Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Особенности аудирования как вида речевой деятельности и способа речевого общения.

natalya1980er 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Аудирование также помогает говорящему установить самоконтроль над собственной речью, то есть помогает понимать, насколько верно он строит высказывание и насколько точно реализуются его речевые намерения. Из всего вышесказанного можно выделить главную проблему аудирования, а именно недостаточная изученность данного вида речевой деятельности. Это вызвано, тем, что раньше аудированию уделялось слишком мало внимания. Сегодня ситуация значительно изменилась. В последние годы появилось много новых работ, в которых уточняются задачи и функции аудирования в учебной деятельности школьников, осуществляются попытки выделить умения слухового восприятия и описываются упражнения. Однако таких работ недостаточно для полного решения этой проблемы. Второй проблемой аудирования является недостаточная осведомленность в психологических и лингвистических аспектах аудирования, уровнях восприятия и способах их определения. Цель данной курсовой - теоретически обосновать методику обучения аудированию на разных этапах обучения. Задачи исследования: o охарактеризовать аудирование как способ речевого общения и вид речевой деятельности; o уточнить цели и содержание обучения аудированию; o установить этапы работы над аудиотекстом, соответствующие каждому этапу задачи и упражнения; o изучить специфику обучения аудированию на разных этапах обучения. Определить требования к аудиотекстам: выявить факторы, определяющие успешность обучения аудированию и в соответствие с ними найти наиболее эффективные приемы обучения аудированию на разных этапах обучения. Использовались методы: анализа психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы; анализа школьных программ, учебников; книг для учителя; качественно-количественного анализа данных.
Введение

Развитие навыка понимания иностранной речи на слух – один из важнейших ключевых моментов изучения любого иностранного языка. Ещё с давних времён знание иностранных языков было показателем высокой образованности. В настоящее время это уже перестало быть роскошью, а стало необходимостью. Одним из важных критериев при трудоустройстве является именно знание одного или более иностранных языков. Что значит же знать язык? Это значит уметь общаться на изучаемом иностранном языке. Для того чтобы общаться, недостаточно знать, как говорить, писать, или читать, имеет важное значение также понимать, что говорит вам собеседник. Именно этому и обучает аудирование. Аудирование - это деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух. Стоит также отметить, что аудирование как действие, является неотъемлемой частью любого устного общения: производственного, бытового и личного. Следовательно, что без этого вида речевой деятельности невозможна реализация свободного речевого общения. Современное положение иностранных языков в обществе требует качественного овладения этим видом речевой деятельности. Ведь ученик, не имеющий навыков и умений аудирования просто не способен воспринимать обращённую к нему речь.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Особенности аудирования как вида речевой деятельности и способа речевого общения 4 1.1 Лингвопсихологическая характеристика аудирования 4 1.2 Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания иноязычного текста на слух 6 Выводы по главе 9 Глава 2. Методика обучению аудирования 10 2.1 Цели и содержание обучения аудированию 10 2.2 Требования к аудиотекстам 16 2.3 Этапы работы над аудиотекстом и задачи каждого из этапов 19 Выводы по главе 22 Глава 3. Технология обучения аудированию 23 3.1 Система упражнений в аудировании 23 Вывод по главе 27 Глава 4 Специфика обучения аудированию на разных этапах обучения 28 4.1 Обучение аудированию на начальном этапе 28 4.2 Обучение аудированию на среднем этапе 30 4.3 Обучение аудированию на старшем этапе 31 Вывод по главе 33 Заключение 34 Список используемой литературы 35
Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2009; 2. Щукин. А.Н. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М., Омего-Л, 2010; 3. Леонтьева М.Р., Об обучении иностранному языку в общеобразовательных учреждениях. М., Просвещение, 2005; 4. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М., 1988; 5. Зимняя В.Н., Педагогическая психология. М., Просвещение, 1986; 6. Бабинская П.К., Практический курс методики преподавания иностранного языка. Минск, Тетра систем, 2005; 7. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988; 8. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под.ред. В.М. Филатова) / Серия « Среднее профессиональное образование». Ростов н/Д, Феникс, 2004; 9. Методики обучения иностранным языкам в средней школе / отв.ред. М.Н. Колкова. Спб., КАРО, 2005; 10. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. М., Просвещение, 1978; 11. Уайзер Г., Фоломкина С. «Развитие понимания устной речи в 5 – 6 классах». Ж. «Иностранные языки в школе»,1960; 12. Елухина Н.В. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе». Ж. «Иностранные языки в школе». – 1986; 13. Журнал «Английский язык. Все для учителя!» № 6 – 2015; 14. Афанасьева О.В., Дули Д. и др. Английский язык (Английский в фокусе) 10,11. M., Просвещение, 2013; 15. Вербицкая М.В., Манн Малком, Тейлор-Ноулз Стив. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Аудирование и говорение. Macmillan, 2017; 16. Гайдукова Е.В. Английский язык Учебно-методич. пос. по аудированию. М., МГИМО-Университет, 2014.
Отрывок из работы

1.1 Лингвопсихологическая характеристика аудирования Американсикий психолог Браун первый кто ввёл в методику термин «аудирование» в 50-х годах ХХ века. В России этот термин был введён в 60-х годах З.А. Кочкиной, которая написала статью «Что это такое аудирование?" (№5/64 г.). Бим И.Л считала, что аудирование: o « это деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух»; o « сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план»; o « сложное умение воспринимать речь на слух в одноразовом её предъявлении». По определению Рoговой Г.В. и Верещагиной И.Н. «аудирование» - этo понимание вocпринимаемой речи на слух. Оно предcтавляет собой перцептивную мыcлительную мнемическую деятельноcть. Перцептивную - потому что оcуществляется воcприятие, рецепция, перцепция; мыслитель- ную - потому что ее выполнение связано с главными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – так как имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти. Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, которая напрямую связана с восприятием, пониманием и активной обработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Зимняя И.А. отметила cледующие характериcтики аудирования: o аудирование реализует уcтное и непосредственное общение; o оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процеccе общения; o оcновная форма протекания аудирования - внутренняя, неравномерная. Рассматривая специфику опознавания, психологи обращают внимание на том, что в большинстве случаев оно не имеет характер развернутого осознанного действия; если такое действие и возможно, то его можно наблюдать лишь на стадии формирования образа. По мере ознакомления с материалом, процесс опознавания меняется, оно осуществляется мгновенно (симультанно) с помощью самых необходимых информативных признаков. Если этих признаков недостаточно и опознавание не осуществилось или оказалось ошибочным, то восприятие снова принимает более развернутые формы и превращается в сознательное перцептивное действие или в ряд последовательных (сукцессионных) действий. В процессе общения симультанное узнавание имеет преимущество, хотя элементы сукцессивности не исключаются. Наличие и развернутость логических операций, выше перечисленных, зависит от типа понимания: опосредованного (дискурсивного) или непосредственного. Для последнего характерно в большинстве случаев свернутость и сокращенность мыслительных операций, осуществляемых во внутренней речи. Воспринимаемую речь слушающий преобразует с помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховым и речедвигательными анализаторами создается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации о внешнем мире. В процессе аудирования зрительный анализатор заметно облегчает восприятие и понимание речи на слух. Такие зрительные опоры, как органы речи, жесты, мимика, кинемы и другие подкрепляют слуховые ощущения, облегчают внутреннее проговаривание и уяснение смысла речи. Значение внутренней речи для понимания очень важно. Даже в затрудненных условиях (имеются в виду эксперименты с применением внутренних помех) она позволяет воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать. Не стоит забывать и о внутренней речи, её нужно учитывать как основной и необходимый компонент слухового восприятия. В случае продвинутой ступени часто отпадает необходимость в такой моторной деятельности, что указывает на прочную связь речедвигательного слухового и зрительного анализаторов, что хорошо влияет на восприятие и понимание речи. Но даже на продвинутой ступени обучения (экспериментальным путем) установлено скрытое проговаривание при возникновении затруднений в понимании речи на слух и в случае необходимости точного запоминания содержания. Всё это говорит о тесной взаимосвязи аудирования с другими видами речевой деятельности. 1.2 Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания иноязычного текста на слух Чтобы лучше понять что такое аудирование как вид речевой деятельности, необходимо выделить механизмы слухового восприятия. Аудирование напрямую связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда вероятных, что конечно зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта. Некоторые из этих связей прочно закрепились, и их проявление имеет немалую вероятность. Однако происходит «торможение всплывания несущественных признаков», т. е. второстепенных связей, которые не относятся к контексту. Чтобы это предотвратить, нужно лучше изучить структуру аудирования. При восприятии речи на родном языке, избирательность связей проходит достаточно легко, что же касается иноязычной речи, то слушающий должен пользоваться не только активным словарем, но и пассивным, приобретенным, в большинстве случаев, в процессе чтения. Закрепленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко ассоциируется со слуховым. Нужно отметить, кроме того, так называемый потенциальный словарь, который вовсе не использовался в языковом опыте учащихся (слова иностранного происхождения, сложные или производные слова, образованные из известных учащимися аффиксов). Пассивный и потенциальный словари имеют индивидуальное восприятие у каждого учащегося. Это зависит от темы, условий восприятия, от соотношения между известными и неизвестными лексемами, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из целого ряда вероятностных гипотез. Вероятностное прогнозирование отражается на всех этапах языка - от слога до текста, причем, чем шире контекст и сложнее структура целого сообщения, тем больше восприятие зависит от вероятностной оценки всего сообщения. Вероятностное прогнозирование играет немаловажную роль в аудировании. Аудирование и понимание обеспечиваются механизмами кратковременной памяти, долговременной памяти и вероятностного прогнозирования и осмысления. При аудировании речи на родном языке прогнозируется чаще всего смысл высказывания. Форма и содержание создают, в данном случае, полное единство. При восприятии иноязычной речи подобного единства не наблюдается. Языковая форма в течении долгого времени остается неустойчивой опорой для смыслового прогнозирования, хотя именно на ней концентрируется внимание слушающего. Существуют две причины, которые затрудняют слуховое восприятие и понимание: 1)направленность внимания учащихся только на общее содержание и неумение понять побочную, но крайне важную для более глубокого осмысления информацию; 2) слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание. У школьников смысловое прогнозирование опирается на фантазию и домысливание малопонятных фактов, не учитывая языковой формы сообщения. Таким образом, аудирование, непосредственно связанное с пониманием чужих мыслей и замысла, лежащего в основе высказывания, предусматривает наличие высокого уровня развития лексических, грамматических и фонетических автоматизмов. Лишь с учётом данного условия, внимание школьника может быть сконцентрировано на содержании. Также важно, чтобы трудности аудиотекстов всегда были несколько выше языковых возможностей. Только с учётом данных условий слушающий будет стараться использовать операции вероятностного выбора и комбинирования, опираться на контекст. Каждое прослушивание должно сопровождаться конкретными и посильными заданиями. Аудирование также связано с функциями памяти. Память на ряду с такими механизмами как oщущениями, воcприятием, воoбражением, относят к чувствительному познанию челoвеком окрyжающего мира. Мышление и речь называют рациональными, или умственными способами познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире то, что в его ощущениях и восприятии не представлено. Не стоит забывать, что для того, чтобы речевое сообщение было понято правильно, учащийся должен удерживать слова и фразы, а также соотносить слышимое сейчас с фразами, которые слышал до этого, и переводить поcледoвательный ряд поcтупающих cигналов в единый. За эти функции отвечает оперативная память. Кратковременная и оперативная память помогают переходу некоторой части информации в долгoвременную память. Таким образом, основными психологическими процессами, которые используются при аудировании являются: память, воображение, восприятие и мышление. Главным в работе педагога с аудированием является учет этих особенностей психики человека. Выводы по главе Аудирование - это достаточно сложный и важный вид внутренней речевой деятельности, который осуществляется при помощи внутреннего проговаривания, пассивного и потенциального словарей, вероятностного прогнозирования. Основные психологические процессы, используемые при аудировании - память, воображение, восприятие, мышление и внимание. ? Глава 2. Методика обучения аудированию 2.1 Цели и содержание обучения аудированию В новейших программах по иностранному языку в качестве главной цели выдвигается развитие у учащихся способности: o в условиях непринужденного общения в различных ситуациях понимать слова собеседника, в том числе при наличии незнакомых языковых средств - в рамках требований программы для каждого типа учебного заведения; o понимать (учебные и аутентичные) аудиотексты с различной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований): понимание основного содержания; понимание содержания полностью и выявление наиболее важных фактов (данные уровни проникновения в текст определяются коммуникативной задачей, типом аудиотекста и условиями его восприятия). Также, как и в сфере целеполагания применительно к чтению и другим видам речевой деятельности, в новых формулировках целей обучения аудированию выдвинут на первый план прагматический аспект, который выражается в ориентации на слуховую рецепцию в естественных ситуациях общения. В современных программах целевые требования направлены на уровень понимания содержания, на качественную характеристику воспринимаемого на слух иноязычного текста. Например, по окончании начального этапа (начальная школа) учащиеся должны уметь понимать (с опорой на наглядность, паралингвистические средства) основное содержание учебных и аутентичных текстов, которые соответствуют уровню обученности и развития детей, их интересам и потребностям: короткие сказки, небольшие рассказы, описание животных, занимательные истории, детские мульти-видеофильмы, а также полностью понимать короткие сообщения учителя и сверстников, построенные на знакомом языковом материале. В рамках базового курса ставятся задачи - научить школьников понимать основное содержание кратких и несложных аутентичных текстов (прогноз погоды, объявление, программы радио- и телепередач) и выделять для себя наиболее значимую информацию. Перед учащимися школ с углубленным изучением иностранного языка ставятся при этом достаточно сложные задачи - овладеть тремя видами аудирования: - аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста (listening for detail); - аудирование с общим охватом содержания, т.е. с пониманием лишь основной информации (listening for themain idea); - аудирование с извлечением специфической информации (listening for specificin formation). При этом подразумевается, что аудиотексты (теле- и радиопередачи разных жанров, теле- и видеофильмы, в том числе познавательного, страноведческого и публицистического характера, доклады и сообщения) могут содержать информацию как монотематического, так и политематического характера и отличаться большей степенью информационной насыщенности, нежели по другим вариантам изучения иностранного языка. Что касается возможных типов аудиотекстов, то они также могут быть сгруппированы с точки зрения их соответствия возрастному уровню развития ученика и конкретных целей обучения на разных этапах. Так, для начальной школы наиболее уместными могут быть такие тексты, как детские песни, стихи, сказки, рассказы, личное письмо в телестудию, мультфильмы, а для учащихся средней школы (5-9 классы) - наряду с вышеназванными, объявления диктора в аэропорту, на вокзале, прогноз погоды, а также подростковые телепередачи и видеофильмы. В основе этих трех видов аудирования лежат базовые умения, которые подлежат усвоению в процессе обучения иностранному языку. Также планируется постепенное (от этапа к этапу) усложнение речевых умений и содержания обучения аудированию. Кроме этого, учащиеся осваивают комплекс учебных и компенсирующих (адаптивных) умений, которые вместе с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста. К общеучебным умениям можно отнести следующие: o выделение необходимой, значимой информации; o сопоставление (сравнение), классификация информации в соответствии с определенной учебной задачей; o предвосхищение информации; o обобщение / оценка полученной информации; письменная фиксация воспринимаемой на слух информации и др. Компенсирующие умения - это умения, которые позволяют учащемуся успешно понимать звучащий текст при условии ограниченного языкового и речевого опыта: o языковая и контекстуальная догадка о значении незнакомых языковых средств; o опора на информацию, которая следует перед аудиотекстом, на различные паралингвистические средства (жесты, мимику, наглядность и др.), на план, ключевые слова текста, его структуру и сюжетную линию, на свой речевой и жизненный опыт в родном языке, на знание предмета сообщения и др. Итак, исходя из целей и задач, поставленных учителем перед учащимися, определяется содержание обучения аудированию. Содержание обучения аудирования содержит в себе лингвистический (в том числе лингвострановедческий и социокультурный) компонент, т.е. языковой и речевой материал, страноведческие, лингвострановедческие и социокультурные знания; психологический компонент, представляющий собой психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, коммуникативные навыки и умения; методологический компонент - комплекс учебных и компенсирующих умений, которые в совокупности с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста. Как уже говорилось выше, лингвистический компонент содержания обучения содержит языковой и речевой материал - лексический, грамматический, фонетический. Однако наибольший интерес представляет материал на уровне текста. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть вопрос о требованиях к отбору текста. Психологический компонент содержания обучения - это прежде всего действия, которые обеспечивают функционирование механизмов аудирования, а также действия с конкретным языковым и речевым материалом, который благодаря упражнениям преобразуется в навыки и умения. В качестве основных умений аудирования выделяют следующие 6 умений: o отделять главное от второстепенного; o определять тему сообщения; o членить текст на смысловые связи; o устанавливать логические связи; o выделять главную мысль; o воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца без пропусков. Также выделяют несколько другую группу умений: o воспринимать, сегментировать (разделять) поток речи и дифференцировать (различать) воспринимаемые звуки и комплексы; o интегрировать (объединять) их в смысловые блоки; o удерживать их в памяти во время слушания; o осуществлять вероятностное прогнозирование (языковое и смысловое); o исходя из ситуаций общения, понимать воспринимаемое. Общеучебные и компенсирующие умения, которые составляют методологический компонент содержания обучению аудированию, включают в себя умение вести записи во время аудирования, пользоваться различными опорами, обходить трудности, использовать информацию, опережающую аудирование (картинки, план, ключевые слова), а также опора на свой жизненный опыт, на знание предмета сообщения. Все эти умения комплексные. Они основываются на одновременной работе многих механизмов на структуре аудирования как вида речевой деятельности. При выявлении трудностей текста предусматривается способ передачи главной мысли - индуктивный или дедуктивный, форму предъявления - аудитивная, аудиовизуальная. Также принимаются во внимание, кроме того, относится ли текст к определенному стилю и жанру, сфера общения. С учетом вышесказанного можно выделить три группы текстов, отличающихся тем или иным уровнем сложности: 1) легкие тексты: - составленные (учебные) и полуаутентичные тексты разговорно - литературного, научно - популярного и художественного стилей в жанре сообщения или фабульного повествования с простым последовательным изложением; - основная идея выражена в начале текста; - неофициальная сфера общения в форме несложного монолога или диалога; - сообщение или запрос информации; 2) тексты средней сложности: - аутентичные и полуаутентичные тексты разговорно - литературного, научно - популярного или художественного стиля в жанре беседы, сообщения, описания с последовательным и простым изложением; - основная идея выражена в начале или в середине текста; - сфера общения: официальная и неофициальная; монолог - описание или повествование; диалог - распрос или объяснение; полилог с ограниченным количеством сюжетных линий; 3) трудные тексты: - аутентичные тексты публицистического, научно - популярного и художественного стилей в жанре беседы, интервью, репортажа, описания; - основная идея выражена в конце текста или не выражена явно; - сфера общения неофициальная, полилог с разнообразными сюжетными линиями, монолог в диалоге. Важным условием при обучении аудированию у учащихся является мотивация. Если учащийся испытывает потребность слушать, это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже работа органов чувств, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов. Стоит помнить, что если учащийся не имеет мотивации к чему либо, а в данном случае к аудированию, то он не сможет полноценно, качественно изучить иностранный язык, так как аудирование играет важную роль в познании языка. Вывод: Таким образом, главной целью обучения аудированию является развитие у школьников способностей воспринимать на слух иноязычную речь. Содержание обучения аудированию содержит три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Тексты для обучения аудированию можно выделить по степени сложности: легкие, средние и трудные тексты. 2.2 Требования к аудиотекстам Целью обучения аудированию является формирование способности понимать иноязычную речь, которая как правило представлена в виде аудиотекста. Являясь центральным звеном методики обучения аудированию, аудиотексты представляют собой целесообразно отобранные, аутентичные и законченные фрагменты звучащей речи. Аудиотекст имеет смысловую завершенность, структурную целостность и композиционную оформлен-ность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 56 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg