Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социальные роли отца и матери в восприятии молодежи: региональный аспект

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
В данной выпускной квалификационной работе был выполнен анализ теоретического и эмпирического материала с целью изучения восприятия молодежью Ставропольского края социальных ролей отца и матери. В исследовании были решены следующие задачи: 1. Проведен анализ теоретико-методологических основ изучения семьи как социального института и малой группы; 2. Рассмотрены семейные роли и внутрисемейная ролевая структура; 3. Изучено восприятие молодежью Ставропольского края социальных ролей отца и матери в родительской семье;
Введение

Актуальность исследования. В структуре жизненных ценностей молодежи семья занимает первое место. Думая о своей будущей семье, строя жизненные планы, молодые люди, естественно, исходят из представлений о своей родительской семье, опираются на ее определенные образы. Исследования показывают, что главным источником представлений о семье молодежь, прежде всего, считает родительскую семью – 53,2% респондентов. Второе и третье места в этом списке источников представлений занимают мнение друзей – 23,1% и литература – 21,2% . Несмотря на то, что родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами. Так, в одном исследовании немецких ученых, было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности – отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?»? – и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек – друг, подруга. Данные отечественных исследований, полученные позднее на выборках подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в исследовании А.А. Реана, М.Ю. Санниковой в системе отношений личности к социальному окружению, где в том числе определялось отношение к обоим родителям и сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни нашей страны в течение последних десятилетий, отчетливо сказываются на формировании и существовании семьи как естественной основы жизнеобеспечения людей, базовой подсистемы общества. Современная семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с серьезными проблемами, возникающими как в процессе развития общества, так и в динамике ее собственного становления и совершенствования. Социологическое изучение восприятия социальных ролей отца и матери их детьми может прогнозировать семейные установки современной молодежи. Объект исследования: социальные роли в современной семье. Предмет исследования: восприятие социальных ролей отца и матери молодежью Ставропольского края. Цель исследования: определение восприятия социальных ролей отца и матери молодежью из полных семей Ставропольского края. Задачи исследования: 1) провести анализ теоретико-методологических основ изучения семьи как социального института и малой группы; 2) рассмотреть семейные роли и внутрисемейную ролевую структуру; 3) изучить восприятие молодежью Ставропольского края социальных ролей отца и матери в родительской семье; 4) выявить сформировавшиеся семейные, ролевые и репродуктивные установки молодежи Ставропольского края. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, во-первых, в восприятии молодежи мать играет более важную роль в семье, чем отец, во-вторых, семейные, ролевые и репродуктивные установки молодежи сформированы по примеру родительской семьи. Методы и информационная база исследования: – изучение и теоретический анализ научной литературы по теме исследования; – анализ статистических данных; – онлайн-опрос; – обработка данных. Структура работа включает в себя: введение, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованных источников, включающего 50 наименований, одного приложения. Общий объем работы 62 страницы.
Содержание

Введение 5 1. Теоретические основы изучения семейных социальных ролей 8 1.1 Семья как социальный институт и малая группа 8 1.2 Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 16 2. Социологический анализ социальных ролей отца и матери в восприятии молодежи Ставропольского края 30 2.1 Социальные роли отца и матери в родительской семье в восприятии молодежи 30 2.2 Семейные установки молодежи Ставропольского края 41 Заключение 49 Список использованных источников 51 Приложение 57
Список литературы

1. Агапов, Е.П. Социокультурные модели семейных отношений : учебное пособие / Е.П. Агапов, Л.П. Пендюрина. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 93 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8686-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455008 (24.02.2018). 2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. – М., 1987. – 312 c. 3. Андреева Г. М. Социальная психология- Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 363 с. 4. Антонова, Н.Л. Демография : учебно-методическое пособие / Н.Л. Антонова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 155 с. : табл., ил. - ISBN 978-5-7996-1299-3 ; То же // [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275626(15.06.2018) (17.05.2018) 5. Белова В. А., Дарский JI. Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. – М.: «Статистика» – 1972. – 144 с. 6. Бим-Бад, Б.М. Модернизация института семьи: Макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ : монография / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров. - Москва : Новый хронограф, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-902699-03-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228353 (30.03.2018). 7. Гайдукова Е.А. Социальные представления о ролевых отношениях в современной семье (на примере жителей мегаполиса): дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 – Социальная психология / Государственный университет управления. Москва, 2011. – 144 с. 8. Голод С.И , Семья и брак: историко-социологический анализ. – Санкт- Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 125с. 9. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. – 2013. – № 10. – С. 95-99. 10. Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003. – 352 с. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 360 с. 11. Жаворонков A.B. Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. – М., Вершина, 2007. – 567с. 12. Жданова, С.Н. Основы социологии семьи : учебно-методическое пособие / С.Н. Жданова. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2016. - 258 с. - ISBN 978-5-9765-2863-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482647 (15.02.2018). 13. Звонарёва А.Е. Теоретико-методологические основы изучения отцовства в социологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2010. – №3. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-izucheniya-ottsovstva-v-sotsiologii (14.04.2018). 14. Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – С. 147-162. 15. Каменева Т. Н. Институциональные функции семейных ролей: современное состояние и перспективы трансформации // Auditorium. – 2014. – №3 (3). // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-funktsii-semeynyh-roley-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-transformatsii (14.04.2018). 16. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – 313 с. 17. Кон И. С. Мальчик - отец мужчины. – М.: Время, 2009. – 704 с. 18. Кухтевич Т.Н. Молодежь России-97: мозаика рубежа века. // Молодежь-97: надежды и разочарования. – М. 1997. – 178с. 19. Левенских И. А. Ролевые позиции отца в современной семье // Вестник ОмГУ. – 2012. – №1 (63). // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-pozitsii-ottsa-v-sovremennoy-semie (14.04.2018). 20. Лисовский В.Т. «Отцы и дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. – 2012. – № 7. – С. 111-116. 21. Минеева А.А. Категория социального взаимодействия: от социологической к философской интерпретации / А.А. Минеева // Человек. Общество. Мир. – 2010. –№ 8. – С. 13 – 18. 22. Михайлова А.И. Отцовство как новый тип родителей в контексте научного знания // Вестник ЗабГУ. – 2012. – №12. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ottsovstvo-kak-novyy-tip-roditeley-v-kontekste-nauchnogo-znaniya-1 (14.04.2018). 23. Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов //Вопросы психологии. – 1986. – №3. – С. 21-29. 24. Поколение – XXI // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fom.ru/projects/3028.html. 25. Порохнюк Е.В. Семейные ценности и типы семейного поведения современной Российской семьи // Власть. – 2014. – №2. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-tsennosti-i-tipy-semeynogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-semi (14.02.2018). 26. Потапова М. А. Социальные роли и различия мужчины и женщины // Дискурс-Пи. – 2004. – №1. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-roli-i-razlichiya-muzhchiny-i-zhenschiny (13.03.2018). 27. Пьянов А.И. Теоретико-методологические основы конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи // Власть. – 2011. – №5. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-konstruirovaniya-empiricheskoy-modeli-sotsiologicheskogo-issledovaniya-semi (14.03.2018). 28. Реан А.А., Санникова М.Ю. Отец и мать в сознании детей и подростков // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – №1. // [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otets-i-mat-v-soznanii-detey-i-podrostkov (14.04.2018). 29. Реан А.А. Психология личности. / СПб.: Питер, 2013. – 288 с. 30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М. 1994 – 77 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ 1.1 Семья как социальный институт и малая группа Семья – древнейший социальный институт. Она изменяется по мере развития общества – возникают новые ценности, нормы и образцы поведения в области семейных отношений, меняются требования, предъявляемые к семье как к социальному институту и малой социальной группе. На протяжении многих столетий семья является необходимым компонентом социальной структуры любого цивилизованного общества, осуществляя на каждом этапе исторического развития огромной важности функции производства самого человека, продолжения рода. Семья, представляя собой отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, функционирует как устойчивая социальная общность, поскольку воспитание детей, подготовка их к различным формам общественной жизнедеятельности требует стабильного систематического воздействия родителей и других старших родственников на формирующуюся личность. Семья активно участвует в воспроизводстве, как физического существования индивидов, так и определенного образа жизни. Содержание и направленность общественно-исторической активности семьи, а, следовательно, сам характер семейных отношений, в конечном счете, зависят от социально-экономического строя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg