Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков

inna_lina92 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Профилактика – это система комплексных государственных и обще-ственных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально.
Введение

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здо-рового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку. Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной пси-холого-педагогической литературе. Изучаемая тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Рассмотрев все вышеизложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что проблема аддиктивного поведения является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества. К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда наук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для даль-нейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании. Целью исследования: выявить мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения у молодежи, составить программу по профилак-тике употребления психоактивных веществ. Объект исследования: аддиктивное поведение молодежи. Предмет исследования: мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде. Гипотеза исследования: существуют мировоззренческие детерми-нанты склонности к аддиктивному поведению В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили сле-дующие задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по про-блеме аддиктивного поведения молодежи и его профилактике. 2. Провести опытно-эмпирическое исследование мировоззренческих предпоссылок аддиктивного поведения. 3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде. Методологические подходы: деятельностный подход к исследова-нию личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Ле-онтьев и др.); комплексный и субъектно-деятельностный подходы (Б.Г.Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев и др.); теоретические положения детской и возрастной психологии (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.); системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.). Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич), а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской области. Выборкой стали учащиеся 9 «А» класса в возрасте 15-16 лет.
Содержание

Введение …………………………………………………………….. 4 Глава 1 Теоретические исследования аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….. 7 1.1 Социально-психологическая характеристика аддик-тивного поведения …………………………………………….. 7 1.2 Социально-психологическая характеристика молодежи как группы риска ………………………………………… 26 1.3 Профилактика аддиктивного поведения в подростко-вом и юношеском возрасте …………………………………… 41 Глава 2 Эмпирическое исследование мировоззренческих предпосылок аддиктивного поведения ………………………… 56 2.1 Организация и ход исследования ………………………. 56 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …. 59 Заключение …………………………………………………………. 66 Список литературы ……………………………………………….. 69 Приложение …………………………………………………………. 75
Список литературы

1. Анохина, И.П. Биологические механизмы зависимости от пси-хоактивных веществ (патогенез) / И.П. Анохина // Лекции по наркологии. – М.: Нолидж, 2010. – 267 с. 2. Баярд, Д. Ваш беспокойный подросток / Д. Баярд, Р. Баярд. – М.: Академия, 2010. – 236 с. 3. Белогуров, С.Б. Наркотики и наркомания / С.Б. Белогуров. – СПб.: Университетская книга, 2011. – 196 с. 4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех / С.Б. Белогуров. – СПб: Питер, 2008. – 210 с. 5. Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С.Лисецкий, И.А. Мотынга. – М.: Владос, 2007. – 241 с. 6. Березин, Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – СПб.: Питер, 2008. – 230 с. 7. Битенский, В.С. Наркомании у подростков / В.С. Битенский, Б.Г.Херсонский, С.В. Дворяк – М.: Академия, 2009. – 253 с. 8. Братусь, В.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / В.С. Братусь, П.И. Сидоров. – М.: Владос, 2010. – 239 с. 9. Власовских, Р.В. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних / Р.В. Власовских, Д.В. Детков, Д.Я. Ойхер, Т.Л. Савинова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2012. – 210 с. 10. Воробьева, Т.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска / Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская. – М.: УНП ООН, 2010. – 247 с. 11. Воробьева, Т.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум / Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская. – М.: УНП ООН, 2009. – 238 с. 12. Вострокнутов, Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе / Н.В. Вострокнутов // Подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М.: Владос, 2010. – 175 с. 13. Гилинский, Я.И. Наркотизм: мифы и реальность / Я.И. Гилин-ский // Молодежь. Цифры, факты, мнения. – М.: Флинта, 2009. – 195 с. 14. Горбатенко, Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Л.С. Горбатенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 230 с. 15. Дольто, Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. – СПб.: Питер, 2007. – 290 с. 16. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дья-ченко, Л.А. Кандыбович. – М.: Флинта, 2008. – 167 с. 17. Здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / отв. ред. Б.М. Левин. – М.: ИС РАН, 2013. – 256 с. 18. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 382 с. 19. Ивченко, Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни / Н.П. Ивченко, А.В. Ефимова, О.П. Аккузина // Вопросы психологии. – 2011. – № 3 – С.49-57. 20. Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей / под ред. Т.В. Шибиной. – М.: Азбука, 2012. 21. Колеченко, А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования / А.К. Колеченко // Служба практической психологии в системе образования. – 2010. – Выпуск 5. – С. 23-31. 22. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Акаде-мия, 2009. – 230 с. 23. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М., 2000. Приложение 1. к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619. 24. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.Л. Попова. – М.: Академия, 2012. – 219 с. 25. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного пове-дения у подростков / С.А. Кулаков. – М.: Педагогика, 2008. – 199 с. 26. Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С.А. Кулаков. – СПб.: Питер, 2010. – 323 с. 27. Курек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения / Н.С. Курек // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 27-31. 28. Курек, Н.С. Нарушение психической активности и злоупотреб-ление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. – СПб.: Алетейя, 2011. – 253 с. 29. Левин, Б.Н. Наркомания и наркоманы. Книга для учителей / Б.Н.Левин, М.Б. Левин. – М.: Академия, 2011. – 340 с. 30. Лекции по клинической наркологии / под редакцией Н.Н.Иванца. – М.: Педагогика, 2008. – 178 с. 31. Лисецкий, К.С. Психология и профилактика ранней наркома-нии / К.С. Лисецкий, И.А. Мотынга. – СПб.: Речь, 2007. – 198 с. 32. Личко, А.Е. Подростковая наркология: руководство / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – СПб.: Питер, 2011. – 267 с. 33. Меньшикова, Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков / Е.С. Меньшикова // Семейная психология и семейная терапия. – 2007. – № 2. – С.88-105. 34. Мирошниченко, Л.Д. Проблема антинаркотической профилак-тики в подростковой среде / Л.Д. Мирошниченко, В.Е. Гелипас, Л.Н. Ры-бакова. – СПб.: Питер, 2009. – 271 с. 35. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / под ред. А.Н. Гаранского. – М.: Владос, 2011. – 197 с. 36. Наш проблемный подросток / под ред. Е.И. Рогова – СПб.: Питер, 2008. – 199 с. 37. Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика подро-стковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тре-нинга для школьных психологов, педагогов, соц. Работников / Н.В. Под-хватилин. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 290 с. 38. Позднякова, М.Е. Социологический анализ наркомании / М.Е.Позднякова. – М.: ИС РАН, 2012. – 196 с. 39. Попов, В.А. Наркотизация в России – шаг до национальной ка-тастрофы / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследова-ния. – 2008. – № 8. – С. 17-22.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретическое исследование аддиктивного поведения у молодежи 1.1 Социально-психологическая характеристика аддиктивного поведения Рассмотрев положение молодежи в России, мы переходим к сущно-сти аддиктивного поведения. Прежде чем обратиться к аддиктивному поведению, определимся с термином аддикция. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Хотя наркоман может чувствовать себя порабощенным табаком, алкого-лем, пищей, наркотиками, психотропными препаратами или другими людьми, эти объекты далеки от того, чтобы быть для него «паразитами». Напротив, объект наркотической привычки переживается как «хороший» по существу; иногда он даже становится единственным занятием, которое, кажется, придает смысл жизни человека. Психическая экономия, лежащая в основе наркотического поведения, предназначена для того, чтобы рассеивать чувства тревоги, гнева, вины, подавленности, депрессии или любого другого состояния аффекта, которое вызывает невыносимое психическое напряжение. Однажды созданный или обнаруженный, источник наркотического состояния или действия должен быть всегда под рукой для ослабления этих эмоциональных переживаний, пусть даже ненадолго, когда бы это ни требовалось. Таким образом, одной из целей наркотического поведения является избавление от чувств. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заклю-чается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность» [54, с.11].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg