менее относительно стойкая неуспеваемость – по одному – трем наиболее сложным предметам (обычно, русский и иностранный языки, математика); 3-ий вид неуспеваемости – это неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая [11]. Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок». Н.П. Локалова определяет два типа школьной неуспеваемости: - общее отставание в учении; - отставание по отдельным предметам [19, с. 106]. Подводя итог вышесказанному, определим неуспеваемость как длительное отставание ученика в учебе, которое выражается неудовлетворительными оценками, вызванное индивидуально-психологическими и педагогическими особенностями. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что под успеваемостью следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. 1.2 Характеристика причин неуспеваемости младших школьников При решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что именно дается ученику с трудом, но и какова первопричина этих затруднений. В практической работе учителя целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. А.М. Гельмонт выделил причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (первая категория); частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (вторая категория); эпизодической неуспеваемости (третья категория) [11]. В качестве причин первой категории он выделил: - низкий уровень, который предшествует подготовке к школе ученика; - неблагополучные обстоятельства разных форм (физические дефекты, болезнь); - неблагополучные бытовые условия; - далекое место жилья от школы; - отсутствие заботы родителей. Для второй категории указаны следующие причины: - недоработка в предшествующих классах (отсутствие должной преемственности); - плохой интерес или вообще его отсутствие по отношению к изучаемому предмету; - слабая сила воли по отношению к преодолению трудностей. Для третьей категории выделены следующие причины: - недостатки в преподавании; - непрочность знаний; - слабый текущий контроль; - неаккуратное посещение уроков; - невнимательность на уроках; - нерегулярное выполнение домашних заданий. Однако, существуют и другие попытки сгруппировать причины неуспеваемости, не такие разрозненные. Они наиболее отвечают теоретическим требованиям. Например, П.П. Борисова в своей схеме выделяет три группы причин неуспеваемости: I. Общепедагогические причины. Эта группа причин порождается недостатками учебно-воспитательной работы педагогов. Данные причины подразделяются на дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) и воспитательные (главным образом недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми). II. Психофизиологические причины. Данная группа вызвана нарушениями нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей. Примерами данных причин могут быть: плохое состояние здоровья, физические недостатки, индивидуальные психологические особенности и отрицательные черты характера. III. Социально-экономические и социальные причины. Причины этой группы непосредственно не зависят от воли педагогов и учеников. Примерами данной группы причин является: слабая материально-техническая база образовательного учреждения, низкий уровень воспитания детей на дошкольной ступени образования, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учеников, культурный уровень родителей, отношения в семье [4]. В случае этой классификации имеет место четкое отделение разнородных явлений. Внутренние по отношению к ученику причины (состояние здоровья, особенности психики) отделены от внешних (школьные условия, социальные условия), условия обучения отделены от более широких социальных условий. Однако здесь имеется известная непоследовательность. Главный же недостаток данной классификации состоит в том, что в ней не получили отражение взаимосвязи явлений, отнесенных к разным группам. Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, подошел Ю.К. Бабанский. Причины неуспеваемости ученый разделяет на причины внутреннего и внешнего плана. К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объём знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены, прежде всего, педагогические причины: а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; б) организационно-педагогического характера; в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий и т.д. К причинам внешнего порядка отнесены также недостатки внешкольных влияний, включая и семью [2]. Весьма значимо в схеме Ю.К. Бабанского то, что показаны связи между группами причин, различаются явления первого и второго порядка соотносящиеся между собой как причины и следствия [2]. Школа рассчитана на среднего ученика. Ученику, который отстает или наоборот превосходит других, в ней неуютно. Далее рассмотрим некоторые категории учеников, которые относим к неуспевающим: 1. Ученики с задержкой психического развития – это те дети, у которых по самым разным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Такие дети достаточно тяжело выполняют задания. У них присутствует крайне низкий уровень самооценки. Эти дети намного чаще других получают замечания от педагога. С такими учениками другие дети не стремятся общаться, не хотят дружить. Состояние собственной неудовлетворённости своим положением в классном коллективе подталкивает их на ничем не обусловленные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость. 2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют четверть всех неуспевающих учеников). У детей данной группы выявлены нарушения в раннем периоде развития (например, патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Такие дети зачастую страдают разными хроническими заболеваниями. Также многие из них живут в неблагополучных социальных условиях. Эти дети очень тяжело приспосабливаются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на начальных этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы [9]. 3. Функционально не созревшие дети. Такие ученики прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Однако, в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Одни становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. В первое время это можно объяснить, так как проходит адаптация к новым школьным условиям. Тем не менее, проходит 1-2 месяца, но ничего не меняется, успехов нет. Тогда становится ясно, что определенные функции организма ещё не созрели для школы, учёба им пока не дается. Другие дети быстро устают (нет школьной выносливости), третьи не могут сосредоточиться, четвертые не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. 4. Ослабленные дети. Все знают, что среди детей, поступающих в первый класс, являются полностью здоровыми только 20-30%. По неполным данным, около 30-35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, примерно 8-10% имеют нарушения зрения, более чем 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития [22]. Такие дети с трудом привыкают к обучению в школе. Их отгораживали от всего дома, не давали напрягаться, их развитие запаздывает от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация). Существует еще одна категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков [19, с.78]. 5. Системно-отстающие дети. Слишком эмоциональные, умственные, физические нагрузки, которые связаны с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения в основном наблюдаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Минимальные отклонения в различных функциональных системах, соединяясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не могут организовать свою деятельность, не способны удерживать собственное внимание, не могут установить нормальные отношения с одноклассниками, сильно реагируют на отказ, не могут владеть собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе. 6. Нестандартные дети. Слово «нестандартный» редко употребляется со словом ребенок, но так или иначе, такое понятие существует. Среди таких детей все те, кто "выпадает" по различным причинам из среднестатистической школы: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды - и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии. К нестандартным, относятся и всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку не дослушав вопроса, подпрыгивают, нервничают, 7. Депривированные семьёй и школой дети. Существенная часть младших школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Зачастую школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Педагогу знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснения педагога, сидят с безучастным взглядом, могут лечь на парту и даже уснуть. Уроки им кажутся слишком длинными. Утомление у них определяется в слишком пониженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, достаточно плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются. Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный педагог тотчас определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными. Таким образом, мы изучили основные подходы к классификации причин неуспеваемости младших школьников и выяснили, что наиболее полной является классификация Ю.К. Бабанского. Ученый разделяет причины неуспеваемости на причины внутреннего (дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объём знаний, умений и навыков) и внешнего (педагогические причины) плана. Но так, же стоит отметить, что у всех авторов мы можем увидеть такие причины неуспеваемости, как мотивация и эмоциональное самочувствие. 1.3 Школьная мотивация и эмоциональное состояние, как причины неуспеваемости младших школьников Школьная мотивация и эмоциональное состояние младших школьников играет важную роль в становлении личности. Без этих компонентов невозможна эффективная учебная деятельность, развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Они оказывают на продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности. Если же такие компоненты снижены, то это, в свою очередь приводит к снижению успеваемости и деградации личности. Мы рассмотрим подробнее эти составляющие успешного обучения. 1. Школьная мотивация. Мотивационную сферу человека составляет совокупность потребностей, мотивов и целей, которая формируется и развивается в течение всей его жизни. Часть мотивационной сферы, которая формируется на определенном этапе жизни человека, называется мотивацией [15]. Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в тоже время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация – к деятельности, не давая этому кого-либо объяснения. По мнению В. Г. Асеева, мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию [1]. Таким образом, можем сделать вывод, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних стимулов, для побуждения человека к выполнению действий на удовлетворение своих потребностей. Мотив – это причина данных действий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Психология, 98 страниц
520 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg