Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, МЕНЕДЖМЕНТ

История создания основ операционного менеджмента: Возрастающее значение производства услуг – 60% ВВП (1990-е годы). Важные события и даты их появления

natalya1980er 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
В мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг, доля которых в их общем объеме в настоящее время составляет около 30%. Это в целом соответствует тенденции глобализации мировой экономической системы и большинством авторов расценивается как признак формирования нового типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития
Введение

Сфера услуг - совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Последние десятилетия характеризуются увеличением роли сферы услуг в мировой экономике. Увеличивается спектр предлагаемых услуг, наблюдается рост числа занятых в этой сфере. Доля сферы услуг в совокупном ВВП в настоящее время составляет около 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. В сфере услуг занято более половины работоспособного населения мира. Для промышленно-развитых стран среднегодовые темпы прироста ВВП в сфере услуг за последние два десятилетия составили в среднем 6 % и существенно опережают по значению темпы прироста ВВП в сфере производства товаров ~ 2,5%. Аналогичные тенденции характерны и для ряда развивающихся стран, где темпы производства в отраслях сферы услуг имеют еще более высокие значения.
Содержание

Введение 3 1.Тенденция увеличения доли сферы услуг в ВВП. 4 2. Отечественная сфера услуг. 7 3.Сопоставление динамики доли сферы услуг в ВВП и ВВП на душу населения в различных странах. 15 4.Возрастающее значение сферы услуг на современном этапе. 16 Заключение 23 Список литературы 25
Список литературы

1. Балаева О., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №3. 2. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — №2. 3. Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №2. 4. Кликич Л.М. Эволюция сферы услуг: неравновесный подход. — М.: Изд-во МСХА, 2004. 5. Рутгайзер В.М., Корягина Т.И., Арбузова Т.И. и др. Сфера услуг. Новая концепция развития. — М.: Экономика, 1990. 6. Гордин, В. Э. Менеджмент в сфере услуг / В.Э. Гордин, М.Д. Сущинская. - М.: Бизнес-пресса, 2017. - 272 c. 7. Секерин, В.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 424с. 8. www.oecd.org. 9. www.worldbank.org. 10. www.wto.org.
Отрывок из работы

1.ТЕНДЕНЦИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ СФЕРЫ УСЛУГ В ВВП. Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в ВВП обозначилась в развитых государствах в 1960–1970-х гг. В настоящее время, по оценкам Мирового банка, вклад сервисного сектора составляет около 70% мирового ВВП производительность и готовность. К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых в 2006 г. превысила 3/4 ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%), США (76%), Бельгия (75%), Великобритания (75%). В целом можно утверждать, что более 50% ВВП практически всех государств Западной Европы и Северной Америки, а также некоторых стран Юго-Восточной Азии, таких как Гонконг (90%), Сингапур (65%), приходится на долю сервисной индустрии. В этих государствах высокий уровень развития сферы услуг, как правило, обеспечивается за счет самых разнообразных видов сервисной деятельности — финансово-кредитных, образовательных, бытовых, туристических, медицинских, телекоммуникационных и других услуг. В последние десятилетия отмечаются не только сдвиги в отраслевой структуре мирового хозяйства, но и существенное увеличение доли, населения занятого в производстве услуг. Во многих странах мира этот показатель превышает соответствующее значение для промышленного производства. Так, наибольшая доля занятых в сервисном секторе в 2005 г. приходилась на Люксембург (80% занятого населения), США (79%), Нидерланды (77%), Великобританию (76%), Швецию (76%), Австралию (75%), Канаду (75%), Францию (74%), Бельгию (73%), Данию (73%) и некоторые другие страны. Во многих из тех государств, которые не относятся к группе высокоразвитых, сектор услуг также играет весьма значимую роль. Примечательно, что в сфере услуг таких стран нередко доминирующими выступают отдельные сервисные отрасли. Это касается в первую очередь государств, обладающих уникальными природными ресурсами, и/или стран, на территории которых находятся памятники всемирного культурного наследия. Основную роль в их экономике играют туристическая сфера, финансово-кредитная система, транспорт и некоторые другие отрасли индустрии услуг. Так, доля сферы услуг в ВВП в 2006 г. составила в Иордании 67%, на Ямайке и в Парагвае — 61%, в Тунисе — 60%. В современной экономике услуги выступают полноправными объектами мировой торговли. Из-за неосязаемости услуг этот вид внешнеэкономических отношений иногда называют «невидимым» экспортом и импортом. При этом экспорт и импорт услуг может носить как самостоятельный характер, так и сопутствовать торговле продуктами промышленного производства на мировом рынке (например, страховые, юридические, банковские и тому подобные услуги). По данным ВТО, в 2006 г. объем экспорта коммерческих услуг в мире составил $2766 млрд, а импорта — $2627 млрд, в то время как в 1980 г. соответственно $365 и $402 млрд. Мировым лидером в области торговли услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг в 2006 г. равнялась 14,4% и 11,7%. Активное развитие сферы услуг обусловлено влиянием целого ряда факторов, среди которых один из всемирно признанных авторитетов в области управления сервисными организациями К. Лавлок выделяет такие, как: 1. политика государства; 2. тенденции бизнеса; 3. совершенствование информационных технологий; 4. социальные изменения; 5. интернационализация. Инструментами воздействия на сервисный сектор, связанными с проведением политики государства, являются смягчение государственного регулирования, приватизация сервисных организаций, снижение ограничений в торговле услугами, ужесточение законов, направленных на увеличение степени защиты прав потребителей и сотрудников, усиление охраны окружающей среды и т.п. К тенденциям бизнеса, наиболее значимым для развития сферы услуг, относятся расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентация организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала. Развитие информационных технологий проявляется в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, все более интенсивном использовании компьютерной техники и сети Интернет, появлении новых и усовершенствовании традиционных видов услуг. Благоприятные социальные изменения заключаются в росте доходов населения, трансформации стиля жизни, повышении культурно-образовательного уровня, что сопровождается увеличением затрат на потребление услуг. Наконец, фактор интернационализации находит отражение в выходе организаций сферы услуг на новые рынки, активизации процессов слияния и поглощения на международном уровне, расширении деятельности транснациональных сервисных компаний, увеличении числа зарубежных поездок потребителей услуг и т.п. 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СФЕРА УСЛУГ. Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сервисного сектора в ВВП. Однако долгое время отечественная сфера услуг сильно отставала от аналогичного сектора экономик большинства развитых государств. В 1970–1980-х гг. во многих странах начался период бурного роста сервисного сектора, тогда как в экономике СССР сфера услуг играла отнюдь не ведущую роль, несмотря на очевидные достижения в области образования, здравоохранения, культуры и ряде других сервисных отраслей. Во многом это можно объяснить комплексным взаимодействием таких факторов, как жесткое государственное регулирование и отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг, низкий уровень конкуренции сервисных организаций, государственная монополия на некоторые виды сервисной деятельности (внешняя торговля, страхование, банковская сфера и др.), негибкость большинства государственных производителей услуг при изменении спроса и предпочтений потребителей, механизм финансирования сервисной сферы (по «остаточному принципу»), почти полная закрытость отечественной сферы услуг для доступа из внешнего мира. Безусловно, формирование новой системы социально-экономических отношений в постсоветской России оказало благотворное влияние на развитие отечественной сферы услуг. Тем не менее следует отметить некоторые сложности, сопутствовавшие процессу преобразования российской сферы услуг в начале 1990-х гг., когда наблюдалось снижение темпов производства, уменьшение реальных доходов населения, прокатилась волна массовых сокращений. Вынужденный отказ от потребления услуг на регулярной основе, в частности бытовых, повлек за собой переключение домохозяйств на практику самообслуживания и вызвал значительное падение спроса на услуги парикмахерских, прачечных и химчисток, мастерских по ремонту обуви и т.д. Помимо бытовых существенно снизилось потребление платных услуг учреждений культуры (музеев, театров и кинотеатров), предприятий общественного питания (кафе и ресторанов), гостиниц. В целом среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг снизились в 1991–1995 гг. на 24,9%. Однако статистические данные не отражают еще одну характерную черту того периода — теневые отношения, которые, охватив многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотили организации сервисного сектора Российской Федерации. Неформальное предоставление услуг, не требующее интеллектуальных ресурсов для разработки стратегии, внушительных материальных и финансовых затрат для ее реализации, замедлило развитие не только отдельных сервисных организаций, но и ряда отраслей отечественной сферы услуг. Перенос акцента на неформальный сектор услуг являлся закономерным способом адаптации населения к реализуемым реформам: в предоставление подобных услуг была вовлечена в первую очередь часть населения, не обладавшая исходными финансовыми, социальными и иными ресурсами для инициации официального бизнеса. Достаточно широкое распространение получило оказание услуг частными лицами, не вступающими в отношения найма, а также предоставление услуг сотрудниками организаций с использованием ресурсов этих организаций при условии полного или частичного присвоения вырученных средств (типичными примерами являлись парикмахерские услуги и обслуживание в автосервисе). Неформальное потребление услуг — двусторонний процесс, в который вовлечены лица, не только предоставляющие услуги, но и их потребляющие. Воспроизводство неформального рынка услуг в существенной степени было обусловлено ограниченным спектром официально предоставляемых услуг, а также их высокой стоимостью относительно доходов населения. В качестве фактора, в некоторой степени сдерживающего рост неформального рынка услуг, выступало отсутствие формальных гарантий, позволяющих в случае необходимости предъявлять иски в судебные инстанции. В рассматриваемый период трансформации российской экономики в стране начались приватизационные процессы, в том числе в отношении сервисных организаций. Часто к моменту приватизации такие организации находились в весьма неудовлетворительном состоянии, практически не имея перспектив выживания. Именно благодаря разгосударствлению и смене собственника они обрели «второе дыхание» и получили возможность дальнейшего развития. К началу третьего тысячелетия кризис в потреблении услуг, имевший место в период перехода от социалистической плановой экономики к рыночным отношениям, в целом был преодолен. Относительная стабилизация экономики страны благоприятно отразилась и на сервисной сфере: наметились тенденции к увеличению предложения и появлению новых видов услуг, совершенствованию качества и в итоге к повышению спроса на услуги и изменению его конъюнктуры. Такая активизация роли сервисного сектора в российской экономике стала возможной благодаря воздействию ряда факторов, а именно: приватизации, устранению монополии государства на некоторые виды услуг, созданию законодательно-правовой базы предпринимательской деятельности, либерализации ценообразования и формированию конкурент - ной среды, демонополизации внешнеэкономической деятельности. В 2006 г. доля доходов от сферы услуг в ВВП России составила уже 56%. За периоды 1996–2000 гг. и 2001–2005 гг. среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг в нашей стране увеличились соответственно на 2% и 5,4%. Доля расходов на оплату различных услуг в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств также существенно возросла — с 13,8% в 2000 г. до 25,2% в 2006 г. [11]. Модернизация экономики России не только стимулировала развитие традиционных сервисных видов деятельности, но и способствовала возникновению относительно новых для страны типов услуг, таких как аудиторские, консалтинговые, дизайнерские и другие. Можно утверждать, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне цивилизованными рыночными отношениями. В новых социально-экономических условиях особую актуальность приобретает государственное регулирование деятельности отечественной сферы услуг и отдельных сервисных отраслей. Весьма значимыми для сервисного сектора являются: 1. законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»; 2. законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.п.; 3. ограничение или запрет импорта определенных услуг; 4. ограничение деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг (например, им может быть разрешено осуществление только определенного вида сервисной деятельности и/или могут быть введены жесткие стандарты, квоты, налоги и другие ограничительные меры); 5. разработка нормативных документов по безопасности и качеству услуг, их стандартизации, сертификации. В соответствии с общемировой тенденцией более половины малых предприятий относятся именно к сфере услуг. По оценкам специалистов, развитие малого бизнеса является одним из наиболее экономичных и быстрых путей ее расширения. Принципиальную роль в развитии отечественной сервисной отрасли играет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Государственное содействие малому и среднему бизнесу осуществляется по различным направлениям: оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная помощь, поддержка в области инноваций, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и т.п. Следует отметить, что к малому и среднему бизнесу относится значительное число франчайзинговых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг. Данная модель предпринимательства стала развиваться в России только в конце 1990-х гг. Сейчас на российском рынке уже успешно функционирует ряд международных франчайзинговых компаний, например Baskin Robbins, English First, Carlo Pazolini, Kodak, Sbarro, Subway и др. Среди отечественных предприятий, использующих франчайзинговые схемы ведения бизнеса, можно выделить такие, как «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка» и др. Согласно результатам исследования рынка франчайзинга в Российской Федерации, проведенного компанией Deloshop, в 2007 г. в нашей стране действовало около 600 франчайзеров, при этом некоторые из них являются таковыми лишь формально, т.к. не обладают необходимыми компетенциями и не в состоянии соблюдать соответствующие «правила игры». Несмотря на это, перспективы расширения франчайзинга в России представляются весьма благоприятными в первую очередь в сферах торговли и общественного питания. Франчайзинг как модель предпринимательства предполагает взаимодействие франчайзеров и франчайзи, позволяющее получать от партнеров необходимые ресурсы для производства продукции и/или услуг. Однако франчайзинг является лишь частным случаем установления подобного тесного сотрудничества организаций. Партнерские отношения также могут служить основой деятельности стратегических альянсов, совместных предприятий, деловых сетей. Соответственно, современная организация, в том числе и сервисная, является уже не отдельной хозяйственной единицей, а выступает субъектом хозяйственных связей в сети взаимодействующих на рынке бизнес-единиц. Таким образом, в условиях глобализации экономики, стремительного развития научно-технического прогресса, высокой степени турбулентности внешней среды четкая граница между организацией и ее окружением размывается. В практике бизнеса, в том числе в сервисной индустрии, получила распространение концепция маркетинга взаимоотношений («маркетинг партнерских отношений», «маркетинг взаимодействий»), которая в широком смысле подразумевает формирование и укрепление компанией долгосрочных, основанных на стремлении к получению взаимной выгоды устойчивых отношений со своими потребителями, поставщиками, инвесторами, государственными учреждениями, финансовыми институтами и прочими заинтересованными группами. При этом появляются новые организационные формы, цель которых состоит в обеспечении быстрой и гибкой реакции на изменения в технологии, конкуренции и потребительских предпочтениях. Их деятельность основана на партнерских отношениях экономических единиц, которые не конкурируют между собой, а являются компаньонами и взаимовыгодно дополняют друг друга. Несмотря на то что маркетинг взаимоотношений появился в России позднее, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, экспансия процессов структурирования рынков в нашей стране уже очевидна, что находит отражение в b-2-b- и в b-2-c-секторах, в том числе в сфере услуг. В частности, получает распространение взаимодействие сервисных и промышленных компаний (например, торговых и производящих реализуемые товары), нескольких сервисных организаций (например, авиакомпаний и гостиниц), а также формируются устойчивые связи производителей и частных лиц — потребителей услуг.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg