Актуальность темы исследования заключается в том, при рыночной экономике всегда остаются направления, которые не способны адекватно функционировать без государственного вмешательства. Одно из таких направлений это денежные доходы населения.
Механизм рынка имеет немало достоинств и возможностей, но не всегда. Поэтому государство регулирует и вмешивается в ситуацию, поддерживая баланс. Одним из основных принципов регулирования государством трудовых отношений в России является обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату, выплаченную своевременно и в полном размере.
Экономическое развитие общества в России связано с решением социальных и экономических проблем, таких как занятость, социальная защищенность, оплата труда, социальная справедливость и др. Рыночная экономика не в состоянии справиться с их решением.
Цель данной работы – рассмотреть государственную политику регулирования доходов населения в Российской Федерации.
Признавая конкурентную борьбу, рыночные отношения не учитывают персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, психологическую природу, биологическую).
При этом социальный риск - это вероятность материальной необеспеченности при утрате возможности участвовать в экономическом процессе. Факторы и причины и социального риска носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер:
- угроза безработицы;
- потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В таких случаях трудящихся работник не в состоянии предотвратить негативные события. Для устранения нежелательных последствий рынка в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных правилах, и представляют социальную политику государства.
Проблема доходов является, пожалуй, наиболее сложной и дискуссионной проблемой. Известно, что на определенной ступени развития общество разделилось на различные социальные группы, характеризующиеся существенным экономическим неравенством в доходах, на богатых и бедных. Эта тенденция была обоснована К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии», а вывод о том, что богатые становятся богаче, а бедные беднее, по мнению многих современных экономистов, не подтвердился. Но, несмотря на значительный подъем жизненного уровня большинства населения в развитых странах, неравномерность в распределении доходов сохраняется и сегодня.
Современная система распределительных отношений строится на рыночном подходе, согласно которому результаты конкурентных рыночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто способнее и трудолюбивее. Иначе говоря, более справедливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат. Справедливость здесь оценивается исходя из соображений достижения эффективности. Справедливость рыночного распределения доходов зависит от образа действия его механизма. С максимальной полнотой такой механизм действует в условиях совершенной конкуренции. Господство монополий деформирует рыночное распределение доходов. Соблюдение равных прав, в частности права частной собственности, в рыночных условиях распространяется на изначально разных, «не равных» друг другу людей. Неравные возможности связаны с возрастом, полом, физическими и интеллектуальными способностями, обладанием собственностью и т.д., а неравенство возможностей имеет следствием неравенство доходов.