Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.11.2017
Наше исследование было посвящено теме «Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников с ОНР III уровня». В первой главе мы осветили некоторые теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников с ОНР III уровня в сюжетно-ролевой игре. Мы раскрыли основные подходы к рассмотрению проблемы речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе. Остановились на основных закономерностях развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, и на роли сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития ребенка дошко-льника с ОНР III уровня.
Введение

Гуманистическая парадигма в образовании актуализировала интерес к проблеме развития речи дошкольников. Речевое развитие - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Огромная роль развития речи становится более очевидной на этапе перехода ребенка к обучению в школе, поскольку правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речевого развития затрудняют общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводят к возрастанию тревожности, нарушают процесс обучения в целом. Проблема развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР остается актуальной. На это указывали в своих работах многие авторы, такие как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. Они указывают на то, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что боль-шое значение в речевом развитии дошкольника принадлежит сюжетно-ролевой игре (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др.). Однако, при анализе литературы мы сталкиваемся со следующей проблемой: более широко и детально проработаны вопросы использования игровой деятельности для развития речевых умений дошкольников с нормой речевого развития, но крайне слабо разработаны теоретические и практические аспекты развития речи дошкольников с ОНР в сюжетно-ролевой игре. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современ-ными требованиями к уровню речевого развития дошкольников с ОНР и недостаточной разработанностью методических подходов к развитию речи указанной категории дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Необходимость разрешения данного противоречия обусловило выбор темы исследования. Цель исследования: изучить особенности речевого развития у дошкольников с ОНР III уровня и разработать программу, направленную на развитие речи указанной категории дошкольников средствами игровой деятельности. Объект исследования: речевое развитие дошкольников с ОНР III уровня. Предмет исследования: игровая деятельность как средство разви-тия речи дошкольников с ОНР III уровня. Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у дошкольников с ОНР III уровня. 2. Подобрать диагностический материал для изучения речевого развития дошкольников с ОНР III уровня. 3. Выявить особенности речевого развития дошкольников с ОНР III уровня. 4. Разработать и экспериментально апробировать программу развития речи у дошкольников с ОНР III уровня в игровой деятельности. 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы. Теоретико-методологическую основу исследования составили тео-ретические концепции - о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн); -положения психологии и педагогики о роли игры в становлении личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.), - работы Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной о структуре, проявлениях и системном подходе при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Практическая значимость работы заключается в том, что результа-ты исследования могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Научная новизна исследования состоит в том, что в области логопедии получены данные о возможностях игровой деятельности для речевого развития дошкольников с ОНР III уровня. Результаты работы позволили уточнить методические подходы к речевому развитию дошкольников с ОНР III уровня средами игровой деятельности. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Краткое содержание глав выпускной квалификационной работы. В первой главе мы осветили некоторые теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников с ОНР III уровня в сюжетно-ролевой игре. Мы раскрыли основные подходы к рассмотрению проблемы речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе. Остановились на основных закономерностях развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, и на роли сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития ребенка дошкольника с ОНР III уровня. Вторая глава была посвящена методическому обоснованию изучения состояния речевого развития у дошкольников с ОНР III уров-ня, в которой мы раскрыли основные технологии развития речи у указанной категории дошкольников, и представляли обзор методики нашего исследования. Третья глава была посвящена описанию опытно – эксперименталь-ной работы. В этой главе мы раскрыли конкретные мероприятия, направленные на изучение особенностей речевого развития у дошкольников с ОНР III уровня, а так же представили систему работы по ее совершенствованию средствами игровой деятельности. Нами так же был представлен анализ результативности проведенной нами работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ……………………………………………………....... 6 1.1. Основные подходы к рассмотрению проблемы речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе ………………………………………………… 6 1.2. Развитие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….. 11 1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………….. 17 Выводы по первой главе…………………………………………………… 20 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ …………………………………………………………………… 22 2.1. Технологии развития речи у дошкольников с ОНР III уровня ... 22 2.2. Обзор методик исследования……………………………………… 26 Выводы по второй главе………………………………………………….. 29 ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА …………. 31 3.1. Констатирующий этап эксперимента ………………………………. 31 3.2. Формирующий этап эксперимента …………………………………... 37 3.3. Контрольный этап эксперимента …………………………………….. 45 Выводы по третьей главе………………………………………………….. 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 54 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 58
Список литературы

1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб. пособие [Текст] / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 143 с. 2. Волкова, Л. Логопедия [Текст] / Л. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова.- М.: ВЛАДОС, 2004.-704 с. 3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с ОНР [Текст]/Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова.- М.: Национальный книжный центр, 2014.- 96 с. . 4. Воронин, А.С. Словарь по общей и социальной педагогике [Текст]/ А.С. Воронин.- Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с. 5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2002. - 418 с. 6. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский.-М.: Пе-дагогика, 2006.-420 с. 7. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]/ Н.Ф. Губанова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 164 с. 8. Давидчук, А.Н. Дидактичекая игра – средство развития дошкольников [Текст]/ А.Н. Давидчук, Л.Г. Салихова.- М.: СФЕРА, 2013.- 176 с. 9. Дружинин, Б.Л. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего возраста [Текст]/ Б.Л. Дружинин, И.И. Куминова.- М.: Гном и Д, 2008.- 88 с. 10. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст]/ О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева.- М.: Академия, 2000. - 128 с. 11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова.- М.: Просвещение, 1985. - 112 c. 12. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. -316 с. 13. Жуковская, Р.И. Воспитание ребёнка в игре [Текст]/Р.И. Жуков-ская. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 44с. 14. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько , С.А. Игумнов - СПб.: Питер, 2004. - 480 с. 15. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю, Кулагина, В.Н. Колюцкий.- М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с. 16. Кураев, Г.А. Возрастная психология [Текст] / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская . - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с. 17. Лалева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников [Текст]/ Р.И. Ла-лаева, Н.В. Сербрякова.- М.: Сорюз, 1999.- 160 с. 18. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина.- М.: Просвещение, 2009. -159 с. 19. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: МОДЭК, 2001. - 448 с. 20. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, 2001. - 384 с. 21. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуша.-СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. -272 с. 22. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / под ред. О.В. Правдиной. -М.: ВЛАДОС, 2006. -246 с. 23. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст] / М.Р. Львов. - М: Академия, 2000.-248 с. 24. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] /Д.В. Менджерицкая.- М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 25. Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Автор-составитель Е.Н. Кутепова. - М.: РУДН, 2007. - 91 с 26. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 348 с. 27. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР [Текст]/ Н.В. Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.- 92 с. 28. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви¬тием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.¬- 352 с. 29. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ [Текст]/ Е.Н. Панова.- М.: Учитель, 2007.- 79 с. 30. Ревягина, Т.А. Значение игровой деятельности для когнитивного развития детей дошкольного возраста / Т.А. Ревягина, Н.М. Сорокина // Мир психологии, 2010. - № 1. - С. 85-92. 31. Сафонова, О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.В. Сафонова // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 6. - С. 48-53. 32. Сидорова , У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия [Текст]/ У.М. Сидорова.- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. 33. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. 34. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.И. Сорокина.- М.: Академия.- 2012. - 359 с. 35. Ткаченко, Т.А Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст]/ Т.А. Ткаченко.- М.: Ювенкта, 2006.- 46 с. М.,2007. 36. Трошин, О.В. Логопсихология [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. -М.: ТЦ Сфера, 2005. -256 с. 37. Урунтаева, Г.А. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте / Г. А. Урунтаева // Дошкольная психология. – 2000. – № 5.- С. 64-85.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 1.1. Основные подходы к рассмотрению проблемы речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие [2, 11, 12, 18, 40]. Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При общем недоразвитии речи наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произ-ношения и фонемообразования [12, 40]. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, О.В. Правдина отмечают, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Условно могут быть выделены три уровня ОНР, причем первые два характеризуют более глубокие степени нарушения, а на третьем, более высоком уровне у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя, а также развития связной речи [12, 18, 22]. По данным Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой для 1-ого уровня речевого развития характерно полное или почти полное отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. По данным Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой для 2-ого уровня речевого развития характерно то, что речевые возможности детей возрастают. Кроме жестов и лепетных слов появляются, хотя и очень искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова [18, 40]. 3-й уровень речевого развития характеризуется (Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова) наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова [18, 40].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Презентация, География, 10 страниц
200 руб.
Контрольная работа, История, 16 страниц
150 руб.
Ответы на вопросы, Маркетинг, 12 страниц
125 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg