Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Закон как источник российского конституционного права

NLatipova 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2017
Теоретический анализ литературы показывает, что данная тема «Закон как источник права» рассматривается довольно широко. В результате изучения этой проблемы был получен материал, анализ которого позволил заключить: 1) Закон регулирует наиболее важные общественные отношения и подкрепляется силой государственного принуждения. В романо-германских правовых системах закон обладает верховенством, т.е. является основной, базовой формой права и обладает высшей юридической силой. Законы схожи между собой по месту и роли в системе права, юридической силе, способу принятия, но тем не менее между ними есть существенные отличия, что позволяет их классифицировать по определенным критериям. 2) В зависимости от значимости содержащихся норм в законах, в Российской Федерации различают конституционные и текущие законы. Эти законы, в свою очередь, различаются по сфере действия: общефедеральныеи законы субъектов федерации. По предмету правового регулирования выделяют законы: конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.
Введение

В современном обществе люди постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона. Как известно, отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами. Конституционное право- это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его систем образующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им. Конституционное право юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе. Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.). Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который формулируется в правовых нормах, образующих правовое поле, охватывающее большинство сфер человеческой деятельности. Человек постоянно соприкасается с зафиксированными в этих нормах (правилах) требованиями, запретами и дозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека, принуждает его к соблюдению, исполнению и применению установленных в нем положений. По мере стремительного развития и усложнения социальных отношений государство расширяет границы своего регулирующего воздействия. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни основного источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Существует множество видов форм (источников права), но на протяжении столетий закон является важнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся сведения о содержании этих правовых норм. Многозначность этого понятия (форма права, источник права) проявляется в том, что принято выделять источник: 1) В материальном смысле (общественные отношения, формы собственности, способ производства материальной жизни) 2) В идеологическом смысле (материалы откуда мы познаем право) 3) В формально-юридическом смысле (причины юридической обязательности нормы) Именно в формально-юридическом смысле мы можем употреблять понятия «форма» и «источник» вместе. Проблема закона как источника права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место в не столь далеком прошлом, явились, в том числе, и следствием отступления от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия. Не менее важным является сам процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальной концепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с учетом мнений и интересов различных социальных групп, адаптации в существующую правовую систему, до практического применения правового акта. Степень научной разработанности. При написании курсовой работы были изучены научные работы теоретического характера, направленные на раскрытие понятия и системы источников права, а также признаков и характерных свойств закона как одного из источников права. При написании я опиралась на труды дореволюционных ученых, таких как Лазаревский Н.И., Шершеневич Г.Ф. и ряда других, а так же на труды советских и российских правоведов: Алексеева С.С, Керимова Д.А., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Фарбера И.Е., Хабибулина А.Г. и других. Предметом данного исследования являются федеральные законы, относящиеся к источникам конституционного права, их признаки и существенные свойства, а также их соотношение и взаимосвязь с иными основными источниками конституционного права. Объект данного исследования — общественные отношения, связанные с оформлением норм конституционного права в федеральном законе как в одном из основных источников конституционного права России, а также общественные отношения, связанные с определением места и роли федерального закона в системе источников конституционного права. Цель и задачи курсовой работы. Основная цель данной работы - осветить существующие в юриспруденции подходы к пониманию закона как источника права. Для достижения этой цели осуществляется путем решения следующих задач: 1) исследование этапов становления федерального закона как источника конституционного права в России, его характеристика в современный период; 2) формулирование авторского определения федерального закона как источника конституционного права России, выделение его основных признаков и существенных свойств, а также выявление отношений, входящих в предмет его правового регулирования; 3) характеристика видов федеральных законов; 4) анализ соотношения и взаимодействия федерального закона с рядом иных основных источников конституционного права: Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации; 5) выявление коллизий между нормами федеральных законов и положениями иных источников конституционного права России, предложение путей по их преодолению. Методологическая основа исследования - это философские методы исследования, в частности, анализ, синтез, индукция, дедукция; общенаучные методы: исторический, системно-структурный, сравнительный; а также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Теоретическая основа исследования. Были изучены труды ученых, посвященных как в целом исследованию системы источников конституционного (государственного) права, так и отдельным видам таких источников. Особо следует выделить работы Авакьяна С.А., Баглая М.В., Котока В.Ф., Кутафина О.Е., Козловой Е.И., Колесникова Е.В., Лукьяновой Е.А., Лучина В.О. Несмотря на то, что в российской юридической науке было уделено большое внимание, с одной' стороны, вопросу изучения правовой природы закона как источника права, а, с другой стороны, исследованию системы источников конституционного права, однако анализу правовой природы закона как источника конституционного права были посвящены лишь отдельные работы. Структура курсовой работы. В первой главе рассматриваются понятия, признаки и виды законов, их юридическая сила и место в система нормативных актов. Во второй главе подвергается анализу законодательный процесс: осуществление законодательной инициативы, рассмотрение законопроектов, особенности принятие и прохождения законов и других нормативно-правовых актов вплоть до их введения в действие. В третьей разбираются соотношение закона и законодательства: понятие законодательства в широком смысле, понятие, виды и признаки подзаконного акта и его соотношение с законом. В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Содержание

Введение …………………………………………………………………...…………………….2 Глава 1. Понятие, признаки и виды законов…………………...…………………………..6 1.1 Понятие закона и его признаки………………………………..……………………………6 1.2 Виды законов……………………………………………...…………….…………………..10 1.3 Юридическая сила закона……………………………………………………….…………16 Глава 2. Законодательный процесс…………………………………………………………19 2.1 Стадии законодательного процесса в РФ………………………………………….……...19 2.2 Субъекты законодательной инициативы………………………………………….………24 Глава 3. Соотношение закона и законодательства………………………………………26 Заключение…………………………………………………………………………………….32 Список использованных источников…………………………………………………........34
Список литературы

1. Нормативные правовые акты 1) Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – Собрание законодательства РФ, 2009; N 4.- Ст. 445. 2) Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН). Российская газета. 1995. 5 апреля 3) Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и Протоколы к ней (Конвенция и Протоколы №1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г., протокол №7 от 1 августа 1998г.) // СЗ РФ. 2001. №2. 4) Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966г. Бюллетень международных договоров. 1993. N 1. 5) Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". СЗ РФ, 21.01.2007, N 28, ст. 3466. 6) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007) Российская газета, N 202, 08.10.2003. 7) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253. 2. Литература 1) Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995. 2) «Закон в переходный период, опыт современной России» (Журнал «Государство и право» номер 10 1995г.) 3) Зелепукин, А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства // Правоведение. -1996. - № 2. 4) Комаров С.А. Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 5) Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. - №5. 6) Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2004г. 7) Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 1999. 8) Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю.Ларин. – М.: Книжный мир.2005.-355 с. 9) Теория государства и права: Н.М.Марченко – Издательство Проспект,2008.-648 с. 10) Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Киев, 1906. 11) Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом РФ. Государство и право №5, 2000. 12) Юридический энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1984. 13) Энциклопедия права: Учебное пособие. М., Хутыз М.Х., Серженко П.Н., 2001г. 14) Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ 1.1 Понятие закона и его признаки Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Слово "источник" используется в правовой науке не как самостоятельное, а в устойчивом словосочетании "источник права" и становится юридическим термином или специальным именем понятия "источник права", смысл и значение которого определяется и смыслом, вложенным в понятие "право" (а это зависит от правопонимания), и контекстом его употребления. Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права. И до сих пор, на протяжении длительного времени закон как форма (источник) права привлекает к себе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения. Закон вместе с обществом и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется и изменяется. Вырабатываются и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности. Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы. Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. В узком значении слова «закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны» . Или: «в юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений» Г.Ф. Шершеневич писал, что закон – это «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке» . На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» . Иногда же закон рассматривается в более широком смысле -как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов,.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg