Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Памятники раннего христианства на Северном Кавказе: возникновение и их изучение в XIX-XX вв.

inna_lina92 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Исторически Северный Кавказ складывался как полиэтничный и поликонфессиональный конгломерат, что обусловлено его уникальным геополитическим и геокультурным положением. Христианство в данном регионе насчитывает почти две тысячи лет. В начале I века от Р. X. Андрей Первозванный положил первый камень Православной Церкви Кавказской, с его именем тесно связан древнейший апостольский период распространения христианства на Северном Кавказе. Вечным памятником миссионерской деятельности св. апостола Андрея Первозванного, убитого язычниками, и его сподвижника св. апостола Симона Кананита поныне служит Симоно-Кананитский Ново-Афонский монастырь на берегу древнего Понта – Черного моря.
Введение

Актуальность научной проблемы. Северный Кавказ является одним из наиболее многоконфессиональных регионов нашей страны. Именно здесь впервые стали распространяться монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам. Веками эти религии сосуществовали в регионе одновременно, не вступая в конфликты друг с другом. Народы Северного Кавказа, исповедовавшие разные религии демонстрируют нам пример мирного сотрудничества, поэтому изучение истории одной из мировых религий – христианства – является актуальной проблемой современной исторической науки. Несмотря на все процессы глобализации и интеграции современного общества, реалиями настоящего времени по-прежнему остаются ксенофобия, религиозная нетерпимость, национализм и другие формы дискриминации, которые нередко приводят к таким острым катастрофам как геноцид, терроризм и прочее. Ни для кого не секрет что одной из причин современного терроризма является целый комплекс проблем: политических, экономических, культурных, но одной из них, несомненно, является религиозный фанатизм. Именно поэтому представляется столь актуальным изучение проникновения христианства и последствия этого процесса. Помимо этого, Северный Кавказ представляет собой уникальный регион не только в географическом и культурном плане, но и как образец того как используя правильные политические рычаги можно свести к минимуму различные проявления социальных конфликтов на почве религии. Объектом исследования настоящей работы являются памятники раннего христианства на Северном Кавказе. Предметом – процессы, в результате которых появились древнехристианские памятники на Северном Кавказе, а также исследования этих памятников в рамках различных археологических экспедиций. Хронологические рамки исследования охватывают период с IV века, когда в результате уже появления здесь христианства в I веке благодаря трудам святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Канонита стали появляться первые памятники христианства в данном регионе, по XX век, когда была проведена значительная часть исследований по изучению этих памятников. Географические рамки. «Одна из древнейших колыбелей христианства», как ещё называют Северный Кавказ, представляет собой регион в Восточной Европе, находящийся в Европейской части Российской Федерации, включающий Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта (исключая восточную часть, относящуюся к Азербайджану) и западную часть южного склона до реки Псоу (по которой проходит граница между Россией и Абхазией). Однако будет целесообразно не ограничиваться лишь территорией Северного Кавказа, но также включить в территориальные рамки нашего исследования Южный Кавказ, в частности Армению и Грузию, для представления более целостной картины происходящих событий. Историография исследования разделена на три группы: дореволюционную, советскую и российскую. Эти периоды в историческом исследовании отличаются по характеру методологии. Дореволюционная историография рассматривала религию с точки зрения основного компонента культуры, в то время как советская наоборот, не придавала ей особого научного значения, исследуя памятники как сугубо архитектурные явления, а не религиозные. Российская историография же старается воссоединить достоинства обоих подходов, придавая важное значение религии, и основываясь на методиках искусствоведения и других смежных дисциплин, изучающих культурные артефакты. Данный период истории достаточно неплохо изучен, главным образом, за счёт наличия письменных и археологических источников, а также архитектурных сооружений. К первой группе следует отнести работу Ю. А. Кулаковского «Христианство у алан», в которой подробно описываются христианские окружения алан по имеющимся данным грузинских, древнегреческих, частично армянских источников, памятников материальной культуры и логические соображения по поводу вероятных путей распространения христианства у алан, а также проблема точной датировки распространения христианства среди алан . Работы Ю. А. Кулаковского полностью сохраняют свое значение по сей день, но могут быть серьезно дополнены как письменными, так и археологическими материалами (во времена Кулаковского ещё неизвестными) и корректированы. Архитектурным памятникам древней Грузии посвящена работа Кондакова Н. П. И наиболее общий труд в данной группе работ, посвященный памятникам христианства на Кавказе вышел из-под пера русского археолога, директора Императорского Археологического института Покровского Н. В. Ко второй группе относятся работа Габриеляна Р. А., который занимался армяно-аланскими политическими взаимоотношениями, в том числе исследуя роль Армении в распространении христианства у алан и социальную историю алан по армянским источникам . Христианизации Алании посвящена работа С. Н. Малахова, выстроенная на основе писем Патриарха Константинопольского Николая Мистика . Чибиров Л. А. исследовал религиозные верования и культы осетин . Христианской культуре среди чеченцев и ингушей посвящены работы Шамилева А. И. и Семенова Л. П. Известным исследователем в области христианской архитектуры Карачаево-Черкесии является Е. П. Алексеева . Изучению грузинских памятников христианства посвящены работы Крупнова Е. И. , и Гамбашидзе Г. Г. Следует особо отметить вклад Кузнецова В. А., чья научная карьера приходится как на советский период, так и на российский период. В отечественной историографии советского периода назовем работы А. П. Новосельцева , Л. А. Перфильевой и др. За рубежом отдельные вопросы были затронуты В. Грюмелем, В. Лораном, Ф.К. Функом , Фр. Дворником . Третья группа наиболее обширная, здесь наиболее содержательным является труд Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона (Докунина), посвященный истории христианской Церкви на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Данная работа намечает круг проблем, заслуживающих серьезного внимания историков. Это вопрос о существовании в древности на территории Северо-Кавказского региона мощных очагов христианской культуры; вопрос о трансформации сознания горских народов от первоначальной веры своих предков: христианства к инославию, а также вопрос о внешних исторических условиях, оказавших влияние на отход части населения Северного Кавказа от своей традиционной религии . Очень важным для изучения данной темы являются работы В. А. Кузнецова, где определяется роль в этом культурно-творческом процессе греческих миссионеров из Византии, миссионеров из соседней Грузии и латино-католических проповедников из далекой Италии; показано, что ряд современных мусульманских народов Северного Кавказа ранее был приобщен к христианству. В основу его работ положены как анализ предшествующей отечественной и зарубежной историографии, так и письменные источники, археологические и историко-архитектурные памятники . Истории аланского христианства посвящена также работа Виноградова А. Ю. Важной по своему содержанию является статья Ю. А. Узлова, где рассматривается история колонизации Северного Причерноморья европейскими государствами и социокультурные последствия данного явления . И, наконец, наиболее комплексные работы по теме исследования написаны выдающейся отечественной исследовательницей, которая возглавляет научную школу ДГТУ в области архитектуры в контексте традиционной культуры, Пищулиной В. В. Источниковая база. В работе рассмотрены следующие группы источников. Первая группа представлена агиографическими материалами: Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии ; Житие и деяния праведного и блаженного отца нашего Георгия Мтацминдели ; Житие Андрея Первозванного, составленное монахом Епифанием ; Житие святого отца нашего Феодора, епископа Едесского ; Житие Святого Григория Великого и другие. Вторая группа представлена различными сочинениями: «Источник знания» , Слово Татиана , История Армении Мовсеса Хоренаци , «История обращения армян в христианскую веру» Агатангелоца , «Картлис цховреба» - сборник средневековых грузинских летописей, собранных Леонтием Мровели , а также ценный источник по исторической географии Южного Кавказа и соседних регионов, сочинение датируемое началом XIII в. - Аджа'иб ад-дунйа . Третья группа источников представлена древнейшими храмами, а также их остатками и часовнями: Сентинский и Хумаринский храмы в Карачаево-Черкесии, Эчмиадзин в Армении, Светицховели в Грузии, Кафедральный Собор Аланской митрополии, на территории современного Архыза сохранились остатки древнего города с тремя храмами. Историки утверждают, что по своему христианскому значению этот город был для Северного Кавказа тем же, чем был Афон для Византии и Херсонес для Тавриды; останки храма у аула Карт-Ажюрт в районе горы Эльбрус; на реке Гиляч, притоке Кубани, найден еще один христианский храм с алтарем; в районе Сентинского храма обнаружены остатки двух часовен, датируемых X веком; много древнехристианских памятников находится в горах Северной Осетии, Ингушетии и Чечни, но в отличие от византийских храмов Карачаево-Черкесии, они ближе к грузинскому стилю. Археологи их относят к ХII-ХIII вв., т.е. ко времени правления царицы Тамары (1184-1212). Четвертая – надмогильными плитами и каменными крестами с надписями на греческом языке, найденные на месте основания города Ставрополя, города Буденновска, станицы Сторожевой; в ущелье реки Большой Зеленчук в Старом Жилище найдена надмогильная плита с аланской надписью. Пятая группа включает внутреннее убранство храмов и монастырей: алтари, фрески, мозаики и т.д. Таким образом, привлечённые источники, равно как и состояние научной изученности проблемы позволяют определить цель и исследовательские задачи. Так, целью исследования является рассмотреть памятники христианства на Северном Кавказе, проследить эволюцию их возникновения и исследования. В соответствии с целью определяются и основные задачи исследования: 1) выявить предпосылки, обусловившие появление христианских памятников, начиная с проникновения христианского вероучения на Южный Кавказ и в Аланию; 2) рассмотреть исследовательские экспедиции по Северному Кавказу в дореволюционный период; 3) проанализировать процесс изучения северокавказских памятников христианства в советский период; 4) определить роль деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Методологическую базу исследования составляют принципы историзма, системности, под которыми понимаются способы научного познания, требующие изучения любого исторического явления и события с точки зрения возникновения, развития, соотношения с другими явлениями, и принципы научности и объективности, позволившие приблизиться к объективной картине прошлого. Наряду с указанными принципами в исследовании были использованы следующие специальные методы исторического познания. Историко-генетический метод необходим при рассмотрении процесса проникновения и распространения христианского учения на территории Кавказа. При помощи историко-сравнительного метода проведен компаративный анализ архитектурных стилей храмового зодчества. Историко-описательный метод позволил изобразить памятники христианства в данном регионе с максимальной конкретностью и детализированностью. Важную роль сыграли методы новой локальной истории, поскольку главной категорией данного метода является «социокультурный локус». Данное исследование как раз посвящено изучению таких локусов, которые определяются на базе культурно-конфессиональных критериев. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Положения, выводы и источники работы могут быть полезны в преподавании в вузах в рамках курсов по истории Северного Кавказа, археологии, при разработке учебно-методических пособий по указанным дисциплинам, организации дополнительных курсов по выбору для студентов. Новизна исследования. Научная значимость темы исследования определяется отсутствием в российской историографии комплексных исследований по данной проблеме. Апробация. Участие в VI ежегодной научно-практической конференции СКФУ «Университетская наука – региону», подсекция кафедры истории России «Историческая наука в начале XXI века: проблемы истории, методологии, историографии и источниковедения», выступление с докладом на тему: «Археологические памятники христианства на Северном Кавказе в исследованиях советских ученых». Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, первая из которых поделена на два параграфа, а вторая – на три, а также заключения и библиографии.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Появление первых христианских памятников на Кавказе …………............12 1.1. Первое проникновение христианства на Кавказ…………………………..12 1.2. Христианизация алан………………………………………………………..22 2. Древнехристианские археологические памятники Северного Кавказа…...28 2.1. Исследовательские экспедиции по Северному Кавказу в дореволюционный период………………………………………………………28 2.2. Изучение северокавказских археологических памятников в советское время…………………………………………………………………………...…34 2.3. Значение деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе……………………………………………………….. 57 Заключение ………………………………………………………………………66 Библиография…………………………………………………………………….69
Список литературы

Источники 1. Агатангелос. История Армении / Пер. с древнеарм. Тер-Давтяна К. С. и Аревшатяна С. С. – Ереван: Наири, 2004. – 336 с. 2. Аджа'иб ад-дунйа / Пер. с перс. Смирновой Л.П. – М.: Наука, 1993. – 539 с. 3. Дамаскин И. Источник знания. – СПб.: Наука, 2006. – 358 с. 4. Динник Н.Я. Верховья Большого Зеленчука и хребет Абишира-Ахуба. – Тифлис: Типография К. П. Козловского, 1899. – 39 с. 5. Дирр А. М. В Тагуарской и Куртагинской Осетии // Известия Кавказского отдела императорского русского географического общества.– Тифлис, 1912. – Т. XXI, № 1-4. – 338 с. 6. Доброклонский А. Руководство по истории русской церкви. – М.: Университетская типография, 1893. Вып. IV. – 441 с. 7. Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе.– СПб.: Тип. департамента уделов, 1871. Т. I. – 656 с. 8. Дюбуа де Монперэ Ф. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. – Сухуми: АбГИЗ, 1937. – 114 с. 9. Живило К. Экскурсия на Таманский остров (Июнь 1908) // Кубанский сборник.– Екатери¬нодар, 1909. – Т. 14. – С. 475-490. 10. Житие святого апостола Андрея Первозванного // Христианское чтение – СПб.: Издательство Санкт-петербургской духовной академии, 1869. – 89 с. 11. Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. – М.: Скиния, 1992 – 50 с. 12. Картлис Цховреба. История Грузии. – Тбилиси: Издательство АРТАНУДЖИ, 2008. – 456 с. 13. Кесарийский Е. Церковная история. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. – 544 с. 14. Кесарийский П. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. с греч. Чекаловой А. А. – М.: Наука, 1993. – 576 с. 15. Макарий. История христианства в Армении до равноапостольного князя Владимира. – М.: ЛитРес, 2017. – 267 с. 16. Метафраст С. Житие Святого Григория Великого // Альфа и Омега– 1997 – № 1(12). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafrast/zhitie-svjatogo-grigorija-velikogo 17. Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии / Пер. с груз. Амичба Г. А. - Сухуми: Алашара, 1986. – 88 с. 18. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении. - Тифлис: Тип. К.П. Козловского, 1913. – 156 с. 19. Татиан. Слово к эллинам / Пер. с греч. Афиногенова Д. Е. // Вестник древней истории. – М.: Наука, 1993. – № 1-2. – С. 256-264. 20. Хаханов А. Источники по введению христианства в Грузии. – М.: МЦФЕР, 2011. – 159 с. 21. Хицунов П.О. Об остатках древних памятников христианства на северной стороне Кавказа // Газета Кавказ. – Тифлис, 1848. - С. 117-119. 22. Хоренаци М. История Армении / Пер. с древнеарм. Саркисяна Г – Ереван: Айастан, 1990. – 291 с. Литература 23. Абуладзе И.В. Житие Картли // Вестник Матенадарана. Ереван, 1941. – № 1. – С. 31-40. 24. Акритас П. Г. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центрального Кавказа // Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. – Нальчик, 1959. Т. XVI. – С. 197- 219. 25. Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии // Карачаево-Черкесский НИИ истории, филологии и экономики. – М.: Наука, 1992. – С. 114-122. 26. Алексеева Е.П. К истории археологических обследования территории Карачаево-Черкесии (XVIII-1985) // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. - Черкесск, 1988. – С. 65-89. 27. Алов А.А. Католицизм, протестантизм, Армянская апостольская церковь в России. - М.: Наука, 1995. – 112 с. 28. Арутюнов С.В. Общий очерк религиозной мозаики Кавказа. – М.: Наука, 2006. Т. 31. – 310 с. 29. Асратян М. М. Арцахская школа армянской архитектуры: факты и фальсификации // Журнал социальных наук. – М.: Наука, 1989. – №9. – С. 3-15. 30. Афиногенов Д.Е. К кому обращена апология Татиана? // Вестник древней истории.– М.: Наука, 1990. – №1. – С. 167-173. 31. Ашхамаф Д.А. История черкесских алфавитов // Записки Северо-Кавказского краевого горского НИИ. – Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского краевого горского научно-исследовательского института, 1929. – Т.2. – С. 187-295. 32. Белецкий Д.В. Фресковые и эпиграфические находки в Сентинском храме // Российская археология. – М.: Наука, 2004. – №3. – С. 175-176. 33. Бусева-Давыдова И.Л. К проблеме канона в православном храмостроении // Искусствознание. – М.: Государственный институт искусствознания, 2002. – № 2. – С. 269-278. 34. Виноградов А. Ю. Очерк истории аланского христианства в X–XII вв. // KANISKION. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – С. 102–155. 35. Габриелян Р. А. Армяно-аланские отношения в древности и средние века: дис. ... канд. экон. наук: 07.00.02. - Ереван, 1984. – 309 c. 36. Гамбашидзе Г.Г. Памятники Грузинской Культуры в Двалетии / Пер. с грузин. Басиевой С.М. // Археология Северного Кавказа: VI Крупновские чтения. - Краснодар, 1976. – С.14-16. 37. Гаюк И. Армянская церковь как уникальный феномен христианского мира. – М.: Логос, 2005. – 227 с. 38. Гниловской В.Г. Занимательное краеведение. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974. – 432 с. 39. Григолия К. О чем поведала Картлис цховреба. – Тбилиси: Ганатлеба, 1973. – 104 с. 40. Гурули В., Вачнадзе М., Бахтадзе М. История Грузии (с древнейших времен до наших дней). – Тбилиси: Тбилисский государственный университет, 1993. – 172 с. 41. Дворник Ф. Миссии греческой и западной церквей на Востоке в средние века // Доклады XIII Международного конгресса исторических наук. – М.: Наука, 1973. 42. Джавахишвили И. А. История церковного разрыва между Грузией и Арменией в начале VII века // Известия Императорской Академии Наук. – СПб.: Имп. Акад. Наук, 1908. – С. 433-536. 43. Джавахов И.А. Государственный строй древней Грузіи и древней Арменіи. – СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1905 г. - 153 с. 44. Джавахов И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа: Одежда, ткани и рукоделие.– Спб.: Изд. Академии наук грузинской ССР, 1962. Т.3. – 313 с. 45. Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. - Владикавказ: Ир, 2002. – 432 с. 46. Догузов К. Г. К вопросу о расселении алан на Кавказе в раннем средневековье // Проблемы этнографии осетин.– Владикавказ, 1992. Вып. 2. – С. 12-26. 47. Докунин А.Н. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. – М.: Издание общества любителей церковной истории, 1992. – 195 с. 48. Ермоленко М.И. Древние храмы близ Нальчика // Труды Ставропольской Ученой Архивной комиссии.– Ставрополь: Тип. губ. правления, 1911. – Т. I. – С. 3-4. 49. Знаменский П.В. Учебное руководство по истории русской церкви. - СПб.: Синодальная тип., 1904. – 482 с. 50. Зязиков М.М. Традиционная культура ингушей: история и современность. – Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2004. – 310 с. 51. Иерусалимская А. А. Находки предметов христианского культа в могильнике Мощевая Балка // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. – Л.: ГЭ, 1985. – 246 с. 52. История древнего мира. – М.: Главная редакция восточной литературы,1989. – 470 с. 53. История Древнего мира. Упадок древних обществ / Под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В. Д., Свенцицкой И.С. – М.: Наука, 1983. Т. 3. – 524 с.
Отрывок из работы

1. Появление первых христианских памятников на Кавказе 1.1. Первое проникновение христианства на Кавказ Христианская религия пришла на Кавказ уже в первые века нашей эры. Доподлинно известно, что к IV веку вероучение имело прочные корни в Армении и Грузии, проводником его была Византийская империя . Именно её пропаганда христианства в регионе была наиболее целеустремленной, настойчивой и последовательной. Христианство пустило на Кавказе глубокие корни, принесло за собой архитектуру, письменность, живопись и другие элементы передовой к тому времени византийской культуры. До наших дней сохранились различные древнехристианские памятники. В соответствии с церковными преданиями на Кавказе проповедовали сразу пять апостолов Христа: Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Фаддей, Иуда Фаддей. Они все действовали в разных регионах Большого Кавказа и «оставили после себя те семена, которые потом выросли в Армянскую церковь, Грузинскую и Аланскую церкви» . Сведения, относящиеся к древнейшему периоду истории Армянской Церкви, малочисленны. Основная причина этого заключается в том, что армянский алфавит был создан только в начале V века. История первых веков существования Армянской Церкви как Священное Предание передавалась устно из поколения в поколение и лишь в V веке была зафиксирована письменно в историографической и агиографической литературе. Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждают тот факт, что христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении и преданные мученической смерти по приказу армянского царя Санатрука. Принятие христианства Арменией. Одним из основных путей проникновения христианства на исследуемый регион служит Южный Кавказ, где сначала Армения, а затем и соседняя Грузия приняли христианство в качестве государственной религии. Это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году . Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III (287-330) .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg