Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организация воспитательной работы в системе среднего профессионального образования

inna_lina92 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.03.2019
Возрастающие требования общества к молодому специалисту, способному к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни, обусловливают возрастание требований к эффективности воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. В связи с этим проблема эффективности воспитательного процесса в этих учреждениях нуждается в переосмыслении, нахождении новых путей достижения поставленных задач.
Введение

Обострение конкуренции на рынке труда, возрастающая мобильность производственных отношений требуют постоянного внимания к молодым людям, которые находятся на пороге трудовой деятельности. В условиях современного производства предъявляются достаточно высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений специалистов, но и к уровню их общей культуры, воспитанности. В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования (СПО), как своеобразной очередной ступени непрерывного образования в формировании общественной нравственности личности. Как подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020г.» - «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны» [35]. Профессиональная школа СПО призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства, но и личностными качествами. Воспитательная работа, организуемая в учреждениях среднего профессионального образования, потенциально способна обеспечить не только достойное вхождение личности во взрослую жизнь, ее полноценную социализацию и успешную профессиональную адаптацию, но ответить на вызовы общества и экономики в воспитании достойных граждан и подготовке высококвалифицированных специалистов. Проблема исследования заключается в оптимизации воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и учащихся. Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек. Противоречие исследования: в Федеральном государственном стандарте СПО 3-го поколения очень четко прописаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точные показатели качества обучения рабочих, но не представлена воспитательная работа системы СПО. В свою очередь это определяет содержание всего учебного процесса СПО, но не конкретизирует педагогические условия воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, которые обусловлены наличием у образовательного учреждения СПО способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как: способность выдвинуть и обосновать цель воспитательной работы; способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную. Таким образом, данную тему: «Организация воспитательной работы в системе среднего профессионального образования», актуальна на сегодняшний день, так как именно от систематической, планомерной, гибкой, воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие. Цель исследования – разработать технологию организации воспитательной работы в учреждении СПО. Объект исследования - воспитательный процесс в учреждениях СПО. Предмет исследования - организация воспитательной работы в учреждениях СПО. Гипотеза исследования: эффективность воспитательного процесса в организациях среднего профессионального образования может быть достигнута если: - определены теоретико-методологические подходы к проблеме выявления педагогических условий эффективности воспитательного процесса; - теоретически разработаны и экспериментально проверена эффективность педагогических условий воспитательного процесса; - выявлены и обоснованы критерии и уровни воспитанности учащихся в организациях среднего профессионального образования. Задачи исследования: - проанализировать современные социально-педагогические тенденции организации воспитательной работы СПО; - разработать технику, определить принципы и задачи планирования воспитательной работы в системе СПО; - выявить основные формы и методы организации воспитательной работы в системе СПО; - организовать и провести воспитательную и профилактическую работу с детьми «группы риска» в ГБПОУ МО «Щелковский колледж». Основные методы исследования, теоретические: – обобщение, систематизация, моделирование, анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: - наблюдения за процессом воспитания учащихся в учреждениях среднего профессионального образования; - анализ исходных параметров, влияющих на формирование личности учащегося; - анкетирование, опрос, собеседование. База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж», сайт - https://schelcol.ru. При написании выпускной квалификационной работы было использовано достаточно много разнообразной литературы. Опорную информацию в написании теоретической части работы составили следующие учебники: «Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева , «Педагогика профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина . Также использовались периодические издания, в основном журналы «Профессиональное образование» и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 1.1.Основные понятия содержание и особенности организации воспитательной работы в системе среднего профессионального образования 7 1.2. Техника, принципы и задачи планирования воспитательной работы в системе среднего профессионального образования 15 1.3. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях СПО 20 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГБПОУ МО «ЩЕЛКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 32 2.1. Воспитательная система и приоритетные направления в Щелковском колледже 32 2.2.Организации и проведения воспитательной и профилактической работы с детьми «группы риска» 46 2.3.Совершенствование воспитательной работы в Щелковском колледже 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ А, Б, В, Г, Д, Е 69
Список литературы

1. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов высшей школы. Коллективная монография./Под редакцией С.Е. Шишова - М.: ФГБОУ ВО "МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)", Москва: Типография "Ваш формат", 2015 - 316с. 2. Альманах психологических тестов. - М.: Изд-во «КСП», 2006. 3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.- Казань: Изд-во Ка-зан, гос. ун-та, 2000. 4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов./ Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.,Просвещение,1988.– 497 с. 5. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 6. Батышев С.Я. Производственная педагогика: Учеб. для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. - М.: Машиностроение, 1998. 7. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. - М.: Высш. шк.. 1997. 8. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования.- Екатеринбург.: Изд-во Свердл. гос. инж.-пед. ин-та, 1999. 9. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе: Пособие в помощь студентам, педагогам, воспитателям. - М. -Брянск: Роспедагенство, 2003. 10. Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2000. 11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопро-сы теории. - М.: Педагогика, 1996. 12. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. -Т.2. - М.: Вече, ACT, 2000. 13. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. 14. Бутко Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003. 15. Бутко Е.Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» Экономика образования №4 2004. 16. Васюков И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ Пресс, 2006. 17. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - 2-е издание., испр., доп. - М.: Просвещение, 2005. 18. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях / Под ред. В.А. Саюшева, В.А. Мосолова. - М.: Высш.шк., 1999. 19. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. М.Л. Селиванова. - М.: Знание, 2003. 20. Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. – 1993. 21. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002. 22. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. - М.: Высш. шк., 1998. 23. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. -Ч. 2. Социология профессионального образования: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 24. Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащихся СПТУ: Учеб. пособие /Свердл. инж.-пед. инст. - Свердловск, 2003. 25. Зюбин Л.М. Подросток и время // Проф. образование. -2000. 26. Зюбин Л.М. Психология воспитания: Метод. пособие. - М.: Высш.шк., 2001. 27. Иванова С.В. Образование в организационно - гуманистическом измерении (монография). Печ. М.:РУДН 2007,240с. 28. ИвановаС.В., Н.И. Гребенчук Социально-педагогическая работа школы (брошюра, общая редакция) Печ.М.:АСТ-Астрель,2005,220с 29. Иванова С.В., Н.Н. Гара Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (брошюра). Печ. М.:АСТ-Астрель, - 2002. - 221с. 30. Инновации и традиции: современные вызовы развития педагогического образования / Материалы Международной научно-практической конференции (05-06 апреля 2016 года) / Под ред. д-ра пед. наук С.Е. Шишова. – М.: ООО «Ваш формат» – 2016. – 530 c. 31. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М.: Педагогика, 2002. 32. Караковский В.А. Любимые мои ученики.- М.: Знание, 1998. 33. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессионального психолога // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14: Психология, 1997. 34. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания: Сб. ст. / Под ред. Л.П. Буевой. - М., 1996. 35. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. // Профессиональное образование. [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 20.03. 2018 г.) 36. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1999. 37. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005. 38. Куприянов, Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002. 39. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 2000. 40. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в колледжах профессионально-технического образования / По ред. И.Г. Коваленко. - Минск: Высш. шк., 2003. 41. Маленкова, Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006. 42. Модернизация организации и содержания профессионального образования: теория, методология, методика / Материалы Международной научно – практической конференции, МГУТУ, 18-19 ноября 2010 г. – М., Калуга, 2010. – 540 с. 43. Найн А.Я. Престижно ли ПТУ в глазах учащихся? // Профессионал. – 2002. 44. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.В. Савченко, Е.А. Осипова: - М.: МП «Новая школа», 2002 45. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. 46. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации. /Под ред. Шишова С.Е./ Коллектив авторов: Артемьева С.И., Бакурадзе А.Б., Бычков М.А., Кальней В.А., Положенцева И.В., Рабаданова Р.С., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Монография – Калуга: ИП Стрельцов (Издательство «Эйдос»), 2015 – 332 с. 47. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2017. – 550 с. 48. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.-256с. 49. Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. - М.: Знание, 1994. 50. Радовская А.И. «Система среднего профессионального образования - инновационное развитие» Профессиональное образование №5 2001. 51. Роль трудового воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями Ахмерова Н.М., Рабаданова Р.С., Барматова С.В., Фатыхова А.Л. Учебное пособие. М.: МПГУ, МГУТУ, 2013. – 80 с. 52. Рыкова Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003. 53. Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации / Сост.: З.А. Шакурова, Э.Р. Казанцева, Н.А. Осетрова; Под ред. Ю.С. Багимова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. политех ин-та, 2002. 54. Секретёв М.А. «Опыт и проблемы воспитания учащихся учреждений НПО» Профессиональное образование №2 2006. 55. Сейтешев А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. - М.: Высш. шк., 1998.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению организации воспитательного процесса, необходимо обозначить: что такое воспитательный процесс и каковы особенности его организации. 1.1. Основные понятия содержание и особенности организации воспитательной работы в системе среднего профессионального образования Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми. (Богданова Р.У. 2014 г.) В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер. Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении. Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение ребенка и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия. В Федеральном государственном стандарте СПО 3-го поколения указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точные показатели качества обучения рабочих. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg