Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Эстетическое воспитание учащихся средствами информационных технологий.

natalya1980er 3600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2019
Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: эстетическое воспитание школьников. Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Уточнить сущность и содержание эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий. 2. Разработать педагогическую модель эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий. 3. Определить критерии, показатели сформированности эстетиче-ских качеств учащихся. 4. Выявить и экспериментально обосновать комплекс педагогиче-ских условий, способствующих формированию эстетических качеств уча-щихся средствами информационных технологий. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования эстетических качеств учащихся средствами информационных технологий будет существенно улучшен при: - направленности процесса эстетического воспитания на формирование эстетического сознания учащихся: эстетического вкуса, идеала, чувства, эстетической потребности, способности, эстетического восприятия, художественного воображения; - овладении знаниями в области теории эстетики, искусствознания и основ дизайна; - создании инфраструктуры обеспечения процесса эстетического вос-питания учащихся средствами информационных технологий (методическое, технологическое, инструментальное обеспечение); - опоре на теоретически обоснованную и разработанную модель эсте-тического воспитания учащихся средствами информационных технологий; - использовании критериев сформированности эстетических качеств учащихся в процессе эстетического воспитания; - выборе форм и методов, адекватных содержанию обучения информационным технологиям, активизирующих деятельность учащихся в процессе эстетического воспитания, направленных на мотивацию к самообразованию, самопознанию и самовыражению (убеждение, упражнение, метод визуальных аналогий, метод стимулирования зрелищностью); - комплексной организации внеаудиторной работы (конкурсы, выстав-ки, защиты индивидуальных графических проектов). Теоретико-методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности эстетического воспитания личности. Вопросы теории и методики эстетического воспитания рассмотрены в работах А. В. Гулыги, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, В. К. Скатерщикова, Л. Н. Столовича и др., вопросы педагогики в трудах А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, компьютеризации в сфере обучения Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, В.В. Рубцова, по искусствоведению исследования А.Д. Алехина, К. Пигарева, по воспитанию эстетической и художественной культуры личности Г.Г. Квасова, В.Т. Лисовского, З.В. Сикевича, и др. Вопросы компьютерного дизайна и графики разработаны в трудах Э.Т. Романычевой, О.Г. Яцюк, А. Тайц, Ш Ханта, Е.М. Разинкиной. В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, материалы, полученные в результате поиска в сети Internet, электронные каталоги, дис-сертационные залы Российской государственной библиотеки, электронная документация на сервере Министерства науки и образования Российской Федерации Федерального агентства по образованию, материалы научных международных, Российских и региональных сетевых конференций, разме-щенных в Internet по проблеме исследования. Методы исследования: теоретические: теоретический анализ фило-софской, научно-педагогической, психологической, культурологической, эстетической и специальной литературы по информационным технологиям, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование на теоретическом и прикладном уровнях; эмпирические: опросно-диагностические методы (беседы, анкетирование, опрос); наблюдение, экс-пертная оценка; статистические: ранжирование, математическая и стати-стическая обработка полученных в ходе исследования результатов. Основная база опытно-экспериментальной работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1293». Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена сущ-ность и содержание эстетического воспитания учащихся средствами инфор-мационных технологий; разработана педагогическая модель эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий. Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении потенциала средств информационных технологий в процессе эстетического воспитания. Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств учащихся средствами информационных технологий; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки курсов для школьников, в системе повышения квалификации учителей школ. Апробация и внедрение результатов исследования проходили при непосредственном участии автора в научно-экспериментальной работе на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 1293». Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на III Международных чтениях И.И.Ползунова (Москва, 2016 г.), на научно-практической конференции «Инновации. Качество. Образование», проходившей в МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) (Москва, 2017 г.). Достоверность результатов обеспечивается применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методов математической статистики. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введе-ния, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследова-ния, раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Эстетическое воспитание учащихся средствами ин-формационных технологий как научно-педагогическая проблема» на основе произведенного анализа состояния изученной проблемы в научной литературе и практике теоретически обосновывается необходимость эстети-ческого воспитания учащихся средствами информационных технологий; выявляются исторические этапы и тенденции развития эстетического воспитания личности; рассматривается сущность, структура и содержание эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию эс-тетических качеств учащихся средствами информационных технологий» представлен комплекс педагогических условий и критериев, способствую-щих формированию эстетического сознания у обучающихся информацион-ным технологиям; анализируются основные результаты опытно-экспериментальной работы. В заключении обобщены результаты исследования; изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу; сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований изучаемой проблемы. Содержание работы изложено на 120 страницах машинописного тек-ста, в 11таблицах и 4 рисунках, 2 приложения. Список использованной литературы содержит 82 источника.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состоя-ние: меняется общественно-политический строй, экономический уклад. Мы живем в трудное время экономической и социальной напряженности, когда человек не получает точных ориентиров для выбора идеалов, а переменчивая мода (в музыке, живописи, и т. д.) обрушивает на людей потоки насилия и агрессии. В связи с этим необходимо вести работу по привлечению молодежи к подлинному искусству. Развитый художествено-эстетический вкус послужит «противоядием» против негативного влияния псевдокультуры и станет ори-ентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершен-ствования эстетического сознания студентов. Процесс перестройки экономики России постепенно приводит в дви-жение ее культурообразующую и гуманитарную функции, реализация кото-рых зависит от личности участвующих в социально-экономическом взаимо-действии, от ее общекультурного воспитания, активной духовно-нравственной и эстетической позиции, образа жизни. Однако в обществе се-годня сложилась противоречивая ситуация. Происходит отчуждение личности от общества, культуры. Возникает дефицит интеллигентности, отрыв от национально-культурных традиций, обогащенных общечеловеческим содержанием. В настоящее время акцентируется внимание исследователей-педагогов на значимости воспитания личности в современной образовательной систе-ме. Так, проведен ряд исследований, раскрывающих методологические, теоретические и методические аспекты воспитания личности в вузе. Данной проблеме посвящены труды Е.В. Бондаревской, П.В. Карпова, Т.И. Власовой, Г.С. Гуна, И.А. Зимней, Л.М. Кадцына, А.И. Комаровой, Г.И. Королевой, М.С. Каган, В.Т. Лисовского, В.Н. Максимовой, Г.А. Петровой и др. В последние годы появились труды, авторы которых рассматривают влияние различных видов искусств на эстетический уровень воспитания личности. Формируя эстетические качества учащихся, мы воспитываем не только и не столько эрудита или грамотного потребителя искусства, но, прежде всего творческого человека, активность которого проявится и в сфере труда, и в сфере досуга, и в общении с другими людьми. Заметная роль в эстетическом воспитании личности принадлежит ин-формационным технологиям как учебной дисциплине и как одной из подси-стем целостного педагогического процесса. Суть эстетического воспитания состоит в формировании у воспитуе-мых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческой деятельности путем воздействия на эстетические качества, в том числе средствами информационных технологий. Эстетическое воспитание – своего рода генератор самовоспитания и самореализации, ибо в процессе его совершенствуется личность воспитуемого. Однако научные исследования, посвященные эстетическому воспита-нию учащихся посредством современных информационных технологий, ма-лочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой пробле-мы. Дискуссии об эстетическом воспитании, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей информационных технологий. Отсюда вытекают следующие противоречие: с одной стороны, информационные технологии имеют существенный потенциал в области эстетического воспитания, с другой стороны, этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий. Таким образом, возникает проблема выявления и анализа педагогиче-ских условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся сред-ствами информационных технологий.
Содержание

Введение Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся средствами информационных технологий как научно-педагогическая проблема 1.1 Современное состояние проблемы эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий 1.2 Сущность, структура и содержание эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий 1.3 Функциональные возможности информационных технологий в процессе эстетического воспитания учащихся Глава 2. Практика эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий 2.1 Модель эстетического воспитания учащихся средствами информационных технологий 2.2 Педагогические условия реализации предложенной модели воспитания 2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы Заключение Список литературы Приложения
Список литературы

1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании /Апатова, Н.В. – М.: ИОШ РАО, 1994. – 290 с. 2. Блонский, П.П. Избр. пед. произведения / П.П. Блонский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 618 с. 3. Богуславский, М.В. Развитие гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ века / М.В. Богуславский // Рос. ист. журн. – 2000. – № 2. – С. 18-22. 4. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1975. – 174 с. 5. Верб, М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ М.А. Верб. – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1980. – 93 с. 6. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы вос-питания личности / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 13-15. 7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967. – 211 с. 8. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогика, 1997. – 265 с. 9. Горбов, А.А. Роль эстетического воспитания в формировании экологической личности / А.А. Горбов // Ист.-теорет. аспекты художеств. культуры и образования. – 2001. – Вып. 1. – С. 3-7. 10. Закон «Об образовании» // Образование в документах. Ст. 14. п.1. – М., 1996. 11. Закон «Об образовании» // Образование в документах. Ст. 2. – М., 1996. 12. Идеи эстетического воспитания. В 2 т. – Т. 1. – М.: Искусство, 1973. – 52 с. 13. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. – Т.2 – М.: Искусство, 1973. – 120 с. 14. Исратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 375 с. 15. Интернет–обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 224 с. 16. Ишков, А.В. Информационная технология в образовании – 2003: Тез. докл. межд. конф. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2003. – С. 10-13. 17. Каган, М.С. Лекции по марксистско–ленинской эстетике. Изд. 2-е рас-шир. и перераб. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. – 282 с. 18. Карпов, П.В. Проблемы воспитания на пороге 21 века / П.В. Карпов // Вестн. Томского пед. ун–та. – 2001. – Вып. 2. – С. 23-26. 19. Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медын-ский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с. 20. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – М., 1976. – 480 с. 21. Крупская, Н.К. Пед. сочинения. В 10 т. Т. 7. – М., 1959. – 619 с. 22. Кузин, В.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1974. – 61 с. 23. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 273 с. 24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 243 с. 25. Лисовский, В.Т. О системе художественного воспитания в вузе / В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич / В кн.: Эстетическое воспитание в техническом вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.С. Гуна. – М.: Высш. шк., 2015. – 207 с. 26. Ломов, Б.Ф Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. – 183 с. 27. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский. – М.: Педагогика, 1976. – 137 с. 28. Луначарский, А.В. О народном образовании. – М., 1976. – 230 с. 29. Макаренко, А.С. Соч. в 7 т. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 197 с. 30. Малыгина, Е. Развитие художественно–эстетического вкуса студентов / Е. Малыгина // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 25-28. 31. Марев, И. Методологические основы дидактики / И. Марев. – М.: Педагогика, 1987. – 261 с. 32. Марков, А. П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования /А. П. Марков // Педагогика. – 2011. – № 7. – С. 17. 33. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1996. – 330 с. 34. Маркс, К. Об искусстве / К.Маркс, Ф. Энгельс В 2 т. Т. 1. – М., 1976. – 211 с. 35. Мацуй, Н. В. Этическое образование — универсальная составляющая профессиональной подготовки специалиста/ Н.В. Мацуй // Вестник университета Рос. академии образования. – 2000. – № 1. – С. 31-34. 36. Муриан, В. Эстетический идеал. – М.: Искусство, 1977. – 61 с. 37. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. К по-становке проблемы: Коллективная монография: В 2–х кн. / П. И. Бабочкин, Е. В. Бондаревская, Б. Н. Байденко и др./ Под общ. ред. И. А. Зимней. – М.: ИЦПКПС, 2016. Кн. 1. – 386 с. 38. Основные направления деятельности кафедры нравственного и эстети-ческого воспитания Новгородского государственного университета / Моторин А. В. Орлова Г. А. Копытцева Н. М. и др. // Нач. шк. на рубеже веков: взгляд в будущее. – 2001. – Вып. 1. – С. 18. 39. Педагогическая энциклопедия. Т.1. – 1965. – 461 с. 40. Педагогическая энциклопедия. Т. 2. – 1965. – 388 с. 41. Печко, Л.П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста. Гл. 12 В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М.: Искусство, 1981. – 209 с. 42. Платонов, К.К Структура развития личности. – М., 1988. – 201 с. 43. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с. 44. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2–х кн. Кн. 2. Процесс воспитания. – М.: Владос, 2001. – 530 с. 45. Попова, П.В. Оптимизация культурологического образования средствами информационных технологий: Мат–лы науч. практ. конф. ИТО-2004, М., 2004. – С. 29. 46. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – 560 с. 47. Радина, К.Д. Эмоционально нравственное воспитание: Науч.–метод. пособие. – Л., 1975. – 62 с. 48. Разумовский, В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1972. – С. 157-167. 49. Рождественский, Б.П., Эстетика в школе / Б.П. Рождественский, Г.А. Петрова Т.В. Шутакова, К.В. Игнатьева. – Казань, 1989. – 51 с. 50. Ротмистров, Н.Ю. Мультимедиа в образовании //Информатика и образование 1999. – № 4. – С. 3-7. 51. Рубцов, В.В. и др. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование – 1987. – № 5. – С. 19-21. 52. Сафронова, Н.В. Развитие воображения при изучении графических редак-торов / Н.В. Сафронова, А.В. Богомолов // Информатика и образование- 2000. – № 6. – С. 24-26. 53. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 331 с. 54. Семашко, А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи / А.Н. Семашко.– Киев, 1977. – 91 с. 55. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. 56. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова, М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1986. – 1375 с. 57. Старов, М.И. Изучение и формирование системы отношений специалиста – основной замысел исследований коллектива единомышленников // V Держав. чтения: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. – Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, – 2000. – С. 13. 58. Судникова, Н.А. Компьютерная графика и анимация как средство развития творческих способностей / Н.А. Судникова // Мат-лы конф. ИТО – 99, М., 1999. – С.48. 59. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение. 1969. – 423 с. 60. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973. – 209 с. 61. Тихомиров, О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компью-тером / О.К. Тихомиров, Т.В. Корнилова. – М.: Изд–во МГУ, – 1999. – 121 с. 62. Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.:АПК и ПРО, 2002. – 148 с. 63. Ушакова, Л.С. Будем учить культуре (опыт культурологического исследования) / Л.С. Ушакова, А.Т. Булгакова, А.Т. Глазунов // Профессиональное образование. – 2001. – № 9. – С. 19-21. 64. Филонова, Ю.А. И.Ф. Анненский об эстетическом воспитании / Ю.А. Филонова // Педагогика. – 2001. – № 9. – С. 38. 65. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 177 с. 66. Черемных, Г.В. Выразительные средства компьютерной графики//Мат-лы науч. практ. конф. ИТО-2004, – М., – 2004. – С. 41. 67. Хотунцев, Ю. Л. Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе / Ю. Л. Хотунцев // Стандарты и мониторинг.– 20016.– № 1. – С. 15-18. 68. Черемных, Г.В. Выразительные средства компьютерной графики. / Материалы конференции ИТО-2003. – М., 2003. – С. 35. 69. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 69 с. 70. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. / С.Т. Шацкий. – М.: Просвещение, 1975. – 87 с. 71. Шевцов, Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы / Е.В. Шевцов. М.: Знание, 1988. – 64 с. 72. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 288 с. 73. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971. – 118 с. 74. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Лихачева Б.Т. – М.: Педагогика, – 1980. – 145 с. 75. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г Зальмана – М.: Педагогика, – 1980. – 107 с. 76. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 445 с. 77. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. – М.: Изд-во МГУ, 2014г. – 156 с. 78. Ясребова, Н.Я. Формирование эстетического идеала в искусстве. – М.: Наука, 1977. – 63 с. 79. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. – М.: Искусство, 1964. – 186 с. 80. Dewey J. Art as experience. – N. Y.: Capricorn books, 1953. – 160p. 81. Read H. Education through Art. New York, 1956. – 82 р. 82. Eliot W. Eisner, Toward a New Era in Art Education. / Studies in Art Education. N. A. E. A. vol. 6, n 2, 1965. – Р. 31.
Отрывок из работы

1.1 Проблема эстетического воспитания учащихся в современной науч-но-педагогической литературе Важнейший путь к достижению такой цели, как формирование гармо-нично развитой личности, идейно и политически зрелой, воспитанной эсте-тически и нравственно, занимающей активную жизненную позицию, - цели, которая стала необходимой и возможной применительно ко всему обществу и к каждому его члену, состоит в актуализации всех резервов воспитания, в том числе и эстетического. С уровнем эстетического воспитания, со способностью человека откли-каться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представлены в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и художественного воспитания личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпо-хи, требующие от человека повышения творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь опре-деляется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Имен-но данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры учащихся, а так же создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным обнищанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения материального порядка, на которых склонны сосредотачивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическое воспитание означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Рассмотрим вопросы становления системы эстетического воспитания учащихся в истории развития прогрессивной педагогической мысли. Вопросы эстетического воспитания в школе занимали определенное место в истории научно-педагогической мысли прошлого, несмотря на то, что специальные учебные заведения для этого появились только в XIX в. Учение древнегреческих философов о важности эстетического воспита-ния и положение Аристотеля о человеческой деятельности свидетельствуют о том, что она «усиливается», если человек работает с наслаждением. Так же Аристотель рассуждал о главенствующей роли музыки и поэзии в эстетическом воспитании юношества. Так же он утверждал, что: «в наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышлением». Платон рассуждал так: «если от какого-нибудь искусства отнять то, что относится к взвешиванию, измерению и арифметике, так мало останется от этого искусства». Римский педагог Макс Фабий Квинтилиан одним из первых в педагогике сформулировал требования к эстетическому воспитанию, среди которых было эмоциональное отношение к учащимся. В эпоху Средневековья эстетическое воспитание считалось средством возбуждения пороков, и для ученика этого времени были типичны такие ка-чества, как знание богословия, отрыв от жизни, применение физических наказаний. В эпоху Возрождения эстетическая подготовка учащихся осуществля-лась в соответствии с идеалом гармонической личности по отношению к высшим слоям общества (народ исключался из сферы эстетического разви-тия). Эстетическое воспитание рассматривалось как средство гармонического развития личности. Передовые педагоги эпохи Возрождения утверждали необходимость эстетического развития для всех. Гуманизм, народность, природосообразность характерны для педагогики Яна Амоса Коменского, который считал основными чертами учащегося трудолюбие, любовь к делу и детям, мужество, терпение и ласку, умение наслаждаться гармонией в природе и искусстве. Жан Жак Руссо, великий французский просветитель, провозгласив тео-рию свободного воспитания юношества, основными средствами развития вкуса считал природу, творческую деятельность человека и искусства, име-ющее общественно-нравственное содержание. Песталоцци, впервые в истории педагогики, понимал воспитание как искусство. Последователь Песталоцци А. Дистервег утверждал необходимость воспитания творческих особенностей учащихся и их общего культурного уровня. Стремление к осуществлению системы эстетического воспитания, ха-рактерное для педагогики социалиста утописта Р. Оуэна, сочеталось с поста-новкой вопроса о целенаправленной подготовке ученика в духе демократической направленности, широко образованного, человека высокой культуры. Рассмотрим отношение к проблеме эстетического воспитания молодежи, почерпнутое нами из других источников философско-педагогической литературы в рамках рассматриваемой темы. Так, теоретики изоляционизма (Клайв Белл, Хосе Ортега-и-Гассет) счи-тают, что цель эстетического воспитания учащихся - приобщить их к красоте, которая должна быть изолирована от народа, от технической индустриальной цивилизации и сосредоточена в «чистом» дегуманизированном искусстве. Эстетическое, таким образом, предназначается только для воспитания членов будущей элиты. Другое направление западной философии – контекстуализм. Его основали приверженцы прагматизма, видящие смысл эстетического воспитания молодежи в приобретении эстетического опыта, который понимается субъективистски, как биологически приятное ощущение, возникающее в процессе деятельности. Эстетическое воспитание молодежи, таким образом, включаясь в контекст практической жизни, растворяется в личном опыте, понимаемом субъективистски. Джон Дьюи, известный американский философ и педагог, автор книги «Искусство как опыт» отвергает категорию прекрасного и ратует за искусство «полезное», т. е. дающее удовлетворение биологических инстинктов личности . В эстетической концепции английского ученого Г. Рида критикуются противоречия буржуазной цивилизации, однако причина противоречий усматривается не в социальном строе, а в биологическом распаде человече-ства. Эстетическое воспитание молодежи он считает важным средством пре-одоления противоречий действительности и сводит его к воспитанию ин-стинкта, стихийных иррациональных импульсов, которые должны способ-ствовать восстановлению инстинктивной общности людей . Г. Рид ограничивает эстетическое воспитание учащейся молодежи только искусством, прежде всего изобразительным, утверждая необходимость развития эстетического восприятия и художественного творчества. Американский теоретик Э. Айснер определяет эстетическое воспитание как «гуманистическое воспитание человека в искусстве и через искусство» . Сторонники бихевиоризма, поведенческой науки, видят цель эстетиче-ского воспитания учащихся в воспитании поведения. Таким образом, буржуазные теории эстетического воспитания, основы-ваясь на идеалистической философии, ограничивают понятие эстетического воспитания воспитанием средствами искусства, односторонне понимают цель эстетического воспитания (гуманистическое воспитание, воспитание абстрактного мышления, изолированного от окружающей действительности, воспитание эстетики поведения). Перейдем к рассмотрению взглядов на проблему эстетического воспитания учащихся в России XIX в. Для передовой русской педагогики XIX в. характерно решение вопросов эстетического воспитания и образования учащихся с революционно-демократических позиций (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). Учитель русских учителей К.Д. Ушинский, разрабатывая проблемы создания учительских семинарий в России, утверждал необходимость эстетического воспитания в учебном процессе и внеклассной работе как важную составную часть подготовки народного учителя. Ушинский включал в систему эстетического воспитания учащихся природу, труд, содержание учебных предметов, искусство, прекрасное по содержанию и художественной форме. Последователями Ушинского были Д.Д. Семенов, В.И. Водовозов, В.А. Стаюнин, Н.Ф. Бунаков. Мысли прогрессивных зарубежных и русских педагогов, педагогов ре-волюционно-демократического направления не могли найти практического воплощения в средних и высших педагогических учебных заведениях вследствие реакционной политики царского правительства, желающего подготовить из учащихся верных и преданных чиновников. Внутри учебных заведений шла борьба между реакционерами, идеалистически настроенными преподавателями, которые или отрицали необходимость эстетического воспитания учащихся, или хотели использовать его как средство религиозно-нравственного воспитания, и прогрессивными, революционно настроенными силами, которые считали эстетическое воспитание учащихся средством формирования активных борцов против существующего строя. Новая эпоха в педагогической подготовке, начавшаяся после Октябрь-ской революции, вызвала большой интерес к проблемам эстетического образования и воспитания учащихся как важной составной части и средству воспитания личности. Выдающийся советский педагог и психолог П.П. Блонский существен-ной задачей считает осуществление эстетического воспитания, так как юно-шеский возраст - период самых сильных эстетических переживаний, стрем-ления к эстетическому творчеству. Главным средством эстетического воспи-тания П.П. Блонский считает искусство . Эстетическое воспитание учащихся А.В. Луначарский понимает как развитие творческих побуждений к красоте (основная задача человека - «сделать себя и все вокруг себя изящным, красивым, содержащим радость» ), сознательного и эмоционального отношения к действительности и искусству. Термины «эстетическое» и «художественное воспитание» Луначарский применяет как тождественные. Так, говоря о целях художественного воспитания учащихся, Луначарский имеет в виду развитие правильного восприятия художественных произведений, художественного творчества, жизни природы, а также способности эстетически наслаждаться прекрасным, природой, изящными, светлыми яв-лениями человеческой жизни. Центральное место в эстетическом воспитании молодежи А.В. Луначарский отводил искусству, которое он называл силой, заражаю-щей массы слушателей или зрителей определенными чувствами, высказан-ными художником. Искусство, писал он, увлекает человека, затрагивает струны его эмоционального чувственного существа, дает человеку правиль-ный досуг, учит его, ведет вперед. Луначарский утверждал ценность такого искусства, которое способствует воспитанию молодежи. Впервые в истории советской педагогики прозвучала мысль о необхо-димости осуществлять эстетическое воспитание учащихся в учебном процессе: содержанием предмета, методами его преподавания, эмоциональным отношением учителя к предмету. Система взглядов Н.К. Крупской по вопросам эстетического образова-ния и воспитания молодежи создала методологические основы для дальнейшего развития теории и практики эстетического воспитания . Известный советский педагог С.Т. Шацкий считал, что эстетическое воспитание молодежи должно пронизать весь учебно-воспитательный про-цесс, трудовую, умственную, социальную и художественную жизнь. С.Т. Шацкий был убежден в огромной воспитательной роли искусства: «оно дает радость, воодушевляет, развивает воображение учащихся» . Мысли С.Т. Шацкого о важности эстетической подготовки молодежи, ее содержании, формах и методах звучат современно и актуально. Основным в творчестве замечательного педагога, талантливого писа-теля А.С. Макаренко было учение о коллективе, о трудовом воспитании юноше-ства, о воспитании в семье, о роли эстетического начала в воспитании под-растающего поколения. Эстетическое воспитание Мaкapeнко рассматривал как одно из важнейших средств формирования нравственности молодежи и их мировоззрения . Он теоретически и практически разрешил проблему ак-тивизации эстетического воспитания учащихся через приобщение к обще-ственно полезному труду, через формирование коллектива, через искусство. Талантливейший последователь Макаренко В.А. Сухомлинский считал необходимой составной частью и важнейшим средством духовного развития молодежи эстетическое воспитание, задача которого - научить видеть в красоте окружающего мира (природе, человеческих отношениях, искусстве) духовное благородство, доброту, сердечность, на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Сухомлинский неоднократно утверждал мысль о взаимозависимости педагогических явлений, о необходимости комплексности, гармоничности всех видов воспитательного воздействия на учащихся. Таким образом, эстетическое воспитание молодежи, являясь необходимым условием функционирования всех сторон эстетического воспитания, осуществляет свои задачи в комплексе с полноценным идейно-воспитательным, нравственным, трудовым воздействием. «Мы стремимся к тому, чтобы через ... умственный и физический труд, через ... творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения молодежи, дружбу, любовь - проходила красной нитью мысль - красоту надо ценить и беречь» . Сухомлинский рассматривал факторы эстетического воспитания уча-щейся молодежи: природу, творческий труд, отношения педагогов и учащихся, искусство (художественную литературу, музыку, живопись). Особую красоту Сухомлинский видит в педагогическом труде, одухотворенном великой гуманной идеей - идеей воспитания величайшей ценности мира - Человека: «Мы творим человека, как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего» . Прекрасное в педагогическом труде Сухомлинский видит в его творческом исследовательском характере, вечной новизне и неповторимости. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что отечественная фило-софия и педагогика ставят вопрос об эстетическом воспитании учащихся как о важной стороне и условии формирования всесторонне развитой личности, как основе всего педагогического процесса. Современная педагогика, основываясь на философии диалектического и исторического материализма, понимает эстетическое воспитание учащихся широко, как воспитание средствами действительности и искусства, видит в эстетическом воспитании важное средство всестороннего гармонического развития личности. Прежде чем сформулировать определение понятия эстетическое вос-питание, проанализируем высказывания ученых, проводивших исследования в этой области. В. Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание учащихся как воспи-тание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства, воспитание потребности и способности посильно участ-вовать в создании красоты в жизни и в искусстве . Это определение вошло в педагогику и нашло свое выражение и разви-тие в работах О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Т.Д. Полозовой, посвя-щенных как общим, так и частным вопросам эстетического воспитания уча-щихся. О.В. Лармин рассматривает эстетическое воспитание учащихся как «си-стематическое целенаправленное воздействие на поведение и сознание уча-щихся с целью формирования эстетически развитой личности» . В определении подчеркивается активный характер эстетической деятельности педагога и учащегося, однако оно носит излишне обобщенный характер. М.С. Каган определяет эстетическое воспитание как «формирование эс-тетического отношения учащихся ко всему в мире, что обладает эстетиче-ской ценностью: к природе, другим людям, самому себе, ко всем формам человеческой жизнедеятельности, к созидаемой людьми «второй природе» - миру вещей, наконец, к искусству как специфическому носителю эстетиче-ской данности» . М.Ф. Овсянников рассматривает эстетическое воспитание учащихся «как целенаправленную систему действенного формирования учащихся, способного не только воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, но и жить, и творить «по законам красоты» . В книге Б.Т. Лихачева «Эстетическое воспитание в школе. Вопросы си-стемного подхода» эстетическое воспитание определено как организован-ный, целенаправленный и контролируемый педагогический процесс форми-рования в личности эстетического отношения, эстетической потребности и активизации их до творческой деятельности по законам красоты . Известный ученый, педагог И.П. Подласый сводит понятие эстетического воспитания учащихся к нравственному. Для осуществления воспитательного процесса в области эстетики он выделяет эстетические (художественные) дела, доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению . Критерием эстетической воспитанности учащихся Подласый считает овладение эстетической культурой как составной частью культуры духовной, предполагающей умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но так же в любом проявлении жизни. В завершении данного обзора приведем определение рассматриваемого понятия, опубликованное в словаре «Эстетика»: «эстетическое воспитание – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности и одновременное формирование эстетических качеств личности.» . Опираясь на имеющиеся определения, будем понимать эстетическое воспитание учащихся как организованный целенаправленный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и искусству, как комплекс эстетических воздействий, направленный на процесс формирования эстетических качеств учащихся. Рассмотрим актуальные в настоящее время вопросы, касающиеся темы нашего исследования. В начале 90-х годов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попытками форсированного перехода к рыночной экономике в стране возник системный социально-экономический кризис, который не мог не отразится на образовании. Прежняя система образования оказалась несостоятельной из-за смены идеологических ориентиров. О развале старой образовательной системы вряд ли стоит сожалеть, но сохранить лучшее из наработанного, восполнить образовавшийся вакуум необходимо. Научно-педагогическую проблему эстетического воспитания учащихся нельзя рассматривать, не учитывая тех изменений, которые происходят в образовании Российской Федерации. Очевидным является тот факт, что в настоящее время наблюдается некоторый дисбаланс между общей и художественной культурой учащихся, выраженной в нормах, установках и идеалах общества, с одной стороны, и реальной культурой - с другой. В определенном смысле социальные ожи-дания остаются нереализованными. Эстетическое и художественное воспитание должно быть направлено на преодоление этого несоответствия. Проанализируем соотношение между эстетическим и художественным аспектами в процессе эстетического воспитания учащихся. Для этого рассмотрим две концепции. Первая разработана Н.З. Коротковым. Суть ее состоит в том, что в практике воспитательной работы эстетическое воспитание отождествляют с художественным, а последнее сводят к потреблению искусства и художественной самодеятельности. Отчасти это объясняется отсутствием в педагогике общепринятой теории соотношения эстетического и художественного воспитания. Наметился некоторый устойчивый инвариант понимания соотношения эстетического и художественного воспитания, а именно: понятие эстетического воспитания шире, чем понятие художественного воспитания. Термин «эстетическое воспитание» вполне правомерен и автономен, когда речь идет о воспитании отношения к природе или предметной среде в сфере производства и быта без устойчивого обращения с этой целью к искусству. Автором второй концепции выступает В.Т. Лисовский, который считает, что художественная культура личности учащегося формируется на стыке эстетического и художественного воспитания и придерживается диалектического рассмотрения взаимосвязи эстетического и художественного, полагая, что, с одной стороны, эстетическое шире художественного, с другой же - художественное шире эстетического. Зачастую эти понятия смешиваются, что совершенно недопустимо. Ибо если эстетическое воспитание учащихся, так же как и нравственное, в определенном смысле проникает во все воспитание, пронизывая его, то художественное воспитание имеет свой строго ограниченный, специфиче-ский предмет . Наша точка зрения соотносится со второй концепцией, так как, форми-руя художественную культуру личности учащегося, мы воспитываем не только и не столько эрудита или грамотного потребителя искусства, но прежде всего творческого человека, активность которого проявится и в сфере труда, и в сфере досуга, и в общении с другими людьми. Вопрос о специфике эстетического и художественного воспитания уча-щихся имеет не только теоретический интерес, но и вполне реальное практическое значение. Мы полагаем, что некоторые проблемы в рассматриваемом контексте не случайны, они порождены жизнью и отчасти неверными теоретическими представлениями о специфике и соотношении эстетического и художествен-ного воспитания учащихся. Таким образом, мы видим глубокое внутреннее единство эстетического и художественного воспитания учащихся, но, тем не менее, нельзя сводить эстетическое воспитание только к художественному. И дело тут, конечно, не в том, что при этом подменяются термины, и мы часто называем эстетическим воспитанием именно ту сторону жизни, в которой проявляется ее связь с искусством сама по себе. Такая подмена терминов не меняет дела. Опасность таится лишь в узком понимании содержания эстетического воспитания. Сейчас мы не можем сказать о системе воспитания как о гармонически сочетающей потребности эстетического и художественного развития лично-сти. На наш взгляд, необходимо дальнейшее повышение культуры аналити-ческого мышления учащихся (умение мыслить самостоятельно, критично, системно, с использованием компьютерной техники) как основы функцио-нальной и конструктивной ценностной ориентации вкуса современного педагога. Одним словом, необходим комплексный подход с учетом всех существенных для становления личности аспектов эстетического воспитания учащихся. Тем не менее, эстетическое воспитание учащихся - только зарождающа-яся область государственных интересов. В связи с этим, как мы считаем, следует уделять проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения самое пристальное внимание. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше оно попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается, между тем, уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. Таким образом, акцент направлен на получение базовых знаний по предметам, а эстетическому воспитанию отводятся немногочисленные часы на уроках этики (если таковые включены), изобразительного искусства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 50 страниц
220 руб.
Дипломная работа, Психология, 60 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg