Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности

gemsconslebria1971 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Цель – изучение педагогических условий развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности. Объект исследования - процесс развития познавательных интересов младших школьников. Предмет исследования - педагогические условия применения проектной деятельности на уроках. Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности будет эффективным при создании следующих педагогических условий: - развитие познавательных интересов представлено в качестве педагогической цели; - проектная деятельность включена в содержание начального образования как его компонент; - свобода проектной деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; - развитие познавательных интересов основывается на деятельностном, культурологическом подходах и организуется в условиях совместной деятельности на уроке. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать познавательный интерес, его психолого-педагогическую структуру, потенциальные возможности в процессе развития познавательной самостоятельности младших школьников. 2. Изучить природу проектной деятельности, особенности ее организации с детьми младшего школьного возраста и научно обосновать ее возможности в развитии познавательных интересов. З. Охарактеризовать способы организации проектной деятельности младших школьников на уроке. 4. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности на уроках и экспериментально проверить их эффективность. Методологической основой исследования служат: положения личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); принцип гуманистического подхода (Г.И. Аксёнова, А. Маслоу, Е.Н. Шиянов и др.); концепция становления и развития личности (А.А. Бодалёв, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин и др.). Методы исследования – теоретические методы (синтез и анализ научной литературы), эмпирические методы (анализ документов и статистических отчетов, анкетирование, педагогический эксперимент) и методы качественной и количественной обработки данных. Практическая значимость заключается в том, что выявленные педагогические условия могут быть использованы в массовой практике работы начальной школы: при диагностике сформированности познавательного интереса детей младшего школьного возраста в проектной деятельности; при организации развивающей среды («проектного поля») в образовательном учреждении; по организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках и внеурочных занятиях. Эмпирическая база исследования: МБОУ «Нижне-Тимерлековская СОШ», Рыбно Слободского муниципального района, РТ.
Введение

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею [1]. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Главное направление развития современной школы - повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОС. Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Проблема активности учащихся на уроках, развития интереса в обучении не является новой, но является актуальной и требует более глубокого и подробного изучения. Формирование познавательных интересов и активизация личности - это взаимообусловленные процессы. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему [41, с.14]. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. Степень разработанности проблемы исследования Проблема развития познавательного интереса учащихся в образовательном процессе привлекает пристальное внимание ученых, в течение продолжительного времени. Такие ученые, как М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Г.И. Щукина — связывают формирование познавательных интересов с учением школьника, когда главная задача его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В работах классиков педагогической науки С.Т. Шацкого, М.В. Крупениной, В.В. Игнатьева, Е.Г. Каганова и др. были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных психологов (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.). Современные же исследования утверждают, что метод проектов наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды. Проблема формирования познавательных интересов школьников давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Ученые обращались к выявлению психологических закономерностей познавательных интересов (Л.И. Божович, И.Я. Лернер, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина), к связи интересов и потребностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА..……………..………...7 1.1 Сущность понятия «познавательные интересы» младших школьников…....7 1.2 Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов младшего школьника……………………………………………….……………....15 1.3 Способы организации проектной деятельности на уроке с младшими школьниками……………………………………………………………………..…23 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………. …………………………………………………....33 2.1 Описание условий организации практического исследования………….…..33 2.2 Технология и процесс развития познавательных интересов младшего школьника средствами проектной деятельности…………….…………………..40 2.3 Результаты развития познавательных интересов младшего школьника в проектной деятельности …………………………………………………………..51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….61 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1)Законодательные акты 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//http://минобрнауки.рф. 2) Учебники, монографии, диссертации 2. Ананьев БГ. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2013. — 351с. 3. Андреева Г.М. Психология социального познания. – Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе, перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 288 с. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2014. — 190с. 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Сост., ред. И авт. вступ. ст. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская; Акад. Пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т. — М.: Воронеж: Изд-во Ин-та практ. Психологии, 2016. — 575с. 6. Богданова МВ. Формирование познавательных интересов сельских школьников в опытнической деятельности. - Ставрополь, 2014. — 196с. 7. Бондаревский В,Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2015 . — 144с. 8. Бреднева Н.А. Дидактические возможности метода учебного проекта // Педагогические науки. — М.: Спутник, 2013. - № 4 (32). - С. 109-112. 9. Быков АК. Концептуальные основы мониторинга воспитания // Педагогика. — 2016. - № 6. — С. 19-27. 10. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников. – Киров, 2013.- 55с. 11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 223с. 12. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2013. – 148 с. 13. Громцева АК. Формирование у школьников готовности к самообразованию. — М.: Просвещение, 2013 . — 144 с. 14. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения - М.: Просвещение, 2014.- 258с. 15. Дейкина А.Ю. Сущность и проблемы изучения познавательного интереса.- М.: Просвещение, 2013. - 279с. 16. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М.: Баласс , 2012. - 80 с. 17. Ермолаев СА. Проектная деятельность школьников социально-экологической направленности: учеб.-метод. пособие. - Арзамас: АГГПИ им. А. П. Гайдара, 2016. — 86с. 18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2014. – 49с. 19. Казакова Л.Г. Развитие познавательного интереса учащихся: учебно-методическое пособие. —Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 112 c. 20. Конышева НЕМ. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. - Смоленск: Ассоц. XXI век, 2016. — 47с. 21. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся - КАРО, 2004. – 45с., 118с. 22. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2013. – 126с. 23. Кузнецова Т. Обучение проектно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.: Издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 96 с. 24. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с. 25. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2013. – 208с. 26. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе – М.: Знание, 2014. - 375c. 27. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М: Аркти, 2015. - 215с. 28. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия, 2014. - 122с. 29. Проектная деятельность в начальной школе / Авт.-сост. М.К. Господникова. - Волгоград: Учитель, 2013. — 131 с. 30. Романова Н.А. Проектная деятельность как средство развития личности младшего школьника. — М.: Московский центр качества образования, 2014. - 87с. 31. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2013. – 119с. 32. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: «Аркти», 2013. – 136 с. 33. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Академия, 2015. – 116 с. 34. Смирнова Л.Е. Теоретические основы проблемы оценивания и его роли в развитии познавательной активности учащихся: монография. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, ФЛИНТА, Наука, 2014. — 128 c. 35. Федяинова Н.В., Хирьянова И.С. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с. 36. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты. - Волгоград: Учитель, 2015. – 154 с. 37. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2015. – 129 с. 38. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2014. - 34с. 39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2013. – 109с. 3) Публикации 40. Алмазова И.Г., Ларских З.П., Ларских М.И., Числова С.Н. Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - № 34 (2). - С. 49-55. 41. Асылбаева Ж.У., Кудайбергенова М.Б., Балыкбаева Т.И., Мурзабекова М.Р. Формирование познавательных потребностей младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 13-17. 42. Балдан Л.К. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников в курсе «Окружающий мир»// В сб.: Экосистемы центральной Азии: исследование, сохранение, рациональное использование/ Материалы XIII Убсунурского Международного симпозиума. – Кызыл: ТГУ, 2016. - С. 350-357. 43. Журавлева Н.З. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса на уроках «Окружающего мира»// В сб.: Актуальные вопросы модернизации российского образования» / Материалы XXII международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; научный редактор И.А. Рудакова. - М.: Перо, 2015. - С. 121-123. 44. Карпова Е.В., Щербакова М.А. Проектная деятельность младших школьников и развитие познавательного интереса //В кн.: Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм/ Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: ЯЛГУ, 2013. - С. 205-210. 45. Протасова Т.Н. Развитие интереса к изучению природы у младших школьников в процессе выполнения проектов по окружающему миру//Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2015. - № 8. - С. 185-187. 46. Серова Е.В. Формирование проектных умений младших школьников (на примере урока «Окружающий мир»// Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016. - № 1 (8). - С. 179-183. 47. Соловьева К.В. Современные подходы к формированию познавательного интереса у учащихся начальной школы// В сб.: «Научное сообщество студентов» /Сборник материалов XV Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Н.Новгород: НГПИ, 2017. - С. 64-67. 4 ) Интернет ресурсы 48. Гасанова Д.И. Игра в развитии познавательной сферы [Электронный ресурс] / Д.И. Гасанова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 74 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20417.html. 49. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический проект, 2015.— 421 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. 50. Лейбин В. Краткий психоаналитический словарь-справочник [Электронный ресурс]/ Лейбин В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2015.— 192 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51920.— ЭБС «IPRbooks».
Отрывок из работы

1.1 Сущность понятия «познавательные интересы» младших школьников В любой человеческой деятельности определённую роль играет интерес. Как явление социальное он выступает в качестве фактора общественной жизни, как явление психическое - в качестве фактора развития и деятельности отдельного человека. Необходимо заметить, что наряду с термином «познавательный интерес», в педагогике существует не идентичный ему термин «учебный интерес» (В.Б. Бондаревский, Н.Г. Морозова). Учебный интерес связан с изучением определённых предметов школьного курса и, таким образом, является видовым понятием по отношению к познавательному интересу, распространяющемуся на все области человеческого знания [7, 26]. Физиологическим механизмом познавательного интереса как избирательной направленности является определенная система нервных связей, которые образуются под воздействием ряда условий и зависят от состояния человека и его индивидуальности, от непосредственных впечатлений личности и ее многообразного прошлого опыта. Любопытство, любознательность, познавательный интерес, специальная склонность, профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости. Сложная психологическая природа познавательного интереса обуславливает силу его влияния на развитие личности [2]. Интерес представляет огромное значение не только для развития общества, но и для самой личности, так как делает объективный мир необходимым и значимым для её развития и отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека. Вне связи с общественной средой, вне деятельности интерес человека не может развиваться, поэтому изучение интереса, изолированное от реальных условий его становления, не в состоянии обнаружить тенденции его развития и возможности управления им [4]. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: - избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); - проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); - активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); - активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова); - специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью[10]. Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [14]. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно [15]. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни. Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [22]. Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию [47]. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности дошкольника, поиском интересующей его информации. Любознательный дошкольник посвящает свободное время предмету познавательного интереса [25]. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность [6]. В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов. Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения [30]. В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для дошкольника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес дошкольника [31]. Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младшего школьника: 1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность младшего школьника. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения [31]. 2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника. Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе, также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию младшего школьника [5]. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников [9]. Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу. Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования [26, 39]. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними. Мы рассматриваем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности. Таким образом, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. 1.2 Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов младшего школьника Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. На наш взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию, является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет наиболее целостно и системно учесть различные аспекты развития учебной деятельности школьников, как на уровне организационных условий, так и на уровне осуществления учебной деятельности [11]. Для достижения нового результата образования по ФГОС НОО необходимо внедрение новых технологий. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. Многие авторы отмечают, что обучение проектированию, проектной деятельности есть способ формирования проективного способа взаимодействия с миром. Поэтому проектная деятельность как педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы (Е.Ф. Бахтенова, Н.В. Гузенко, Н.М. Конышева, Н.А. Романова и др.). Метод проектов активизирует познавательную деятельность, развивает творческие способности школьников, повышает уровень профессиональной мотивации, развивает самостоятельность, формирует личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность; развивает навыки работы с информацией, стимулирует стремление к самореализации и самообразованию [8]. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, добывать и анализировать необходимую информацию. Метод проектов это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом [16]. Он основан на понимании роли личности ребенка в системе развития и «его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала» [16]. Основными достоинствами использования метода проектов в контексте организации учебного процесса являются: понимание функций и роли учителя в образовательном процессе, необходимости публичного представления результата деятельности, организации экспертной оценки работы, реализации межпредметных связей, дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, определение этапов проектной деятельности, формирование групп для работы над проектом, анализ работы, направления критики выполненных проектов. Существенными недостатками внедрения метода проектов в учебный процесс следует считать: понимание термина «проект» в очень широком смысле, отсутствие планирования, учебных программ, построение учебного процесса только на основе метода проектов, изучение только реальных жизненных проблем, полную самостоятельность учащихся в выборе темы проекта [44]. Включение проектного метода обучения в образовательный процесс сегодня сопряжено с рядом трудностей. Многие педагоги в целом относятся с осторожностью к введению инноваций: стать по-настоящему научным руководителем группы учащихся, составляющих проектную команду, не каждому педагогу по плечу. Здесь требуется и профессионализм педагога, и достаточный высокий уровень знания преподаваемого предмета, моральная готовность, временные затраты, поэтому школьная администрация, выступая инициатором включения проектов в учебно-воспитательный процесс, призвана оказывать конкретную помощь учителю, использующему этот вид учебной деятельности. Прежде всего, требуется выделить в базисном плане количество учебных часов на его реализацию, современные механизмы управления направить на разработку системы материального стимулирования и морального поощрения педагогов, изменить позиции и взгляды участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи в использовании метода проектной деятельности учащихся [41]. Содержательная часть учебного проектирования связана с определением целей, задач и содержания образования. Целью учебного проектирования является общее и профессиональное обучение, воспитание и развитие. Задачи учебных проектов обусловлены функциями и особенностями современного образования: развитие творческой активности и самостоятельности учащихся; развитие у обучающихся рефлексии, умения применять знания на практике, планировать собственную деятельность, анализировать ее ход и результаты, принимать обоснованные управленческие решения; повышение самостоятельности обучающихся; формирование у них активной гражданской позиции и социально значимых ценностей (В.Г. Веселова, С.А. Ермолаев, И.И. Ляхов, Е.А. Пеньковских и др.). Результатом учебного проектирования являются образовательные проекты, под которыми мы будем понимать реальные «продукты» (интеллектуальные, материальные), полученные в результате самостоятельной, познавательной деятельности субъекта, которые обладают субъективной или объективной новизной и направлены на общее и профессиональное развитие [38]. В современной науке выделяется пять существенных характеристик проектной деятельности: - вид человеческой способности, отличающий его как социальное существо от других биологических организмов; - компонент любой деятельности, роль которого состоит в создании образа его будущего результата; - самостоятельный вид деятельности, связанный с разработкой проекта и способов его реализации; - особый вид познания, дающего основанное на знании, опыте и интуиции представление об объектах, которые могут возникнуть при условии реализации проектной идеи; - методология деятельности, нацеленной на получение объективного или субъективного нового результата. В тоже время термин «проектная деятельность» можно рассматривать не только с точки зрения целей, содержания и характеристик (особенностей) деятельности, но и с точки зрения субъекта в ней участвующего. Так, для педагога это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) [35]. Если же рассматривать проектную деятельность со стороны обучающегося, то это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [32]. Таким образом, существует множество подходов к определению понятия «проектная деятельность». Однако, наиболее точным и полным, на наш взгляд, является следующее определение: под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [16]. Мы рассматриваем проектную деятельность как деятельность в рамках реализации проекта, предполагающую самостоятельное выполнение детьми младшего школьного возраста комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Влияние проектной деятельности на развитие познавательного интереса определяется степенью овладения ребенком действиями практического и мыслительного характера: выделение (осознание) проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение возможных способов решения проблемы, реализация намеченного плана, представление продукта проектной деятельности [20]. Отличие проектной деятельности от продуктивной, состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможностей. Так как традиционно деятельность в школе осуществляется в нормативном пространстве и ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение логики перехода от одной части программы к другой и т.п. Проектная деятельность, как бы отмечали выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы. В этом случае дети попадают в условия неопределенности, и сама технология ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Проектная деятельность выступает именно как проектная только в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным [ 20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg