Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Группа риска"как - объект социально-педагогической деятельности.

natalya1980er 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2019
Объектом исследования являются дети группы риска, а его предметом – социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска в образовательном учреждении. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность и содержание понятия дети группы риска; рассмотреть и проанализировать основные направления работы с детьми группы риска; выявить и обосновать педагогические условия повышения эффективности работы социального педагога с детьми группы риска в образовательных учреждениях. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ социально-психологический и социально-педагогической литературы, изучение и обобщение практики передового педагогического опыта. Методологической основой исследования является учение Е. В. Змановской о психологии отклоняющегося поведения, Р. В. Овчаровой о социально-педагогической запущенности детей, Л. Я. Олиференко о социально-педагогической поддержке детей группы риска, Т. А. Фалькович о психолого-педагогической работе в кризисных ситуациях, Е.В. Федосенко о психологическом сопровождении подростков. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Введение

В настоящее время, для науки и общества остаются болезненными, хотя и вполне разрешимыми, вопросы: как в обществе с высочайшим уровнем образованности, вековой традицией государственного воспитания подрастающего поколения феномен "детей группы риска" приобрел масштаб национального явления? Почему советская, а потом и российская семья в новейших социальных условиях стремительно утратила (ослабила) свою способность удерживать ребенка в системе собственных отношений? В чем должна проявиться сущность и целительная сила новейших открытий и технологий социальных наук в преодолении проблем детского и молодежного неблагополучия в России? Сегодня, развитие детского неблагополучия в современной России, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей. Несостоятельность государственных органов и служб в решении проблем детства, отсутствие возможности у общества воздействовать на семью в деле воспитания, бездейственность механизмов реальной материальной и социально-педагогической поддержки семье противоречат проявлению ответственного воспитания детей родителями, перекладывая бремя ответственности на школу. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей "группы риска". В настоящий момент, когда словосочетание "дети группы риска", термины "безнадзорность" и "беспризорность" стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной. Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований (Н.М. Байков, Л.В. Каширина, В.В. Ковалёв, А.Б. Фомина, Л.В. Ясман и др.), то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Российского общества. Вместе с тем, в работе с ребёнком группы социального риска для педагога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики. Проблему профессиональной деятельности с детьми и подростками группы риска исследовали следующие ученые: Б. Н. Алмазов, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, И. Ф. Дементьева, Л. В. Мардахаев, Л.Я. Олиференко, Т. И. Шульга и другие. Одни рассматривали работу с детьми «группы риска» с психологической точки зрения (психологический склад личности), другие – с социально-педагогической точки зрения. И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга занимались конкретно социально-педагогической поддержкой детей группы риска. Также Л.Я. Олиференко и Т.И. Шульга уделили большое внимание психологическим основам работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. И.В. Бестужев-Лада в своей работе предложил группы факторов риска, позволяющие отнести детей и подростков к категории группы риска. Конкретно проблемой изучения воспитания педагогически запущенных подростков занимался В. Г. Баженов. Интерес к детям «группы риска» проявляется и в работах таких ученых, как С. В. Березина, А. Г. Макеева, И. Б. Михайловская. Они уделили внимание профилактике наркомании, антиобщественного поведения. Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между недостаточным уровнем разработанности избранной нами области социально-педагогической науки и потребностями практики. Это предопределило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективности социально-педагогической деятельности с детьми группы риска? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА……………………………………………………………….6 1.1 Дети группы риска: основные характеристики………………………6 1.2 Основные направления работы социального педагога с детьми группы риска……………………………………………………………………..14 Краткие выводы по первой главе …………………………………..20 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ………………………21 2.1 Специфика технологии социально-педагогической деятельности с детьми группы риска…………………………………………………………….21 2.2 Педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми группы риска в образовательном учреждении……………………………………………………………………..30 Краткие выводы по второй главе …………………………………..39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………43
Список литературы

1. Бестужев-Лада, И.В. Факторы риска / И. В. Бестужев-Лада. – М.: Логос, 2015. – 190 с. 2. Болотина Л. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения / Л. Болотина // Воспитание школьников. – 2014. – №7. – С. 31–33. 3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2015. - 480 с. 4. Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска / М. Вальце // Развитие личности. – 2016. – №3. – С. 145–149. 5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. – М.: Academia, 2015. – 159 с. 6. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. А Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2015. - 440 с. 7. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2015. - 224 с. 8. Гараева Г.Ш. Разрешение конфликтных ситуаций: (Родительское собрание) // Начальная школа: плюс до и после. –2015. –№11. – С. 40–44. 9. Дементьева, И. Работа школы с детьми группы риска / И. Дементьева // Воспитание школьников. – 2015. – №7. – С. 21–28. 10. Захарова Л. Ободряющее слово / Л. Захарова // Воспитание школьников. – 2015. – №4. – С. 50–55. 11. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с. 12. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. - СПб.: Лидер, 2015. - 209 с. 13. Кибирев, А. А Сеньчукова, И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. - Хабаровск, 2014. - 170 с. 14. Кибирев, А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. – Новосибирск, 2015. С.38-43. 15. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2017. С.35-38 (Высшее профессиональное образование). 16. Манакин, Е. Право на тепло / Е. Манакин // Социальное обеспечение. – 2015. – №7. – С. 19–20. 17. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2015 - 269 с. 18. Методика и технологии работы социального педагога: [Учеб. пособие для вузов / Б. Н. Алмазов и др.] / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Academia, 2015. – 191 с. 19. Михайловская, И. Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения / И.Б. Михайловская, Г. В. Вершинина. – М.: Норма-Пресс, 2015. – 143 с. 20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2015. - 200 с. 21. Наш проблемный подросток: понять и договориться / [А. Е. Ангервакс и др.]; Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2015. – 191 с. 22. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. "Соц. Педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 399 с. 23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 480 с. 24. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: [Учеб. пособие для вузов по спец. 031300 – Соц. педагогика] / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Academia, 2015. – 254 с. 25. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2015. – 295 с. 26. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. – М.:, Приор, 2015. – 128 с. 27. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Норма Пресс, 2015. – 205 с. 28. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2016 - 432 с.: ил. - (Серия "Учеб. нового века") 29. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога [учеб. пособ.] / А.А. Реан. - СПб-Прайм-Еврознак, - М.: 2016. - 225 [1] с. 30. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. - СПб.: 2014. №3. С.32-35. 31. Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2015. - 156 с. - (Среднее профессиональное образование). 32. Селиванова, О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» / О.А. Селиванова // Педагогика. – 2016. – №6. – С. 58–62. 33. Социальная педагогика: [Учеб. пособие для вузов / И. М. Багажникова и др.] / под ред. В. А. Никитина. – М.: ВЛАДОС; Моск. гос. соц. ун-т, 2015. – 270 с. 34. Старченко, Т. «Шаг навстречу» / Т. Старченко // Социальная работа. – 2015. – №4. – С. 11–18. 35. Фалькович, Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. – М.: ВАКО, 2017. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление). 36. Федосенко, Е. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография / Е. В. Федосенко. – СПб.: Речь, 2015. – 192 с. 37. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2016. - 272 с. 38. Шилова, Т. А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении / Т. А. Шилова. – М.: АСТ, 2015. – 149 с. 39. Шульга, Т. И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. – М.: Слово, 2015. – 258 с. 40. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2015. - 254 с. 41. Эбертц, П. Как помогать детям в трудных жизненных ситуациях? / П. Эбертц // Социальная работа. – 2016. – №2. – С. 58–59.
Отрывок из работы

1.1 Дети группы риска: основные характеристики Одним из важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся поведением, дети группы риска и др. Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей. Она сводится к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы, к применению по отношению к ним особых мер воспитательного воздействия, нередко с участием полиции. Для того чтобы данная точка зрения, нередко противоречащая принципам социально-педагогической деятельности (индивидуальный подход, опора на положительные стороны личности ребенка, объективность подхода к нему и др.), не стала доминирующей, раскроем сущность понятий «риск», «дети группы риска», сопоставим понятия «дезадаптированные дети» и дети «группы риска». Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее – несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений, непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире – процесса их социализации. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Оно позволяло выделять категории людей и семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Итак, дети «группы риска» – категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия, что увеличивает вероятность их школьной, а в более широком плане – социальной дезадаптации. Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Близок к этому подход А.А. Кибирева, который выделяет следующие группы факторов риска: медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.); психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). Под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Анализ категорий детей «группы риска» позволяет выделить следующие социальные качества и специфические особенности детей «группы риска»: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; гиперсексуальность, нарушения половой ориентации; воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность; утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата; неумение общаться с людьми, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны; несформированностъ волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное; несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения); низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. Как видим, детям «группы риска» характерны значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова. Организация социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти причины должны решаться комплексно. Формирование у детей отклоняющегося поведения и их попадание в «группу риска» может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим основные группы причин: развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей; пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша; девиация как ревность; различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками; ребенок – жертва сексуального насилия; этиология та же. ограниченная духовная культура; обедненная досуговая среда; скука, неумение найти достойное занятие; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; эмоциональная неразвитость; неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении. Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Рассмотрим психологические особенности детей «группы риска». Они представлены в таблице 1. Таблица 1 Психологические особенности детей «группы риска» Возраст Психологические особенности Ранний и дошкольный возраст Пониженная познавательная активность. Отставание в развитии речи. Задержка психического развития. Отсутствие навыков общения. Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками. Младший школьный возраст Отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Частая непосещаемость школы. Затрудненное усвоение учебного материала. Задержка в развитии мышления. Неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Подростковый возраст Искажение направленности интересов (свободное времяпровождение в подъезде, на улице уход из дома и т.д.) и ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность в жизни). Стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям наряду с «подкреплением» потери ценности образования для подростков «группы риска» (те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.)). Недоступность социально одобряемых ценностей (счастливая семейная жизнь, материальное благополучие, здоровье). Эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей, проекция на себя их неудачной жизни и одновременно их психологическая автономия. Повышенный уровень тревожности и агрессивности. Старший школьный возраст Трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; Низкий уровень социального интеллекта. Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним. Потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу. Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь. Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения). Низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания. Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению. Таким образом, раскрытие нами сущности содержания понятия «риск» и «дети группы риска», выделение основных их аспектов и факторов, а также комплекса причин формирования отклоняющегося поведения и «попадания» в «группу риска» позволил нам дать полную педагогическую, социальную и социально-педагогическую характеристику детей «группы риска». В качестве основного определения мы будем использовать следующее: дети «группы риска» – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. К детям «группы риска» мы отнесли следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Основными причинами попадания детей в «группу риска» являются следующие обстоятельства: пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении и т.д. Анализ категорий детей «группы риска» позволил нам выделить следующие социальные качества и специфические особенности детей «группы риска». Для выявления педагогических условий эффективности социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими данные социальные качества и специфические особенности, необходимо выявить и проанализировать ее содержание и основные направления. 1.2 Основные направления работы социального педагога с детьми группы риска Деятельность социального педагога в школе предусматривает работу со всем контингентом учащихся, но чаще всего в поле деятельности оказываются те, которых обычно называют «трудными», так как именно у них возникают проблемы в сфере обучения, адаптации и социального воспитания. Основные задачи социального педагога сводятся к своевременному выявлению таких детей, составляющих группу риска по школьной и социальной дезадаптации, наблюдению за динамикой их развития и становления, управлению этими процессами, а также регулированию совместной деятельности школы, семьи и социума по отношению к данным детям. Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две основные составляющие. Во-первых, непосредственная, индивидуальная работа с ребенком, предполагающая социально-педагогическую поддержку ученика в ситуации дезадаптации. Во-вторых, посредническая деятельность социального педагога, которая, в свою очередь, предполагает: 1) работу с педагогическим коллективом (организация педагогических консилиумов, участие в работе Совета по профилактике); 2) работу с семьей, имеющую особую важность в посреднической работе и являющуюся неотъемлемым компонентом деятельности социального педагога. По каждому направлению работы применяются конкретные технологии, методики, основанные на общей технологии разрешения социально-педагогической проблемы. Социально-педагогические технологии с детьми «группы риска» делятся на организационные социально-педагогические технологии и социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы. На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации – эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg