Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательных интересов и потребностей у детей с тяжелым нарушением речи в условиях инклюзивного образования

inna_lina92 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.03.2019
Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Введение

В концепции доступной среды одной из важных проблем является обеспечение реализации государственных образовательных стандартов по отношению ко всем лицам с особыми возможностями здоровья, далее ОВЗ. Имеющиеся у них особенности в развитии (физическом или психическом) при отсутствии специальных условий препятствуют освоению образовательных программ. Под этими условиями понимаются индивидуальные условия обучения и воспитания, предусматривающие специальные программы, методы, технические средства обучения. В соответствии дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Согласно закону об образовании, также детьми с ОВЗ являются дети, имеющие тяжелые нарушения речи, далее ТНР[20]. Далее в данной работе рассматривается проблема формирования познавательных интересов и потребностей применительно к детям с ТНР. В настоящее время перед всей системой образования стоит проблема повышения качества знаний. В связи с этим увеличилось внимание к формированию познавательных интересов у детей с ТНР. Вопрос развития познавательного интереса детей привлекал внимание отечественных и зарубежных ученых, начиная с зарождения педагогики как науки. К XIX-ХХ векам уже появляются научные осмысления различных аспектов сущности и методов формирования познавательного интереса в работах Л. С. Выготского, К. Д. Ушинского, В.Г. Белинского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, Ж. Пиаже и др. Определенный вклад в развитие этой проблемы применительно к детям с ОВЗ внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л.И. Божович, B.C. Ильиным, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Познавательный интерес рассматривается всеми исследователями как важный фактор обучения. В то же время он выступает жизненно необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Однако, большинство работ, посвященных формированию познавательных интересов и потребностей детей, рассматривают этот процесс либо применительно к детям условной "нормы", получающим общее образование, либо применительно к детям с особыми возможностями, получающим специальное образование. Вместе с тем переход к инклюзивному образованию, появление значительного и все более возрастающего числа детей с ОВЗ, в том числе с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах ставит задачи эффективного формирования познавательных потребностей и интересов у таких детей в условиях инклюзивного или интегрированного образования. Исследование позволило выделить противоречие между необходимостью формирования познавательных интересов и потребностей у детей с ТНР, и недостаточной разработанность. Способов и средств его формирования в условиях инклюзивного и интегрированного образования. Указанное противоречие актуализирует тему данного исследования. Актуальность исследования связана с выявлением сущности, содержания, специфики познавательных интересов у детей с ТНР и определением эффективных приемов их формирования в условиях инклюзивного образования. Проблема исследования: какие приемы формирования познавательных интересов и потребностей детей с ТНР будут эффективны в условиях инклюзивного образования. Объект нашего исследования: процесс формирования познавательных интересов детей с ТНР. Предмет: приемы формирования познавательных интересов детей с ТНР, эффективные в условиях инклюзивного образования. Цель: теоретически обосновать и практически апробировать комплекс приемов формирования познавательных интересов и потребностей у детей с ТНР в условиях инклюзивного дошкольного образования. Задачи исследования: 1. Выявить сущность, содержание, особенности формирования познавательных интересов и потребностей детей дошкольного возраста. 2. Охарактеризовать специфику формирования познавательных интересов и потребностей детей с ТНР. 3. Выявить и охарактеризовать условия инклюзивного образования дошкольников. 4. Разработать комплекс приемов формирования познавательных интересов и потребностей детей с ТНР и апробировать его в условиях инклюзивного дошкольного образования. Гипотеза исследования. Использование специальных приемов развития познавательных интересов детей с ОВЗ будет способствовать эффективному формированию познавательного интереса. Теоретико-методологической основой исследования являются: - Теория развития теоретического мышления человека (В.В. Давыдов, А.З. Зак), и формирование личности (Г.П. Щедровицкий, В.В. Столин). -Положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, обоснованное в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др. Методы исследования. - теоретические (анализ, синтез, обобщение); -эмпирические (наблюдение, беседа, изучение документации и продуктов деятельности); -математические (количественный анализ данных); -эксперимент. Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что экспериментально проверено и обосновано применение различных приемов развития познавательных интересов детей с ТНР.
Содержание

Введение…………………………………………………1 Глава 1. Теоретические основы формирования интересов и потребностей у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в условиях инклюзивного образования……………………………………………………..7 1.1. Сущность и содержание познавательных интересов и потребностей детей дошкольного возраста ….……………....7 1.2. Особенности формирования познавательных интересов и потребностей детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи……………………….....................11 1.3. Характеристика условий инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении………………….22 Глава 2. Реализация опытно-педагогической работы по формированию познавательных интересов и потребностей детей дошкольного возраста в условиях инклюзива…….………………………………………………….31 2.1. Критерии и показатели сформированности познавательных интересов детей дошкольного возраста.………………………………………………………….31 2.2. Разработка комплекса приемов формирования познавательных интересов и потребностей детей с тяжелым нарушением речи…………………………………………….…36 2.3. Формирование познавательных интересов и потребностей детей с ТНР в условия инклюзивного дошкольного образования……………………………………..43 Заключение………………………………………………50 Литература…………………………………………………. Приложения……………………………………………….
Список литературы

1. Астапова В. М., Лебединская О. И., Шипиро Б. Ю. Теоретико-педагогические аспекты подготовки педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии [Текст] / В. М. Астапова и др. –М.:., 1995. 2. Бариев В В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003. 3. Бациев В., Диенштейн В., Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики, 2009. 4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. 5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 6. Брунер Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. 7. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики [Текст] / В. П. Вахтеров. М.: Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1913. 8. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / В. А. Вагнер. — М.: Акад. пед. наук СССР, 1986. 9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. 10. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей. Дошкольное воспитание [Текст] / Т. Гризик. 1998, № 10. 11. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников. Советская педагогика [Текст] / В. Б. Голицын,. 1991. № 3. 12. Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – М.; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. 13. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 14. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. Вопросы психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. М.: Институт практической психологии, 1960. № 1. 15. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Арти, 2008. 16. Маркова Л. С. Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005. 17. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006. 18. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2011. 19. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010. 20. Морозова Н. Г. Учителю о позновательном интересе. Серия педагогика и психология [Текст] / Н. Г. Морозова. – М.: 1961. 21. Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития [Текст] / Н. Г. Морозова. -М.: 1967. 22. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 04.02.2010 23. Немов Р. С. Психология: Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 24. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. —Мурманск: МГПИ, 2002. 25. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов / Под ред. С. Д. Ермакова [Текст] / С. Д. Ермакова. — СПб., 1996. 26. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания Текст] / А. И.Савенков. – Ярославль.: , 2002. 27. Савенков А. И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А. И. Савенков . – CПб.: Питер, 2004. 28. Сели Д. Очерки по психологии детства, перевод с англ. –М.:., 1909. 29. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинсикий. - К.: Рад. Шк., 1988. 30. Федеральный закон об образовании 31. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов[Текст] / А. В. Хуторской. - СПб.:Питер, 2001.-544 с. 32. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.:, 1988. 33. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной [Текст] / Г. И. Щукина . — М.:, 1984. 34. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования интересов и потребностей у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в условиях инклюзивного образования 1.1 Сущность и содержание познавательных интересов и потребностей детей дошкольного возраста Проблему познавательного интереса обширно исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейи и др, а так же в педагогике Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова [11]. Интерес, как очень сложное и значимое формирование для человека, имеет множество понятий в психологических определениях, он рассматривается как: - избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо); - проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн); - специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалев). Г. И. Щукина считает, что на самом деле интерес выступает перед нами: - и как избирательная направленность психических процессов человека на объект и явления окружающего мира; - и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явления, данной деятельностью, которая приносит удовольствие; - и как мощный побудитель активности личности; - и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [1].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg