Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Проблемы доступа журналиста к информации

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.11.2017
Проблема доступа журналистов и информации напрямую связана с проблемой становления демократии. Как показали проведенные исследования, для обеспечения доступа журналистов к общественно значимой информации необходимо: 1) совершенствование законодательства, направленного на открытость институтов общества; 2) создание механизмов гражданского и корпоративного контроля за обеспечением доступа граждан к общественно значимой информации; 3) создание прецедентов и обобщение судебной практики по случаям неправомерного отказа в предоставлении информации. Вместе с тем, движение в сторону открытости общества не может быть односторонним. Журналистское сообщество должно способствовать установлению профессиональных стандартов работы с информацией, которые обеспечивали бы: 1) строгое соблюдение действующего законодательства и недопустимость использования, и распространение информации, доступ к которой законодательно ограничен; 2) соблюдение этических норм при сборе, обработке и распространении персональной информации; 3) корпоративность в отстаивании законных прав на доступ к общественно значимой информации; 4) участие журналистов в совершенствовании законодательства в части доступа граждан к информации.
Введение

Информация приобретает для каждого человека жизненноважное значение, ибо именно она в наибольшей степени определяет жизненно важный выбор, влияет на стиль его поведения . Поэтому доступность информации перестает быть декларацией и превращается в важнейшую опору демократии. Отсюда то огромное значение, которое придают проблеме доступа к информации в странах, которые традиционно относят к западным демократиям. Существуют разные подходы к этой проблеме. Один подход сформулирован в статье 19 Всеобщей декларации прав человека. Другой – в параграфе 10 Европейской конвенции по правам человека. И тот и другой документы провозглашают свободу выражения мнений и доступа к информации. Отличие заключается в ограничениях этих прав. В статье 29 Всеобщей декларации прав человека ограничения сформулированы в самой общей форме: каждый гражданин, осуществляя свободы, должен быть ограничен законом только с той целью, чтобы уважать права и свободы других и признать требования морали, общественного порядка и всеобщего благоденствия. Ограничения, сформулированные во второй части параграфа 10 Европейской конвенции по правам человека, носят значительно более суровый характер: каждый гражданин может быть субъектом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, которые обозначены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и его территориальной целостности, общественной безопасности, предотвращения беспорядков или преступности, защиты здоровья, морали, репутации, предотвращения распространения информации, полученной конфиденциально. Законы, принятые в США, Канаде, Швеции и других странах, рассматривают доступ к официальной информации как естественное право человека. В других европейских странах таких законов нет. Но есть практика обеспечения информационной открытости, которая, может быть, не во всем устраивает европейцев, но вызывает жгучую зависть у тех россиян, которые ориентированы на идеи демократии, прав человека и рыночных отношений. В этих условиях понятен тот интерес к проблемам свободы доступа, который проявляют различные структуры гражданского общества в России. В том числе и Фонд защиты гласности. Но вот что интересно. Привилегированное положение работников российских средств массовой информации, имеющих законодательно оформленные особые права на доступ к информации, их высокая профессиональная заинтересованность в доступе к информации вкупе с традиционным нежеланием российского чиновника давать журналистам информацию (кроме той, которую надо опубликовать в интересах ведомства). Казалось бы, должны делать журналистов наиболее естественными союзниками тех, кто стремится повысить уровень информационной открытости властных структур. Но это не так. Один из горьких уроков последних лет заключается в том, что многие российские журналисты рассматривают свободу доступа к информации не как необходимое условие широкого и объективного информирования общественности, а как возможность получить в свои руки эффективный инструмент личного участия в политической или экономической борьбе. В лучшем случае как средство индивидуальной самореализации в глазах изумленной аудитории и завистливо вздыхающих коллег. Журналисты прекрасно знают о том, какие широчайшие масштабы приобрел прием "вешания лапши на уши", то есть выдачи журналисту внешне правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом деле являющихся неполными, а то и ложными. На юридическом языке можно сказать: намеренное введение журналиста в заблуждение. Но получая эту "лапшу", журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию и еще реже припирают лжеца к стене, предпочитая перевешивать эту "лапшу" на уши аудитории и оправдываясь потом тем, что это не мы, журналисты, а источник информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение. Совершенно чудовищные размеры приобрела тенденция публикации заказных материалов в специализированной прессе. Если общественно-политические издания стараются иметь хотя бы видимость независимости и не ангажированности или быть независимыми хотя бы в организационно-правовом аспекте, то есть формально, то специальные газеты и журналы обычно не скрывают своей полной и повсеместной, за редкими исключениями, зависимости от "заинтересованных лиц". Есть все основания утверждать, что специализированная пресса сейчас играет роль кривых зеркал, установленных в комнатах смеха, настолько не похожа на действительность предъявляемая аудитории информационная картина. Правда, смеяться почему-то не хочется. Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к информации все активнее проявляет себя журналистская самоцензура. Под самоцензурой следует понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то не публиковать эти сведения. В дипломном сочинении я поставила перед собой цель: изучить правовые основы доступа журналиста к информации и методы защиты профессиональных прав. Для решения указанной цели мною были поставлены следующие задачи. 1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. 2. Изучить правовые аспекты доступа журналиста к информации. 3. Дать характеристику правового состояния доступа к информации сотрудников СМИ в современной России. 4. Изучить пример из судебной практики известного журналиста Григория Пасько. В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные проблемы доступа журналистов к информации. Считаю, что разработанный материал может быть использован при дальнейшем изучении правовых проблем профессиональной деятельности журналиста. Представленный в работе материал убедительно показывает на многих примерах, что Россия находится лишь в начале трудного пути к правовому государству. Права журналистов нередко нарушаются, а защитить их сегодня нелегко. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, без чего невозможна реальная, а не декларативная демократизация общества. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 46 законов, комментариев и наименований работ отечественных и зарубежных авторов. В первой главе дипломного сочинения рассматриваются конституционные нормы о доступе к информации. Свободный доступ к общей значимости информации – не корпоративно-цеховая потребность журналистов. В этом заинтересованы и каждый гражданин, и общество в целом, которые от журналистов получают общественно-значимую информацию. Для журналистов доступ к информации является первейшей необходимостью, поскольку факты для них – это "хлеб". На основе информации, которую журналист доносит до общества, граждане зачастую принимают жизненно важные решения. Проблема прав и ответственности журналистов исследуется во второй главе квалификационного сочинения. В третьей главе рассматриваются конкретные случаи защиты прав журналистов на основе материалов Фонда защиты гласности, в том числе нашумевшее дело журналиста Григория Пасько. Анализ документов и публикаций, касающихся доступа к информации, говорит о том, что журналисты довольно часто встречаются с неправомерным отказом в предоставлении информации. Вместе с тем, не зафиксировано ни одного случая обжалования в суд редакцией или журналистом факта сокрытия запрашиваемой информации. Журналистов, как свидетельствуют опросы, останавливают организационно-процессуальные сложности, волокита и то, что информация быстро устаревает и утрачивает свою значимость. Несовершенство действующего законодательства, неготовность журналистов отстаивать закрепленные законом права на поиск и получение информации, позволяют заинтересованным лицам скрывать информацию, манипулировать ею. Однако есть надежда, что дальнейшая демократизация общества, становление институтов гражданского общества приведут к благоприятной среде, в которой доступ к общественно значимой информации станет нормой жизни.
Содержание

Введение ГЛАВА 1.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Конституция РФ о свободе информации 1.2 Доступ журналиста к информации Право на поиск и получение информации. Аккредитация. 1.2.1 Правовой режим информации. Общий порядок запроса информации 1.2.2 Запрос информации в государственных органах, учреждениях, органах общественных организаций и в органах местного самоуправления 1.2.3 Запрос информации у частных лиц 1.2.4 Поиск и получение информации в судах 1.2.5 Поиск и получение информации в избирательных комиссиях 1.2.6 Работа журналиста в чрезвычайных ситуациях 1.2.7 Государственная, врачебная (медицинская), коммерческая, служебная и банковская тайна. Тайна следствия и дознания. Персональная информация 1.2.8 Правовой режим информации в архивах ГЛАВА 2. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА 2.1 Права журналиста 2.2 Ответственность журналиста. Защита чести, достоинства и деловой репутации ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ЖУРНАЛИСТА 3.1 Мониторинг нарушений, связанных с ограничением доступа журналистов к информации 3.2 О судебном деле журналиста Григория Пасько Заключение Библиография
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года 2. Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года 3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосованием 12 декабря 1993 года) 4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.) 5. Уголовный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля 2008 г.). Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года. 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г.) Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года 7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г.) 8. Закон от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" 9. Закон "О государственной тайне" 10. Закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" 11. Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" 12. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" 13. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" 14. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" 15. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" 16. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" 17. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" 18. Федеральный закон "О референдуме Российской Федерации" 19. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 20. Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" 21. Закон "Об охране здоровья населения" 22. Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 23. Постановление Правительства от 5 декабря 1991 г. №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" 24. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года №1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" 25. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 73-рп "Об утверждении перечня должностных лиц и органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне" 26. Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 537-рп "О должностных лицах, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне" 27. Комментарий к закону РФ о СМИ. Авторы-составители Г.Ю. Арапова, А.А. Глисков, Д.Г. Шишкин. Научный ред. В.Н. Монахов. Издательской дом "Галерия", М.: 2001 28. Международная Федерация журналистов. Декларация принципов поведения журналистов. Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25–28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2–6 июня 1986 года 29. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Постановление Пленума Верховного Суда от 20.12.94 №10. С изм. от 25.10.96 // Бюл. Верховного суда РФ. 1992. №11 30. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц. Постановление Пленума Верховного суда от 18.08.92. №11. С изменениями от 25.04.95 // Российская газета. 1995. 8 февр. 31. Основы законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах 32. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 года
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Конституция РФ о свободе информации Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право на информацию гарантировано Конституцией РФ. В пункте 4 ст. 29 говорится: " Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну. Ст. 15 Основного Закона закрепляет верховенство Конституции Российской Федерации в правовой системе и соотношение международного и национального права. Конституция является нормативным правовым актом высшей юридической силы, законом законов. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в универсальности ее действия. Конституция не требует ратификации ее субъектами Федерации, она действует на их территории непосредственно. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить федеральной Конституции, т.е. отступать от заложенного в ней содержания. Все подзаконные акты - указы Президента, акты Правительства, министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, правоприменительные акты государственных учреждений, предприятий, общественных и религиозных объединений должны базироваться на Конституции. Федеральная Конституция действует не изолированно, а в системе законодательства. Ее прямое действие проявляется в регулирующем воздействии конституционных принципов на общественно-политическую практику, на всю систему права и отраслевое законодательство. Применение конституционных норм обязательно в границах Российского государства, а также гражданами России и отечественными юридическими лицами, пребывающими за границей. Положение о территориальном характере действия конституционных норм относится ко всем субъектам правоотношений в России. Оно подтверждает, что федеральная Конституция обладает безусловным приоритетом перед конституциями и уставами субъектов Федерации. Нормы Конституции России обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, руководителей предприятий, учреждений (независимо от формы собственности), граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России или зарегистрированных в России в качестве юридических лиц. Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют непосредственно, независимо от наличия актов отраслевого законодательства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Экономика, 5 страниц
320 руб.
Ответы на вопросы, Реклама и PR, 1 страница
125 руб.
Курсовая работа, Менеджмент организации, 31 страница
270 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
600 руб.
Решение задач, Экономическая теория, 4 страницы
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg