Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Развитие лоббизма в России: актуальное состояние, проблемы и перспективы

kakto_tak 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2019
На основе проведенного анализа сделаны следующие выводы. Доми-нирующая тенденция политического развития современных государств - де-мократий заключается в становлении общественно-политической модели правления. Эта модель является новой формой взаимодействия между государством и гражданским обществом при выработке и реализации государственной политики, в которой переплетается государственный и частный сектор, сотрудничество, со-производство, со-регуляция, со-руководство представителей государственных и коммерческих организаций на всех уровнях: национальном, региональном и местном. Данное взаимодействие основано на признании всеобщей взаимозависимости: ни у кого - ни у отдельного человека, ни у организации, ни у государства в целом - нет всей информации, которая необходима для разрешения комплексных и разнообразных проблем, никто не в состоянии в одиночку и самостоятельно реализовать принятые решения, ни у кого нет достаточного потенциала к действию, позволяющего безусловно доминировать в процессах выработки и реализации политического курса.
Введение

Актуальность темы заключается тем, что лоббизм и активность групп интересов- являются важнейшими явлениями политического процесса любого государства, т.е. к настоящему времени лоббизм превратился в глобальную политическую практику. При этом, в каждой стране факторы, определяющие особенности лоббирования, существенно различаются и ведут к созданию уникальных условий существования этого общественного-политического института. Эти условия, в свою очередь, диктуют уникальные методики и способы воздействия, применяемые группами интересов по всему миру в попытках достичь своих целей. Описанная ситуация не уникальна и известна достаточно давно. Однако на современном этапе развития мирового сообщества она начинает ощутимо влиять на существование и деятельность государственных аппаратов и отдельных общественных групп, в частности бизнеса. Например, отсутствие универсальных инструментов оценки и прогноза в области лоббистской деятельности повышается рискам финансового и имиджевого характера для всех участников. Рассмотрим ситуацию, когда российский бизнес, выходя на мировую арену, и завоевывая себе новые рынки, вынужден сталкиваться с сопротив-лением со стороны своих западных «коллег», для которых давно привычным инструментом конкуренции является лоббирование. Как показывают исследования, на квалифицированный лоббизм нашим компаниям ответить нечем, что является скорее результатом непонимания, чем намеренно ошибочной стратегии. С другой стороны, иностранные компании, пытаясь действовать на российской политической арене в привычном для себя ключе, почти неиз-менно терпят неудачи. Дело заключается в понятийно-терминологической неразберихи, из за этого все чаще в исследовательские сообщества поступают запросы со сто-роны групп интересов на простую, надежную и гибкую парадигму взглядов, которая бы позволила ориентироваться на мировом рынке лоббистских услуг и практик. Принимая во внимание вышеописанные проблемы, считаю, что необ-ходимость переосмыслить подходы к институту лоббирования и уточнить его место в политическом процессе как на глобальном уровне, так и в от-дельных странах мира давно назрела и является актуальной. Степень научной разработанности проблемы. Историография - отечественная и зарубежная - лоббизма весьма обширна. Общие вопросы и характеристики лоббизма традиционно находили отражения в трудах ученых по политологии, в частности, по теории представительства групп интересов и теории принятия, политических решений. Имеются также многочисленные труды, посвященные исключительно лоббизму как общественно-политическому институту или отдельным аспектам его организации и деятельности. Классические труды, посвященные изучению лоббизма и построению первых общих теорий в этой области, принадлежат К. Шрифтгейсеру , У. Гранту и Р. Далю. Современными исследователями, оставившими значимый вклад в развитие теории групп интересов, стали Дж. Копстайн, Т. Лоуи и, в особенности, британский теоретик Д. МакКей . Заметна в этой области исследований и роль российских ученых. Например, в работах Н.Г. Зяблюка попытки классифицировать методы лоббизма встречается значительно раньше, чему западных коллег. Велико влияние советской школы на изучение военного лобби в трудах В.Н. Даниленко , Г.Н. Цагаловаи А.В. Бурсова, бизнес-лобби в работах Н.Г. Зяблюка, а также работы на тему этнические и национальные лоббистские группы в публикациях нижегородских ученых О.А. Колобова, А.С. Макарычева, А.А. Сергунина . Диссертации по тематике «лоббизм» ученых России, опубликованные с начала 2000х годов, в основном касались законодательного регулирования, лобби, например труды А.Б. Белоусова, Е.В. Зверева,В.В. Исакова, А.Л. Кучерова , П.А. Толстых , либо же взаимодействия бизнес групп интересов с правительством, например, работы Т.В. Васильева , Э.Н. Волковой , А.Е. Волохова. Таким образом, исследования лоббизма и его проявлений имеет много аспектный-подход, но тем не менее до сих пор не являлись предметом специального изучения в отечественной науке. Принимая во внимания, практическую и научную значимость разрабатываемой проблемы, очевидную перспективность ее исследования определю цели и задачи исследования. Исходя из, этого, целью данного исследования является, выявление наиболее эффективных и универсальных методик лоббирования Поставленные цели требуют решения следующих исследовательских задач: 1. Рассмотреть подходы, функции и понятие лоббизм ; 2. Провести анализ институтов лоббирования в России; 3. Разработать предложения для модернизации национальной модели лоббирования. 4. Подготовить сценарное прогнозирование развитие лоббизма в Рос-сии Объектом исследования является институт лоббизма, предметом ис-следования - институциональные и технические аспекты лоббирования в России. Хронологические рамки исследования охватывают период с сороковых годов XX века по настоящее время. Это соответствует периоду существования лобби в современном виде в рамках политических систем рассмотренных нами стран. Эмпирическая база исследования составляет комплекс источников различного характера и содержания, которые можно классифицировать сле-дующим образом: 1. Законодательные акты 1.1. Конституции РФ 1.2. Федеральный закон РФ № 273 «О противодействии коррупции». 2. Аналитические справки и разработки, подготовленные аппаратом парла-мента или отдельных комитетов по заказу парламентариев. Документы- этой- группы являются самыми многочисленными среди источников и наиболее ценными с точки зрения получения» практической информации. 3. Документы общественно-политических организаций и движений. Особенно ценными документами этой группы являются уставы и ежегодные лоббистских организаций, например ALL в США или Kesarev Konsulting в России. Структура работы включает введение, три главы, разделенных на параграфы; заключение; список литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Концептуализация модели лоббистской деятельности 8 1.1 Подходы к пониманию сущности лоббистской деятельности 8 1.2. Понятие и функции лоббизма. 12 Глава 2. Особенности формирования и функционирования отечественной модели лоббизма. 16 2.1. Анализ особенностей реализации отечественной модели лоббизма. 16 2.2. Актуальная модель лоббизма для России 21 Глава 3. Сценарное прогнозирование развития лоббистских практик в современной России. 25 Заключение 28 Список источников и литературы 31
Список литературы

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002. 2. Бакун Л. А. Группы в политике (К истории развития американских теорий) // Полис. 1999. №1. С. 162–167 3. Бизнес и власть в России. Теория и практика взаимодействия / под на-учной редакцией А.Н. Шохина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011 4. Боброва О.С. «Настольная книга» предпринимателя ? М.: Издательство Юрайт, 2017. 5. Вильсон В. Наука государственного управления // Классики теории государственного управления. Американская школа. М., 2003. С. 24–43. 6. Винокурова В.Ю, Проблемы функционирования gr - менеджмента и лоббистских организаций в современной России // ИННОВАЦИОН-НЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НАУЧНОГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 178-182. 7. Гаджиев К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // По-лис. 2008. № 6. 8. Гельман В.А. Становление и развитие предпринимательства в совре-менной России// Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. 9. Грачев Политика: коммуникационное измерение. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2011. – 172 с. 10. Дегтев А.С. Отечественная политология об отношениях власти и бизнеса в России // Полит. наука. - 2016. - N 2. - С.247-258. 11. Дюверже М. Политические партии. М., 2000. 12. Зарубежный опыт правового регулирования лоббистской деятельности в органах законодательной власти. Аппарат Государственной Думы Информаци- онно?аналитическое управление. Аналитический вестник. Выпуск 25. Серия: За- рубежный опыт парламентской деятельности. – М., 2003. 13. Золотарева Е. В. Группы интересов в политике // Вестник российского университета дружбы народов. Серия политология. 2001. № 1. С. 63–75. 14. Зудин А.Ю. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность отношений и возможности их институционализации// Полис. – 2014. – № 4. – С. 29 - 37. 15. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США. Экономика. Политика. Идеология. – 2005. – №1 (301). 16. Козлова Н.В. Специфика тенденции взаимодействия государства и бизнеса в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 7-1. С. 51-54. 17. Кооиман Я. Общественно-политическое правление // Государственное управление. Словарь-справочник. М., 2011. С. 330–333. 18. Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС. 2015. № 2.
Отрывок из работы

Глава 1. Концептуализация модели лоббистской деятельности 1.1 Подходы к пониманию сущности лоббистской деятельности В научной литературе сложились различные подходы к сущности и регулированию лоббистской деятельности, но наибольшее распространение получили следующие. Плюралистический - группы давления образуются спонтанно, много-численны, имеют различные интересы и конкурируют между собой за право получения того или иного ресурса. Такие группы характеризуются автономностью от государства и самостоятельностью в выборе интересов. Вместе с этим характер влияния на власть, как отмечает Р. Даль, определяется в результате жесткой конкурентной борьбы. В данном случае необходимо ограничить только методы, средства и технологии противоправного лоббирования, закрепляя санкции за правона-рушения неправомерного взаимоотношения с должностным лицом (шантаж, подкуп, дача взятки и др.). Плюралистическое лоббирование заключается в свободной конкурен-ции между группами давления при «проталкивании» своих интересов в органах публичной власти. Данный вид лоббирования исходит из плюралистической теории заинтересованных групп. Ее последователи основываются на базовом положении о наличии в обществе множества свободно конкурирующих групп, совокупный вектор действий которых сводится к определению политики государства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg