Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.04.2019
Подводя итог нашей дипломной работы, отметим, что проблема данного исследования – значение процесса гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом изучена. Поставленная цель – теоретически описать и практически изучить процесс гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом, достигнута. Задачи, благодаря которым мы достигли цели, выполнены.
Введение

Наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольном возрасте. И от того, как понимается гражданственность и патриотизм, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция. Задача педагога заключается в воспитании уважительного, трепетного отношения к истории, культуре, достопримечательностям и памятникам архитектуры страны, которая решается в процессе гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколениярассматриваются в работах и исследованиях многих учёных, педагогов, деятелей прошлого. Так, например, важность воспитать сознательных граждан, которые способны отстаивать интересы государства, любящих свою Родину описывается в работах Ю. Е. Антонова, Е. Н. Бородиной, К. Д. Ушинского [4, с. 254], [9, с. 214], [49, с. 160]. Общая направленность влияния окружающей среды, памятников архитектуры, народного искусства на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Идеи и предлагаемый опыт нашли свое отражение в современных концепциях гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проблема гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста находилась в поле зрения советских педагогов: Е. Г. Кизимы, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского [23, с. 130], [31, с. 167], [46, с. 285]. На современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возрастапо этой проблеме проводятся исследования по многим направлениям. Отчетливо прослеживается идея гражданско-патриотического воспитания в исследованиях Т. Н. Дороновой. В работе М. Ю. Новицкой гражданско-патриотическое воспитание изучается в русле экологического воспитания [19, с. 60], [36, с.195]. С. А. Козлова и Т. А. Куликова рассматривают одно из нескольких решений проблемы воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста через познание Родины – России [27, с. 416]. Изучаются вопросы основ гражданственности в работе О. Л. Князевой, краеведения, как средство патриотического воспитания в исследовании Л. А. Кондрыкинская. Т. В. Веснина, О. Л. Маркина и Л. И. Рагимова делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа [24, с. 263], [30, с. 154], [11, с. 55], [32, с. 119], [41, с. 69]. Знакомство детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры, известными деятелями, искусством родного города является неотъемлемой частью работы дошкольных образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию. Дети должны не только знать всё это, но и должны понимать, в честь кого был воздвигнут тот или иной памятник, что сделал для города и страны тот или иной деятель.Опираясь на опыт исследователей, в дошкольный период происходит первое знакомство с родным городом. Л. В. Гагарина, Е. Г. Кизима, А. Н. Шустов и многие другие исследователи в своих исследованиях указывают, что ознакомление с историей и культурой родного городаиграет большую роль в становлении личности ребёнка – гражданина и патриота нашей страны [15, с. 190], [23, с. 130], [51, с. 106]. Н. В. Алёшина и В. И. Логинова отмечают, что работа по гражданско-патриотическому воспитаниюв данном направлении является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей [2, с. 310], [3, с. 256]. Формирование у детей дошкольного возраста понимания сущности и значения получения знаний о малой Родине, по мнению Л. В. Коломийченко и С. В. Князевская, воспитание уважения к ней складывается в системе дошкольного образования детей [28, с. 115], [25, с. 35]. Авторы много пишут о том, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо формировать в дошкольные годы, так как от этого зависит его последующее поведение и гражданская позиция, но в тоже время в практике этому процессу уделяется малое внимание. Данное противоречие даёт возможность сформулировать проблему нашего исследования. Проблемой исследования являетсязначение процесса гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом. Объектом исследования является процесс гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является ознакомление с родным городом. Цель исследования: теоретически описать и практически изучить процесс гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом. Задачи исследования: 1. Определить актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольной педагогики; 2. Изучить условия процесса и средств гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; 3. Провести констатирующее исследование уровня гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; 4. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом и представить результат его реализации в процессе непосредственной деятельности. Гипотеза: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом будет эффективным при создании следующих условий: 1. Организации тематических бесед о родном городе, игр, рассказов, экскурсий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе гражданско-патриотического воспитания; 2. Наполнении предметно-развивающей среды материалами о родном городе; 3. Организации совместной деятельности детей и родителей по ознакомлению с родным городом в процессе гражданско-патриотического воспитания; 4. Проведении методической работы с педагогами по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе гражданско-патриотического воспитания. Методологическая основа: 1. Концепция о сензитивности дошкольного возраста Л. С. Выгосткого; 2. Концепция развития ребёнка дошкольного возраста как субъекта детский видов деятельности (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева). 3. Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн); База исследования: МАДОУ «Детский сад № 1», 20 детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: • Теоретические методы: анализ литературы, сравнение, выводы, обобщение; • Эмпирические методы: анкетирование, опрос, количественная и качественная оценка воспитанников. Практическая значимость исследования заключается в разработке тематических бесед о родном городе, игр, рассказов, экскурсий по ознакомлению с родным городом, направленных на повышение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе. Апробация: результаты исследования представлены в научно-практическом электронном журнале «Аллея науки» в разделе «Современные направления образования и педагогики» в номере №4 (20), Апрель 2018 г. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом 7 1.1.Проблемы гражданско-патриотическго воспитания детей в современной теории и практике дошкольного образования 7 1.2. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом 10 1.3. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом 14 Выводы по 1 главе 20 Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом 22 2.1. Констатирующее исследование уровня гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 22 2.2. Совокупность мероприятий по гражданско-патриотическому воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом 29 2.3. Контрольное исследование уровня гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и сравнение результатов 37 Выводы по 2 главе 44 Заключение 45 Списоклитературы 47 Приложение 1. Консультация для родителей на тему: «Познакомьте ребенка с родным городом!» 53 Приложение 2. Консультация для педагогов на тему: «Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом» 56 Приложение 3. Конспект по изобразительной деятельности на тему: «Золотые купола» 60 Приложение 4. Дидактическая игра «Герб моего города» 63
Список литературы

1. Азарова, О.А. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/psikhologo-pedagogicheskie 2. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание): конспекты занятий [Текст]/ Н. В. Алешина. – М.: Перспектива, 2011. – 310 с. 3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.В. Алёшина – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с. 4. Антонов, Ю. Е., Левина, Л. В., Розова, О. В. и др. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова – М.: Владос, 2015. – 245с. 5. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям [Текст]/ Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 82 - 92 6. Борисова, Е.В. Патриотизм как составляющая духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / Е. В. Борисова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №5. – С. 25 – 27. 7. Бородина, Е. Н. Культурно-центрический подход к гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Бородина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 12. – С. 130 – 133. 8. Бородина, Е. Н. Модель гражданско-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] / Е. Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.; URL; http://www.science-education.ru/123-20011/ 9. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст]/ Е.Н. Бородина. – Екатеринбург, 2015. – 214 с. 10. Верейкина, И. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования у дошкольников представлений об окружающем мире в процессе работы по краеведению [Текст]/ И. В. Верейкина, О. В. Романова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сб. статей. – 2015. – №1. – С. 262-264. 11. Веснина, Т. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края [Текст] / Т. В. Веснина// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №33-1. – С. 55-59. 12. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов [Текст]/ А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигналь и др. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 192 с. 13. Виноградова, Н. Ф. Наша Родина [Текст]/ Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 1984. – 303 с. 14. Вырщикова, А.Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления [Текст]/ Под ред. А.Н. Вырщикова – Волгоград: Стенд, 2008. – 231с. 15. Гагарина, Л. В. Технология воспитания патриотизма через ознакомление с районом города [Текст] / Л. В. Гагарина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 190–193. 16. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай [Текст]/ З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47. 17. Гилева, А. В. Люблю тебя, мое Прикамье!: программа по краеведению для детей 5-7 лет [Текст]/ А. В. Гилева, Г. А. Ленец. – 2-е изд. – Соликамск: РТО СГПИ (филиал) ПГНИУ, 2015. – 104 с. 18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2015 годы» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http:www.rosvoencentr-rf.ru/prog/795-pril/doc 19. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]/ Т. Н. Доронова //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 60 - 68. 20. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами [Текст]/ А. Д. Жариков. – М., 1980. 21. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) [Текст]/ Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 22. Измоденова, Т. Т. Занятия по патриотическому воспитанию детей старшей группы.Посвящено 200-летию Отечественной войны 1812 года [Текст] / Т. Т. Измоденова// Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 122-124. 23. Кизима Е. Г. Патриотическое воспитание как фактор формирования активной гражданской позиции школьника [Текст] / Е. Г. Кизима // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 130–132. 24. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников [Текст]/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – Н. Новгород, 1997. – 263 с. 25. Князьевская, С.В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников [Текст]/ С. В. Князьевская, Л. В. Демидова, Э.Р. Канапеева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 35-38. 26. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст]/ А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с. 27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 416 с. 28. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. В. Коломийченко – Пермь, 2002. – 115 с. 29. Комарова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие [Текст]/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М., 2008. 30. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст]/ Л. А. Кондрыкинская – М., 2004. – С. 154 – 163.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом 1.1. Проблемы гражданско-патриотическго воспитания детей в современной теории и практике дошкольного образования Проблема гражданско-патриотического воспитания является сложнейшей в педагогике в частности в дошкольной педагогике. Связано это, прежде всего, с самим понятием гражданско-патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми дошкольного возраста. Гражданско-патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм, во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. В советское время проблема становления патриотизма и гражданственности в России выступала ведущей составной частью воспитания граждан. Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит все острее, образовательные учреждения постепенно снимают с себя воспитательные обязанности, оставляя за собой только функцию обучения. Более того, категория «воспитание», «патриотизм», «гражданственность» постепенно вымывается из педагогического словаря, а педагогические проблемы воспитания превращаются в общенациональную трагедию. Проведя анализ проблемы, которая в значимой мере задерживает работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что корневыми из них выступают: - отсутствие единой государственной идеологии (кто может считаться идеалом гражданина нашей Родины, какие цели и интересы должны превалировать в новом обществе); - ликвидация многих, хорошо зарекомендовавших себя ранее инструментов гражданско-патриотического воспитания; - разобщенность деятельности различных государственных и общественных гражданско-патриотических клубов, организаций и объединений; - отсутствие четкой нормативно-правовой базы на всех уровнях для организации комплексной системы гражданско-патриотического воспитания; - отсутствие новых эффективных методик и технологий воспитательной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg