Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (на базе ГКОУ СПО Кабардино-Балкарский колледж «Строитель» г. Нальчик)

inna_lina92 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Современная система образования испытывает на себе воздействие многих социальных факторов, она оказалась практически обесцеленной, идейно ослаб¬ленной, а педагоги - обезоруженными и обессиленными перед стихийным воз¬действием негативных явлений. В полной мере это относится к среднему профессиональному образованию, которое призвано удовлетворять потребности общества в конкурентоспособных специалистах, уровень профессиональных компетенций которых обеспечил бы им достойное присутствие на рынке труда.
Введение

Динамизм преобразований, происходящих в современном мире, усиливает роль образования как гаранта качества жизни человека и развития у него способности адаптироваться в непрерывно изменяющихся условиях. Однако в ус¬ловиях социальных, духовных, интеллектуальных, технологических перемен система образования оказалась практически обесцеленной, идейно ослаблен¬ной, а педагоги — обезоруженными и обессиленными перед стихийным влияни¬ем негативных явлений. Неоспоримым фактом стали разруше¬ние сложившихся ценностных норм и ориентации, нарушение системы социа¬лизации личности, а точнее сказать, полное её отсутствие. Большинство студентов первых-вторых курсов не владеют умениями адаптироваться к но¬вым для них условиям профессионального образования. Они не готовы к ус¬воению требуемого объема профессиональных знаний, испытывают трудности в общении с сокурсниками и педагогами; трудно выстраивают линию жизни в быту; не воспринимают досуг как средство овладения профессиональными зна¬ниями и умениями. Вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов в средних профессиональных учебных заведениях рассмотрены в работах С.Я. Батышева [8], B.C. Безруковой [10], А.П. Белкина [11], А.П. Беляевой [12], В.К. Буряка [17], И.Н. Грызловой [22], П.А. Добряева [27], Н.М. Киселева [31], В.Ф. Колобкова [34], A.B. Кудряшовой [37], O.JI. Поминовой [44], В.А. Садовничева [45], Т.М. Трегубовой [47] и др. В работах данных авторов отмечается, что выпускник среднего профессионального учебного заведения сегодня трудится в условиях социально-экономических реформ в стране. Однако средние профес-сиональные учебные заведения слабо ориентированы на создание оптимальных условий для социальной адаптации молодых людей в студенческой среде. Сис¬тема среднего профессионального образования не выполняет в полной мере функцию социальной адаптации будущего специалиста с максимальным учетом его потребностей и общества в целом. В изучении данной проблемы мы опирались на имеющиеся работы по про¬блеме адаптации. Определенный интерес представили исследования М.В. Ан¬троповой [4], Г.А. Балла [7], Ф.Б. Березина [13], И.А. Георгиевой [20], Р.Г. Гуровой [24], М.П. Гурьяновой [25], Н.М. Киселева[31], Д.В. Колесова [33] и др., посвященные определению понятия «адаптация». Важным для нас явился тот факт, что в науке проблема адаптации рассмат¬ривается с разных точек зрения. С психолого-педагогических позиций процесс адаптации изучали А.Н. Жмыриков [28], Е.А. Климов [32], К.К. Платонов [42], В.А. Поляков [43] и др. Обосновывают необходимость целенаправленного педагогического управ¬ления процессом адаптации, раскрывают пути и средства повышения его эф¬фективности Г.М. Андреева [2], И.С. Кон [35], A.B. Кудряшов [37], A.B. Мудрик [40], A.A. Налчадмян [41], И.Ф. Плетенева [42] и др. Социально-психологический аспект адаптации учащихся исследуется в ра-ботах Д.А. Андреевой [2], Ф.Б. Березина [13], И.А. Георгиевой [20], Л.А. Гор¬дона [21] и др. Проблемы адаптации студентов в современных социально-экономических условиях поднимаются в исследованиях Д.А.Андреевой [2], М.В.Антроповой, П.Р. Атутова [5], E.JI. Бодренковой [14], В.И. Брудного [15], Л.П. Буевой[16] и др. Анализ состояния деятельности средних профессиональных учебных заве¬дений позволил сформулировать ряд противоречий: - между традиционной профессиональной педагогикой, считавшей воору¬жение будущих специалистов профессиональными знаниями и умениями сво¬ей единственной задачей, и современными требованиями к подготовке специа¬листов, учитывающими целостный характер обучения, воспитания и развития как социального явления; - между необходимостью утверждения нового качества образования в средних профессиональных учебных заведениях, вызванного потребностью формирующейся рыночной экономики, и недостаточной готовностью средних профессиональных учебных заведений отвечать этим требованиям; - между объективной необходимостью формирования у студентов готовно¬сти к социально-профессиональной адаптации как важнейшего условия повы¬шения качества их профессионализма и неразработанностью в средних про¬фессиональных учебных заведениях программы и педагогических условий эф¬фективной организации данного процесса. Разрешение вышеуказанных противоречий требует определения сущности социально-педагогической адаптации студентов средних профессиональных учебных заведений, создания программы социально-профессиональной адапта¬ции и выявления педагогических условий ее эффективной реализации в систе¬ме среднего профессионального образования, что и составляет проблему на¬шего исследования. Цель исследования — определить оптимальные педагогические условия, способствующие успешной социально-педагогической адаптации будущих специалистов в среднем профессиональном учебном заведении. Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в учреж¬дениях среднего профессионального образования. Предмет исследования — процесс социально-педагогической адаптации студентов в среднем профессиональном учебном заведении. Гипотеза исследования. Социально-педагогическая адаптация буду-щих специалистов в среднем профессиональном учебном заведении будет успеш¬ной, если: - определена и реализована система допрофессиональной подготовки бу¬дущих абитуриентов, направленная на ознакомление учащихся с разнообраз¬ными видами профессиональной деятельности, формирование у них интереса к овладению профессиональными знаниями и умениями; - в содержание деятельности педагога среднего профессионального учеб¬ного заведения введена социально-педагогаческая функция, обеспечивающая фор¬мирование готовности студентов к социально-профессиональной адаптации; - в колледже создана социально-профессиональная среда, формирующая у студента субъектную позицию, которая оптимизирует его взаимоотношения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, обеспечивает самостоя¬тельность и уверенность участия в различных видах учебной и внеучебной деятельности; формирует осознание значимости бесконфликтного общения с окружающими, надежности и предсказуемости партнерства в процессе обще¬ния, уверенности в отсутствии враждебности по отношению к нему со сторо¬ны окружающих. Задачи исследования: 1. Показать состояние проблемы социально-педагогической адаптации в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. 2. Раскрыть сущность социально-педагогической адаптации студентов средних профессиональных учебных заведений. 3. Провести педагогический эксперимент по внедрению модели формиро¬вания у студентов готовности к социально-педагогической адаптации и ус¬тановить степень ее эффективности. 4. Установить критерии оценки уровней готовности студентов к социаль¬но-педагогической адаптации. Методологической основой исследования явились современные философские, пе¬дагогические и психологические концепции, раскрывающие активную роль человека в познании и преобразовании социальной среды; философские и пси¬холого-педагогические положения о природной, социальной и культурно- исторической обусловленности развития личности. Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, социологической литературы; обобщение и систематизация материа¬лов исследования; моделирование; наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, статистическая обработка эксперимен¬тальных данных; внедрение результатов опытно-экспериментальной работы в педагогическую практику. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГКОУ СПО Кабардино – Балкарский кол¬ледж «Строитель» г.Нальчик. В ней участвовали 85 студентов и 27 преподавателей. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. На первом осуществлялись теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы; определялись объект и предмет, цель и за¬дачи, разрабатывались гипотеза исследования, стратегия констатирующего экс¬перимента, программа социально-педагогической адаптации студентов. На втором этапе осуществлен констатирующий этап опытно- экспериментальной работы. На третьем этапе проводился формирующий этап эксперимен¬тальной работы. На четвертом этапе осуществлены контрольный этап экспери¬мента, анализ, систематизация, обработка результатов эксперимента, подведены итоги исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ре¬зультаты исследования значительно обогащают теорию педагогики среднего профессионального образования представлениями: - о сущности допрофессиональной и профессиональной подготовки буду¬щих специалистов среднего звена; - о механизмах формирования у студентов среднего профессионального образования готовности к социально-педагогической адаптации; - об особенностях педагогического регулирования процесса социально- профессиональной адаптации. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут найти применение в работе общеобразо-вательной школы при организации профориентационной работы с учащимися и стать полезными в работе курсов повышения квалификации преподавателей средних профессиональных учебных заведений. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 77 страниц. Работа снабжена 4 рисунками и 6 таблицами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической адаптации студентов в условиях среднего профессионального образования …. 9 1.1 Социально-педагогическая адаптация как предмет психолого-педагогических исследований ………...................................................... 9 1.2 Модель формирования у студентов готовности к социально- педагогической адаптации в условиях среднего профессионального образования ……………………………………..................................... 18 Глава 2. Педагогическое сопровождение социально-педагогической адаптации студентов в системе среднего профессионального образования ……………………………………………………………. 32 2.1 Реализация модели формирования у студентов готовности к социально- педагогической адаптации ………………………………. 32 2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов готовности к социально- педагогической адаптации….... 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………………… 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 73
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. — 380с. 2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с. 3. Андреева, Д.А. Проблема адаптации студента [Текст] /Д.А. Андреева // Молодежь и образование. - М., 1972. С. 194 - 203. 4. Антропова, М.В. Адаптация организма учащихся к учебной и физи¬ческой нагрузке [Текст] / М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 1982. - 240с. 5. Атутов, П.Р. Профессиональная ориентация как педагогическая проблема [Текст] / П.Р. Атутов // Педагогические основы профориентации учащейся молодежи. — М., 1992. — С. 10-11. 6. Атутов, П.Р. Технологии и современное образование [Текст] / П.Р. Атутов // Педагогика, 1996. - №2. — С. 11 — 14. 7. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии лично¬сти [Текст] / Г.А. Балл // Вопросы психологии 1989. — № 1. — С. 92 — 100. 8. Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних ПТУ [Текст] / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1988. - 175с. 9. Батышев, С .Я. Прогностическая ориентация профессионального обра¬зования [Текст] / С.Я. Батышев // Педагогика, 1998. - № 6 — С. 22 — 27. 10. Безрукова, B.C. Педагогика профессионально-технического образова¬ния. [Текст] / B.C. Безрукова. — Свердловск: СИТИ, 1990.-144 с. 11. Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст] /A.C. Белкин. — Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176с. 12. Беляева, А.П. Региональная система профессионального образования [Текст] /А.П. Беляева // Педагогика, 1993. - № 4, С. 68 - 72. 13. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело¬века [Текст]/ Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 270с. 14. Бодренкова, Е.Л. Педагогические возможности социализации студентов технологов средствами социально-культурной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бодренкова Елена Леонидовна. - Калуга, 2002. — 181с. . 15. Брудный, В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов [Текст] / В.И. Брудный. - М., 1976. - 115с. 16. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. -М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. — 267с. 17. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познава¬тельной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. — 2007. - N 8. - С. 71-78. 18. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] /A.A. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 207с. 19. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. — Ростов-н /Дону: Феникс, 2007. — 283с. 20. Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации лич¬ности в коллективе [Текст]: автореф. дисс. ...канд. психолог, наук / И.А. Геор¬гиева, Л., 1986.-23с. 21. Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях [Текст] / Л.А. Гордон // Соц. исследования, 1994. - № 8-9. - С. 3 - 15. 22. Грызлова, И.Н. Психологическая готовность учащихся к профессио¬нальному выбору и труду [Текст] / И.Н. Грызлова, Н.Н. Трушина // Школа и производство, 1988. — № 12. — С.15 — 17. 23. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов [Текст] / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 320с. 24. Гурова, Р.Г. Социологические проблемы воспитания [Текст] / Р.Г. Гурова. — М.: Педагогика; 1981. — 176с. 25. Гурьянова, М.П. Социальная педагогика села: вопросы теории и ис¬тории [Текст] / М.П. Гурьянова. - М.: ИСН РАО, 1994. - 67с. 26. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом [Текст] /А.Н. Джуринский. - М.: Прометей, 2006. - 158с. 27. Дикарева, A.A. Социология труда [Текст]: учебное пособие для вузов /A.A. Дикарева, МЛ Мирская; рец. О.И. Шкараган. — М.: Высшая школа, 1989. — 304с. 28. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения [Текст]: автореф. дисс. ...канд. псих, наук: 19.00.07./ А.Н. Жмыриков, Л., 1989. — 25с. 29. Захаров, H.H. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н.Захаров: - М.: Просвещение, 1988. — 272с. 30. Калугин, Н.И. Профессиональная ориентация учащихся [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Общетехн. дисциплины и труд» / Н.И. Калу¬гин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1983. — 191с. 31. Киселев, Н.М. Управление процессом адаптации и социализации сту¬дентов педколледжа [Текст] / Н.М. Киселев //Среднее профессиональное обра¬зование, 2001. - № 1. - С. 23 - 25. 32. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. - 512с. 33. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке [Текст] / Д.В. Колесов. -М.: Педагогика, 1987. - 150с. 34. Колобков, В.Ф. Научно-теоретические основы профессионального самоопределения и профессиональной адаптации студентов средних специаль¬ных учебных заведений [Текст]/ В.Ф.Колобков. — М.: ИПР СПО, 2004. - 76с. 35. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самоопределение [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335с. 36. Кошелева, А.О. Концепция становления личностной зрелости буду¬щего специалиста в инновационных условиях высшего профессионального об¬разования [Текст]: автореф. дисс д-ра пед. наук: 2009. - 43с. 37. Кудряшов, A.B. Педагогические условия социальной и профессио¬нальной адаптации молодых рабочих в производственных коллективах [Текст]: автореф. дис...канд. пед наук: 13.00.01/ A.B. Кудряшов. -М., 1989. - 23с. 38. Лешина, A.B. Педагогические средства повышения эффективности социальной адаптации студентов-технологов в условиях малого города [Текст] / A.B. Лешина. — Мин-во обр. и науки РФ — Вязьма, 2006. — 157с. 39. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло¬гии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444с. 40. Мудрик, A.B. Воспитание в системе образования [Текст] / A.B. Муд¬рик // Социализация молодежи в условиях развития современного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.В. Андриенко. — Новоси¬бирск: НГПУ, 2004. - С. 19 - 23. 41. Налчадмян, A.A. Социально психологическая адаптация личности [Текст] / A.A. Налчадмян. -М.: Просвещение, 1988. — 125с. 42. Пионова, P.C. Педагогика высшей школы [Текст]: учебное пособие для аспирантов / P.C. Пионова. - Минск: Высшая школа, 2005. - 300с. 43. Поляков, Н.Г. Преемственность в работе школьников и предприятий как условие успешной адаптации молодежи в сфере материального производст¬ва [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.Г. Поляков. -М., 1980. - 177с. 44. Поминова, O.JI. Формирование карьерной ориентации студентов техникума [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. щук/ О Л. Поминова. — СПб., 2001. — 25с. 45. Садовничий, В.А. Среднее профессиональное образование и буду¬щее России [Текст] / В.А. Садовничий // Какое среднее профессиональное обра¬зование нужно России в XXI веке?: Сборник / под общ. ред. Демина -М, 2003. - С.80- 84. 46. Столяренко, A.M. Экстремальная психопедагогика [Текст]: учебное пособие для вузов /А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 607с. 47. Трегубова, Т. М. Модернизация профессионального образования: глобализация, ключевые компетенции, образовательный перенос [Текст]: моно¬графия / Т.М. Трегубова. - Казань: КГУ, 2003. - 214с. 48. Филиппов, А.В. Работа с кадрами [Текст]: психологический аспект / А.В. Филиппов: — М.: Экономика 1990. — 167с. 49. Франкл, В. Человек в поисках; смысла [Текст] В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990.— 366с. 50. Фромм, Э. Человек для себя. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фромм. - М.: Изд-во «В.П. Ильин», 1997.-416с. 51. Яркина, Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и со-циальной работы: теоретико-методологический аспект [Текст]: (В контексте мирового опыта)/ Т.Ф. Яркина. -М.: Б.и., 1996. - 81с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической адаптации студентов в условиях среднего профессионального образования 1.1 Социально-педагогическая адаптация как предмет психолого- педагогических исследований Предпринятый нами анализ литературы по проблемам адаптации и соци¬альной адаптации послужил основанием для рассмотрения понятия социально- профессиональной адаптации студентов средних профессиональных учебных заведений. В исследованиях П.Р. Атутова [6], H.H. Захарова [29], H.H. Калугина [30] и др. предпринята попытка определения социально-профессиональной адапта¬ции как компонента системы профессиональной ориентации молодежи. Ими высказана мысль о необходимости изучения процесса социально- профессиональной адаптации как перехода от одного вида деятельности (обу¬чение в школе) к другому виду деятельности (приобретение профессиональных знаний в профессиональном учебном заведении). В этом случае адаптация по¬нимается как процесс усвоения новых видов деятельности, опосредующий про¬цессы воспитания, обучения, развития и формирования личности. Обращение к литературе, посвященной социально-профессиональной адап¬тации, убеждает в том, что ее отличительной характеристикой является увязанность с профессиональной пригодностью [23, с.87]. Профессиональная адапта¬ция представляет собой процесс приспособления человека к условиям профес¬сиональной деятельности, а профессиональная пригодность есть готовность вы¬полнять профессиональные функции. Высказанное понимание сущности социально-профессиональной адапта¬ции связано, во-первых, с формированием у профессионального деятеля про¬фессионального мышления и умений компетентно осуществлять практические действия, а во-вторых, с формированием социального статуса человека, форми¬рованием умений взаимодействия и общения [18, с.56]. Социально- профессиональная адаптация рассматривается как процесс приспосабливания, формирования и развития взаимных связей и отношений между личностями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg