Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников

gemsconslebria1971 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на обилие научных трудов по изучению и повышению мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников, учителя по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Темой данной работы выбрана - мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение. Мой интерес определяется тем, что формирование мотивов и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Проблема мотивов поведения и деятельности - одна из главных в психологии и педагогике, ей посвящено множество публикаций: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу. Цель: описания содержания мотивов учения и поведения старших школьников. Объект: учащиеся 10-11-х классов (16-17 лет) - 20 человек. Предмет: Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников Гипотезой выступает предположение о том, что уровень мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников отличается в 10-11 классах. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: -ознакомиться с проблемами мотивов в отечественной и зарубежной психологии; - охарактеризовать мотивы как сущность учебного процесса; - рассмотреть особенности мотивов учения и поведения в старшем школьном возрасте; - ознакомится с особенностями мотивов учения и поведения у детей 16-17 лет; - описать средства диагностики мотивов учения и поведения старших школьников. Метод: теоретический анализ научных источников. Экспериментальная база исследования: ученики 10 и 11 классов МБОУ СОШ №11 МО «Ахтубинский район» п. В.Баскунчак - 20 человек.
Введение

В настоящее время современная школа на первый план ставит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а становление личности, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. Вопрос о мотивах учения и соблюдения правил поведения можно назвать главным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивов учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования. Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты психологии мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников…………..4 1.1 Общая характеристика понятия мотивов в психолого-педагогической науке. …………………………………………………….4 1.2 Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников………………………………………………………………..6 1.3 Особенности мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников…………………………………………………….11 Вывод к 1главе…………………………………………………………….13 Глава II. Практическое изучение особенностей мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников……………………..14 2.1 Описание методики и хода изучения методов учебной деятельности и поведения старших школьников…………………….14 2.2 Анализ мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников…………………………………………………………………20 2.3 Рекомендации для педагогов………………………………………….22 Вывод ко 2 главе…………………………………………………………..29 Заключение………………………………………………………………….30 Список литературы………………………………………………………...32 Приложение………………………………………………………………….34
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд, перераб. - СПб/Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 1989. 3. Бочарова В.Г. Профессиональная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999. 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. - 2-е изд. стереотип. - М.: Академия, 2000. - 440 с. 5. Волков Б.С. Психология подростка. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 160 с. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики/под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.- 432 с. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики/под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.- 386 с. 8. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.: пособие для студентов., М.: Просвещение, 1991. - 158 с. 9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1-4. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3., 1980. - 555 с. 10. Дистервег А.О. О природосообразности и культуросообразности в обучении.// Народное образование. - 1998. - № 7. - с.193-197. 11. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. - 1998.-№9-10. - С.96-106. 12. Зарецкая И. И. Дополнительное образование детей в контексте развития культуры личности и общества. // Школа. - 2002. - №2. - С.9-15. 13. Зарецкая И. И. Когда изменяются целевые установки… // Учитель. - 1998.-№1. - С.10-14. 14. Иванов В.Н. Социальные технологии. М.: изд-во МГСУ «Союз», 1999. 15. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991.-256. 16. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса.// Воспитание школьников. - 1993. -№2. - с.4-7. 17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. //Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб: Владос, 2000. С. 291-292. 18. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с. 19. Концепция социального воспитания. / Теория и практика воспитательных систем. М., 1993. 20. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка: 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 316 с. 21. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Характер подростка. Какой он?// Биология в школе. - 1993. -№4. - с. 17-20. 22. Крылова Н.Б. Культурная деятельность подростка: альтернативный подход.// Школьные технологии. - 2000. -№5. -с.69-91. 23. Кузнецова Л. Основы этической культуры.// Воспитание школьников. - 1998. -№3. -с. 19-23. 24. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. - 320 с. (серия «Педагогическое образование»). 25. Курганов С. Обретение чувства взрослости в школе диалога культур.// Народное образование. - 2002. - №2. - с.119-125. 26. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка: около 35000 слов. - М.: Русский язык, 1990. - 704 с. - (Малая библиотека словарей русского языка). 27. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков.// Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - с. 41-47. 29. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2002. 30. Мудрик А.В. Обобщение в процессе воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с. 31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. Пед. вузов / под ред. В.А.Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 200с. 32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - 5-е издание, стереотип. - М.: Академия, 2000. 512 с. 33. Новиков А.М., Методология образования 34. Первушкин Б.Н. статья в интернете на сайте урок.рф 35. Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод. пособие. - М. Владос, 2003. 36. Подласый И.П. Педагогика. Кн.2: Процесс воспитания. М.: Владос, 2001. 37. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 144 с. - (Руководство практического психолога). 38. Психологический словарь / составители В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М Балабанова; под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с. 39. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков.// Социологические исследования. - 2001. - №2. - с. 87-92. 40. Современный словарь по педагогике / составитель Рапацевич Е.С. - Мн.: 41. Эппле Л.П. Мониторинг уровня воспитанности.// Директор школы. - 2001. - №7. - с. 41-43.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты психологии мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников. Уже в старших классах человек вступает в систему общественных отношений. Начинает взаимодействовать более тесно с другими людьми в ходе различной деятельности, сталкиваться с влиянием окружающих на поведение в обществе как социуме. Все это, непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. 1.1 Общая характеристика понятия мотивов в психолого-педагогической науке. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Мотив ( moveo — «двигаю») — это обобщённый образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. 2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению А.Н.Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных). Это — мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские. 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные и мотивы саморазвития. Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. О мотивации говорят как об организменной переменной в том смысле, что она является состоянием индивидуума, а не внешней среды. 6 1.2 Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников. А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: Мотив - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением учащегося к ней (14). По определению Л.И. Божович, мотивы учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой (2). По мнению Н.Ф. Талызиной: «При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственная деятельность ученика как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность. В прочих же случаях человек учится ради удовлетворения других потребностей, а не познавательных» (30) Л.М.Фридман так характеризует отличие внешних и внутренних мотивов: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». А.Б. Орлов отмечает, что мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив - это в неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. В отличие от внешнего внутренний мотив никогда не существует до и вне деятельности. Он всегда возникает в самой этой деятельности, каждый раз являясь непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения. В этом смысле внутренний мотив неповторим, уникален и всегда представлен в непосредственном переживании (13). Современные психологи, в частности, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и Н.Ф. Талызина, выделяют следующие уровни: 1. Отрицательное отношение к учению. В данном случае доминирующим является мотив избегания наказания. В результате возникает неуверенность в своих силах, неудовлетворенность собой. 2. Нейтральное отношение к учению. При этом интерес к результатам учения весьма неустойчив. Следствием является неуверенность, переживание скуки. 3. Положительное ситуативное отношение к учению. Наблюдается познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя и социальный мотив ответственности. Характерна неустойчивость мотивов. 4. Положительное отношение к учению. Присутствуют познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний. 5. Активное, творческое отношение к учению. Наблюдаются мотивы самообразования, их самостоятельность; осознание соотношения своих мотивов и целей. 6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. М.В. Матюхина предлагает характеризовать мотивы по двум основным линиям (критериям): содержанию (направленности) и состоянию (уровню сформированности). Состояние, в свою очередь, характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива (9). Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 1) мотивы связанные с содержанием обучения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п. 2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1) Широкие социальные мотивы: - мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; - мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); 2) Узколичные мотивы: - стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); - желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация). 3) Отрицательные мотивы: - Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). Основными мотивами учебной деятельности по А.А.Вербицкому являются следующие мотивы: усвоения нового, развития своих способностей, знаний и личностных качеств, интерес к учебным дисциплинам и процессу учения, подготовки к будущей профессии, социальные (ценность образования, общение в группе), академические успехи, ответственности за результаты учебной деятельности, внешние по отношению к учебной деятельности. Ведущая деятельность старших школьников - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию. (6) Поэтому, основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л. С. Выготский говорил, что выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения , отнесенного к сравнительно далекому будущему. (8) Правда, выбор профессии может происходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в результате подражания товарищам или случайно возникшего интереса. В этом случае выбор может быть не связанным с мотивацией учения. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии. (3) Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка -это критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям. Таким образом, роль отметки как цели учения с возрастом меняется.. Поступив в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению. Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. У старшеклассников возникает потребность вырабатывать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых. (8) И.В. Дубровина показала, что далеко не все старшие подростки к концу девятого класса могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них, опасения. (10) Одним из источников мотивов выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большое количество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого из нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания(19,c.370). Таким образом, изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках(16, c.90). Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается. Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях. Например: родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Терпи — ты мужчина», «Будь опрятной — ведь ты девочка» и т. п. Юноши и девушки получают эталоны, установки «доброго—злого», «красивого—безобразного», «хорошего — плохого». Фрустрированность человека — степень выраженности его фрустрационного состояния — выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть)( 19,c.372). Сложным волевым актам обычно предшествует несколько различных и зачастую противоречивых мотивов, которые взаимно противодействуют друг другу, задерживают волевой акт, вызывая состояние внутреннего колебания, носящее название борьбы мотивов. Борьба мотивов, как правило, завершается победой какого-либо одного желания, причем побеждает то, которое представляется более предпочтительным или важным. Суть борьбы мотивов заключается не в механическом преобладании более сильного мотива (когда сознание будто бы пребывает в каком-то пассивном состоянии), а именно в предпочтении, сознательно отдаваемом одному мотиву перед другим. Борьба мотивов предполагает более или менее высокую организацию личности человека, ее интересов и идеалов. Чем богаче духовная жизнь человека, тем выше и сложнее руководящие им мотивы, тем сложнее и сам процесс борьбы мотивов; в нем отражаются противоречия между чувством страха и сознанием долга, между дозволенным и недозволенным, между общественными идеалами и чувственными стремлениями личности и т. д.(17,c.497) 11 1.3 Особенности мотивов учебной деятельности и поведения старших школьников Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков - углубляется содержание обучения. Учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для глубокого усваивания программного материала, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, нередко испытываемые в процессе учения старшеклассником, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Наоборот в старшем школьном возрасте ученик взрослеет и осознаёт важность учения, так как находится на пороге самостоятельной жизни. Растет сознательное отношение к учебе. Учение теперь приобретает непосредственный смысл жизни. Старшеклассники понимают, что важной и неотъемлемой частью их предстоящей жизни является определённый багаж знаний, умений и навыков, которые они приобретают в школе. К тому же очень важен тот факт, что именно в школе ребёнка учили учиться, а это ему непременно нужно будет и в дальнейшем. Следует отметить избирательное отношение старших школьников к учебным предметам. Важная причина избирательного отношения к учебным предметам— наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профориентацией. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление — старшие школьники интересуются двумя-тремя, профилирующими по отношению к будущей профессии предметами, но становятся равнодушными и безразличными к остальным. Однако бывают и другие причины потери интереса к каким-либо предметам, что связано с качеством, уровнем преподавания и личностью учителя. В старшем школьном возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке/отрасли знания/области деятельности. Такой интерес приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Также это стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, ищет возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Различие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению способствуют дальнейшему развитию произвольности познавательных процессов, умению управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности. Под влиянием организации учебной деятельности существенно изменяется характер умственной работы старших школьников. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельного выполнения лабораторных и практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg