Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

kakto_tak 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2019
Исследование посвящено одной из наиболее актуальных тем, связанных с психологией профессиональной деятельности - проблеме эмоционального выгорания работников организации. Одним из показателей профессионализма человека является способность не только качественно выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи, но и противостоять различным стрессовым факторам, которые постоянно возникают у него на работе в связи с повышенной ответственностью и, как правило, достаточно сложными условиями работы.
Введение

В настоящее время одной из значимых проблем, стоящих перед отечественной наукой и практикой, является повышение уровня профессионализма специалистов, развитие их компетенций, в том числе и психологических. Раньше эти проблемы наблюдали у специалистов помогающих профессий (врачи, социальные работники, педагоги). Они ощущали истощение, усталость, раздражительность, цинизм. Позже было обнаружено, что синдром может встречаться у людей любых профессий. Выгорание можно определить по трем симптомам: эмоциональное истощение, деперсонализация, собственная не результативность. Все это может привести к депрессии, суицидальным мыслям. Как же происходит выгорание? В один момент взять и устать невозможно. Переутомление всегда проходит в несколько этапов. Этому предшествует – переоценка своих рабочих возможностей, непосильная нагрузка, далее следует раздражение, депрессия[30]. В последнее время эти вопросы все чаще становятся предметом научных исследований отечественных и зарубежных авторов: Г.С. Никифорова, Н.В. Самоукиной, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Г. Селье, К. Маслач и др.[6, 9, 41,55,56]. Одним из показателей профессионализма является способность человека не только качественно выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи, но и противостоять различным стрессовым факторам, которые постоянно возникают на работе в связи с повышенной ответственностью, информационной перегрузкой и, как правило, достаточно сложными условиями работы. Если специалист обладает слабой способностью контролировать свое внутреннее состояние, не может противостоять постоянному воздействию стрессовых факторов, не владеет навыками психологического восстановления внутренней стабильности, то у него постепенно возникает и усиливается синдром эмоционального выгорания. По определению Н.Е. Водопьяновой, синдром эмоционального выгорания проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью [9]. Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - как собственно профессиональную деятельность, профессиональное общение, так и личность профессионала, что в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности. Каждодневные стрессовые ситуации на работе обуславливают необходимость искать определенные стратегии их преодоления. Если у человека остаются силы противостоять негативным стрессовым факторам, он может выбрать ту модель поведения, которая поможет продуктивно решить поставленную задачу избавления от стресса. В то время как «выгоревшие» работники прибегают к непродуктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и деловой коммуникации. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими. Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли, общее ухудшение самочувствия и т.д., что в конечном итоге может привести к состоянию глубокой депрессии. Анализ литературных источников показывает, что существует большое количество исследований (Никифоров Г.С., Самоукина Н.В., Водопьянова Н.Е. и др.), в которых отражены общие проблемы профессионального выгорания личности [9,14,40]. В то же время работы, посвященные исследованию особенностей профессионального выгорания, анализу методов и механизмов снижения влияния стрессовых факторов на работе, практически отсутствуют. Анализ профессиональной деятельности людей профессий «человек-человек» показывает, что выполнение ими своих профессиональных обязанностей, которые сопровождаются постоянным влиянием стрессовых факторов, проходит в условиях повышенной ответственности, требующих зачастую принятия быстрых и рискованных решений, что невозможно без создания условий, способствующих предотвращению профессионального выгорания. Объект исследования - синдром эмоционального выгорания как психологическая категория. Предмет исследования – выявление и профилактика эмоционального выгорания людей, работающих в сфере «человек-человек». Цель работы: рассмотрение теоретических и практических вопросов эмоционального выгорания у работников организации и предложению мер по профилактики данного синдрома. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: • проанализировать понятие эмоционального выгорания, его сущность и историю; • сравнить российский и зарубежный опыт диагностирования и профилактики эмоционального выгорания; • провести диагностику эмоционального выгорания работников организации; • разработать программу профилактики эмоционального выгорания работников организации. Теоретическую основу исследования составляют работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Самоукиной в области исследования синдрома эмоционального выгорания[6, 9, 40]. Современный подход к изучению проблемы предопределил необходимость применения совокупности методов: теоретического анализа и синтеза литературы по проблеме. Теоретическая значимость результатов исследования: обобщение исследований по проблеме эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Практическая значимость результатов исследования: разработка рекомендаций для профилактики синдрома профессионального выгорания у работников ООО «Телеконт». Структура ВКР: работа состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 7 1.1. Синдром эмоционального выгорания понятие, сущность, история 7 1.2. Российский и зарубежный опыт 14 1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания 20 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 35 2.1. Организация исследования 35 2.2. Методики исследования 37 2.3. Анализ результатов исследования 42 Выводы по второй главе 53 ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ООО «Телеконт» 57 3.1.Профилактика эмоционального выгорания работников ООО «Телеконт» 57 3.2. Методы саморегуляции………………………………………………….62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77 ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Список литературы

источники на русском языке 1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М. Инфра-М, 1996. 2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным условиям. Киев.: Довгань, 2005. 3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2012. 4. Ахмедеева Н.М. Стресс: как его победить. Защита от стресса. М.: Психология, 2004. 5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.- 272с 6. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб., 1999 7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. 8. Варданян Б.X. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.:15 Наука, 2008. — 380 с. 9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005 10. Дмитриенко Н. А. Самоорганизация как фактор самопродвижения личности. Педагогика: семья - школа - общество: монография / О. Ю. Афанасьева, А. К. Байменова и др.; под общей ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2008. 332 с. 11. Евдокимов Е.В. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция // Вестн. психотерапии. – 2008. - № 26 (31). – С. 56-66 12. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. — 464 с. 13. Каменюкин А. Антистресс тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. СПб.: Питер, 2008.-99с. 14. Карпов А.В.Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2012. 584 с. 15. Киреева М. В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий /Киреева М. В..// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки –2011. –No8 (113), Т.11. –С.45-54. 16. Кобозев И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей // Вестник психотерапии.– 2011. - № 37(42). 17. Козлова О.В. Тренинг «Преодоления синдрома профессионального выгорания» // Психология зрелости и старения. - 2003. - №1.-с. 99-117. 18. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» / Тезисы московской межвузовской научно – практической конференции // психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Под ред. М.Ю. Карелиной.- М., 2003 19. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. – М.: Медицина, 1984. – 218 с. 20. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - М., 1993. - 123 с. 21. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. – 2007. - № 3. – стр. 62 – 68 22. Лозгачева О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности[Электрон- ный ресурс] / О.В. Лозгачева, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-ustoychivosti-k-stressu-v-protsesse-professionalnogo-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 15.11.17) 23. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб., 2001. 24. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Перев.с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. —432с. 25. Митева И.Ю.Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. М.: Академия, 2007.-188с. 26. Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения [Электрон-ный ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya (дата обращения: 19.11.17) 27. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. – М. - 2001. – Т. 20. –№ 1. – С. 16–21 28. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005. — 330 c. 29. Осипова А.А. Общая психокоррекция – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 30. Петрушин, В.И. Неврозы большого города / В.И. Петрушин. - М.: Говорящая книга, 2004. - 368 с. 31. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121?122. 32. Психогимнастика в тренинге / Под. Хрящевой Н.Ю. – СПб.: Речь; Институт тренинга, 2001. 33. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2006. – с. 944 34. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Вопросы общей психиатрии. – 1998. – Вып. 1 35. Родионова Е.А. Условия формирования эффективного работника в организации // Психология для руководителя, 2009, №7 (19), с. 74-77. 36. Розум С.И.Психология социализации и социальной адаптации человека- СПб.: Речь, 2012.-246с. 37. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т.23. - № 3. - С.85-95 38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. 39. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М.: Физкультура и спорт, 2008. 40. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания // http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindrom_professionalnogo_vygoranija.html 41. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Книга по требованию, 2012. - 66 с. 42. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998 43. Стресс и стрессоустойчивость. Выявление стрессоустойчивости в конфликтной ситуации среди молодежи и людей старшего возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам VI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2013 —No 6(6). 44. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук / С.В.4 Субботин. —15 Пермь, 1992. — 152 с. 45. Сурай Т. В. Стрессоустойчивость: понятие и формирование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 866–870. 46. Тарасов Е.А. Как победить стресс. – М.: Айрис-пресс, 2002. 47. Топчий М.В. Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии / – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с. 48. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84 – 89. 49. Трущенко М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 1-8. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2658/ (дата обращения: 05.08.2018). 50. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21–25. 51. Фолкэн Ч.Т. Психология – это просто: практическое руководство по психологической самопомощи. (Перевод Р. Муртазин). – М.: Агентство «ФАИР», 1998. 52. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание. // Сестринское дело. – 2004. – № 4-5. – С. 21-22. 53. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л.4 Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — Т. 10. — No 1. — С. 6—19. 54. Шакуров Р.Х. Социально психологические проблемы руководство педагогическим коллективом, М.:Владос, 1990.-184с. 55. Шаминов Р.М. О Некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р.М.14 Шамионов // Мир психологии. — 2010. —No 1. — С. 237—249. 56. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности: обзор основных концепций и методик исследования / Т.Д. Шевеленкова // Психологическая диагностика. — 2005. —No 3. — С. 95—129. 57. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с. 58. ЭверлиДж.С. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд. - М.: Медицина, 2003. - 224 с. 59. Энциклопедия начинающего психолога, Старшенбаум Г.В., 2014 [Электронный ресурс], режим доступа: http://nashol.com/2016080590355/enciklopediya-nachinauschego-psihologa-starshenbaum-g-v-2014.html (дата обращения: 15.08.18). 60. Энциклопедия психотренинга, Как управлять собой и влиять на других людей/ Иванов Ю.М. [Электронный ресурс], режим доступа: http://nashol.com/2018013198755/enciklopediya-psihotreninga-kak-upravlyat-soboi-i-vliyat-na-drugih-ludei-ivanov-u-m.html (дата обращения: 17.08.18).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1.1. Синдром эмоционального выгорания понятие, сущность, история XX век с его темпами и нестабильным психологическим и эмоциональным образом жизни, заставил человечество обратить внимание на профессиональные рабочие качества отрасли трудовых коллективов и непосредственно на работника, как индивидуальный субъект. По данным Минтруда США в 2016г. на рабочем месте совершили самоубийство 291 человек, это самый высокий показатель за последние 25 лет в стране. В России статистика такого рода не опубликовывается, но исходя из новостных обозрений, можно судить, что их не меньше. Какие же причины заставляют работников совершать такие опрометчивые поступки. Можно ли это предотвратить? Как поставить финальную точку психологических проблем на работе и в трудовом коллективе? С чем связано доведение людей до крайней ступени? Какая проблема стоит в эмоциональных выражениях трудящихся людей? На эти вопросы в середине ХХ века психологи, попытались ответить и дать определение эмоциональной рабочей подавленности. В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о так называемом «синдроме профессионального сгорания» сотрудников [1, с. 7]. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Впервые термин «выгорание», «сгорание» стал использовать в 70-х гг. ХХ века Герберт Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал и описывал у работников психиатрических учреждений [39].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg