Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Теоретические основы государственного долга

gemsconslebria1971 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Целью моей курсовой работы исследование такого понятия и явления, как государственный долг, причин образования долга, способов воздействия и управления государственной задолженностью, а также последствий, возникающих во время роста государственного долга. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - раскрыть понятие, виды государственного долга и взаимосвязь государственного долга и бюджетного дефицита; - обозначить причины формирования государственного долга; - выявить последствия государственного долга и методы управления им; - провести анализ зарубежного опыта управления государственного долга; - проанализировать динамику и структуру внешнего и внутреннего государственного долга России, оценить его перспективы; Объектом исследования в моей работе выступает сам государственный долг. Причины его образования и последствия его возникновения являются предметом моей работы. Тема государственного долга достаточно полно разработана отечественными экономистами, работы которых использовались для написания данной курсовой работы: Мохнаткина Л.Б., Солдаткин С.Н. и Мысляева И.М.
Введение

На современном этапе жизнедеятельности практически каждое государство сталкивалось с такой проблемой как недостаток финансирования, возникающий не только во время роста экономики, но при таком неблагоприятном экономическом явлении как кризис. В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. Работа является актуальной, поскольку проблема долговой зависимости страны всегда была одной из самых важных, так как суверенитет государства возможен только при его экономической независимости. На деятельность экономики в значительной мере воздействует государственный долг и его увеличение. Рост госдолга опасен вероятностью банкротства нации и тем, что создает угрозу переложения долгового бремени на следующее поколение. Сегодня государственный долг занимает одно из самых важных мест среди всех проблем бюджетной политики РФ. Причиной государственного долга выступает государственная политика, обеспечивающая равновесие доходов и расходов государства. Притом в мире нет государства, которое ни разу не сталкивалось бы с госдолгом. Важнейшей частью финансовых систем большого числа государств является именно государственный долг. Мировая практика говорит о том, что заемная политика используется для финансирования расходов бюджета. Итак, государственный долг - это самое обычное явление, которое есть в финансовом хозяйстве почти каждого государства. Если рассматривать государственный долг как экономическую категорию, то он представляет собой целую совокупность финансовых и экономических взаимодействий, которые появляются в процессе взаимодействия государства, которое проявляет себя в роли заемщика, с лицами (физическими и юридическими), зарубежными государствами, международными финансовыми организациями, в которых государство выступает в виде заемщика и гаранта [5]. Стратегия государства, задачей которой является привлечение денежных средств и установка таких параметров долга, как степень риска, на необходимый уровень, имеет название управления государственным долгом.
Содержание

Введение Теоретические основы государственного долга Сущность и виды государственного долга. Взаимосвязь государственного долга и бюджетного дефицита. Формирование государственного долга Последствия госдолга и методы управления им. Государственный долг: российский и зарубежный опыт Зарубежный опыт управления государственным долгом Анализ внешнего долга России за 2013-2016 гг. Анализ внутреннего долга России за 2013-2016 гг. Заключение Список использованных источников
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2007 г.) 2. Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» 3. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" 4. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 3-е, перераб. И доп. – М: ИНФРА-М, 2017. – 391 с. 5. Мохнаткина Л.Б. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 151 с. 6. Солдаткин С.Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2013. – 256 с. 7. Абхаликова К.А. Анализ внутреннего долга за 2012-2016 годы // NovaInfo.Ru – 2016. - №54. 8. Баева Е.А. Управление государственным внутренним долгом Российской Федерации: проблемы и перспективы // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. - №4. 9. Бегман Ю.С. Госдолг – угроза финансового банкротства страны //Экономический журнал. – 2014. - №1 (33). – С. 54-64. 10. Газизова Ч.Ф. Анализ внешнего государственного долга Российской Федерации // Экономика и социум. – 2016. - №4 (23). 11. Кривова Е.А. Проблема государственного долга России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. - №45. – С. 25-28. 12. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения 05.12.2017 г.) 13. Официальный сайт ЦБ РФ. Годовой отчет Банка России за 2016 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращения 05.12.2017 г.) 14. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.ru (дата обращения 05.12.2017 г.) 15. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2016–2018 годы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economy.gov.ru (дата обращения 05.12.2017 г.) 16. International Monetary Fund [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.imf.org (дата обращения 05.12.2017 г.)
Отрывок из работы

1.1 Сущность и виды государственного долга. Взаимосвязь государственного долга и бюджетного дефицита Понятие государственного долга многогранно и может иметь множество значений, в зависимости от различных подходов к трактовке данной категории. Государственный долг является экономической категорией наряду с бюджетом и налогами, и согласно экономическому определению, государственный долг представляет собой сумму дефицитов государственного бюджета прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков. Его значение в экономике было и остается противоречивым. Если с точки зрения кейнсианства государственный долг стимулировал экономический рост, то Д. Рикардо считал его одним из страшных бедствий, созданных человечеством. Юридическое понятие государственного долга в Российской Федерации четко очерчено законодательными рамками. Согласно статье 97 Бюджетного Кодекса РФ, государственный долг включает в себя долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранные государства, муниципальные образования и субъеткы РФ, международные финансовые организации, иные субъекты международного права, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленные Российской Федерацией[1]. В целом, государственный долг можно охарактеризовать как совокупность задолженности по выпущенным и не погашенным государственным займам. Характеристики структуры государственного долга определены в Бюджетном кодексе. Она основывается на установленные виды долговых обязательств государства, которые выражены по следующим критериям: 1) По формам долговых обязательств: 1. Кредиты, которые были привлечены Российской Федерации в как заемщика кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам юридических лиц, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права; 2. Государственные ценные бумаги, которые были выпущены от имени Российской Федерации; 3. Бюджетные кредиты, которые были привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 4. Государственные гарантии РФ; 5. Иные долговые обязательства, которые можно отнести в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ. 2) По срокам действия: Краткосрочные (менее года); Среднесрочные (от одного года до пяти лет); Долгосрочные (от пяти лет до тридцати лет включительно) 3) По происхождению кредитных ресурсов выделяют внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг формируется за счет размещения государственных займов на внутреннем рынке, оформленных посредством продажи, выпуска государственных ценных бумаг. В объем внешнего госдолга РФ включается: - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства, выраженные в иностранной валюте; - объем основного долга по кредитам, полученные Российской Федерацией и обязательства, которые выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), которые привлечены под государственные гарантии Российской Федерации; - объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте[1]. Основным функциональным звеном в процессе бюджетно-налоговой политики выступает государственный бюджет, который представляет собой форму расходования и образования денежных средств, необходимых для выполнения финансовых задач и функций государства и местного самоуправления[1]. В свою очередь важным показателем состояния государственного бюджета является соотношение между его расходной и доходной частью. Данное соотношение делится на три типа. Бюджет, при котором доходная и расходная части равны называют сбалансированным. При таком соотношении частей бюджета у государства отпадает необходимость заимствовать дополнительные денежные средства и тем самым увеличивать государственные долг. Однако нельзя сказать, что баланс бюджета является однозначно экономически позитивным явлением. Некоторые экономисты полагают что, при постоянных экономических колебаниях сведение бюджета к балансу не имеет никакого смысла, другие напротив – считают, что нужно стремиться к равенству. Превышение доходной части над расходной приводит к профициту бюджета. Данное соотношение также не является строго положительным явлением. Значение профицитного бюджета во многом определено вектором использования появившихся свободных денежных средств государством. Если деньги направлены на пополнение накопительных фондов и оседают в бюджете, то профицит скорее негативно скажется на экономике страны, нежели позитивно. При использовании свободных денежных средств на развитие и поддержку экономических слабых отраслей экономики приведет к ее дальнейшему росту. Однако и здесь не все так однозначно. Например, известный экономист Джон Мейнард Кейнс считал что, государственные закупки могут положительно воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому государственный бюджет должен находится в контролируемом дефиците. Дефицитный бюджет возникает при превышении расходной части бюджета над доходной. Как уже отмечалось ранее, дефицитный бюджет не носит сугубо негативный характер для экономики страны. Он может быть вызван различными факторами, начиная от крупных государственных вложений и заканчивая стихийными бедствиями. При рассмотрении дефицитного бюджета в масштабе остальных экономических категорий и явлений, можно заметить, что он направлен на достаточно узкий сегмент государственных и муниципальных финансовых отношений. Тем не менее, исходя из данного условия, выделяют следующие функции дефицитного бюджета: 1) Фондообразующая функция – проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных фондов путем перераспределения финансовых потоков и других элементов финансовой системы. 2) Функция перераспределения – данная функция регулирует и направляет некоторую часть денежных средств общества на государственное пользование для формирования сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. 3) Стимулирующая функция – осуществляется в качестве интересов государства, проявляющихся в развитии общественных и частных субъектов экономики, в качественном функционировании бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита, а также мобилизуемых, с помощью этого механизма денежных средств. Сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительных сальдо бюджета и есть государственный долг. Поэтому, важнейшим фактором, не только существования, но и возрастания госдолга является бюджетный дефицит. Вывод: раскрыв теоретические аспекты, определяющие сущность таких экономических понятий как госдолг и бюджетный дефицит, можно сделать вывод о том, что данные категории в процессе бюджетно-налоговой политики коррелируют между собой и имеют тесную взаимосвязь. Зависимость объясняется тем, что государственные займы – основной источник покрытия бюджетного дефицита. Во время нахождения бюджета в дефицитном состоянии государственный долг имеет тенденцию к увеличению, в связи с тем, что правительство становится не в состоянии оплачивать свои расходы за счет налоговых поступлении, что приводит к необходимости брать кредиты. 1.2 Формирование государственного долга Некоторые причины формирования госдолга отражены в критериях классификации дефицита бюджета. В экономической и финансовой литературе выделяют следующие виды дефицита бюджета: 1) Структурный дефицит — это явление, которое служит инструментом бюджетно-налоговой политики государства, необходимое для стимулирования уровня спроса и экономической активности в период спада производства. 2) Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики. В отличие от структурного, данный вид дефицита характерен сопутствующим экономическим кризисом, являющимся результатом циклического развития экономики, и в следствии которого наступает совокупный спад производственного механизма. 3) Активный дефицит – напрямую влияет на перевес расходов в балансе бюджета и в сущности является классификационным выражением превышения расходов над доходами. 4) Пассивный дефицит – косвенно влияет на увеличение расходов бюджета. Его причиной являются такие факторы как: недоплаты, снижение темпов развития экономики, в следствии чего происходит снижение налоговых ставок и прочих поступлений в актив бюджета государства. 5) Краткосрочная несбалансированность бюджета – главным фактором, устанавливающим причинность появления этого вида бюджетного дефицита, проявляется в издержках прогнозирования макроэкономических явлений, обусловленных краткосрочными временными рамками одного финансового года. Сложность прогнозирования обеспечивают экономические явления, обладающие фактором неожиданности. Например, сдвиги в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и, как следствие, снижение ее конкурентоспособности, рост уровня инфляции сверх прогнозируемой величины, резкое падение экспортных цен и др. 6) Долгосрочная несбалансированность бюджета – охарактеризована разницей между доходами и расходами на протяжении ряда лет. Причины, относящиеся к появлению данного разрыва, носят долгосрочный (устойчивый) характер и определены следующими факторами: - Увеличение социальной загрузки бюджета за счет повышения числа соц. выплат. - Рост количества людей пенсионного возраста, что приводит к увеличению выплат на пенсии, пособий, ассигнований на здравоохранение и др. - Интеграция либеральной бюджетно-налоговой политики без учета и корректировки государственных расходов и, как следствие, снижение налоговых поступлений. - Рост внешнего долга государства. В современной практике ведения бюджетной политики все чаще стало встречаться искусственное изменение величины бюджетного дефицита. Зачастую это связано с несовершенством функционирования государственного аппарата. Выделяют две основных причины искусственного завышения (занижения) бюджетного дефицита. Во-первых, в процессе учета государственных расходов опускается показатель амортизации в государственном секторе экономики. Во-вторых, при обслуживании государственного долга величина выплат по процентам существенно завышается из-за инфляции. Это ведет к весьма значительному завышению разницы между номинальной и реальной величиной бюджетного дефицита. Поэтому при определении величины бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию. Данная корректировка значений особенна важна в странах с повышенными темпами инфляции. Таким образом, обозначив причины формирования бюджетного дефицита можно сделать вывод о том, что, все множество источников образования дефицита дифференцируемо. Также каждый источник не влияет на дефицит точечно или абстрактно, а все они в совокупности системно воздействуют на него. Следует отметить, что при установлении причинности, необходимо анализировать степень, с которой каждый из источников формирования имеет свое влияние на бюджетный дефицит. Такой анализ может способствовать не только своевременному реагированию на превышение пределов бюджетного дефицита, но и их последующему устранению. 1.3 Последствия госдолга и методы управления им Как уже говорилось ранее, наличие государственного долга не обязательно будет нести за собой серьезные экономические и социальные последствия, напротив, правильное контролирование и манипулирование гос. долгом способствует к стимуляции экономического состояния страны. Но при слабо контролируемом росте гос. долга возможны неблагоприятные явления, негативно воздействующие не только на хозяйство страны, но и другие сферы общества. С помощью экономической литературы и плачевного опыта России и других стран, выделяют ряд негативных последствий роста государственного долга. Во-первых, увеличение налоговых ставок в качестве метода уменьшения внутреннего гос. долга приводит к таким последствиям как: подрыв действий экономических стимулов развития производства, снижение интереса к инвестированию новых предприятий в связи с повышенными рисками, усиление социальной напряженности в обществе. Во-вторых, оплата процентов по государственному долгу усиливает неравенство в доходах населения из-за того, что большая часть гос. обязательств находится у наиболее обеспеченной доли населения. Иными словами, оплата государственного внутреннего долга может привести к тому, что денежные средства от менее обеспеченных переходят к более обеспеченным. В-третьих, существование роста внешнего государственного долга подрывает авторитет страны на международное арене. В-четвертых, наличие внешнего гос. долга означает делегирование часть национального продукта за рубеж (в случае выплаты сумм основного долга или процентов). В-пятых, в случае, если правительство занимает денежные средства на рынке капиталов с целью выплаты по процентам гос. долга или для его финансирования, то данные действия могут привести к повышению ставки процента на капитал. В свою очередь увеличение процентной ставки приводит к следующим последствиям: сокращение частных капиталовложений, уменьшение капитализированной стоимости и др. Солдаткин С.Н. в своей литературе определяет управление государственным долгом как регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине [6]. В широком смысле управление госдолгом – это такое направление экономической политики, которое связано с его функционированием в роли заемщика. В узком смысле управление госдолгом – это совокупность мероприятий, направленных на действенное регулирование объема, стоимости и структуры госдолга. Существует несколько методов управления государственным долгом. Например, бюджетно-экспортные и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы, являющиеся долговыми, соединяют урегулирование проблемы, к примеру, внешнего долга с ростом торгового баланса страны, а также ростом ВВП и госбюджета. Технические методы, являющиеся краткосрочными, способствуют разрешению проблемы путем повышения качества условий заимствования, снижения общей суммы долга, трансформации временной структуры платежей. В основе финансово-технических методов управления государственными займами лежат: консолидация, конверсия, замена облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Для привлечения заимствований также выделяют такой метод, как рефинансирование долга. Рефинансированием госдолга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg