Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Музыкальное восприятие как средство эстетического воспитания старших дошкольников

gemsconslebria1971 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Цель исследования: изучить музыкальное восприятие как средство эстетического воспитания старших дошкольников. Объект исследования: эстетическое воспитание старших дошкольников Предмет исследования: процесс развития музыкального восприятия у старших дошкольников, как средства эстетического воспитания Гипотеза исследования: работа по формированию музыкального восприятия как средства эстетического воспитания будет проходить успешнее, если - будут изучены психолого-физиологические особенности восприятия старших дошкольников - раскрыто понятие эстетического воспитания детей дошкольного возраста - раскрыто понятие музыкального восприятия - проведен анализ методик развития музыкального восприятия - проведено исследование музыкального восприятия и эстетического воспитания дошкольников - составлен и проведен цикл занятий по развитию музыкального восприятия как средства эстетического воспитания старших дошкольников - проверена эффективность цикла занятий по развитию музыкального восприятия Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучению музыкального восприятия старших дошкольников как средства эстетического воспитания 2. Провести экспериментальную работу по изучению музыкального восприятия старших дошкольников 3. Составить и провести цикл занятий по развитию музыкального восприятия как средства эстетического воспитания старших дошкольников Экспериментальную базу исследования составили 40 старших дошкольников в возрасте 5,5-6 лет, являющиеся воспитанниками старших групп МАДОУ «Детский сад №234 комбинированного вида» Московского района г.Казани. Методологическая основа: теория музыкального образования И.Л. Дзержинской [8], концепция музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугиной [4], теория музыкального воспитания детей дошкольного возраста А.Г. Гогоберидзе [6], программы развития музыкального восприятия «Синтез» [41], «Росинка» [15], «Музыкальные шедевры» [29] и др., положение Л.Р. Меркуловой [18] по формированию эмоционального сопереживания и осознания музыки, концепция В.К. Белобородовой [19] о музыкальном восприятии, положение Е.Р. Ремизовской [32] о методике развития музыкального восприятия. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы, посвященной изучению особенностей музыкального восприятия старших дошкольников, возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста; 2. Педагогическая диагностика; 3. Сравнительный анализ результатов исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как самостоятельно, музыкальными руководителями ДОУ, руководителями детских музыкальных кружков, методистами ДОУ при планировании и проведении занятий с детьми младшего дошкольного возраста, а также в качестве теоретической основы для дальнейших исследований в этой области. Структура работы включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованной литературы, приложение
Введение

Актуальность темы: Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский, В.Н. Шацкая, Н.Л. Грозненская, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей. В научно-методических разработках С.И. Мерзляковой, К.В. Тарасовой, О.А. Соломенниковой и других авторов раскрыты разнообразные педагогические пути формирования способности к восприятию музыки у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду. Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Для успешного развития музыкального восприятия дошкольников музыка должна прочно войти во внутренний мир. Хорошо, если она звучит не только на музыкальных занятиях, но и во время игровой деятельности, при проведении оздоровительных процедур, массовых мероприятий, на экскурсиях и прогулках. Восприятие музыки – сложного многоуровневого явления – представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, - с возрастными особенностями ребёнка-дошкольника. В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов. Этим объясняется актуальность выбранной темы
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Современное состояние проблемы развития музыкального восприятия как средства эстетического воспитания детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6 1.1Понятие музыкальное восприятие …...…………………………………...….6 1.2 Психолого-физиологические особенности восприятия старших дошкольников …………………………………………………………………...10 1.3 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста…………………..15 1.4 Анализ методик развития музыкального восприятия как средства эстетического воспитания……………………………………………………….14 Выводы по 1 главе……..…………………………………………………..…….26 2. Эффективность цикла занятий «Развитие музыкального восприятия» как средства эстетического воспитания старших дошкольников»…………….....27 2.1 Экспериментальная работа по исследованию музыкального восприятия и уровню эстетического воспитания у старших дошкольников (методики проведения и анализ результатов)……………………………………………...27 2.2 Цикл занятий «Развитие музыкального восприятия старших дошкольников»……………………………………..…………………………....33 2.3 Эффективность реализации цикла занятий по развитию музыкального восприятия старших дошкольников как средства эстетического воспитания…………………………...………………………………………..….40 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….46 Заключение……………………………………………………………………….48 Библиография…………………………………………………………………….51 Приложения………………………..…………………………………………….55
Список литературы

1. Айзенштадт С.А. Детский альбом П.И. Чайковского. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. 2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 2012 – с.211-365. 3. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». – М.: «Владос», 2011 4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с. 5. Воробьева Д. И. «Гармония развития». Программа интеллектуально-художественного и творческого развития. – СПб.: «Гном и Д», 2012 6. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 7. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М., 1941, с. 391. 8. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 2015 - 160c. 9. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с. 10. Каплунова И.И., Новоскольцева И.Н. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». СПб.: Изд-во «Композитор», 2009, - 60с. 11. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М.: «Владос», 2009. 12. Коренева Т.Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2частях. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2011. – ч.1. – 112с. 13. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.], испр. и доп. М.,2002. 14. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского и М.Т. Ярошевского. М., 2013, с. 174. 15. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: («Росинка»). 16. Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 2015 17. Мерзлякова С. И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 2016 18. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование, - М.,2009 19. Музыкальное восприятие школьников. // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. М.: ВЛАДОС. –2011 20. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 2014 21. Обуховский К.А. Психологическая теория строения и развития личности.// Психология развития и формирования личности, 2013. - с. 64 22. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О.А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. 23. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 2011 24. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с. 25. Петрова В.А. Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 26. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с. 27. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. 28. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. – М.: Издательство: творческий центр, 2009. 29. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с. 30. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016 Ч. 1. 31. Радынова О.П. Слушаем музыку. - М., 2010 32. Ремизовская Е.Р. Солнышко: Система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. - Мн., 2006. 33. Савельев Г.В. Волшебный мир музыки // Пралеска. - 2002. - № 10. 34. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. - Мозырь, 2008. 35. Савельев Г.В. На пути к прекрасному: Из опыта работы дошкольного Центра развития ребенка ПО Гомсельмаш / Пралеска. - 2000. - № 1. 36. Савельев Г.В. Язык музыки прекрасен // Пралеска. - 1998. - № 10. 37. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. – 120 с. 38. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр- творчество - дети. Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 2005. 39. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - М.,1979. - Т. 1-3. 40. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 2003. 41. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999. 42. Тарасова К.В., Рубан Т.Г., Дети слушают музыку/ методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки/. М.: Мозаика-синтез, 2001, - 128с. 43. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. 44. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 2014. 45. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с. 46. Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 2009. 47. Циркова Н.П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 20014. 48. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. - М.: Владос, 2009. – 144с. 49. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. - М.: Владос, 2011. – 132с.
Отрывок из работы

1.1 Понятие «музыкальное восприятие» В психологии понятие «восприятие» определяется как отражение предметов и явлений действительности в совокупности отдельных свойств (форма, величина, цвет), действующих на органы чувств. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью), включающий в себя предшествующий опыт, узнавание предметов. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек слышит, видит, чувствует [24]. Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Таким образом, восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Формальными схемами в процессе музыкального восприятия могут являться темп, лад, ритм, и другие средства музыкальной выразительности. Их неповторимое сочетание позволяет отличить одно музыкальное сочинение от другого, т.е. совершить акт категоризации. Следовательно, в основе музыкального восприятия лежит процесс вычленения в произведениях отдельных свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Это индивидуальный процесс, связанный с особенностями нервной системы индивида и всегда остается рефлекторно-целостным живым созерцанием. По мнению В.К. Белобородовой, сам термин «музыкальное восприятие» имеет два значения [19]: 1) усвоение различных видов музыкальной деятельности на уроках музыки; 2) знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей. До тех пор, пока педагог его трактует исключительно как вид деятельности на уроке музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом и лишаться мотива, лежащего в самом содержании воспринимаемого. Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык»[27]. Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет – это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие, как процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории [26]. Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Считается, что грамотный слушатель должен уметь понимать особенности строения различных музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка. Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а так же расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах. Многие ученые-исследователи, такие как В.В. Медушевский, В.К. Белобородова, В.Д. Остроменский, отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей: целостность, эмоциональность, осознанность, образность. На основании этих особенностей музыкального восприятия можно дать определение данному понятию [19]. По мнению Л.Р. Меркуловой, музыкальное восприятие (восприятие музыки) – это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. Кратко охарактеризуем каждый из четырех важнейших свойств этого вида восприятия [18]. Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия. Человек воспринимает любой предмет – дом, дерево, стол, шкаф и т. д. - как нечто единое, нераздельное. Каждое такое целое характеризуется восприятием отдельных свойств данного Предмета: формы, объема, цвета. Музыкальное восприятие также характеризуется целостностью. Музыкальное произведение тоже воспринимается человеком прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра. Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека. Музыка, написанная в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная, а в миноре - грустная, печальная, мрачная. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия. Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что человек испытывает при этом подлинное счастье. Музыка способна пробуждать в людях возвышенные мысли и чувства, воспитывать красоту человеческих отношении[18]. Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению С. Л. Рубинштейна, мышление является более полным и многосторонне мысленным восстановлением объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта. Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый – музыковед, педагог В.Н. Шацкая [48] отмечала, что под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ. О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Н.А. Римский-Корсаков считал, что любовь к музыке бывает разная: любовь «без понимания», которую он называл «щекотанием слуха», любовью «низменной, стихийной», и любовь «понимающая», которая подразумевает оценку выразительных средств музыки: ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики [48]. Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах. От ясности и богатства возникающего образа зависит глубина и тонкость восприятия музыки. По словам Б.В. Асафьева, процесс восприятия музыки есть процесс становления музыкального образа. Малоподготовленному слушателю, в том числе дошкольнику, сложно воспринимать всю систему средств, создающих музыкальный образ, так как это способен сделать подготовленный слушатель [2]. Развивая музыкальное восприятие дошкольников, можно научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения – настроение, характер, средства выразительности. 1.2 Психолого-физиологические особенности восприятия старших дошкольников Термин перцепция образован от лат. рerceptio – восприятие. Восприятие – это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире [14]. В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность [21]. В.С. Мухина выделяет следующие виды восприятия: 1) зрительное 2) слуховое 3) осязательное 4) обонятельное 5) вкусовое Восприятие зрительное – это восприятие преимущественно в системе зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позволяет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза. Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения [21]. Восприятие слуховое – это восприятие в системе слухового анализатора.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg