Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх

NLatipova 790 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2017
Исследование теоретических аспектов межличностного общения дошкольников позволило сделать следующие выводы: 1. Обобщая трактовки разных авторов понятия, под общением необходимо понимать процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в ходе, которого осуществляется обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, и, следовательно, выступает одним из необходимых факторов формирования и развития, как общества в целом, так и отдельной личности.
Введение

Межличностным взаимоотношениям детей со сверстниками в последние годы уделяют все большее внимание, так как высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные воз¬можности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъ¬екта познания и деятельности. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике старшего дошкольника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном эта¬пе. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для раскрытия индивидуальных особенностей и способ¬ностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития кри¬тичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития взаимоотношений со сверстниками, уста¬новления прочных коммуникативных контактов. Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных взаимоотношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к дошкольному учреждению во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками. Основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались и оценивались в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Т. А. Репина). Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований. Этот пробел был частично восполнен в исследованиях социокогнитивного направления, где межличностные взаимоотношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. В исследованиях, выполненных с детьми дошкольного возраста (Р. А. Максимова, Г. А. Золотнякова, В. М. Сенченко и др.), выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и пр. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними. Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода: — концепция деятельностногоопосредования межличностных взаимоотношений (А. В. Петровский); — концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М. И. Лисина). В теории деятельностногоопосредования главным предметом рассмотрения является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных взаимоотношений. Характер и направление этих изменений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредствует вхождение ребенка в общность. Именно в совместной деятельности и в общении межличностные взаимоотношения реализуются и преобразуются. Игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте и в ней происходит развитие всех психических процессов, различных видов деятельности, в том числе и навыков межличностных взаимоотношений. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Фундаментальная основа использования подвижных игр в развитии межличностных взаимоотношений детей освещена в работах таких авторов, как В.Е. Анастасовой, П.П. Васюковой, А.В. Кенеман, М.Ф. Литвиновой, Т.А. Пржегодской, Э.Я. Степаненковой, А.П.Усовой и других. Актуальностьпроблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Всё выше сказанное указывает на актуальность, и послужило выбором темы нашего исследования: «Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх». Цельисследования – определить влияние подвижных игр на развитие межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Объектисследования – организация подвижных игр дошкольников. Предметисследования – развитиемежличностных отношений взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. Задачиисследования: 1. Изучить концептуальные основы исследований учёных по проблеме развития межличностных взаимоотношений дошкольников; 2. Исследовать особенности организации подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в практике работы ОДО; 3. Подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития положительных взаимоотношений старших дошкольников. Гипотезаисследования: подвижные игры будут эффективным средством развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, если: - будет изучен и учтён уровень сформированности межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста; - содержание игр доступно и опирается на реальные возможности конкретного контингента детей; - при подборе игр учтены индивидуальные, возрастные особенности детей и направленность игр на совместную деятельность, командное взаимодействие, а так же соблюдается принцип планомерности при усложнении подвижных игр. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме исследования; - психолого – педагогический эксперимент; - беседы, наблюдения. (методика Е. О. Смирновой); - Социометрический метод (методика «Капитан корабля» Е.О.Смирновой); Методологическую основу составили работы Р.А. Иванковой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой и др., посвященных изучению взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре; Ф.Лесгафта, Э.Я.Степаненковой о роли подвижных игр в воспитании личностных качеств детей; Т.С. Блощицыной проблеме формирования взаимоотношений детей в подвижных играх. База исследования: МБДОУ детский сад № 23 «Ромашка». Московская обл.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 Глава I. Концептуальные основы исследования проблемы развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх 1.1 Проблема формирования межличностных взаимоотношений у дошкольников в исследованиях отечественных авторов……………… 8 1.2 Роль и значение подвижных игр в дошкольном возрасте……………...15 1.3 Подвижные игры как средство развития межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста……… …21 Выводы по главе I……………………………………………………….32 Глава II. Экспериментальное исследование развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх 2.1 Цель, задачи и организация исследования…………………………………34 2.2 Психолого-педагогический эксперимент: - Диагностическое исследование уровня межличностных взаимоотношений в группе старших дошкольников (констатирующий этап эксперимента)…….35 - Апробация комплекса подвижных игр для развития положительных взаимоотношений старших дошкольников (формирующий этап эксперимента)……………………………………………………………………45 - Изучение динамики изменений уровня межличностных взаимоотношений в группе старших дошкольников (контрольный этап эксперимента)…………52 2.3.Рекомендации и выводы по итогам исследования …………………… 56 Выводы по главе 2…………………………………………………………….63 Заключение……………………………………………………………………..64 Литература……………………………………………………………………..67 Приложение
Список литературы

1. Андреева Г.М Социальная психология: М.,2010. 2. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2008. - №10. -С. 14 - 17. 3. Артемова Л.В. Организация взаимовлияния детей в игре //Дошкольное воспитание. 1992. № 6. С. 45 -51. 4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском Саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 5. Булычева А.В.. Воспитание детей в игре. //Публикация от 14.02.2013г. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/14/vospitanie-detey-v-igre 6. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко //Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С.34. 7. Бердюгина О.Г. Социология лидерства: методические рекомендации к спецкурсу. Екатеринбург, 1998г. Проверьте очень нужна? 8. Бережковская Е.В. Общение детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 2005г. № 1,2. 9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- Воронеж: МДОЭК, 2006г. – 629с. 10. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. 11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 12. 2000.Блощицына Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. – М.: Просвещение, 1990. 13. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет/Р.С.Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.? 80с.Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие для вузов /Под ред. Ю.М.Жукова. ? М.: Мир, 2010. – 425с. 14. Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: МГППУ, 2006.С. 4—19. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73547. 15. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М,, 1996. 16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. - 672 с. - Библиогр. : с. 660-663. 17. Выготский, Л.С. Воспитание чувств / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2001. – С. 233 – 235. 18. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.зг. 19. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г. 20. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1994. 21. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. 22. Запорожец, А.В., Неверович, Я.З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка «Текст»/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович.- Вопросы психологии - 2009. - № 6. - 59-73с.. 23. КемеровВ.Е.Социальная философия: учебник/В.Е.Кемеров.? 5-е изд. ? М.: Академический проект, 2011.? 383с. 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебник. М., 2007 г. 25. Козлова Е.В. Ворстер А.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников//Мир науки, культуры, образования.№7-2, 2009г. 26. Козьяков Р.В. Специальная психология. М.: Директ- Медиа, 2014.-103с Учебник. 27. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шести летнего возраста: книга для учителя / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. – М.: Просвещение, 1988. 13 28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432с. 29. Конохова Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика: журнал. - 2014.- №7.- С. 14-17. 30. Лесгафт П.Ф. Физическое воспитание и его значение. — М.: Педагогика, 2003. 31. Мазурина Н. Б. Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 796-799. 32. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 33. Макарова Т.А.Толерантность и правовая культура дошкольников: методические рекомендации/Т.А.Макарова.? 4-е изд.?М.: Сфера, 2011.? 80с. 34. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.
Отрывок из работы

Глава I. Концептуальные основы исследования проблемы развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх. 1.1 Проблема формирования межличностных взаимоотношений у дошкольников в исследованиях отечественных авторов Изучение взаимоотношений в дошкольных группах имеет свои традиции в детской психологии и педагогике. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, социально-психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С. Заслужный. В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребенка». Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада. По определению известного педагогаА.П.Усовой, дошкольная группа - это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности. [47]. Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенноеместо. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером. При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада отечественные ученые выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, в работах Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной большое внимание было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада [41, с. 11-14]. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения. Важным направлением в научных исследованиях являлось изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова. Изучая исследование отечественных психологов можно отметить, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg