Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Бюджетная система РФ: анализ основных проблем и тенденций

gemsconslebria1971 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Цель данной курсовой работы определить основные проблемы бюджетной системы Российской Федерации, а также тенденции ее развития. В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи: - Рассмотрение таких понятий как, бюджетная система и бюджетное устройство; - Изучить бюджетную систему РФ; - Проанализировать принципы построения бюджетной системы РФ; - Определить функции бюджетной системы; - Рассмотреть бюджетную классификацию РФ и ее структуру; - Проанализировать консолидированный бюджет РФ за 2012-2016 гг.; - Изучить основные проблемы бюджетной системы РФ; - Выявить основные направления и предложения по совершенствова-нию бюджетной системы в РФ. Объект исследования – бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования являются проблемы и тенденции развития бюд-жетной системы РФ. В качестве информационной базы послужила научная, учебная и методическая литература, а также отчетные и аналитические материалы, размещенные на официальных сайтах www.minfin.ru, http://roskazna.ru, www.gks.ru. Хронологические рамки исследования: 2012-2017 гг.
Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медици-ну, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджет-ный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же от-числения во внебюджетные социальные фонды. Таким образом, эффективная бюджетная система страны считается важ-нейшим фактором устойчивого экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, экологии, науки, образования, здравоохранения и т. д. Это обстоя-тельство предопределяет необходимость постоянного финансового мониторинга бюджетной системы Российской Федерации (РФ).
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы бюджетной системы РФ 5 1.1 Сущность бюджетной системы РФ и бюджетного устройства РФ 5 1.2 Принципы построения бюджета и функции бюджетной системы РФ 10 1.3 Бюджетная классификация РФ и ее структура 16 2 Анализ основных проблем и тенденций развития бюджетной системы РФ 25 2.1 Анализ структуры и динамики доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2016 гг. 25 2.2 Основные проблемы бюджетной системы РФ 28 2.3 Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации 31 Заключение 36 Библиографический список 39 Приложения 42
Список литературы

Отрывок из работы

1.1 Сущность бюджетной системы РФ и бюджетного устройства РФ Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюд-жета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными зве-ньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве. Бюджетное устройство РФ представлено на рисун-ке 1.1. Рисунок 1.1 – Структура бюджетного устройства РФ Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная си-стема федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (феде-рального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) Федерации и местных бюдже-тов. Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверен-ных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве. Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В рамках межбюджетных отношений все бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны. В настоящее время бюджетное устройство и бюджетный процесс в Россий-ской Федерации регламентируются положениями Конституции Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и рядом иных законов и нормативных документов, в том числе принимаемым ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Составляющей частью бюджетного устройства России являет-ся бюджетная система (Приложение А). Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) дает следующее определе-ние бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» . Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: • первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов - представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. • второй уровень – бюджеты субъектов РФ - форма образования и рас-ходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функ-ций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Региональные бюджеты яв-ляются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, са-мостоятельности и ответственности субъектов Федерации. Бюджеты субъектов РФ представлены пятью различными видами региональных бюджетов, среди них: бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев, округов, бюджеты городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. • третий уровень – местные бюджеты - форма образования и расходо-вания денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджеты муниципальных образований также представлены разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, выделяются муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения. Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и территориальном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования . Правовая форма бюджетов (Приложение Б) проявляется в том, что феде-ральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Федерации. Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ (Приложение В). Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет Российской Федерации - федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет муниципального района - бюджет муници-пального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских по-селений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответ-ствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтвержде-ния реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджет-ной системы. Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты. Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают опреде-ленные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета. В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти. 1.2 Принципы построения бюджета и функции бюджетной системы РФ Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности пере-ходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной систе-мы, изложенных в БК РФ. Действующий в настоящее время перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации закреплен в ст. 28-38 Бюджетного кодекса РФ, и к ним относятся: - Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюд-жетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетно-сти, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений. - Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. - Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоя-тельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффек-тивность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; устанавливать в соответствии с законодательством налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов и т.д. - Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государ-ственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнении расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. - Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. - Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду-смотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. - При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномочен-ные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. - Принцип результативности и эффективности использования бюджет-ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. - Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете. - Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубли-кование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов; стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года. - Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. - Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств озна-чает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. - Принцип подведомственности расходов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюд-жетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. - Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступ-лений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории РФ, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ. Рассмотренные выше принципы, закрепленные Бюджетным кодексом РФ, определяют построение бюджетов всех уровней и характеризуют бюджетную систему РФ в целом. В этих принципах в концентрированном виде выражено со-держание законодательства о бюджетной системе РФ, важнейшие основы бюд-жетно-правового регулирования. Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы РФ можно сказать, что их реализация на практике способствует повышению эффективности использования бюджетных средств, что в конечном итоге положительно отражается на уровне жизни населения страны. Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства. Основными функциями бюджетов являются: - Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится следующим фондам: резервному фонду, фонду развития и фонду поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, тем самым целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста про-изводства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества. - Перераспределительная функция национального дохода и ВВП про-является непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. - Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплекс-ных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и меро-приятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. - Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налого-вые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулиро-вания и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность про-изводства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищ-ного строительства. - Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. - Функция планирования бюджетов предполагает: • определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения; • разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы; • разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных; • разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год; • разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год. - Функция организации бюджетов предполагает: • определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; • определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и ис-полнения бюджетов; • выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами; • разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы; • определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики; • определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg