Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Жанр натюрморта в изобразительном искусстве западной Европы второй половины XIX-начала XX века

natalya1980er 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2019
Объектом исследования в данной работе выступает творчество художников постимпрессионистов. Предметом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства, представленный в творчестве Поля Сезанна. Цель курсовой работы состоит в рассмотрении процесса эволюции жанра натюрморта в творчестве Поля Сезанна. Для выполнения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности жанра натюрморта в изобразительном искусстве Франции второй половины XIX века. 2. Выявить специфику решения натюрморта в творчестве художников постимпрессионистов. 3. Определить своеобразие жанра натюрморта в творчестве Поля Сезанна. 4. Осуществить искусствоведческий анализ художественных произведений в жанре натюрморта, выполненного Полем Сезанном в разные периоды его творческой жизни. Источниковая база. Различные подходы к проблеме рефлексии импрессионизма и постимпрессионизма, как культурного явления можно встретить в трудах О.Вальцеля, Р.Гамана, Г.Марцинского, К.Моклера, Б.Христиансена, О.Шпенглера и др. Первые биографии Сезанна были написаны такими авторами как А.Воллар и Дж.Ревалд. Так, творчество П. Сезанна рассматривается в воспоминаниях А.Воллара, где автор рассказывает о знаменитых французских художниках – импрессионисте Огюсте Ренуаре и представителе постимпрессионизма Поле Сезанне [6]. Книга известного ученого В.Н.Прокофьева «об искусстве и искусствознании", посвященная мастерам французского искусства XXII, XIX и XX веков [31]. Отечественный исследователь Б.В.Раушенбах, рассматривает различные способы передачи трехмерного пространства на плоскости изображения, которые получили развитие в разные исторические эпохи и в разных культурах [33]. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка иллюстраций и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования. В первой главе рассматривается искусство Франции второй половины XIX века – начала XX века, выявляются особенности решения натюрморта в искусстве художников постимпрессионистов, осуществляется стилистический анализ их произведений. Во второй главе выявляется место и значение жанра натюрморта в творчестве Поля Сезанна, проводится искусствоведческий анализ его великих произведений. В заключении, на основе проведенного исследования сделаны соответствующие выводы. Общий объем работы - 40 страниц машинописного текста. Библиографический список включает в себя 36 наименований источников, приложения – 34 иллюстрации.
Введение

Актуальность. Художественное наследие XIX века оставило отпечаток на последующем столетии, однако судьбы искусства XX века зависели не только от наследия, но и от наследников. На фоне кризиса импрессионизма в конце XIX столетия, появляется новое направление в живописи – постимпрессионизм. Некоторое время оба направления существовали параллельно, причем, постимпрессионизм активно заимствовал отдельные принципы импрессионизма. Художники-постимпрессионисты искали новые методы и средства выразительности. В своем стремлении преодолеть эмпиризм художественного мышления постимпрессионисты отказались от стремления импрессионистов изображать сиюминутность (впечатление), старались осмысливать и передавать длительные состояния окружающего мира, отображали сущностные состояния материальной и духовной жизни. В рамках постимпрессионизма возрос интерес символическим, философским началам искусства, к выработке устойчивых идейно-нравственных аксиологических модусов [32, с. 26]. Это художественное направление отражало новые представления о динамичности социальной среды и подвижности внутреннего мира личности. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в экспериментировании с цветами, формами, линиями, которые стали выразителями индивидуальности художника, его мыслей и чувств. Представители данного направления полностью отрицали догмы, каноны, формы академического искусства. Одним из выдающихся представителей данного художественного течения, наряду с В. Ван Гогом и П. Гогеном, является П. Сезанн, заслуга которого заключается не только в создании уникальных произведений живописи, ставших частью мирового культурного наследия, но и обоснование нового художественного метода, обновленного понимания сущности искусства.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. жанр натюрморта в изобразительном искусстве западной европы второй половины XIX-начала XX века 1.1. Жанр натюрморта в искусстве Франции второй половины XIX века 1.2. Жанр натюрморта в искусстве художников постимпрессионистов ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ НАТЮРМОРТА ПОЛЯ СЕЗАННА 2.1. Значимость натюрморта в творчестве Поля Сезанна 2.2. Искусствоведческий анализ художественных произведений Поля Сезанна в жанре натюрморт ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. М. Караваджо, «Натюрморт корзина с фруктами» 1597 г. Масло, холст. 31х47. Pinacoteca Ambrosiana, Милан. 2. М. Караваджо, «Ужин в Эммаусе» Деталь 1601г. Масло, холст. 141х196. Национальная картинная галерея, Лондон. М. Караваджо «Ужин в Эммаусе» 1601г. Масло, холст. 141х196. Национальная картинная галерея, Лондон. 3. М. Караваджо, «Натюрморт с цветами и фруктами» 1610г. Холст, масло.105х84. Галерея Боргезе, Рим. 4. Г. Курбе, «Натюрморт с яблоками и гранатами» 1862-1863 Холст, масло. 61х44,5. Лондонская национальная галерея. 5. Г. Курбе, натюрморт «Букет цветов в вазе» 1862-1863гг. Холст, масло. 73х100. Музей Гетти, Лос-Анжелис. 6. Э. Мане, «Завтрак на траве» 1863г. Холст, масло. 208х264,5 Музей д’Орсэ, Париж. 7. Э. Мане, картина «Бар в «Фоли-Бержер» 1881-1882гг. Холст, масло.96х130. Институт искусства Курто в Лондоне. 8. Э. Мане, натюрморт «Пучок спаржи» 1880г. Холст, масло. 46х55. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн. 9. Э. Мане, натюрморт «Спаржа» 1880г. Холст, масло. Музей д’Орсэ, Париж 10. Э. Мане, натюрморт «Цветы в хрустальной вазе» 1882г. Масло, холст. Национальная галерея искусств, Вашингтон. 11. Э. Мане, натюрморт «Букет сирени» 1883г.Холст, масло. 54х41. Старая Национальная галерея, Берлин. 12. П. Ренуар, «Натюрморт с анемонами» 1898г. Холст, масло. 58х50. Галерея Пола Розенберга, Нью-Йорк. 13. П. Ренуар, «Натюрморт плоды в вазе в форме раковины»1881г. Холст, масло. 14. П. Ренуар, натюрморт «Завтрак гребцов» 1880-1881гг. Холст, масло. 130х173. Собрание Филлипса, Вашингтон. 15. Э. Дега, «Натюрморт с ящерицей» 1860г. Холст, масло, бумага. 45,7х35,5. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 16. Э. Дега, картина «Женщина, сидящая у вазы с цветами» 1865г. Холст, масло. 73,7х92,7. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. 17. П. Сезанн, натюрморт «Букет цветов в голубой вазе» 1873-1875гг. Холст, масло.55х46. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 18. Ван Гог, «Натюрморт ваза с гладиолусами» 1886г. Холст, масло. 46,5х38,5. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды. 19. Ван Гог, «Натюрморт: двенадцать подсолнухов в вазе» 1888г. Холст, масло. 91х72. Мюнхен: Новая пинакотека. 20. Ван Гог, «Натюрморт с ирисами» 1889г. Холст, масло. Нидерланды Франция. 21. П. Сезанн, «Натюрморт с яблоками» ок.1890г. Холст, масло. 35х46. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 22. П. Сезанн, натюрморт «Голубая ваза» 1887г. Холст, масло. 62х51. Музей д’Орсэ, Париж, Франция. 23. П. Гоген, «Натюрморт с веером» 1889г. Холст, масло. 50х61. Музей д’Орсэ, Париж, Франция. 24. П. Гоген, «Натюрморт с чайником и фруктами» 1896г. Холст, масло. 47,6х66. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 25. П. Сезанн, «Натюрморт с сахарницей» 1888 -1890гг. Холст, масло. 61х90. Музей: Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 26. П. Сезанн, «Натюрморт с корзиной для фруктов» 1888-1890гг. Холст, масло. Музей. д’Орсэ, Париж. 27. П. Сезанн, натюрморт «Фрукты» 1880г. Холст, масло. 50х61. Музей современного искусства. Нью-Йорк, США. 28. П. Сезанн, «Натюрморт с яблоками и апельсинами» 1900г. Холст, масло. 73х92. Музей д’Орсэ, Франция. 29. П. Сезанн. «Натюрморта с драпировкой» 1895г. Холст, масло. 55х75. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 30. П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой мятного ликера 1893-1895гг. Холст, масло. 65,7х82. Музей, город Вашингтон. 31. П.Сезанн. «Натюрморт с баклажанами» 1893-1894гг. Холст, масло. 73х92. Коллекционное собрание, Музей Метрополитен в Нью-Йорке. 32. П. Сезанн. «Натюрморт с черепами» 1898-1900гг. Холст, масло. 39х46. Частное собрание. Швейцария. 33. П. Сезанн «Натюрморт с морской раковиной и черными часами» 1869-1871гг. Холст, масло. 54х73. Собрание Ставроса Ниархоса, Афины. 34. П.Сезанн «Натюрморт «Персики и груши» 1895г. Холст, масло.61х90. Музей изобразительных искусств им. Пушкина.
Отрывок из работы

1.1. Жанр натюрморта в искусстве Франции второй половины XIX века Натюрморт (фр. nature morte - «мертвая природа») - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие нас предметы, имеющие между собой смысловую связь. Данный вид искусства привлекает своими большими изобразительными возможностями, которые способствуют развитию композиционных навыков художника и грамотному цветовому построению художественного произведения [5, с. 13]. Натюрморт передает нам определенные образы и символы окружающего мира. Вовлекает нас в мир общения предметов, предоставляя возможность побыть в роли собеседника. Истинный художник организовывает возможность зрителю увидеть тайный смысл окружающих его предметов [4, с. 72], предварительно выбирая и выстраивая те или иные атрибуты в определенную композицию, которая несет в себе конкретную смысловую задачу. Натюрморт как жанр изобразительного искусства зародился в Европе в период XVI-XVII столетия, но его предыстория возникла гораздо ранее. Наравне с бытовым жанром натюрморт продолжительное время не мог занять лидирующие позиции в живописи, так как считалось невозможным передать через этот жанр живописи основные общественные идеи [9, с. 61]. Основоположниками стиля являются Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610гг.) и его последователи. Караваджо – итальянский художник, он является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. XVII век в Европе - это век расцвета натюрморта. В его ранних работах неизменно присутствуют элементы натюрморта. При этом сохранился единственный «чистый» натюрморт, достоверно принадлежащий кисти художника, – это «Натюрморт с корзиной фруктов» (1597г.) (ил.1). Картина написана с удивительной чистотой, тонким пониманием природы и высоким техническим мастерством. Во времена Караваджо натюрморт считался низким жанром живописи, он, не соглашаясь с общепринятыми представлениями, сказал однажды: «Натюрморт требует не меньшего мастерства, чем картина, и написать один цветок ничуть не проще, чем фигуру»[9, с. 61]. «Натюрморт с корзиной фруктов» появляется еще раз почти в том же виде в творчестве Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе» (1610г.) (ил.2). На этой картине натюрморт на столе является частью сложного светотеневого построения большой многофигурной композиции. Не солируя, а исполняя аккомпанирующую партию в этой картине, корзина с фруктами грубее и обобщеннее, но она приобрела целостность со средой. Андре Фелибьен де Аво (1619-1695гг.) французский историк искусства критиковал творчество Караваджо за идеальное копирование натуры и в то же отсутствия собственных идей. «Он воспроизводил лишь то, что находилось у него перед глазами и не мог отделить красивое от безобразного. Он не мог или не хотел изображать красивые лица, прекрасные чувства, богатые драпировки или необходимые аксессуары, которые должно было представить в картине» [9, с. 61].Это точное определение, которые можно заметить на примере натюрморта: битые фрукты, растрепанные листья тождественно соседствуют с целыми. Белая скатерть в «Ужине в Эммаусе» лишена красивых складок. По происшествию долгих лет все эти «недочеты» оформились в восприятии современного зрителя в мощный индивидуальный стиль. Образ мышления, который повлиял на развитие европейской живописи, сделал натуру основным выразительным языком живописи. Другие картины этого жанра - например, «Натюрморт с цветами и фруктами» (1610 г.) (ил. 3), интересны как подбором предметов, так и своим аллегоризмом. Листья слева здесь тянутся вверх, а листья справа поникли и увяли, что символизирует путь от жизни к смерти. Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу низменных жанров, однако именно в XVIII веке во Франции появляются великолепные полотна Жанна Батиста Симеон Шардена (1699 - 1779 гг.). Художник был знаком с голландской и испанской традициями данного жанра, но его отношение к натюрморту было неповторимо и оригинально. Уже к XIX веку интерес к натюрморту значительно усиливается. Натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Жан Дезире Гюстав Курбе (1819-1877 гг.) - первый крупный художник нового времени, который сформулировал новую концепцию натюрморта и создал собственную школу натюрморта. Курбе вернул европейскому натюрморту сочность, жизненную силу и глубину. Художник писал прекрасные натюрморты, использовал их в основном в качестве строительного элемента для своих больших полотен. Впрочем, в жизни художника были два периода, когда он писал и самостоятельные натюрморты. В 1862-1863 годах он создал целую серию картин, включающую в себя, в частности, «Натюрморт с яблоками и гранатами» (1862-1863гг.) (ил.4), «Натюрморт букет цветов в вазе» (1862-1863гг.) (ил.5). В этих натюрмортах отчетливо прослеживается влияние голландской живописи XVII века. Дальнейшее развитие реалистического натюрморта связанно с именем Эдуарда Мане, пример Курбе сыграл в этом не последнюю роль. Художников объединяет стремление максимально точно изображать натуру, но там Курбе пытался подчеркнуть проявление общих законов жизни, Мане проникал в индивидуальность характера самого предмета. Работы Эдуарда Мане (1832-1883гг.) в натюрморте стремится постичь понимание прекрасного. Упрощение композиций и уменьшение предметов, которые запечатлены с блеском и виртуозностью. Примером такого могут служить натюрморты, возникшие в 1863 году. Картина «Завтрака на траве» (1863г.) (ил.6), которая стала переломом для его творчества и во многом предопределили дальнейшее творчество Мане. Особое внимание уделено натюрморту в последнем шедевре Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1881-1882гг.) (ил.7). Портрет и натюрморт в этой картине гармонируют как единое целое и живут одной жизнью [14].Эта картина стала блестящим завершением той колористической революции, которую Мане развернул в своей живописи. Начиная с 1875 года и особенно в натюрмортах последних лет жизни, Мане приближается к импрессионизму, он был верен принципу предметной характеристики образа. С 1877 года в живописи Мане заметно стремление к натюрмортам и портретам. В 1879 году художник приобретает признание. «Натюрморт «Пучок спаржи» (1880г.) (ил.8) и следом рисует маленький натюрморт «Спаржа» (1880г.) (ил.9), с одним стеблем спаржи. Он отправляет его Шарлю Эффруси с сопроводительным письмом: («Высылаю недостающий стебель для вашего пучка»). Его многочисленная серия цветов, выполненная уже серьезно больным художником, демонстрирует новый взлет творчества Мане - натюрмориста. Работы этих лет поражают чистотой вдохновения и искренностью, тем особым тонким чувством трепетной жизни цветка, которое, пожалуй, никто, кроме него, не мог уловить. Перед нами его картина «Цветы в хрустальной вазе (1882г.) (ил.10). Композиция этого натюрморта крайне проста. Другой в изысканности тончайших оттенков «Натюрморт Букет сирени» (1882-1883гг.). (ил.11). Благодаря Мане в живописи появился новый метод, который обогатил ее и открыл миру свежесть восприятия, предельную искренность и трепетные чувства к природе. Импрессионизм в истории европейской культуры совершил мощный переворот в рутине академических правил живописи. В итоге ему выпала счастливая судьба: уже больше столетия, с начала XX века и до наших дней, он пользуется постоянным вниманием публики, а цены на картины импрессионистов на мировых аукционах в наши дни достигают заоблачных высот. Новые, дерзкие веяния в живописи сказались и на жанре натюрморта в том числе. Натюрморт не стал важным аспектом творчества импрессионистов, кроме Э.Мане. Они создали собственную концепцию натюрморта, словно заодно, работая над принципами пленэра для пейзажа. Импрессионисты считали «свет и воздух» главным в натюрморте, а предметы несли простые световоздушные рефлексы, из-за этого в натюрморте терялись физические свойства, такие как: объем, четкие контуры и даже устойчивость цвета. Дематереализация предмета в творчестве импрессионистов стала первым признаком упадка европейского натюрморта, однако, импрессионизму в этот жанр светлые, радостные и оптимистические нотки. На художников конца XIX века импрессионизм произвел огромное впечатление. В основе их творчества - острое неприятие современной им действительности, сострадание, настойчивые поиски характерного, типического в художественном образе [27, с. 74]. И ранее художники писали натюрморты, но это считались менее важными, чем сцены из Библии. Предметная живопись служила для тренировки технических навыков художника. Это изменилось в XIX веке с появлением импрессионистов. Теперь художники не были заинтересованы в создании фотореалистичной живописи – после изобретения фотографии в этом не было никакого смысла. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе, в визуальной эстетике – не из-за символизма или сюжета. Одним из самых известных художников-импрессионистов, который обращался к жанру натюрморта, являлся Пьер Огюст Ренуар (1841-1919 гг.). Ренуар любил рисовать цветы, это видно в его ранних работах, которые сложно отнести к импрессионизму. Например «Натюрморт Анемоны» (1898г.) (ил.12) в этом натюрморте есть главные признаки импрессионизма «свет и воздух». Другой знаковый «Натюрморт Плоды в вазе в форме раковины» (1881г.) (ил.13). Фрукты выглядят словно живые. Еще один прекрасный натюрморт Ренуара «Завтрак гребцов» (1880-1881гг.) (ил.14), отличается радостной палитрой, не перегруженностью и очень гармоничен. Своеобразие стиля Эдгара Илэр Жермен Дега (1834-1917 гг.) - заключалось не только в технике, но и выборе сюжетов и тем для его картин. Среди работ Дега очень мало натюрмортов. Редким исключением является ранняя работа картина «Натюрморт с ящерицей» (1860г.) (ил. 15). Сочетание натюрморта и портрета можно наблюдать в его картине «Дама с хризантемами» (1865г.) (ил.16). Неожиданная композиция портретируемая сдвинута в правый угол картины, а большую часть пространства занимает великолепный букет, составленный из хризантем разных цветов. Героиня сидит рядом со столиком, на котором стоят цветы, но ее лицо немного отвернуто от них, она смотрит в другую сторону. Создается ощущение, что героиня попала в изображение натюрморта случайно. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов, Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма и обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений. В картинах Дега динамичная, часто асимметричная композиция, точный гибкий рисунок, неожиданные ракурсы, активность взаимодействия фигуры и пространства тщательно продуманны и выверены. Работы Поля Сезанна уже с 1870 года начинают отличаться от классических его работ, в них начинает присутствовать некая теплота. Сезанн в определенный момент пришел к выводу, что симметрия в картинах не более чем обман, это можно наблюдать в натюрморте «Букет цветов в голубой вазе» (1873-1875гг) (ил.17), натюрморт представляет плотную и определенную композицию с интересной световой окраской. Зеленые, бордовые и кремовые цвета оживляют, заставляют чувствовать его объем и фактуру.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg