Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Основная характеристика института исполнительной власти

gemsconslebria1971 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации функций исполнительной власти. Предметом исследования являются демократические и недемократические тенденции становления исполнительной власти современной России. Цель исследования - анализ сущности исполнительной власти. Для реализации поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие исполнительной власти; 2. Выявить признаки исполнительной власти; 3. Рассмотреть систему органов исполнительной власти; 4. Исследовать систему федеральных органов исполнительной власти. Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой, специально- юридический, историко-правовой и другие методы. Теоретической основой исследования являются работы отечественных ученых, таких как: Агалов К.В., Асланян Р.Р., Бахрах Д.Н., Бельский К.С., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М., Керимов А.Д., Лебедева Н.В., Лугуева Н.К., Макосейчук Т.М., Медведев В. Н., Медведев В.Н., Милушева Т.В., Назаренкова Н. В., Полянский И. А., Романовский Г.Б., Солдатов А.П., Мельников В.А.,Энтин Л.М. и др. Нормативную основу исследования составляет российское законодательство, регулирующее вопросы реализации функций исполнительной власти. В структуру курсовой работы входит введение, две главы, включающие восемь параграфов, заключение, список литературы.
Введение

Актуальность темы. Публичная власть в Российской Федерации, реализуемая на основе конституционных принципов демократической, республиканской и федеративной государственности, верховенства и высшей юридической силы общегосударственной конституции, единства и разделения властей, самостоятельности местного самоуправления, имеет сложную организационную структуру на всех ее территориальных уровнях - федеральном, региональном и местном. Причем государственная власть, как подсистема власти публичной, доходит своими территориальными структурами до регионального и местного уровней, соприкасаясь и по многим направлениям переплетаясь с этими уровнями публичной власти. Общеизвестно, что теория разделения властей предусматривает наличие трех ветвей - законодательной, исполнительной и судебной. Общие правовые начала организации и деятельности каждой из ветвей изложены в Конституции Российской Федерации. Представляется, что, несмотря на равнозначность этих ветвей (хотя в каждом исследовании, посвященном той или иной ветви, обосновывается вывод о ее особом положении, поэтому не будем и мы в этой части оригинальными), исполнительная власть, как это ни парадоксально, незаслуженно находится в тени юридической науки. Обращаясь к диссертационным исследованиям, несложно увидеть, что политики правового нормотворчества и разделения полномочий в пределах предметов ведения многие из них направлены на формулирование практических рекомендаций по совершенствованию направлений деятельности органов исполнительной власти.
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002 3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"// РГ, N 245, 23.12.1997. 4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945. 5. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 03.04.2017)"О структуре федеральных органов исполнительной власти" //СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754. 6. Агалов К.В. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. М., 2003. 7. Административное право зарубежных стран: Учебник/Под ред. А.Н. Козырина, М.А. Штатиной. М.,2013. 8. Административное право России. Общая часть: Учеб. М., 2011. 9. Административное право. М.: Омега, 2014. 10. Асланян Р.Р. Конституционная система исполнительной власти в Российской Федерации. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 11. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. 12. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. 13. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России. М.: Велби, 2014. 14. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: Эксмо, 2012. 15. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития. М., 2010. 16. Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей//Гражданин и право. 2011. № 9. 17. Лебедева Н.В. Конституционно-правовые основы организации законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 18. Лугуева Н.К. Институт исполнительной власти в субъекте Российской Федерации: на примере Республики Дагестан. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 2003. 19. Макосейчук Т.М. Организация системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. 20. Медведев В. Н. Журнальный клуб Интелрос «Credo New ». – 2012. – № 1. 21. Медведев В.Н. Система исполнительной власти в Российской Федерации: правовые аспекты обеспечения принципа единства. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. 22. Милушева Т.В. Исполнительная власть как форма реализации права: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 23. Назаренкова Н. В. Организация исполнительной власти в рф, проблема «двойного подчинения» органов исполнительной власти в субъектах федерации//Социосфера, 2014. 24. Полянский И. А. Федерализм и исполнительная власть на современном этапе развития РФ : дис. …д-ра. юр. наук. – М., 2003. 25. Романовский Г.Б. Административное право Российской Федерации. Архангельск, 2011. 26. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Волгоград, 2013. 27. Энтин Л.М. Разделение властей : опыт современных государств / Л. М. Энтин. – М. : Юридическая литература, 1995. – 176 с
Отрывок из работы

1.1. Понятие института исполнительной власти В юридической литературе не выработано единого понятия исполнительной власти. Т.В. Милушева предлагает авторское видение исполнительной власти: «самостоятельная ветвь публичной государственной власти, которая имеет организующий, универсальный, всеобщий, динамичный характер и представлена системой органов, призванных выполнять функции государства преимущественно в форме правоприменения» . Н.К. Лугуева обосновывает понятие института исполнительной власти - конституционно установленный властный исполнительно-распорядительный механизм государственного управления, призванный непосредственно и практически целеполагать, организовывать и регулировать публичную жизнедеятельность людей, в которой выражаются взаимоотношения государства и его составных частей, конкретных личностей и их коллективов . В.Н. Медведев дает определение единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, как совокупности органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во главе с Правительством Российской Федерации, а также как совокупности правоотношений между ними на основе единой политики правового нормотворчества и разграничения полномочий в границах предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях координации их деятельности Президентом Российской Федерации . Н.В. Лебедева исследует категорию «организация исполнительной власти субъектов Российской Федерации» включающей, во-первых, вопросы учреждения и формирования соответствующих органов; во-вторых, вопросы установления их компетенции; в- третьих, формы и порядок их деятельности; в-четвертых, материально-процессуальные инструменты их взаимодействия между собой; в-пятых, их внутреннюю иерархию; в-шестых, вопросы прохождения государственной службы в названных органах . Т.М. Макосейчук считает, что организацию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо исследовать в социальном и правовом значениях. Как социальная категория она, рассматривается в трех значениях (в широком смысле). Во-первых, под организацией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации понимается правотворческая деятельность Российской Федерации и правотворческая, правоприменительная деятельность ее субъектов по формированию этих органов. Во-вторых, под организацией понимается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в виде особого коллектива людей, в том числе должностных лиц. В-третьих, под организацией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации следует понимать деятельность этих органов . И только Р.Р. Асланян представляет развернутое определение исполнительной власти как совокупность полномочий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами, в процессе исполнения законов в целях регулятивно-управленческого воздействия на общественные отношения, обусловленные необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и государства, в том числе с использованием разнообразных мер принуждения. Это сложная, разно уровневая управленческая система, построенная в соответствии с конституционным принципом федерализма . Обобщая, можно выделить сущностные характеристики исполнительной власти. Во-первых, следует отметить, что в ней заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа, к которому она наиболее приближена. Как отмечает Д.Н. Бахрах, исполнительная власть необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства . В этом проявляется организующий характер исполнительной власти. Нельзя не сказать о расстановке приоритетов между законодательной и исполнительной ветвями власти. Принцип всевластия советов означал главенствующую роль представительных органов. В настоящее время ученые-юристы предлагают его скорректировать, и на это есть, как представляется, объективные причины . Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что именно исполнительная власть нуждается в постоянном и эффективном контроле со стороны общества. Система сдержек и противовесов в основном направлена на то, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны исполнительной власти. Д.Н. Бахрах приводит для нее синоним - административная власть2. Отсутствие контроля приводит к росту бюрократического аппарата, коррупции, мздоимству и произволу. Тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах велика. Постоянно происходит поиск оптимальной организации системы исполнительной власти. В условиях российской действительности на исполнительную власть дополнительно ложится тяжесть проведения глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Именно в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти был издан Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» . Это -обоснованный ответ нарастающей бюрократизации, заключающийся в глубокой перестройке федерального уровня власти. Его основа - функциональное разделение органов - не подвергается коренным изменениям по настоящее время. Президентом РФ В.В. Путиным был издан соответствующий Указ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , но и он не коснулся «стартовых» положений Указа 2004 г. При анализе категории «исполнительная власть» обращает на себя внимание то, что большинство работ отходит от выработки ее единообразного содержания, переходя к признакам и характеристике исполнительной власти, приэтом основной акцент делается на институциональное воплощение - систему органов исполнительной власти. Например, К.С. Вельский под исполнительной властью понимает «систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение» . А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов в учебнике по административному праву не ставят знака равенства между понятием исполнительной власти и системой органов, ее осуществляющих. Между тем от выделения некоей дефиниции авторы уклоняются, сосредоточившись на существенных признаках (хотя, например, приводится целый понятийный аппарат - «государственное управление», сфера государственного управления», «исполнительные органы» и т.д.). Основой их авторской концепции служит отождествление «разделения труда» и «разделения властей». При этом выделяются следующиепризнаки исполнительной власти: 1. Самостоятельная ветвь единой государственной власти. 2. Исполнительная власть является непременным атрибутом государственно-властного механизма. 3. Исполнительная власть является способностью и возможностью оказывать воздействовать на поведение, деятельность. 4. Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. 5. Принципиальное качество и назначение исполнительной власти - это правоприменение. 6. Имеет определенное субъектное выражение, олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. 7. Организуется и осуществляется на началах федерализма. 8. Не может отождествляться с административной властью, так как административная власть связывается, как правило, с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения, которое, в свою очередь, является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной властью. 9. В непосредственном распоряжении субъектов исполнительной власти находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия, полиция и т.д. Д.Н. Бахрах, напротив, отождествляя административную и исполнительную власть . Г.Б. Романовский отмечает, что исполнительная власть - это возможность особой системы государственных органов на основе законов подчинять своей воле путем издания практических административных распоряжений . Л.М. Энтин приводит мнения зарубежных ученых, предпочитающих использовать термин «правительственная власть» вместо «исполнительная». Тем самым подчеркивается значение центрального органа управления . Авторы Комментария к Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» отмечают, что конституционные документы и государственно-правовое знание многих стран под исполнительной властью подразумевают основной, ведущий механизм государственного управления общественными процессами. Считается, что именно исполнительная власть (через систему своих органов) призвана, исходя из конкретных обстоятельств, непосредственно и практически целеполагать, организовывать и регулировать общественную (публичную) жизнедеятельность людей. Таким образом, исполнительная власть характеризуется как механизм, что, по сути, равнозначно системе органов. В 1996 году вышла коллективная монография «Исполнительная власть в Российской Федерации», в которой отправной точкой служит тезис о фактическом совпадении государственного управления и исполнительной власти: «Вместо понятия «государственное управление», которое долгие годы употреблялось в конституционном и административном законодательстве, широко внедрено в оборот понятие «исполнительная власть» . Одновременно, без специального внимания к общетеоретическому понятию, рассматривается организационная основа исполнительной власти - система соответствующих органов. Двумя годами позднее (в 1998 году) вышла еще одна коллективная монография, где уже выделены определения исполнительной власти, системы органов исполнительной власти. Приведем их. Исполнительная власть - ветвь государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно- распорядительного характера . Приведенные дефиниции позволяют сформулировать общие критерии понятия исполнительной власти: 1. Исполнительная власть истолковывается через определенный ряд категорий. К таковым, в зависимости от авторской концепции, относятся либо система органов, либо система полномочий. 2. В научных работах, посвященных административному праву, нередко исполнительная власть рассматривается как замена государственному управлению в условиях конституционного реформирования и перехода к рыночной экономике. 3. Нередко в качестве синонима исполнительной власти используется термин «административная власть» (реже - «правительственная власть»). 4. Обращает на себя внимание, что учебная литература по административному праву мало уделяет внимания понятию «исполнительной власти», подробна рассматривая систему органов исполнительной власти. Рассматривая проблемы взаимосвязи и соотношения понятий "исполнительная власть" и "государственное управление" и учитывая данную нами выше характеристику понятий и сущности второго из приведенных социально-правовых феноменов, остановимся прежде всего на уяснении понятия "исполнительная власть". При этом наиболее удачной является представление характерных черт исполнительной власти, которое дается Ю.М. Козловым . Говоря о соотношении понятий "исполнительная власть" и "государственное управление", многие исследователи склонны рассматривать их в соотношении логических объектов этих понятий . Представляется более правильной позиция по этому вопросу Ю.А. Дмитриева, отмечающего, что данные категории разноуровневые, разнопорядковые, т.е. попросту несравнимые. Для того чтобы привести их к единому знаменателю, надо вспомнить, что государственное управление в узком смысле характеризуется властным характером, а исполнительная власть служит целям реализации управленческих задач . Государственное управление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти единой государственной власти. Так, прокурор субъекта Федерации обязан, организуя работу аппарата областной, краевой, республиканской прокуратуры, заниматься не осуществлением прокурорского надзора, а управлением. Судьи районных, городских судов, рассматривая многие категории административных дел (о мелком хулиганстве, нарушении правил дорожного движения и др.), реализуют административную, а не судебную власть. Интересна попытка авторов учебника "Административное право" включить в систему исполнительной власти Президента РФ, Прокуратуру РФ и Банк России. Однако, как нам представляется, непринадлежность данных государственных органов к какой-либо ветви государственной власти еще не является веским основанием для отнесения их к исполнительной власти со всеми сугубо специфическими формами и методами ее деятельности. 1.2. Признаки института исполнительной власти Распространенное определение исполнительной власти через понятие системы государственных органов обладает рядом существенных недостатков. Согласие с такой концепцией влечет за собой необходимость выделения полного перечня органов исполнительной власти, что при анализе положений Российской Конституции сделать весьма сложно. Ст. 11 Конституции России устанавливает: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Ст. 110 Конституции закрепляет: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров». Приведенные положения позволяли некоторым авторам утверждать, что осуществление исполнительной власти исчерпывается на правительственном уровне. Ведь в Конституции не говорится, что кто-то еще, кроме Правительства, также осуществляет исполнительную власть. Выло бы неверно соглашаться с таким утверждением. В соответствии со ст. 112 Конституции, Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом России. Примером может служить упомянутый Указ от 21 мая 2012 г., п. 17 которого устанавливает: «Утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти» . В самом Указе определено функциональное назначение каждого органа, дан их полный перечень. Это означает, что система федеральных органов исполнительной власти имеет свое четкое нормативное закрепление. Если исполнительная власть - это система органов, тогда в приведенном Указе дано ее нормативное закрепление. Однако возникает ряд вопросов при определении статуса некоторых органов, которые не вошли в данный перечень (например, Счетная палата Российской Федерации, Генеральная прокуратура России, аппарат Государственной Думы Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и многие другие). Последний, кстати, своеобразно охарактеризовали сами представители Судебного департамента -исполнительный орган при судебной власти. России четко указывает на три самостоятельные ветви власти -законодательная, исполнительная, судебная. Расширительному толкованию данное положение не подлежит. Это еще раз подчеркивает, что система органов исполнительной власти в соответствии с президентскими указами - это отнюдь не вся исполнительная власть. Тем более Конституция России говорит об осуществлении данными субъектами исполнительной власти. Там нет категорического ограничительного утверждения, как, например, в статье 118 Конституции: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Это приводит к убеждению, что понятие исполнительной власти следует трактовать через объем полномочий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg