Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Управление государственным долгом на субфедеральном уровне

natalya1980er 370 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.04.2019
Актуальность работы определяется тем, что с началом проведения радикальных экономических реформ практически все субъекты Российской Федерации столкнулись с резкой нехваткой финансовых ресурсов для выполнения своих функций, в связи с чем образовалась большая долговая нагрузка на региональный бюджет. По итогам последних лет, состояние государственного долга субъектов РФ характеризуется значительными объемами долговых обязательств, которые превышают собственные доходы у отдельных регионов, неравномерностью графика погашения и существенной долей краткосрочных обязательств. Все это следствие неэффективного долгового планирования. Цель работы заключается в том, чтобы исследовать систему управления государственным долгом субъектов Российской Федерации, а так же анализ эффективности долговой политики субъектов РФ, и формирование выводов и рекомендаций по совершенствованию процесса формирования долговой политики. Для достижения данной цели решались следующие задачи: 1. Исследовать сущность субфедерального долга и долговой политики. 2. Изучить систему управления государственным долгом субъектов и ее современных особенностей. 3. Провести анализ государственного долга на примере Сибирского федерального округа. 4. Предложить рекомендации по совершенствованию практики управления государственным долгом на субфедеральном уровне. Объектом исследования является механизм управления государственным долгом субъектов Российской Федерации в современных условиях. Предметом исследования выступает процесс управления региональным государственным долгом и оценка его эффективности.
Введение

Федеративное устройство страны предполагает формирование государственного (муниципального) долга на всех уровнях административно-территориального деления страны. При этом эффективность и финансовая устойчивость всей системы государственных заимствований зависит от всех уровней. Особая роль на современном этапе развития экономики России сегодня отводится ее регионам, что определяет повышение качества управления региональными финансами, совершенствование региональной финансовой политики, неотъемлемой частью которой является долговая политика. При этом основные положения долговой политики должны быть подчинены общим целям финансовой политики региона и страны в целом. В настоящее время, управление государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации усложняется условиями проведения проводимой бюджетной политики страны, которая направлена на повышение самостоятельности регионов за счет расширения расходных полномочий и одновременном сокращении финансовой помощи из федерального центра. Таким образом, для реализации региональными властями новых и имеющихся полномочий возникает необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования, вследствие чего возникает государственный долг. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и высоко стоимости заимствований на рынке капитала, реализация эффективной долговой политики становится основой сохранения долговой устойчивости регионов. Эффективное управление государственным региональным долгом формируется на основании установления четких целей государственного гарантирования, соотнесении рисков и стоимости государственных заимствований, управлении и мониторинге рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании условий для обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. Экономические и правовые основы управления государственным долгом и долговой политикой на субфедеральном уровне 6 2. Анализ динамики и структуры государственного долга субъектов на примере Сибирского федерального округа 23 3. Пути совершенствования практики управления долгом регионов 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 31.06.1998 г. №145-ФЗ // СПС «Консультант плюс». 2. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики [Электронный ресурс] : (утв. Минфином России) // СПС «Консультант плюс». 3. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. [Электронный ресурс] : (утв. Минфином России) от 06.02.2017 г. // СПС «Консультант плюс». 4. Берзон Н. И. Государственные финансы: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 137с. 5. Галухин Антон Викторович Риски при управлении государственным долгом субъектов РФ // Проблемы развития территории. 2017. №5 (91). 6. Ермакова Е. А. Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта РФ / Е. А. Ермакова // Финансы и кредит. – 2014. - № 28. – С. 32-39. 7. Казаковцева М.В. Эффективное управление государственным долгом субъекта РФ // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2015. №3. 8. Кирюшкина Анна Николаевна ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОМ В РАЗРЕЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНОВ // КНЖ. 2016. №4 (17). 9. Кудрявцева С. А. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств / С. А. Кудрявцева // Финансы и управление. – 2016. – № 1. – С. 100-116. 10. Кудрявцева С.А. Модели управления государственным долгом на региональном уровне // Теоретическая и прикладная экономика. – 2015. – № 4. – С. 34 - 44. 11. Курилова Анастасия Александровна, Кирюшкина Анна Николаевна ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // КНЖ. 2016. №4 (17). 12. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/. 12. Савинова Е.В. Управление государственным долгом субъектов Российской Федерации // Приволжский научный вестник. 2016. №2 (54). 13. Сангинова Лола Додохоновна Эффективная долговая политика субъектов Российской Федерации: теория и практика // Экономика. Налоги. Право. 2018. №1. 14. Солдаткин Сергей Николаевич Методологические подходы к оценке качества управления долгом органов власти субъектов Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. №9. 15. Тхамадокова Инна Хазреталиевна Анализ долговой нагрузки регионов // Финансы: Теория и Практика. 2013. №5. 16. Государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://omsk.ifinmon.ru/index.php/razdely/analiz-informatsii-po-gosudarstvennomu-i-munitsipalnomu-dolgu-sub-ektov-rf/mfrf-0003-0001. 17. Государственный долг субъектов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://ifinmon.ru/areas-of-analysis/budget/gosudarstvennyj-dolg-sub-ektov-rf?territory=45000000.
Отрывок из работы

1. Экономические и правовые основы управления государственным долгом и долговой политикой на субфедеральном уровне Основной причиной образования государственного долга является дефицит федерального (субфедерального) бюджета – превышение расходов бюджета над доходами. Происходит это в силу разных причин: рост государственных расходов, связанных со структурной перестройкой экономики; сокращение доходной базы бюджета в периоды экономического кризиса; политический популизм, выражающийся в росте расходов на социальные программы, не обеспеченных финансовыми ресурсами; чрезвычайные обстоятельства в стране (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы) и другие. При этом осуществление государственных заимствований это один из трех способов финансирования государственного дефицита. Другими методами являются увеличение налоговых доходов (рост налоговых ставок) и эмиссия денег. Однако эти два метода признаны экономически не целесообразными и к ним прибегают в крайних случаях. Государственный долг является естественной и неотъемлемой частью государственных финансов, оказывает значительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране, денежно-кредитную политику и инвестиционный климат. Мировая практика показывает популярность использования государственной заемной политики для финансирования дефицита государственного бюджета. В статье 97 БК РФ закреплено, что к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса. В определении прямо или косвенно говорится только о государственном долге страны, но не ее субъектов. В отечественной литературе не обособляют определение государственного долга субъекта РФ. БК так же не дает определения субфедерального долга, а лишь дает пояснение по структуре государственного долга субъекта. Поэтому необходимо самостоятельно вывести определение государственного долга субъекта РФ на основании 97 и 99 статей БК РФ и определений российских экономистов. Государственный долг субъекта РФ – это сумма долговых обязательств субъекта Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, международными финансовыми организациями, иностранными кредитными организациями, возникающие в результате государственных заимствований субъекта Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерацией. Структура государственного долга субъекта РФ представляет собой группировку долговых обязательств субъекта РФ по видам долговых обязательств. Согласно БК РФ долговые обязательства субъекта могут существовать в виде обязательств по: — государственным ценным бумагам субъекта РФ. Данные обязательства осуществляются путем выпуска эмитентом ценных бумаг от имени субъекта РФ (как правило, облигаций) на определенных, заранее оговоренных правовых условиях; — бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ. Эта форма обязательств предусматривает предоставление средств бюджету субъекта РФ на возвратной и возмездной основах от других бюджетов бюджетной системы РФ (как правило из федерального бюджета); — кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Субъекты РФ привлекают кредиты на кратко-, средне- или долгосрочной основе для погашения кассовых разрывов в бюджете и дефицита бюджета субъекта РФ; — государственным гарантиям субъекта РФ. Государственные гарантии предоставляются высшим исполнительным органов государственной власти субъекта РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями БК РФ и в порядке, установленном законом субъекта РФ. Состояние государственного долга субъектов Российской Федерации за последние годы характеризуется: — ростом объема совокупного долга. Так, государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился с 1171,8 млрд. руб. в 2011 г. до 2315,4 млрд. руб. в 2017 г., т.е. в 2 раза. За последние три года темп роста долга замедлился, но является тем не менее значимым. Увеличение объема долговых обязательств субъектов объясняется необходимостью покрытия бюджетного дефицита, обусловленного следующими причинами: • ухудшение общеэкономической ситуации (в 2014 г.), которое привело к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации; • изменение федерального налогового законодательства в части уплаты налогов налогоплательщиками, входящими в консолидированную группу, которое снизило доходы многих регионов; • рост социальных расходов, в том числе на реализацию майских указов Президента Российской Федерации 2012 г.; — ростом расходов на обслуживание долговых обязательств как следствие увеличения размера совокупного регионального долга. Расходы на обслуживание долга увеличились, так же как и долг, в два раза — с 75,7 млрд. руб. в 2011 г. до 153,7 млрд. руб. в 2016 г. Это свидетельствует о том, что повысились непроизводительные расходы. При этом существенными являются расходы на обслуживание — 30% от объема налоговых и неналоговых доходов; — неоптимальной структурой задолженности по видам долговых инструментов. Как следует из рисунка, в 2014-2015 гг. в структуре задолженности преобладали кредиты от кредитных организаций (39-43% от общего объема долга) — самый дорогой вид долговых инструментов. Доля банковских кредитов в общем объеме задолженности регионов снизилась с 43% в 2015 г. до 34% в 2017 г. Процент долга по обязательствам, представленным ценными бумагами, практически не изменялся: в 2015 г. составлял 21%, в 2016-2017 гг.— 19%. В 2015-2016 гг. на основании решений Правительства РФ в целях замещения рыночных кредитов заключались соглашения Минфина России с исполнительными органами субъектов Российской Федерации по реструктуризации долговых обязательств и предоставлялись кредиты из федерального бюджета по ставке 0,1% годовых. При этом Минфин России предъявлял требования к размерам государственного долга и дефицита бюджета субъектов, при несоблюдении которых могло быть выдвинуто требование о досрочном возврате бюджетного кредита. В результате проведенных мероприятий структура регионального долга изменилась — наибольшую долю (42% по состоянию на 1 января 2017 г.) стали занимать бюджетные кредиты. Однако такая тенденция является временной и не совсем оптимальной, так как регионы должны иметь инвестиционную привлекательность, положительную кредитную историю, способность к управлению долговыми обязательствами, чтобы обеспечивать покрытие дефицита бюджета рыночными инструментами, в большей части за счет выпуска государственных облигаций. Поскольку бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, ограничены по размерам и не способствуют формированию положительного кредитного имиджа заемщика, основу долговых обязательств должны составлять в будущем рыночные заимствования, которые создадут основу для активного управления долговыми обязательствами, снизят стоимость заимствований за счет привлечения широкого круга инвесторов; — нерациональной структурой долга по срокам долговых обязательств. Преобладание краткосрочного государственного долга создает проблемы для заемщика, так как высок риск изменения условий при рефинансировании задолженности. В структуре регионального долга в 2014 г. на долю краткосрочных обязательств приходилось 11%. Замещение коммерческой задолженности субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами повлияло положительно на структуру долга — краткосрочный долг в структуре долга регионов стал составлять всего 5% по состоянию на 1 января 2017 г.; — высоким уровнем долговой нагрузки у некоторых регионов, которая является результирующей характеристикой современного состояния государственного долга. Действующие в настоящее время ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в части предельного размера государственного долга к доходам бюджета, за исключением безвозмездных поступлений и расходов на обслуживание долга к общему размеру расходов бюджета, а также субвенций, носят слишком «мягкий» характер, не сдерживают рост долговой нагрузки. Кроме того, ограничено количество показателей, необходимых для более детального анализа долговой устойчивости. Предложения по совершенствованию методики оценки долговой устойчивости были разработаны как в органах власти, так и отечественными экономистами. Минфином России была подготовлена новая редакция БК РФ, в которой предложено проводить оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации за счет большего количества показателей, изменения (снижения) пороговых значений и присвоения группы долговой устойчивости — высокой, средней, низкой. Уровни долговой устойчивости субъектов РФ, %: Показатель Высокая долговая устойчивость (А) Средняя долговая устойчивость (Б) Низкая долговая устойчивость (С) Отношение госдолга к общему объему доходов бюджета ? 50 / ? 25 – для высокодотационных субъектов 50 – 85 / 25 – 45 – для высокодотационных субъектов > 85 / > 45 – для высокодотационных субъектов Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета Менее 5 5 – 8 Более 8 Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета ? 13 13 – 18 > 18 Заемщик относится к группе с высокой долговой устойчивостью (А), если по всем трем показателям присвоена группа (А). Если заемщик имеет по двум показателям низкую устойчивость (С), то он будет относиться к группе (С). В остальных случаях заемщику будет присвоена группа (В) — средняя долговая устойчивость. Чем ниже уровень долговой устойчивости региона, тем более жесткие требования будут предъявляться к нему со стороны Минфина России: необходимость согласования региональных программ заимствований и гарантий — для групп (В) и (С); осуществление рыночных заимствований только для рефинансирования долга, разработка и утверждение плана восстановления платежеспособности — для группы (С). Данные меры направлены на создание условий для своевременного выявления проблем долговой устойчивости субъектов, предъявление к ним соответствующих ограничений и требований. Полностью оценка долговой устойчивости по данным показателям начнется с 1 января 2019 г. Апробирование рассмотренных выше показателей оценки долговой устойчивости регионов началось с 2016 г., результаты группировки субъектов Российской Федерации по показателям долговой устойчивости за последние два года приведены в таблице. Распределение субъектов РФ по группам долговой устойчивости по показателям за 2015-2016 гг. Показатель Высокая долговая устойчивость (А) Средняя долговая устойчивость (Б) Низкая долговая устойчивость (С) 01.01.16 01.01.17 01.01.16 01.01.17 01.01.16 01.01.17 Отношение госдолга к общему объему доходов бюджета (количество субъектов) 29 31 36 31 20 23 Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов бюджета (количество субъектов) н/д 73 н/д 9 н/д 3 Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета (количество субъектов) 52 54 30 28 3 3 Доля краткосрочных обязательств в общем объеме долга (количество субъектов) 73 69 10 12 2 4 Как следует из таблицы, количество субъектов, имеющих показатели группы низкой долговой устойчивости (С), увеличилось за анализируемый период по всем оцениваемым показателям. Особый негативный тренд — это рост количества субъектов до 27% от общего их количества, которые имеют высокий уровень государственного долга к доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений), что свидетельствует о снижении платежеспособности регионов, несет угрозу их макроэкономической стабильности. Для устранения негативных черт современного состояния государственного долга субъектов Российской Федерации необходимо проведение ответственной и эффективной долговой политики. В качестве методологической помощи Минфином России подготовлены и размещены на официальном сайте Рекомендации по проведению ответственной заемной (долговой) политики. При этом в данном документе раскрывается понятие «управление государственным долгом», цели и этапы эффективного управления, стратегии управления и т.д., т.е. отождествляются понятия «управление долгом» и «долговая политика». Современными отечественными экономистами также предлагаются различные пути повышения эффективности долговой политики. Несмотря на использование термина «ответственная, эффективная долговая политика», содержание этого понятия не раскрывается. Современная система управления государственными финансами основана на принципах эффективности и ответственности. Следовательно, бюджетная и производная от нее долговая политики также должны быть эффективными и ответственными. Государственная долговая политика субъектов Российской Федерации должна быть согласована с другими направлениями бюджетной политики и обеспечивать реализацию целей стратегического социально-экономического развития территории. Для обеспечения ответственности государственной долговой политики необходимо, чтобы при ее разработке учитывались макроэкономические условия, привлекались заемные средства в целях стабильного экономического развития региона при сохранении экономически безопасного уровня государственной задолженности с учетом рисков и расходов на обслуживание. В целях проведения контроля со стороны общества должны быть опубликованы стратегические цели, среднесрочные планы долговой политики, уровень долговой устойчивости в динамике за ряд лет и т.д. Кроме того, должны быть раскрыты риски реализации долговой политики, а также механизмы их минимизации. Вместе с этим долговая политика будет эффективной, если будут привлекаться заемные средства в необходимом объеме с использованием различных видов долговых инструментов по видам, срокам для решения стратегических целей, обусловленных инвестиционными потребностями, при соблюдении долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, минимизации расходов и рисков. Таким образом, по экономическому содержанию ответственная и эффективная долговая политика на субфедеральном уровне представляет собой совокупность стратегической цели, направлений, принципов и конкретных мер по привлечению заемных ресурсов, предоставлению государственных гарантий, их своевременному и полному облуживанию и погашению. В ходе разработки эффективной государственной долговой политики следует учитывать такие факторы, как уровень социально-экономического развития региона; стадию экономического цикла; необходимость финансового обеспечения, в том числе за счет государственных заемных ресурсов инвестиционных затрат; уровень доходов населения и организаций конкретного субъекта Российской Федерации; развитие рынка капитала; структуру сформированного долгового портфеля; прогнозы уровня инфляции в стране; инфляционные ожидания инвесторов и др. Принципами эффективной долговой политики могут выступать: • согласованность долговой политики с бюджетной, налоговой и инвестиционной политиками для формирования стратегии социально-экономического развития региона. Заемные средства, привлекаемые на долгосрочной основе, должны направляться на инвестиционные цели. Государственные гарантии должны выступать как инструмент поддержки эффективных или социально значимых проектов и программ; • безусловное соблюдение требований бюджетного законодательства по характеристикам состояния государственного долга. Соблюдение данного принципа обеспечивает безопасный уровень долговой нагрузки по объемам, структуре, инструментам, макроэкономическую стабильность; • равномерность графика погашения и обслуживания долговых обязательств, создающих финансовую стабильность и предсказуемость политики; • оценка влияния рисков долговой политики, разработка мер по их минимизации, что позволяет обеспечивать низкий уровень долговой нагрузки в перспективе; • публичное раскрытие информации о планах и фактических результатах долговой политики. Это создаст основу предсказуемости, достоверности и понятности деятельности субъекта Российской Федерации в долговой сфере, расширит базу инвесторов, улучшит инструменты долговой задолженности и способы ее обслуживания. Одним из главных качественных показателей эффективности долговой политики является уровень долговой нагрузки, который не превышает критических значений, установленных законодательством либо в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации. Согласно информации агентства «РИА Рейтинг» о рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки эффективность проводимой долговой политики снижается, поскольку увеличивается количество регионов, имеющих высокий уровень долговой нагрузки. В таблице приведена группировка субъектов Российской Федерации по уровню долговой нагрузки за 2011-2016 гг.:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg