Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Теоретический и методологический анализ проблемы развития сенсорных способностей в раннем детстве

gemsconslebria1971 3030 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Цель исследования – выявление особенностей развития сенсорных способностей у детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации. Объект исследования – дети раннего возраста в процессе формирования сенсорно-перцептивной деятельности. Предмет исследования – сенсорные способности детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации. В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи: 1.На основе анализа психолого-педагогической литературы определить подходы к исследованию особенностей развития сенсорных способностей у детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации. 2.Провести психодиагностическое обследование детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации. 3.Обсудить результаты психологического исследования 4.Разработать психолого-педагогическую Программу по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста Методы исследования 1.«Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.) 2.«Шкалы психомоторного развития» (Гезелл А.Л.) 3.«Методика диагностики уровня и оценки сенсорного развития» (Николаева Т. В); 4.«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Стребелева Е.А, Мишина, Г.А., Разенкова Ю.А); 5.«Шкалы психомоторного развития» (Бэйли Н.); 6.«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста» (Федорович Л. А.,Гнета О. В.,Макаренко И.В.). 7.Для обработки полученных данных использован критерий Манна – Уитни (U). Гипотеза исследования развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста возможно при внедрении в практику работы психолого-педагогической Программы по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проведено сравнение сенсорных способностей детей раннего возраста,посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение (анализ эмпирических данных) и по результатам диагностики составлена Программа по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении материала по изучению проблемы развития сенсорных способностей в раннем детстве, автором проведено обобщение, подходы и выделены ключевые условия развития детей в раннем детстве в отечественной и зарубежной психологии. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные результаты могут быть использованы психологами и воспитателями дошкольных образовательных организаций при работе по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста, а также использованы в работе с родителями, воспитывающими детей дома. Объем и структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

В последние десятилетия система образования в России претерпевает значительные изменения. Эти изменения затрагивают все структурные элементы педагогики: содержание, цели, методы и средства образования на всех его ступенях. Коренные изменения происходят и в дошкольной педагогике, в том числе педагогике раннего возраста. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Изучением данной проблемы занимались зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (О. Декроли[37], Э. Д. Гибсон[13], Я.А. Коменский[26], М. Монтессори[37], Ж. Пиаже[13], Ф. Фребель[58]) и известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Б. Г. Ананьев, Л.А Венгер[11], А.В.Запорожец[21], М. И. Лисина, М. М. Манасеина[35], Н.П.Сакулина[48], Е.И. Тихеева [16], А. П. Усова [56]и др.) Представленное исследование ориентировано на подходы Венгера Л. А., который выделил задачи сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка: 1. Молодые педагоги работают по Общим стандартам и мало уделяют внимание сенсорному развитию детей раннего возраста. Незнание или игнорирование закономерностей развития ребенка раннего возраста порождает негативные тенденции в практике его воспитания. Одна из этих тенденций выражается в отсутствии образовательных задач, сведении воспитания к обеспечению ухода за ребенком — кормлению, гигиеническим процедурам, прогулкам, что ограничивает перспективы развития, не дает возможности актуализировать богатые резервы возраста. 2. Другая негативная тенденция связана с широко распространенной в наши дни практикой раннего обучения детей. Многие родители и педагоги ошибочно полагают, что чем раньше начинается подготовка ребенка к школе, тем успешнее его дальнейшее развитие и обучение. Как следствие, возраст «подготовки детей к школе» неуклонно снижается. С этой точки зрения детство не имеет значения как самоценный период жизни человека, а рассматривается лишь как этап подготовки ребенка к будущей взрослой жизни. В массовом порядке организуются «мини-школы» для самых маленьких, создаются группы, в которых с двух-трехлетними детьми проводятся занятия по обучению математике, чтению, письму, иностранным языкам. При таком подходе обучение строится без учета возрастных возможностей детей. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы, занятия проводятся по типу школьного урока. Предлагаемый для усвоения материал часто носит абстрактный характер, далекий от процесса жизнедеятельности ребенка. Неадекватность таких образовательных задач и методов состоит в том, что игнорируются присущие детям непроизвольность, эмоциональность, стремление к активным предметно-практическим действиям, особенности мышления. Процесс обучения сводится порой к заучиванию формальных, бесполезных для жизни знаний, что ведет к психическим и физическим перегрузкам детей вплоть до возникновения различных заболеваний. Таким образом, как инфантилизация, так и искусственная акселерация в образовании наносят вред развитию ребенка, противоречат гуманистическому принципу признания самоценности раннего возраста. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске оптимальных условий реализации развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВАІ.теоретический и методологический анализ проблемы развития сенсорных способностей в раннем детстве 8 1.1.Развитие детей в раннем детстве в отечественной и зарубежной психологии 8 1.2.Новообразования в раннем детстве 13 1.3.Развитие сенсорных способностей в раннем детстве 22 ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36 ГЛАВАII. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...39 2.1.Психологическая характеристика детей, раннего возраста посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации 39 2.2.Характеристика методик исследования сенсорных способностей детей раннего возраста,посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации 45 2.3Математико-статистическая обработка данных исследования 55 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 56 ГЛАВА ІІІ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ)…………………………………………………………………….....57 3.1.Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста,посещающих не посещающих дошкольные образовательные организации 57 3.2.Особенности умственного развития детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации 61 3.3.Сравнительный анализ психомоторного развития детей, посещающих и не посещающихдошкольные образовательные организации 62 3.4.Особенности сенсорного развития детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации 64 3.5.Психологический портрет детей раннего возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные организации 67 3.6.Программа по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста…….. 71 ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94 ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Список литературы

1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. – М.: Педагогика, 2012. 2.Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов /Н.С. Бабиева /А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова //Перспективы науки. – 2016. № 2 ,с. 64-67. 3.Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. № 2 (53), с. 30-32. 4.Богусловская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста /З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. 5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада /А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. 6.Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина /В.М. Букатов. – СПб: Речь, 2010. 7.Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. - 2006. №12,с.32 -36. 8.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников /В.П. Вартан. - Мн.: БрГУ, 2007. 9.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998. 10.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Венгера Л. А.- М.: Просвещение, 2014. 11. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. – М., 1986. 12.Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособие для педагогов дош. образов. учреждений /Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик - М.: Просвещение, 2016. 13.Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. № 3, с. 18-22. 14.Гончарова Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. -Нижневартовск, 2009. 15.Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное воспитание. – 2014, № 8,с. 76-80 16. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 17.Доронова Т.И. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детского сада /Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В. Соловьева. - М.: Воспитание дошкольника, 2012. 18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т. 1/ под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М.: Педагогика,2006. 19.Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников /А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2013. 20.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада /Е.В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 2008. 21.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 23.Карапетян А.М. Сенсорное развитие дошкольников / А.М. Карапетян //Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014, № 2,с. 57-59. 24.Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016,с. 483-484. 25.Ковальчук С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребёнка в младшем дошкольном возрасте /С.П. Ковальчук //Евразийский научный журнал. – 2015 № 10,с. 200-201. 26.Козлова С.А. Дошкольная педагогика. 2-е издание /С.А, Козлова, Т.А, Куликова. – М.: Академия, 2000. 27.Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. № 11,с. 144-149. 28.Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947 http://bookree.org/ 29.Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты /Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 30.Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников /Р.А. Курашова. - М.: Новое знание, 2006. 31.Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников /М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева //Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. – М., 2016,с. 232-236. 32.Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. 34.Манасеина М.М. Воспитание чувств - М.; Академия, 2001,с. 305–315. 35. Михайленко Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте /Н. Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. – 1989, № 5. 36.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому /М. Монтессори – М.: Карапуз, 2000. 37. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: пособие для воспитателей, родителей. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 38.Палагина Н.Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях //Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Н.Н Палагина. - М.: 2015г. 39.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию /Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение,2013. 40.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей /Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2006. 41.Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций /Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 42.Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., Педагогика, 2008. 43.Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1,с. 280-282. 44.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года. 47.Пищикова Н.А. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства /Н.А.Пищикова //Дошкольное воспитание. - 2004. - №2 ,с.67-69. 48.Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2-4-го года жизни /О.П.Рожков. - М.: ИПО «МОРЕК», 2004. 49.Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду /Н.П. Сакулина и Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 2001. 50.Сенсорное воспитание дошкольников /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.,2009 51.Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников /О.Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012, № 17, с. 138-142. 52. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. 53.Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3лет: Ранняя диагностика умственного развития /Е.А.Стребелева //Альманах ИКП РАО. - 2001. №4,с.56-59. 54.Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности /Е.И. Тихеева //Дошкольное воспитание. - 2002. №10,с.90-93. 55.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: учебно-методическое пособие / Е. И. Удальцова. - М.: Изд-во Просвещение, 2007. 56.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. - М, 1997. 57.Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. 58.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) 59.Фридрих Фребель Будем жить ради своих детей / сост. А.М. Волумбаева. - М: Карапуз, - 2010. 60. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А. Широкова . - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 251с. 61.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста /Е.А. Янушко. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2009.
Отрывок из работы

1.1. Развитие детей в раннем детстве в отечественной и зарубежной психологии Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. В раннем и дошкольном возрасте сенсорное развитие имеет огромное значение, так как он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений знаний об окружающем мире. Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Ранний возраст (раннее детство) – наиболее благоприятный период для накопления представлений об окружающем мире. В истории дошкольной педагогики и психологии данная проблема занимает одно из центральных мест. Внимание на данную проблему было направлено еще в 17 столетии Я.А. Коменским, развивая свои мысли об обучении, он установил три вида деятельности: деятельность ума, языка и движения руки, а также предложил давать знания детям дошкольного возраста о предметах и явлениях природы, т.е сделать их доступными внешним органам чувств детей[29]. Первую развернутую систему сенсорного воспитания предложил Фридрих Фребель (1 пол. 19 в.). Он первым оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии и считал, что свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм, и рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток[58]. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков: четырех основных и фиолетового, оранжевого цветов для малышей двух - трех месяцев, второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет, третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков, пятый дар - это 27 кубиков, шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Широко известна «Теория интересов и потребностей», бельгийского педагога Овида Декроли. Он считал интерес к занятиям основой активности детей, и что педагог играет роль помощника и консультанта. На занятиях дети должны наблюдать, читать, писать, рисовать, лепить и т. д. Для занятий он создал систему дидактических игр, куда входят и сенсорные игры: зрительно – моторные и слухо-моторные[37]. М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука и др. [46]. Развивать у ребенка чувство осязания, значит учить «его» видеть руками. Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Обстоятельно разработала она и упражнения в распознавании звуков. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - все это надо различать и этому надо научить ребенка. Следовательно, по мнению М.Монтессори, для того, чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно, сравнивать и группировать, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам Марии Монтессори. Она считала, что для приобретения такой культуры необходимо систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов [31, 34]. Огромный вклад в разработку системы сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева (конец 19 –начало 20 века) разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы[16]. В начале 20 века М. М. Манасеина разработала оригинальную концепцию сенсорного развития. Одним из основных положений которой является обоснование природы чувств ребенка и их значения в деле воспитания. При этом сферу чувств ученый тесным образом связывает с разумом человека. Она замечает, что чувства человека, безусловно «доступны влиянию воспитания», поэтому «вопрос о воспитании чувств является вполне целесообразным»[35]. Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. Ф. Рыбалко (середина 20 века) утверждали, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые ориентируют практическую деятельность ребенка. Сенсорное воспитание, по определению Запорожец А.В., направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д. [24]. В соответствии с теорией интеллекта Ж. Пиаже, интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий: От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет). На протяжении периода сенсомоторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсомоторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане. На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами[13]. Э. Д Гибсон утверждал, что в процессе восприятия сенсорная информация играет более важную роль. Ребенок интересуется своим окружением: исследует его, испытывает, наблюдает и т. д. и постоянно развивает все новые перцептивные «гипотезы» своего «внутреннего видения», которые лучше всего объясняют его опыт. Делая все это, он «настраивается» на свое окружение, развивает правильные реакции для адекватного восприятия структуры этого окружения[13]. Л.А.Венгер и В.С. Мухина отмечали, что сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, формирования у него сложных мыслительных и сенсорных процессов, тем самым определяя уровень развития сенсорной культуры ребенка [11]. По словам Л.А. Венгера, основное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Огромное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем) [23]. Сенсорные эталоны - это семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; эталоны формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер, четыре основных вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький; звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка и т.д.) [13, 24]. Э. Г. Пилюгина считала, что основная задача сенсорного развития – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и размере предмета[41]. В. Н. Аванесова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова выявили, что сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. А.П. Усова отмечала, что развитие ощущений и восприятий в раннем детстве происходит очень интенсивно. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления, поэтому в обучении дошкольников широко используется принцип наглядности. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувствительный опыт, являющийся основой сенсорного развития[56]. Так, например, предложенная Э.Г. Пилюгиной система занятий предполагает прямое обучающее воздействие педагога, направленное на одновременное формирование одновременно у всех занимающихся детей определенных представлений о внешних свойствах предметов и соответствующих предметных или продуктивных действий. Учет индивидуальных различий детей сводится к повторному проведению индивидуальных занятий с воспитанниками, испытывающими затруднения при выполнении действий на групповом занятии[41]. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, формирующие у ребенка чувственные познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Таким образом, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину т. д.). Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 1.2. Новообразования в раннем детстве Ранний возраст, период с одного года до трех лет, характеризуется изменениями в психическом развитии детей – мышлении, речи, активным развитием двигательной сферы, появлением первых устойчивых качеств личности. Новообразования раннего возраста – развитие предметной деятельности и сотрудничества, активной речи, игровых замещений, складывание иерархии мотивов. На этой базе появляется произвольное поведение, т. е. самостоятельность. Курт Левин описывал ранний возраст как ситуативный (или «полевое поведение»), то есть поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно (эмоционально) заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности. На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным телом служит самовознаграждением для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие, и одобрение взрослых. К 1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости. До определенного момента дети не проводят грани между своим субъективным миром и миром реальным. Поэтому они переносят свои представления на реальные предметы. Такая позиция становится причиной появления таких особенностей мышления, как анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.) и артефикализм (склонность считать, что всё в мире специально создано для удовлетворения нужд детей или исполнения их желаний, находится или должно находиться в их распоряжении). В первом случае дети полагают, что все предметы живые, а во втором – думают, что все природные процессы и явления возникают и подчиняются действиям людей. Также дети в этом возрасте не способны отделять психические процессы человека от реальности. Так, например, сон для ребенка – это рисунок в воздухе или на свету, который наделен жизнью и может самостоятельно перемещаться, скажем, по квартире. Причина этого заключается в том, что ребенок не отделяет себя от внешнего мира. Он не осознает, что его восприятие, действия, ощущения, мысли продиктованы процессами его психики, а не влияниями извне. По этой причине ребенок наделяет жизнью все предметы, одушевляет их. Не выделение собственного «я» из окружающего мира Ж. Пиаже назвал эгоцентризмом. Ребенок считает свою точку зрения единственно верной и единственно возможной. Он еще не понимает, что все может выглядеть иначе, не так, как представляется на первый взгляд. При эгоцентризме ребенок не понимает разницы меду своим отношением к миру и реальностью. При эгоцентризме у ребенка проявляется неосознанное количественное отношение, т. е. его суждения о количестве и размере отнюдь не верны. За большую он примет короткую и прямую палку вместо длинной, но изогнутой. Эгоцентризм присутствует и в речи ребенка, когда он начинает разговаривать сам с собой, не нуждаясь в слушателях. Постепенно внешние процессы побуждают ребенка преодолевать эгоцентризм, осознавать себя как самостоятельную личность и приспосабливаться к окружающему миру[13]. Данный кризис 1-ого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором - недоверие к нему.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg