Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности формирования временных представлений у детей на этапе дошкольного возраста

gemsconslebria1971 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования – процесс формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Целью работы является выявление теоретических основ и практических аспектов формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: 1. раскрыть психо-физиологическую основу формирования временных представлений у детей дошкольного возраста; 2. выявить особенности формирования ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста; 3. обосновать педагогические приемы развития чувства времени у детей старшей дошкольной группы ДОО 4. раскрыть обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности; 5. представить обобщение опыта работы по формированию временных представлений у детей в ДОО ( на примере МБДОУ «Детский сад №69 г.Энгельса Саратовской обл.) Методы исследования: - теоретические: анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение; - эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение педагогического опыта. База исследования: МБДОУ «Детский сад № 69» г. Энгельса, старшая группа. Структура работы. Выпускная квалификационная работа (объемом 70 страниц) состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться вo времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости oт наличия времени. Всё это закладывает основы для развития способности ребенка регулировать и планировать деятельность во времени и становится базой для развития таких качеств личности, как дисциплинированность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при oбучении в школе и в пoвседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике возникает проблема того, как ребенку продемонстрировать время. Время воспринимается детьми опосредованно, посредством конкретизации временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются понятия детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми возможно измерять и определять продолжительность, последовательность, равномерность их действий, разнообразных видов деятельности. В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо спланировать и организовать соответствующую педагогическую деятельность, направленную на формирование временных представлений у дошкольников, на демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное подчеркивает предстоящее исследование как практически значимый элемент в методиках обучения дошкольников. Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К. А. Абульханова–Славская, А. А. Кроник, Е. А. Головаха, Т. Д. Рих¬терман, Д. Г. Элькин, Л. С. Метлина и др., однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений. В настоящей работе мы опираемся на накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области. Исследовательский интерес представляет процесс осозанного восприятия ребенком-дошкольником временных явлений и фактов и формирования осмысленных представлений о времени, а также анализ педагогического влияния на его осуществление в условиях образовательной организации (ДОО). Всё вышеизложенное определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности формирования временных представлений у детей на этапе дошкольного детства».
Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3 1 Теоритические основы формирования временных представлений у детей в дошкольном детстве ………………………………………………………………7 1.1 Психофизиологическая основа формирования временных представлений у детей дошкольного возраста ……………………………………………………..7 1.2 Особенности формирования ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………13 2. Практические аспекты педагогической работы по формированию временных представлений у детей в дошкольной образовательной организации (на примере МБДОУ "Детский сад №69 г. Энгельса Саратовской обл.) …………………....17 2.1 Педагогические приемы развития чувства времени у детей старшей дошкольной группы……………………………………………………….............17 2.2 Обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности ……………………………………………………………….28 2.3 Обобщение опыта работы по формированию временных представлений у детей в условиях дошкольной образовательной организации (на примере МБДОУ "Детский сад №69 г. Энгельса Саратовской обл.) ……………………34 Заключение …………………………………………………………………………55 Список использованных источников……………… ……………………………59 Приложение А "Упражения по формированию представления 1 минуты у детей старшей группы "………………………………………………………………….61 Приложение Б Фрагмент занятия Исследование понятий "дни недели", "месяц" в старшей группе ДОО ……………………………………………………………62 Приложение В Фрагмент занятия "Ориентировка во времени" ……………….65 Приложение Г Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе "Пробуждение весны" …………………………………………………….67 Приложение Д Игра "Живая неделя" ……………………………………………69
Список литературы

Белошистая объяснении А. В. Занятия стрелка по развитию непомнящая математических раскладывали способностей сами детей 4–5 лет: минуту пособие позволило для согласно педагогов люди дошкольных которое учреждений. Кн. 1. М.: всех Владос, 2005.160с. Безруких М.М. "Возрастная физиология» (физиология развития ребенка): учебное пособие. М. «Академия», 2003. 416с. Бортникова ладшей Е.ф. Учимся обозначить писать образо цифры. Изд. Д.: Литур-опт . 2012.32с. Володина, ознакомлением Н.В. Считаю совсем и решаю. Для методика детей 5-6 лет. Изд. д.: накоп Эксмо. 2013. 56с. Гусев, справляется В. А. бросает Психолого-педагогические видели основы ночь обучения конкретно математике. М. : выбрать Вербум-М; последнее Академия, 2003. 432с. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду. М.: Академия» 1998. 160с Ерофеева, детям Т. И. Математика старших для день дошкольников: книга предложенном для характер воспитателей способность детского акцентировать сада. М.: всем Просвещение, 2006. 112с. Ерофеева, недель Т. И. Как сами дошкольнику формировать подружиться длительности с математикой. Книга песочных для дети родителей. М.: выражения Просвещение, 2009. 44с. Журнал «Дошкольное воспитание». ООО Изд. д.: 2012. №6.130с. Журнал «Дошкольное воспитание». ООО Изд. д .: ког 2013. №2. 130с. Математическая понимание подготовка нарушения детей учить в дошкольных обственную учреждениях / под. сколько ред. Р. Л. Березина, сколько В. В. Данилова. М. : Просвещение, 1998. 303с. Метлина, дети Л. С. Математика шестом в детском маршака саду. М. : Просвещение, 2010. Непомнящая, другому Р. Л. Развитие интерес общих фигур способностей. Детство. М.: Пресс,2005. 60с. Новикова, суток В. П. Математика зимним в детском времени саду. Старший итог дошкольный переносить возраст. М. : Мозаика–Синтез. 2008.104с. Петерсон, регулировать Л. Г., Кочемасов Е. Е. Игралочка. Практический сколько курс устанавливали математики этой для выполнение дошкольников: методические верн рекомендации. М.: Баласс, 2007.96с. Помораева И.А., Позина В.А., Формирование элементарных математических представлений для занятий с детьми 5-6 лет. Методическое пособие ФГОС. Мозайка Синтез. 2016. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой. М.: Мозайка Синтез, 2016. 368с. Рихтерман, втором Т. Д. Формирование детям представлений правильно о времени нарушался у детей детей дошкольного временную возраста. М.: Просвещение, 1991.48с. Сиварева, можно Т.Л. Веселые уроки математики: игровые занятия для подготовки к школе. Минск : Современная школа, 2010. 128с. Сутеев, люди В.Г. Маленьким ребятам o маленьких зверятах. М.: АСТ; Астрель, 2009. Формирование начали элементарных одной математических математических представлений легко у дошкольников / под переживании ред. Р. Л. Березина, помощью З. А. Михайлова, пересказывание А. А. Столяра работы и др. М.: рассказы Просвещение, 1988. 33с. Щербакова, понедел Е. И. Методика регулировать обучения названия математике взрослые в детском столы саду. М.: лежащих Академия, 2000. 272с.
Отрывок из работы

1.1 Физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста В рамках данного параграфа раскроем базовый теоретический материал, объясняющий саму возможность осознанного восприятия ребенком–дошкольником временных явлений и фактов и формирования осмысленных представлений о времени. Необходимость формирования временных представлений признается Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержанием примерной образовательной программы дошкольного образования. Формирование временных представлений в ФГОС ДО включено в образовательную область “познавательное развитие”, осуществляется в повседневной жизни и на непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. В рамках нашего исследования важно остановиться на ключевых психо-физиологических характеристиках дошкольного детства, определяющих формирование временных представлений: структурно-функциональная организация, формирование системы восприятия информации, формирование внимания и др. Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности. Основополагающей для нашего исследования является характеристика структурно-функциональной организации мозга. А именно в период от 3 до 5–6 лет прослеживается специализация нейронов, их классификация в проекционных и ассоциативных областях коры. Наиболее значимым моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5–6 годам считается усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно существенные изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6–7 годам формируется мозолистое тело, связывающее оба полушария. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательных процессов. [Безруких 2003:359]. Характеризуя аспект формирования системы восприятия информации, заметим, что на протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира В 3–4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К окончанию дошкольного возраста визуальное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что содействует развитию дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. К 5–6 годам увеличивается успешность выявления различных модификаций объекта. [Безруких 2003:359]. Продолжая характеризовать особенности дошкольного возраста в исследуемом нами аспекте, подчеркнем, что к 6–7 годам происходят значительные перемены в системной организации зрительного восприятия, отражающие прогрессивное формирование нейронного аппарата коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон. В 6 лет опознание основано на выделении сложного признака, оно требует наибольшего времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В процессе занятия это время уменьшается и перестает зависеть от количества стимулов в наборе. Механизмы подобного опознания соединяются с вырабатываемыми в опыте внутренними эталонами. Данное свидетельствует о существенно растущих в течение дошкольного возраста способностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информационных процессов, на качественно другой уровень. Характеризуя аспект формирования внимания, заметим его непосредственную связь с формированием сенсорной функции. Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность привлечения внимания к наиболее сложным "признакам объекта, а это в свою очередь содействует более глубокому и абсолютному описанию и опознанию явлений, событий и др. Всё вышеизложенное становится основанием для дальнейшего нашего обоснования теоретических положений, связанных непосредственно с аспектами исследования именно временных представлений детей. Для детей младшей группы дошкольников характерны осмысленные представления о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают согласно изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в данные отрезки времени. Четкий распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, обучения и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Взрослым называется отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» и т. п. [Метлина 2010: 30]. Для детей картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки времени становятся основой для понимания. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают их использовать в своей речи. Таким образом, ориентировка времени во времени интерес формируется у количества детей говор в основном было в повседневной планировать жизни и демонстрировал базируется ничего на большей чувственной соотносят основе, редставлений устанавливается количества понимание предоставить детей детей о частях построек суток в соотнесении знакомить их названия свободно с тем, обычно что предложенный совершают объемной дети и тервала близкие фигур им взрослые демонстрировал утром, понимание днем, таблицы вечером, большей ночью. Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер в жизни людей, и детям трудно их усвоить. Но когда в окружении ребенка звучат слова: сегодня, завтра, вчера и самих детей побуждают к их употреблению – происходит осмысленное их освоение. Это наблюдается и в поиске ответов на вопросы «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?» ребенок. Значение слов быстро – медленно дошкольники понимают на конкретных примерах. Например, когда взрослые обращают внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалим тех, кто быстрее одевается, порицаем медлительных; на прогулках сравниваем скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука [Метлина 2010: 66]. У детей закрепляются и углубляются представления о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток объединяют не только с определенным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро – встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Взрослые беседуют с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые совершают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Помогают стихотворения и рассказы соответствующего содержания. Начиная с 3-х летнего возраста, у детей развивается ориентировка во времени. В возрасте 6-7 группе дети закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, дети запоминают их названия. Знание эталонов времени, способность устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми очередности происходящих событий, причинно–следственных взаимосвязей между ними. Ориентировка во времени должна основываться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни. Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять познания о частях суток и их длительности. Для этого необходимо каждый раз уточнять вместе с ними, что, когда и в какой очередности дети и окружающие их взрослые делают на протяжении дня. Постепенно закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и.. т..д...Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий. Дети способны к установлению временных отношений, к использованию слов: «завтра», «сегодня», «вчера», «сначала», «потом», «до», «после», «перед», «до этого», «после этого». При составлении рассказов, пересказов взрослому важно следить за точной передачей последовательности событий, разъясняя смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания, как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают. Еще.. большее.. значение.. имеет.. применение.. словесных.. игровых.. упражнений.. «Дни.. недели»,.. «Продолжай!»,.. «Наоборот». Дети.. дополняют.. начатую.. педагогом.. фразу,.. выбирают.. фразы.. обратного.. смысла (утро.. –.. вечер,.. сначала.. –.. потом,.. быстро.. –.. медленно.. и.. т... п.),..определяют,.. что.. дольше:.. день.. или.. неделя,.. неделя.. или.. месяц,.. месяц.. или.. год. Стремительному и успешному запоминанию.. способствует.. чтение.. детских книг, соответствующего содержания. Например, «Двенадцать месяцев»,..С. Я. Маршака... Важно .воспитать у.. детей.. чувство.. времени,.. то.. есть.. развить.. восприятие.. длительности.. временных.. отрезков,.. понимание.. необратимости.. времени... Только.. на.. этой.. основе, возможно,.. научить.. детей.. ценить.. и.. беречь.. время:.. регулировать.. свою.. деятельность.. во.. времени,.. т. е. ускорять и.. замедлять.. темп.. работы,.. своевременно.. заканчивать..работу..или..игру...В..связи.с..этим..детям..надо..накопить..опыт.. восприятия. продолжительности.. временных.. отрезков... При содействии взрослых дети получают представление о том,.. что.. конкретно можно сделать.. за.. тот.. или.. иной.. временной.. отрезок, и, наконец получают напутствие все делать вовремя (и что это значит). Осмысленности временных представлений способствует.. постоянное.. обращение.. внимания.. ребят.. на.. том,.. какое.. количество.. времени.. дают.. на.. то.. или.. иное.. дело,.. например,.. сколько.. времени.. они.. могут.. одеваться.. или.. раздеваться,.. рисовать,.. играть, сколько.. минут.. осталось.. до.. конца.. занятия.. и.. т... п... Каждый.. раз.. указывают,.. когда.. время.. истекло,.. поощряют.. тех,.. кто.. своевременно.. завершил.. работу. Все обозначенные характеристики важны, так как определяют развитие у ребенка чувства времени, которое помогает ему стать более организованными, дисциплинированными. Таким образом, анализ психофизических особенностей дошкольников с позиции их восприятия, осмысления, понимания позволяет считать возможным получение базовых временных представлений детей в ходе их жизнедеятельности, сопровождаемой взрослыми. Для иллюстрации сказанного мы привели некоторые практические примеры, разворот данного материала предстоит в рамках следующего параграфа с опорой на возрастную группу – старшие дошкольники. 1.2. Особенности формирования ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста В рамках предшествующего параграфа мы лишь наметили основные моменты формирования ориентировки во времени у детей дошкольников, ссылаясь на психо-физиологические возможности возраста. Теперь раскроем процесс формирования ориентировки во времени более подробно относительно старших дошкольников. У детей старшего дошкольного возраста закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, устанавливают, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Этому способствуют такие формы работы с детьми как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, важно акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. Старшим дошкольниками доступно формирование осознанного понятия о сутках. При этом важно внимание детей.. на.. цикличную.. смену.. дня.. и.. ночи... Сама.. природа.. подсказала.. людям.. способ.. деления.. времени.. по.. принципу:.. день.. и.. ночь.. –..сутки. С.. целью.. верного.. представления.. суток.. дети.. должны.. осознать,.. что.. сутки можно.. условно.. поделить.. на.. четыре.. части:.. утро,.. день,.. вечер,.. ночь. Старшие.. дошкольники в силу возраста уже..различают.. и.. называют.. части.. суток,.. ориентируясь.. на.. восход.. и.. заход.. солнца... В.. процессе.. наблюдений.. за.. природными.. явлениями.. они.. усваивают.. понятия:.. на.. рассвете,.. в.. сумерки,.. в.. полдень,.. в.. полночь... Для.. формирования.. этих.. представленийи.используются,..прежде всего.. наблюдения,.. рассматривание.. сюжетных.. картин,.. а.. также ..чтение.. художественной.. литературы,.. разучивание.. стихотворений. [Щербакова 1998:189] Ознакомление.. с.. днями.. недели.. уже.. в.. старшей.. группе следует .... группировать .. с.. формированием.. знаний.. о.. неделе.. как.. мере.. рабочего.. времени... Сосредоточение.. внимания.. на.. том,.. что.. люди.. пять.. дней.. в.. неделю.. работают,.. два.. дня.. отдыхают,.. помогает.. осознать.. количественный.. состав.. числа.. 7.. (дней.. недели). Для.. того.. чтобы.. дети.. лучше.. освоили.. название.. дней.. недели,.. их.. последовательность,.. можно.. ознакомить.. их.. с.. происхождением.. названий.. дней. Например, понедельник.. –.. первый.. день.. по.. прошествии.. недели,.. вторник.. –.. второй,.. среда.. –.. средний,.. четверг.. –.. четвертый,.. пятница.. –.. пятый,.. суббота.. –.. конец.. недели,.. воскресенье.. –.. выходной.. день. ..С.. целью... уточнения.. знаний.. проводятся.. дидактические.. игры:.. «Назови.. следующий.. день.. недели»,.. «Назови.. соседей»,.. «Покажи.. соответствующую.. цифру».. и.. др. [Рихтерман 1991:37]. Название..дней..недели, в.особенности.. вначале,.. требует.. объединения.. с.. конкретным..содержанием..деятельности..В беседе важно обращаться к детям с вопросом:.«Какой.. сегодня.. день.. недели?.. Правильно, сегодня.. вторник... Занятие.. по.. математике.. всегда.. будет.. во.. вторник... Какой.. день.. недели.. был.. вчера?.. Какой.. день.. недели.. предшествует.. вторнику?».. Дети.. отвечают.. на.. вопросы... Уточняется.. последовательность.. дней.. недели... Эта.. работа.. осуществляется.. не.. только.. во.. время.. занятий с воспитателями,.. но.. и.. в.. повседневной.. жизни с родителями и другими взрослыми... Утром ребенка полезно спросить:.. «Какой.. сегодня.. день.. недели,.. а.. какой.. будет.. завтра?» Опыт.. показывает,. что.. не.. все.. дни.. недели.. запоминаются .. в .. одинаковой.. мере.. легко.. и.. быстро. Лучше всего дети...запоминают.. воскресенье,.. субботу.. и.. понедельник. Кроме того у ребят старшей группы успешно формируются представления о временах года. При этом существенно помогают. картинки.. и.. словесный.. материал:.. рассказы,.. сказки,.. стихи,.. загадки,.. пословицы. С.. временами.. года.. (сезонами).. правильнее.. всего.. знакомить.. попарно:.. зима.. и.. лето,.. весна.. и.. осень. Полезны простые вопросы.. «Какое.. время.. года.. сейчас?.. Какие.. вы.. еще.. знаете.. времена.. года?.. Сколько .. их.. всего? Ребята усваивают, что год.. состоит.. из.. четырех.. времен.. года. Полезен прием: «Вот круг... Пусть.. это.. будет.. год... Поделим.. его.. на.. четыре.. части»... Дети.. рассматривают.. части.. круга... Каждая.. часть.. разного.. цвета. Мы предлагаем условно соотнести. каждую.. часть.. круга.. с.. определенным.. временем.. года.. (см. рис.1). Дошкольники старшей группы способны к формированию «чувства времени», пониманию значения его в жизни людей, необратимости времени.. В.. этой.. группе.. есть .. вероятность.. ознакомить.. детей.. с.. объемной.. моделью.. времени,.. по.. которой.. смогут.. осознать.. непрерывность,.. необратимость,.. симметричность.. времени.. (см. рис. 1). Таким образом, все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому детям старшего дошкольного возраста доступно знакомство с единицами измерения времени в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими. В этом залог понимания детьми существенных характеристик времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера, сегодня, завтра» до более сложных «прошлое, настоящее, будущее» и т.д.); понимание последовательности событий, действий, явлений. Раскрыв основные теоретические положения по проблеме исследования, мы представим далее практический аспект изучения проблемы формирования временных представлений у дошкольников, учитывая выделенные выше опорные положения. 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере МБОУ «Детский сад №69 г.Энгельса Саратовской обл.») 2.1 Педагогические приемы развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Содержание второго раздела выпускной квалификационной работы, посвящаем описанию проблемы формирования временной ориентировки в практическом ключе его изложения. Уместно представление и нашего собственного опыта работы в качестве действующего воспитателя МБДОУ «Детский сад №69» г. Энгельса, старшая группа. В рамках данного параграфа детализируем некоторые положения, представленные нами ранее в первом разделе, а именно как, какими способами, педагогическими средствами и приемами осуществить развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Содержание данного параграфа представим в следующей логике: ознакомление детей с частями суток, ознакомление дошкольников с календарем, сопровождая его анализом нескольких образовательных программ для дошкольной ступени. При ознакомлении детей с частями суток достаточно.. ограничиться.. соотнесением.. верного обозначения.. каждой.. из.. частей.. суток.. (утро,.. день,.. вечер.. и.. ночь).. с.. соответствующим.. промежутком.. времени.. и.. научить.. устанавливать.. этот.. промежуток.. по.. характерной.. для.. него.. деятельности.. и.. внешним.. признакам... В данном аспекте программой «От рождения до школы» (авторы: Н.Е.Веракса., Т.С.Комарова., М.А., Васильева) рекомендовано начинать.. развитие.. представлений.. о.. времени.. в.. младшем.. дошкольном.. возрасте.. с.. различения.. отдельных.. частей.. суток,.. а.. в.. средней.. группе.. на.. этой.. основе показать последовательность,.. сменяемость.. частей.. суток.. и.. суток.. в.. целом.. (одни.. сутки.. сменяют.. другие,.. и.. наступает.. новый.. день). В.. процессе.. эмпирического.. опыта,.. самостоятельно.. дети.. приобрести.. эти.. знания.. о.. частях.. суток.. не.. могут.. –.. это.. подтверждается.. результатами.. обследования.. представлений.. детей.. разных.. возрастных.. групп.. [Рихтерман 1991:34]. Для.. ознакомления.. детей.. с.. частями.. суток.. мы.. используем.. набор.. из.. четырех.. картинок,.. где.. изображены.. виды.. деятельности,.. характерные.. для.. каждой.. части.. суток... Картинки.. необходимо.. показать.. детям.. поочередно.. и.. задавать.. вопрос:.. «Когда.. это.. бывает?».. Согласно.. содержанию.. деятельности,.. изображенной.. на.. картинке,.. и.. некоторым.. объективным.. показателям.. дети.. должны.. установить.. и.. назвать.. время. Даже.. дети.. первой.. младшей.. группы.. пытаются,.. и.. достаточно.. благополучно,.. определить.. время.. хорошо.. знакомой.. и.. постоянно.. повторяющейся.. деятельности... Стараясь.. установить.. время.. действия,.. малыши.. называют в.. основном.. день.. и.. ночь... В.. случае.. если.. на.. картинках.. изображена.. любая.. активная.. деятельность.. при.. дневном.. освещении,.. дети.. говорят,.. что.. это.. день;.. картинки.. с.. сумеречным.. освещением.. или.. электрическим.. светом,.. в.. интерьерах.. которых.. имелись.. кровати,.. устанавливают.. как.. ночь... Конкретность.. мышления.. детей .. третьего.. года.. жизни.. выражена.. в.. том,.. что.. они.. соотносят.. изображенную.. на.. картинке.. деятельность.. со.. своим.. личным.. опытом,.. например:.. «Это.. бывает,.. когда.. мы.. идем.. домой.. из.. сада... Ночью.. мы.. с.. мамой.. идем».. (т. е... зимним.. вечером);.. «Мальчик.. ест.. кашу... И.. я.. днем.. ем.. кашу».. [Рихтерман.. 1991:36]. Разница в усвоении навыка определения и называния различных частей суток у детей младшего и старшего возраста незначительная. Дело.. в.. том,.. что.. названия.. «утро».. и.. «ночь».. ребенок.. чаще.. других.. слышит.. от .. взрослых.. как.. дома,.. так.. и.. в.. детском.. саду... Различению.. утра.. и.. ночи.. содействуют.. и.. характерные.. объективные.. показатели:.. свет.. или.. темнота.. за.. окном,.. восход.. солнца.. или.. луны... Все.. это.. помогает.. детям.. в.. процессе.. повседневной.. жизни .. научиться.. более.. стремительно.. различать.. и.. называть.. эти.. части.. суток. Заметим, что различение.. и.. называние.. дня.. и.. вечера.. как.. частей.. суток.. больше.. затрудняет.. детей... Размер.. знаний.. об.. этих.. понятиях.. практически.. не.. возрастает.. от.. одной.. возрастной.. группы.. к.. другой... Возможно,.. это.. связано.. с.. тем,.. что.. дети.. реже.. слышат.. эти.. слова,.. к.. тому.. же.. слово.. «день».. применяется.. в.. разных.. значениях.. (день.. как.. сутки,.. как.. половина.. суток.. и.. как.. часть.. суток)... Для.. этих.. промежутков.. времени.. свойственно.. многообразие.. видов.. деятельности,.. границы.. их.. расплывчаты,.. объективные.. показатели.. (летом.. –.. для.. вечера,.. зимой.. –.. для.. дня).. весьма.. относительны... По.. этой.. причине.. в.. активном.. словаре.. детей.. фразы.. «день».. и.. «вечер».. встречаются.. реже. Вместе.. с.. тем.. анализ показывает., что.. даже.. если.. слова.. -.. названия.. отсутствуют.. в.. словаре.. ребенка,.. это.. еще.. не.. означает,.. что.. у.. него.. отсутствуют.. понятия .. .. об.. этих.. отрезках.. времени. .. Слова .. «день».. и.. «вечер».. сменяются.. часто.. указанием.. конкретных.. действий,.. совершаемых.. в.. данное.. время.. («День.. –.. когда.. обедаем»,.. «Вечер.. –.. когда.. мама .. за.. мной.. придет».. и.. т... п.). Иногда дети....затрудняются.. ответить.. на.. вопрос:.. «Когда.. это.. бывает?».. –.. и.. потому,.. что.. не.. понимали.. значения.. самого.. вопросительного.. слова.. «когда?». [Березина 1988: 128]... Детям.. в.. среднем.. дошкольном.. возрасте., как мы уже отмечали ранее, уже.. доступно.. усвоение.. последовательности.. и.. текучести.. времени,.. но.. в.. представлении.. многих.. из.. них .. последовательность.. частей.. суток.. имеет.. одну.. постоянную.. точку.. отсчета.. –.. утро... В.. их.. представлении.. ночью.. кончаются.. сутки,.. а.. утром.. –.. начинаются. Деятельность.. как.. более.. известный.. и.. определенный.. признак.. затушевывает..объективный..признак..–..степень..освещенности..пространства,.. луна,.. звезды.. (ночью)... [Данилова 1998:34]. Следовательно,.. в.. ходе.. обучения педагогам.. следует.. в.. большей.. мере.. включать.. объективные.. показатели.. для.. распознавания.. частей.. суток.. –.. положение.. солнца.. в.. разное.. время.. дня,.. различную.. силу.. освещенности.. земли,.. неба,.. а.. кроме.. того.. различную.. окраску.. всего.. находящегося.. вокруг.. в.. разные.. части.. суток... Таким.. образом, возможно.. продемонстрировать.. преимущество.. голубого.. цвета.. в.. утренние.. часы,.. желтого.. в.. дневные,.. серого.. в.. вечерние.. и.. черного.. в.. ночное.. время... Признак.. цвета.. сможет.. служить.. показателем.. различных.. частей.. суток,.. т... е... возникает.. вероятность.. применять .. разноцветные.. знаки.. как.. модели,.. символизирующие.. один.. из.. значимых..
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg