Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание у детей интереса к совместным играм

denkomissarov95 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.11.2017
Объект исследования: Совместная деятельность старших дошкольников. Предмет исследования: Процесс воспитания интереса детей к совместным играм. Цель исследования: Выявление особенностей организации взаимодействия детей во время игры. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1. Охарактеризовать совместные игры и их воспитательное значение в формировании взаимоотношений детей; 2. Изучение теоретической и практической базы опыта работы; 3. Проверить эффективность влияния совместных игр на формирование положительных взаимоотношений детей. Гипотеза исследования: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что совместные игры детей, способствуют формированию положительных взаимоотношений детей со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. Методы исследования: Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы. Обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, а так же математическая обработка данных. База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Солнышко» г. Стерлитамак, республики Башкортостан. Теоретическая значимость: Состоит в обосновании необходимости развития интереса у детей к совместным играм. Практическая значимость: Заключается в создании и разработке дидактических игр, занятий, литературного материала, которые могут быть применены педагогами-воспитателями ДОУ для развития интереса у детей к совместным играм.
Введение

Детство является коротким, но очень важным периодом в жизни ребенка. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания о нашем мире, о жизни в целом и, конечно же, у него начинается формироваться какое-то свое отношение ко всему происходящему вокруг. К людям, к труду и т.д. У него формируются навыки правильного поведения и складывается характер. Вся жизнь ребенка в детстве, это игра. Только во время игры ребенок открывает себя миру и мир для себя. Безусловно, игра является основной формой воспитания, обучения, а так же развития ребенка в детстве. Игра является самостоятельно деятельностью детей, обеспечивающая ощущение свободы, действий, отношений и подвластности предметов. Позволяет наиболее полно реализоваться здесь и сейчас. Стать причастным к детскому коллективу, построенному на свободном общении равных. Ведь в процессе совместных игр развиваются: ? духовные и физические силы ребенка; ? его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость; ? складываются взаимоотношения со сверстниками. В воспитании положительных взаимоотношений у детей, велика роль их совместных игр и деятельности. Совместная для определенной группы детей деятельность предполагает обязательное участие в ней каждого ребенка и наличие его доли труда в совместном продукте. Другими словами, она включает в качестве главных компонентов результат труда и связь участников в процессе труда. Способы организации совместных игр, которые задают конкретную форму такой связи, могут быть самыми различными. Задача воспитания интереса у детей к совместным играм не столь проста, как кажется. Нередко здесь имеет место упрощенческий подход, когда детям предлагается поиграть вместе, не раскрывая перед ними, что же означает вместе. Чтобы совместные игры действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий, распределить этапы игры или действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия, которые способствовали бы развертыванию между детьми активного общения по поводу игры, включая обсуждение социального смысла игры, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Актуальность проблемы состоит в том, что отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. От сюда и проблема, что дети не умеют выстраивать взаимоотношения между собой. Поэтому нужно, воспитателям и педагогам организовывать совместные игры детей. Чтобы они учились взаимоотношению друг с другом. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ 6 1.1 Значение игры в воспитании детей 6 1.2 Роль взрослого в проектировании предметной игровой среды и организации совместного участия детей в игре 7 1.3 Педагогические приемы, применяемые с целью воспитания интереса детей к совместным играм 18 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27 2.1 Опытно-экспериментальные работы с детьми дошкольного возраста с целью воспитания в них интереса к совместным играм 27 2.2 Оценка эффективности проведенных исследовательской работы 43 2.3 Анализ воспитательного процесса по развитию интереса к совместным играм 46 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2. Акулова О.В. Образовательная область Социализация. Игра: учеб.-метод. пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО-Пресс, 2013. – 176 с. 3. Арсентьева В.П. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2014. – 144 с. 4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983. 5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для ВУЗов / Бордовская Н.В., Розум С.И. – СПб.: Питер, 2013 с.: ил. – (Учебник для ВУЗов Стандарт третьего поколения). 6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – Изд. «Союз»; СПб. – 1997 7. Вакуленко Л.В. Вариативность организованной совместной деятельности в детском саду: конспекты занятий. – СПб. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 8. Гальцова Е.А. Художественно-трудовая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 5-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 183 с 9. Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс. – Волгоград. : Учитель, 2014. – 187 с. 10. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Мозаика-Синтез; Москва; 2012. – 150 с. 11. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 130. 12. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания. Учебник для студентов учреждений высшего и профессионального образования. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 256 с. 13. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 288 с. 14. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. – Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с. 15. Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с. 133. 16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 17. Маралов В.Г. Как научить ребёнка быть внимательным и терпимым к людям: пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов. – М.: АРКТИ, 2010. – 136 с. 18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2001. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн. 2: Психология образования. 21. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с. – (Работаем по ФГОС Дошкольного образования 22. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 72-78. 23. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76. 24. Смирнова Е.Ю. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 . – 735 с. 25. Урунтаева Г.А. Детская психология: учеб. пособие. – М.: Академия, 2013. – 368 с. 26. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. 27. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРИЙТ, 2015 – 367 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ Значение игры в воспитании детей Особой формой детской деятельности является игра. Игра имеет большое значение в воспитательном процессе, потому что игра для детей это некий отдых или развлечение. Когда дети играют, они становятся счастливей. Благодаря игре ребенок нормально развивается и растет. Макаренко А. С. Как то сказал, что как играет ребенок, так он будет в будущем работать. Почему игра имеет такое большое значение для детей: игра это средство воспитательно-образовательной работы. Решаются задачи нравственного, эстетического, умственного и конечно же физического воспитания детей и формирования личности ребенка в целом; игра – это форма организации жизни детей, так как является деятельностью ребенка; когда ребенок играет, он стремится идти вперед, а не назад. Их подсознание, разум, фантазия работает синхронно, участвуют в понимании мира и его отражении; игры развивают милосердие, память, внимание и наблюдательность, честность и трудолюбие, интеллект и много других качеств из которых формируется личность, а так же формируются все стороны души; игра помогает стать ребенку самостоятельным. Он сам решает с кем играть, во что играть; игра помогает воспитать правильное отношение к труду. Воспитывает любовь к труду; игры приучают к совместной деятельности, к коллективу. Помогать и поддерживать свой коллектив, соблюдать определенные правила и выполнять требования; так же игра поднимает настроение, радует.[3, с. 145] Организуя игры с детьми, нельзя забывать о регулировании нагрузки. Дети быстро устают. Правда, надо отдать должное, они так же быстро восстанавливают силы. Но лучше предупредить чрезмерную усталость. Для этого взрослому необходимо быть внимательным и следить за признаками усталости, которые могут быть выражены следующим образом: ? выражение лица ребенка становится напряженным, движения суетливыми, а сам ребенок напряженным; ? движения выполняются нечетко, суетливо, появляются не оправданные правилами игры движения; ? кожа ребенка может покраснеть или побледнеть, под глазами появляются круги или синий оттенок; ? ребенок может потеть больше, чем обычно, появляется одышка, учащается пульс. [5, с. 135] При использовании игровых техник взрослому принадлежит организационная роль. Игра требует от него такта и умений адекватно строить взаимоотношений участников игры. В качестве примера приведем несколько правил их организации игры с дошкольниками и младшими школьниками: ? нельзя навязывать игры детям. Старайтесь вместе с ними выбрать игру, или придумать ее; ? нельзя, чтобы кто-то из детей оставался вне «игрового поля»; ? нельзя, чтобы результаты игры унижали личность ребенка; ? нельзя предлагать ребенку ту или иную роль, если вы не уверены, что он с ней справится; ? нельзя противопоставлять себя группе детей. Играйте вместе с ними. [20, с. 172] Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого – в основном на обучающих занятиях, и самостоятельную свободную деятельность детей. А что же происходит с игрой? Стало общим местом утверждение, что детей надо учить играть. Но, как известно, на занятиях игре не учат. Вместе с тем воспитатель и в отношении игровой деятельности сталкивается с ситуациями проверки его работы методистом, заведующим детским садом, когда он должен «показать товар лицом». Он не может сделать это на занятиях (как это делается в отношении изобразительной деятельности, конструирования и т. п.), ибо таковых не существует. Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена книгами, телевидением, общением со взрослыми вне детского сада, а в педагогическом процессе детского сада давно уже выделены обучающие занятия, на которых решаются задачи преподнесения детям знаний, уточнения детских представлений и т. п. Все это позволяет сюжетной игре освободиться от чисто дидактической функции «проработки» знаний. На это, кстати, указывала А.П.Усова еще в 60-е годы. Не выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры, когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя. В такой ситуации, естественно, не остается места творческой индивидуальности каждого ребенка, разнообразию форм и содержаний игр, соответствующих индивидуальным особенностям детей. К тому же, современные исследования показывают, что сюжетная игра – деятельность «камерная». И как следствие этой ситуации часто возникает самое худшее – воспитатель начинает «проводить» с детьми игру так же, как проводит занятие, т.е. руководит. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо знать какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства, какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по сравнению с другими видами детской деятельности, что подлежит оценке – собственно деятельность воспитателя по организации игры детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей. Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Тема игры это явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на прогулку в парк, на стадион. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, заводы, новые города. В этих играх отражается специфика труда и быта каждого края, каждой области, воспитывается уважение к труду. Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры – полеты космических кораблей, охрана границы, путешествие на Северный полюс, в Антарктиду. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому, преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. И здесь влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. [8, с. 101] Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет вся наша страна. Дошкольники, как и взрослые, с волнением смотрят передачи, посвященные полетам в космос, с живым интересом расспрашивают о подвигах космонавтов. Как и взрослые, маленькие граждане гордятся успехами наших спортсменов, пытаются им подражать в своих играх. Эти игры воспитатель поддерживает, помогает развивать их. В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею, умеют «играть». Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам. Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой, порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Уважаемый диспетчер кто объявляет посадку? Какой самолет отправляется в Белгород?» Диспетчер, организует диспетчерский пункт, договаривается, какой самолет отправится раньше, заботится об организованной посадке пассажиров. У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется, чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности. Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были. Самые нужные «игрушки-материалы» – это те, из которого ребенок сам смастерит то, что ему необходимо для реализации своего замысла. Потому-то у детей всех возрастных групп большой интерес вызывает строительный материал: из него можно соорудить и дом, и корабль, и самолет, и различные машины. В игре много воображаемого, условного, но как мы уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые, сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу, сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре. В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются, и возникает необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы – матросы, солдаты, куклы, изображающие людей разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить ее назначение. Многие игры успешнее развиваются на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии. Опыт показывает, что в любое время года на участке можно организовать различные творческие игры. Из досок, ящиков и прочего материала ребята сооружают крупные машины, корабли, на которых размещаются все играющие. Зимой постройки для игры делают из снега, летом – из песка. Здесь же на участке находится рабочий стол с материалами и инструментами для изготовления нужных вещей. На свежем воздухе можно проводить военные учения, устроить пограничную заставу, космодром. Богатое детское воображение превращает уютный кукольный домик то в детский сад, то в школу. Серьезные затруднения возникают у воспитателя при планировании совместной игры. Нельзя заранее определить, во что будут играть дети в тот или иной день недели. Но педагог может наметить основные приемы руководства играми, определить те воспитательные задачи, которые решаются с помощью игры. Опыт показывает, что целесообразно составлять план руководства творческими играми не на каждый день, так как это неизбежно оказывается формальным, а на неделю, на две. Игра всегда может оказаться неожиданной для педагога. Поэтому, кроме ориентировочного плана, педагогу рекомендуется вести ежедневный учет своих достижений, трудностей, недостатков и планировать работу на каждый следующий день. Например, воспитатель младшей группы, заметив, что игра, которая была организована с его помощью, распадается, включается в нее, а на следующий день отмечает, как удалась эта попытка. На основании вышеизложенного, можно выделить основные принципы организации творческой игры в педагогическом процессе детского сада. Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно, игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя – взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера – гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если строить совместную игру с детьми разного дошкольного возраста подобным образом, то можно очень быстро, экономно в плане затрат усилий и времени педагога сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения. Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Современные исследования в области психологии и педагогики показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры. Вместе с тем пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры – задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, как мы уже указывали, творческая сюжетная игра самостоятельно может разыгрываться детьми лишь в небольших группах. Итак, для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. И все же, эти принципы «повиснут в воздухе», если мы не определим реальной опоры, реального средства, на которое может опираться в своих действиях воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а также разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь». В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений. Важно понимать, что эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе. Неправильно было бы считать, что в младшем дошкольном возрасте надо учить детей играть, а в старшем дошкольном возрасте они должны играть только самостоятельно. На каждом возрастном этапе руководство педагогическим процессом организации игры должно носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. [26, с. 120] Другое дело, что с изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
280 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg