Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

NLatipova 230 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.11.2017
Подводя итог проведенному в настоящей работе исследованию правового режима Арктики Антарктики можно сделать следующие выводы: 1. Правовой режим Арктики представляет собой систему правовых норм международно-правового характера, состоящую из универсальных, региональных конвенций и двусторонних договоров арктических государств, а также норм национального характера, которые в совокупности определяют особенности отношений между указанными государствами на пространстве этой территорий. При этом Канада и Россия установили секторальную систему защиты своих интересов в этом регионе; другие арктические государства регулируют указанные вопросы законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.
Введение

Человеческая цивилизация развивается не в вакууме - она теснейшим образом связана и зависима от среды своего обитания - планеты Земля. Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства в отдельности; межгосударственные отношения, урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении. Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатов раздела той или иной территории международное право зародилось, существует и развивается. В международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство». Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима (государственная территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом). На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства. Именно государственная территория является материальной основой существования государств: без территории нет государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)) Международные территории, или международные пространства (terracommunis) - это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом. Большая часть международных конфликтов, возникавших как в XX веке, так и сейчас, в XXI веке, основаны на разногласиях по поводу международно-правового статуса территорий. Одними из таких территорий, которые представляют собой объект споров, являются Арктика и Антарктика. Указанное связано с тем, что эти регионы традиционно являются сосредоточением политических, правовых, экономических, военно-стратегических, экологических и социальных интересов. При этом в последнее время наиболее часто встают вопросы распределения и освоения пространств этих территорий по поводу владения различными видами биологических, энергетических и минеральных ресурсов, определения и выделения квот на использование, добычу, вылов живых ресурсов и т.п. Указанное относится и к РФ, экономические интересы которой, например, в Арктике в значительной степени обусловлены наличием в этом регионе важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени в ближайшей перспективе. Открытые в Арктике запасы газа промышленных категорий составляют 67% общероссийских. Прогнозируется наличие углеводородов и в глубоководной части Северного Ледовитого океана с запасами 15-20 млрд. т условного топлива. Арктика является основным источником российского никеля, меди, кобальта, платины и апатитового концентрата. Важность этой проблематики для России неоднократно подтверждалось и руководством страны. Несмотря на такую очевидную важность рассматриваемых территорий не разрешенными остаются многочисленные правовые проблемы, опосредующие разделение территорий Арктики и Антарктики и использование их ресурсов, вопросы военно-стратегической безопасности, примыкающих к ним государств, охрану окружающей среды этих регионов, вопросы специфики международных сообщений. Среди этих общих для рассматриваемых территорий проблем выделяются и особенные, характерные только для одного из регионов. Например, специфической проблемой международно-правового режима арктических территорий является статус Шпицбергена. Вышеуказанное свидетельствует об особой актуальности темы настоящей работы, которая будет рассмотрена с учетом специфики учебной дисциплины. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся по вопросам правового режима территорий Арктики и Антарктики. Предметом исследования является система международно-правовых норм, составляющих механизм регулирования отношений по установлению правового режима территорий Арктики и Антарктики. Целью исследования является анализ современного правового режима Арктики и Антарктики, его особенностей на основе решения следующих основных задач: 1. Охарактеризовать международно-правовой режим Арктики. 2. Определить особенности международно-правового режима Антарктики. 3. Рассмотреть правовые проблемы использования территорий Арктики и Антарктики посредством установления международно-правового режима эксплуатации их ресурсов, особенностей охраны окружающей среды. 4. Раскрыть международно-правовой статус архипелага Шпицберген. 5. Сформулировать обобщающие выводы. Что касается степени научной разработанности и новизны темы, следует заметить, что проблемы, связанные с установлением правового режима Арктики и Антарктики традиционно становились предметом исследования отечественных и зарубежных ученых-юристов. Однако в последнее время они приобрели особую актуальность. Причиной тому стала необходимость пересмотра многих норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием различных объектов, не имеющих государственной принадлежности в условиях новой геополитической обстановки в мире. Среди работ, посвященных отдельным проблемам международно-правового режима Арктики и Антарктики можно выделить: В.Р. Авхадеева, И.С. Грамберга, В. В. Голицына, В. Н. Гуцуляка, Д.А. Додина, Д.В. Каминского, О.Ю. Корнеева, И.Н. Михиной, Е.В. Наркевского, В. Н. Трофимова, В. Я. Суворовой, Д. С. Чумакова, О.В. Метелиной и др. Некоторые современные аспекты международно-правового статуса Арктики и Антарктики рассматривались такими зарубежными юристами: Р. Вольфрам, Я. Броунли, Ф. Куиг, С. Бруно, К. Зуккаро и др. Кроме того, следует отметить, что спецификой данной тематики исследования является также то, что немало научных работ стали публиковать ученые, не являющиеся юристами, но специализирующиеся по различным аспектам деятельности в Арктике и Антарктике. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ…………………………………………………………………………7 1.1 Международно-правовой режим Арктики……………………………………….7 1.2 Международно-правовой режим Антарктики…………………………………..12 Глава 2 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ……...21 2.1 Охрана окружающей среды Арктики и Антарктики………………………….21 2.2 Международно-правовой статус архипелага Шпицберген…………………..25 Заключение…………………………………………………………………………….30 Библиографический список…………………………………………………………..32
Список литературы

. Договор о Шпицбергене (подписан в г. Париже 09 февраля 1920 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX.- М., 1938. 2. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07 декабря 1944 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. 3. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (заключена в г. Вашингтоне 02 декабря 1946 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIII.- М., 1956. 4. Договор об Антарктике (подписан в г. Вашингтоне 01 декабря 1959 г.) // Ведомости ВС СССР. 1961. № 31. Ст. 329. 5. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (заключена в г. Лондоне 01 июня 1972 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV.- М., 1980. 6. Соглашение о сохранении белых медведей (заключено в г. Осло 15 ноября 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М., 1978. 7. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (заключена в г. Канберре 20 мая 1980 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVIII.- М., 1984. 8. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) // Морское право. Официальный текст Конвенции ООН по морскому праву с приложениями и предметным указателем. Заключительный акт третьей Конференции ООН по морскому праву. Вводная часть, относящаяся к Конвенции и Конференции.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1984. 9. Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (подписан в г. Мадриде 04 октября 1991 г.) // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 3956. 10. Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (принята в г. Нууке 16 сентября 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс». 11. Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере (подписано в г. Оттаве 18 декабря 2000 г.) // Дипломатический вестник. 2001. № 1. 12. Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» // СЗ СССР. 1926. № 32. Ст. 203. 13. Постановление Правительства РФ от 09 сентября 1999 г. № 1027 «О мерах по обеспечению интересов России в Антарктике» // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4540. 14. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) // СПС «КонстультантПлюс. 15. Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: Дис. … к.ю.н. – Казань, 2007. 16. Авхадеев В.Р. Соотношение международно-правового статуса Антарктики и концепции общего наследия человечества // Туризм: право и экономика. 2006. № 5. 17. Арикайнен А.И. Во льдах северо-американской Арктики. - Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 18. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. - М.: МГУ, 1997. 19. Кайшаури Н. Российские нтересы в Арктике – комментарии юристов // Радио Голос России, http://rus.ruvr.ru/2007/11/02/739423.html, 2.11.2007. 20. Копылов С. М. Международно-правовые аспекты предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в Антарктике: Дис. … к.ю.н. - М., 2011. 21. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - М.: ВолтерсКлувер, 2005. 22. Международное морское право. Справочник / Под ред. Г.С.Горшкова. - М.: Воениздат, 1985. 23. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2010. 24. Михина И. Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: Дис. … к.ю.н. - М., 2003. 25. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Глобальное океаническое соуправление: какое место в нем уготовано России? (политико-правовой и институциональный аспекты) // Транспортное право. 2011. № 3. 26. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. К вопросу об «экологизации» современного международного морского права // Транспортное право. 2009. № 2. 27. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Проблемы правового режима Северного морского пути (к проведению международного полярного года 2007-2008 годов) // Транспортное право. 2007. № 2. 28. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Экспансия в отношении пространств и природных ресурсов Мирового океана: историко-правовые вопросы // Экологическое право. 2007. № 2. 29. Орешенков А.М. Международно-правовой режим сухопутной территории Шпицбергена: Дис. ... к.ю.н. - М., 1997. 30. Перелет Р.А., Кукушкина А.В., Травников М.А. Проблемы обеспечения экологической безопасности и управляемости в Арктике (экономико-правовые аспекты) // Российский ежегодник международного права. 2000. 31. Проиграет ли Россия битву за Арктику // Vlasti.net, http://vlasti.net/news/31119?print=1, 13.12.2008. 32. Работа секций ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ // Журнал российского права. 2011. № 9. 33. Ресурсной базой страны в XXI веке должна стать Арктика. Об этом заявил президент России на Совете безопасности. // НТВ, http://www.ntv.ru/novosti/140428/. 34. Устинова Е.Ю. Формы и механизм международно-правового контроля за соблюдением международных договорных обязательств государств // Право и политика. 2007. № 8. 35. Хердле Б. Партнеры за полярным кругом // Журнал «de-MagazinDeutshlahd». 2011. № 1.
Отрывок из работы

Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ 1.1 Международно-правовой режим Арктики А?рктика (от греч. ?????? — «медведица», ???????? — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км?; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33? с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн км? .Арктика - расположенная вокруг Северного полюса. Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII веках открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова, к этому же времени относится и освоение западного участка Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»). Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику «Страной ледяного ужаса». Она включает северные окраины материков Евразии и Северной Америки, а также почти весь Северный Ледовитый океан, на который приходится более половины площади этого района, с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы. При этом общепризнанных географических границ Арктики до сих пор не установлено, поэтому данное выше определение, включающее территории с ледниковым покровом или тундрой, и морские акватории с не тающими летом льдами представляет наиболее полную совокупность характерных для нее признаков. Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg