Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Досуговая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков подростков в условиях образовательного учреждения

gemsconslebria1971 3390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Актуальность проблемы и рассмотренное противоречие обусловили выбор темы настоящего исследования: «Досуговая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков подростков в условиях образовательного учреждения». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность досуговой деятельности в формировании коммуникативных навыков подростков в условиях образовательного учреждения. Объект – досуговая деятельность подростков в условиях образовательного учреждения. Предмет – процесс формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения. Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения будет более эффективным, если: ? выявлены теоретико-методологические основы формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения; ? определена специфика формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности; ? разработана теоретическая модель формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения; ? разработана и внедрена программа по формированию коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения. Задачи исследования: 1. На основе анализа научной литературы определить сущность досуговой деятельности подростков. 2. Выявить специфику формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности. 3. Разработать теоретическую модель формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения. 4. Разработать и апробировать программу по формированию коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения. Теоретико-методологической основой исследования являются теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков и др.); идеи об общении как ведущем виде деятельности подростков (Л.С. Выготский, Г.С. Никифоров, A.B. Петровский), сензитивности подросткового возраста для формирования коммуникативной компетентности (Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов и др.). Важными для нашего исследования были основные положения теорий социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, народной художественной культуры (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, В.Е. Триодин, В.В. Туев, B.М. Чижиков, С.Н. Иконникова, Н.Н. Ярошенко и др.). Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. База исследования – Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1591». Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении теоретико-методологических аспектов и специфики формирования коммуникативных способностей подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения; разработке теоретической модели формирования коммуникативных способностей подростков средствами досуговой деятельности в образовательном учреждении; выявлении критериев и показателей сформированности коммуникативных способностей подростков. Практическая значимость исследования определяется разработанной и апробированной программой формирования коммуникативных способностей подростков в условиях образовательного учреждения средствами досуговой деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социально-культурная деятельность», а также организаторами досуговой деятельности подростков в различных учреждениях образования и культуры.
Введение

Актуальность исследования. Продуктивность и успешность жизнедеятельности человека во многом зависит от уровня развития у него коммуникативной культуры, от умения взаимодействовать с другими людьми. Общение играет большую роль в становлении человека как личности, его культурном и нравственном развитии, формировании мировоззрения. В связи с увеличением объема информации, разнообразием ее источников и носителей, усложнением всех форм коммуникации в современном мире, необходимость формирования коммуникативных навыков еще больше возрастает. В подростковом возрасте развивается самосознание, формируется система ценностей, которые влияют на отношения со взрослыми и сверстниками. Общение подростков, по мнению психологов, становится ведущим и самостоятельным видом деятельности, в процессе которого они усваивают нравственные идеалы, нормы и правила поведения, жизненные цели и ценности. Однако современные подростки испытывают много трудностей в общении с окружающими. Негативное влияние на процесс формирования коммуникативных навыков оказывают средства массовой информации, сверстники с девиантным поведением. Семейная и общественная среда также не всегда создают благоприятные условия для их формирования. В свою очередь, неблагополучные взаимоотношения с окружающими негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков. В условиях современного общества к образованию предъявляются принципиально иные требования. Как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования, школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание [37]. Формирование коммуникативных навыков подростков может осуществляться в различных образовательных и социально-культурных учреждениях. Особая роль в формировании данных навыков отводится школам, в которых подростки проводят значительную часть своего времени. Большим потенциалом в формировании коммуникативных способностей обладает организованная во внеурочное время досуговая деятельность. Но, несмотря на то, что она имеет целый арсенал форм, методов и средств организации свободного времени, практика показывает, что задачи по формированию коммуникативных навыков подростков в образовательных учреждениях не всегда решаются эффективно. Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности формирования коммуникативных навыков в различные возрастные периоды. Психолого-педагогические аспекты общения рассматриваются в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др. Коммуникативные способности как основу для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности изучали А.В. Батаршев, Г. Крайг, А.А. Леонтьев, JI.A. Петровская, Я. Яноушек. Исследование коммуникативной культуры учащихся нашло отражение в работах О.С. Газмана, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина и др. Проблемы формирования и развития коммуникативной культуры школьников младшей и средней ступени обучения были предметом изучения М.А. Абдулиной, И.А. Гришановой, О.П. Кравчук, Г.С. Трофимовой и др. Вопросы развития коммуникативных навыков подростков были рассмотрены в диссертационных исследованиях Э.И. Аюповой, А.Ю. Быстровой, Л.Н. Булыгиной, М.С. Дядищевой, О.В. Карунной, Л.Р. Саффутдиновой и др. Большое значение для нашего исследования имеют труды М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, Н.Н. Ярошенко, в которых освещаются различные аспекты организации досуговой деятельности, в том числе детей и подростков. Проведенный анализ научной литературы позволил определить существующее противоречие между потенциалом досуговой деятельности в формировании коммуникативных навыков подростков в образовательном учреждении и недостаточной разработанностью теории и практики использования средств досуговой деятельности в данном процессе. Необходимость преодоления противоречия предопределила проблему исследования: каковы условия формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в образовательном учреждении?
Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3 Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения………………………………………...9 1.1. Досуговая деятельность подростков как научная проблема……………....9 1.2. Специфика формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности …………………………………………..21 1.3. Теоретическая модель формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения……………………………………………………………………….36 Выводы по первой главе………………………………………………………...48 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования коммуникативных навыков подростков средствами досуговой деятельности в условиях образовательного учреждения……………………………………........……….50 2.1. Начальный уровень сформированности коммуникативных навыков подростков……………………………………………………………….………50 2.2. Реализация программы по формированию коммуникативных навыков подростков………………….……………………………………………….…...56 2.3. Анализ результатов эмпирического исследования по формированию коммуникативных навыков подростков в условиях образовательного учреждения………………………………………………………………....…....63 Выводы по второй главе…………………………………………………...…....70 Заключение…………………………………………………………….……..…..72 Список литературы……………………………………………………….…..….76 Приложения…………………………………………………………………...…83
Список литературы

1. Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С Абрамов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2003 – 704 с. 2. Аванесова, Г.А. Культурно – досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 236 с. 3. Алмазова, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога/ Б.Н. Алмазова, М.А.Беляева, Н.И.Бессонова. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 4. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов/ В. И. Андреев. – Казань: Фирма «СКАМ», 1992. – 138 с. 5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч./ Б.Г Ананьева. – М., 1980. – Ч.1. – 256 с. 6. Андреева, Г.М. Социальная психология. Изд. 3. / Г.М.Андреева.– М.: Наука, 2007. – 325 с. 7. Андреева, Г.М. Психология социального познания. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2010. – 288 с. 8. Аринин, А.Н. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал/ А.Н. Аринин, Б.И.Коваль, Т.Б.Коваль; Науч.совет по исслед. совремцивилизац. Процессов (РАН). – М.: Северо-Принт, 2003. – 367 с. 9. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – 2–е изд. испр. и доп. – СПб.: ЭТО. 2001. – 256 с. 10. Артеменко, О.Н. Коммуникативная культура как фактор определяющий эффективность педагогического общения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. –119 с. 11. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры / Н.К. Бакланова – М.: МГУКИ, 2003. – 120 с. 12. Бодалёв, А.А. Психология личности. / А.А. Бодалев. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 82 с. 13. Бороздина, Г.В. Психология делового общения М.: / Г.В. Бороздина. ИНФРА-М, 1999. – 244 с. 14. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. / Л.И. Божович. – М., 1979. – 103 с. 15. Вербовая, Н.П. Искусство речи. – М., / Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. – М.: Искусство, 1997. – 302 с. 16. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с. 17. Викторова, Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. д-ра. пед. наук. / Л.Г. Викторова. – Красноярск, 1999. – 28 с. 18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. – М., 1981. – 39 с. 19. Грибкова, Г.И. Основы проектной деятельности в социально-культурной сфере: Монография. / Г.И. Грибкова. – М.: Перспектива, 2014. – 207 с. 20. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. / В.И. Даль. – Т. 1: А– З. – М.: Цита-дель, 1998. – 1743 с. 21. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования. / И.Ф. Девятко. – М., 2007. – 27 с. 22. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. – М.: МГУКИ, 2012. – 98 с. 23. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И.И. Зарецкая. – М.: Фирма «Сентябрь», 2002 г. – 159 с. 24. Зборовский, Г.Е. Социология досуга и социология культуры поиск взаимодействия. / Г. Е. Зборовский. –СоцИс 2006. – 12 с. 25. Зборовский, Г.Е. Орлов Г.П. Досуг действительность и иллюзии. / Г.Е. Зборовский. – Свердловск 1970. – 308 с. 26. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. / В.В.Знаков. – М., 1993. – 267 с. 27. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Издательство МГУ , 1991. – 127 с. 28. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2012. – 56 с. 29. Жаркова, А. А. Структурный подход к исследованию досуговых предпочтений специалистов социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2009. – № 6. – С. 137–14. 30. Ионин, Л.Г. Социология культуры. / Л.Г. Ионин. – М., 2008. –164 с. 31. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. / О.М. Казарцева. – м., 1999. –199 с. 32. Караковский, В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. / В.А. Караковский. – М., 1978. –98 с. 33. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с. 34. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка / Г.А. Крылов. – М.: Полиграфуслуги, 2005. – 432 с. 35. Конецкая, В.П. Социология коммуникации. Учебник. / В.П. Конецкая. – М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 2000. – 126 с. 36. Коновалова, Л.В. Коммуникативная компетенция подростков // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука». / Л.В. Коновалова. – 2009. – №4. – С. 77-79. 37. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) – М.: "Изд-во ЭКСМО – Пресс", 2010. с. 56 38. Куницына, В.Н. Межличностное общение. / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 1999. – 544 с. 39. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие /А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М.: МГУКИ, 1998. – 87 с. 40. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 34 с. 41. Личко, А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. / А.Е.Личко. – Л.: 1983. –148 с. 42. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. / А.В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 96 с. 43. Мосалев, Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления. / Б.Г. Мосалев. – М.: МГУК, 1998. – 52 с. 44. Муравьева, И.О. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дисс…канд. психол. наук. / И.О.Муравьева. – Томск, 2001. – 158 с. 45. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. Социальная педагогика. / А. В. Мудрик – М., 2001. – 106 с. 46. Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год./ Сост. и ред.: И.М. Быховская, Е.М. Миронов. М., 2001. – 142 с. 47. Мухина, В.С. Возрастная психология. / В.С. Мухина. – М., 2000 – 345 с. 48. Наливайко, Т.Е. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук. // Ученые записки КнАГТУ. – 2010. - № 2. – С. 50–54. 49. Наливайко, Т.Е Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности / Т.Е. Наливайко // Ученые записки КнАГТУ. – 2010. – № 3. – С. 54–59. 50. Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/195921/ 51. Назаретян, А.П. Социализм и разнообразие. / А.П. Назаретян. – М.: ИОН при ЦК КПСС, 1990. – 196 с. 52. Новикова, Г.Н. Технологии социально-культурной деятельности. / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2011. – 161 с. 53. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1989. – 924 с. 54. Опарина, Н.А. Массовые праздники и зрелища в культурно-досуговой деятельности школьников. / Н.А.Опарина. – М., 2012. – 86 с. 55. Панова, Н.Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга. / Н.Г. Панова. – М.: МГПУ, 2015. – 72 с. 56. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. /А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 2007. – 75 с. 57. Приезжева, Е. М. Анимация в курортном деле. / Е. М. Приезжева. – М.: РМАТ, 2007. – 158 с. 58. Пруденский, Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. / Г.А. Пруденский. – М. 1972.– 99 с. 59. Попов, В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: Монография. / В.В. Попов. – Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, – 2004. – 142 с. 60. Обухова, Л.Г. Психология детств / Л.Г. Обухова. – М, 1992. – 102 с. 61. Рогов, Е.И. Психология общения. / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2011. – 178 с. 62. Родионов, Б.А. Коммуникация как социальное явление. / Б.А. Родионов. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1984. –143 с. 63. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2–е. / Ю.А. Стрельцов. – Московский государственный университет культуры и искусств, 2003. – 58 с. 64. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга. / Ю.А. Стрельцов., Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2010. – 307 с. 65. Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 68 с. 66. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – 512 с. 67. Суртаев, B.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. / В. Я. Суртаев. – СПб., 2008. – 126 с. 68. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – М.: Мол. гвардия, 2008. – 550 с. 69. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. – Словарь иностранных слов. – М., 1988. – 176 с. – Режим доступа: http://education.simcat.ru/school63/files/1353012695_slovar_inostrannyh_slov_(1).pdf 70. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. – Словарь иностранных слов. – М., 1990. – 89 с. – Режим доступа: http://education.simcat.ru/school63/files/1353012695_slovar_inostrannyh_slov_(1).pdf 71. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. / Н.Ф. Талызина. – М., 1988. – 288 с. 72. Фадеева, С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков // Воспитание школьников. / С.В. Фадеева. – 2009. – №10. – С. 23–25. 73. Фонарева, А.М. Развитие личности ребенка: пер. с англ. / А.М. Фонарева. – 2002. – 201 с. 74. Черри, К. Человек и информация. / К.Черри. – М.,1972. – 84 с. 75. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / С.Т. Шацкий. – М., 1980. – 88 с. 76. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. / Н.Н. Ярошенко.– М.: МГУКИ, 2013. – 456 с.
Отрывок из работы

1.1. Досуговая деятельность подростков как научная проблема Досуговая деятельность является важной составляющей жизни человека и исследуется многими специалистами. Одной из первых работ, посвященных досугу, была «Теория праздного класса» Т. Веблена. Проблемы свободного времени в своих работах рассматривали Д. Белл, Дж. Дюмазедье, Т. Кэндо, Б. Рассел, Д. Рисмен, М. Каплан, Р. Паркер, М. Вебер и др. Различные аспекты досуговой деятельности и структуры свободного времени изучали такие социологи как Е.С. Бабосова, Г.А. Опарин, С.В. Павлов, О.Н. Фаблинова, И.А. Бутенко, И.С. Кон, Я.М. Рощина. Исследованиями досуговой сферы российских мегаполисов занимались Э.М. Андреев, О.П. Мамонова, А.Л. Маршак, В.К. Сергеев. В словаре В.И. Даля «досуг» определяется как «свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела» [20]. В словаре С.И. Ожегова досуг трактуется как «свободное от работы время» [53]. С древних времен досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения различных потребностей человека, в том числе культурных, как свободное время от каких-либо материально-необходимых занятий. В наши дни наибольшее распространение получило понимание досуга как свободного от обязательных дел времени. Так, в научной литературе можно встретить следующие определения досуга: «часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей» [33]; «часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат» [64]. То есть, фактически, досуг приравнивается к свободному времени человека. Как отмечают исследователи, досуг является деятельностью в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности [3]. Известный отечественный исследователь, занимавшийся изучением досуга, Г.А. Пруденский определял свободное время, как «часть внерабочего времени, которая идет на отдых учебу самообразование любительские занятия общественную деятельность воспитание детей» [58]. В кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина досуг является синонимом свободного времени. Однако внушительная часть исследователей рассматривают досуг только как часть свободного времени. Другие же, в свою очередь, не рассматривают досуг с «позиции времени», а определяют его «как деятельностную составляющую того времени, которое остается у человека после выполнения им своих не¬пременных производственных и непроизводственных обязательностей» [64]. Г.И. Минц, отмечает, что время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, которое является частью свободного времени, к досугу не относится». Г.Е. Зборовский также пишет, что «досуговая деятельность – это не то же самое, что свободное время, она есть его ядро – содержание» [25]. Исследуя понятие «досуг», можно заметить, что и раньше под этим определение понималось не просто свободное время, а время, которое человек тратит на достижение качественных результатов собственного развития. Так, в этимологическом словаре Г.А. Крылова отмечается, что слово «досуг» образовано от глагола «досягать» и в свое время означало «способности достигнуть чего-либо» [34]. В.И. Даль отразил подобное значение в словаре, следующим образом: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки» [20]. По мнению А.Д. Жаркова, досуг в России никогда не являлся праздным времяпрепровождением, а имел наполненность разнообразным содержанием, способным удовлетворить те или иные культурные задачи. Как отмечает исследователь, практически до начала XX века слово «досуг» означало «достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время» [29]. В последнее время весьма распространенным становится толкование досуга не с позиции времени, а с позиции деятельности. Если в 60-70 годах XX столетия «деятельностная» концепция досуга, чаще, была связана с профессиональным развитием личности и досуговые занятия рассматривались как способность повышения и эффективности данной деятельности, то в наше время «деятельностный» характер досуга, прежде всего, заключается в духовном возвышении человека, его нравственном и эстетическом совершенствовании [33]. Досуг «из функционального придатка производственной сферы превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала каждой личности или коллектива» [28]. Таким образом, под досугом в настоящее время все чаще понимается не просто свободное время, а время, затраченное на собственное образование, культурно-творческое и духовно-нравственное развитие, физическое совершенствование и т.д. [55]. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми. Досуговая деятельность в нашем обществе тесно связана с другими видами деятельности; бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. Обобщая многочисленные определения понятия досуга, формулируются общие положения культурно-досуговой деятельности. Досуг – это сфера нерегламентированного поведения людей, но в понятие «досуг» вкладывается и иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. Культурный досуг способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду, а также, является средством борьбы с негативными поступками людей. Эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания, является отличительным качеством культурного досуга. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий [29]. На современном этапе общественно-досуговая сфера должна представлять личности иные возможности для культурного досуга. Её основное отличие – высокий уровень культурно-технической оснащённости, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей её политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга [29]. Одной из главных особенностей досуговой деятельности является то, что она соответствует потребностям и интересам личности. Человек в свободное время может заниматься тем, чем хочет, тем, что ему приносит радость и удовольствие. Естественно, что от такого рода занятий человек получает особое удовлетворение. Существенным признаком досуговой деятельности является ее добровольный характер. Никто не принуждает человека заниматься тем или иным видом досуговой деятельности, в любой момент он может прекратить занятия или поменять их на другие. Отличительной чертой досуговой деятельности является разнообразие ее видов. При этом человек может выбрать степень активности своего участия в различных видах досуговых занятий (например, быть зрителем на концерте или самому выступать в составе творческого коллектива), а также темп освоения навыков культурно-творческой деятельности. Досуговая деятельность является тем видом деятельности, в котором реализуется принцип природосообразности, так как она осуществляется в соответствии с природой человека, с возможностями его психики и физических данных. В досуговой сфере человек может восстановить свои силы, выбрав занятие, отличающееся по своему характеру от учебной или трудовой деятельности (мы помним, что лучшим отдыхом является смена деятельности). Вышеперечисленные особенности досуговой деятельности позволяют говорить о том, что мотивом досуговой деятельности является сама деятельность (такой же особенностью обладает, пожалуй, только игровая деятельность) [55]. Непосредственное внимание досугу подростков уделяют Л.Ф. Боженко, А.С. 3апесоцкий, Е.Л. Омельченко, В.Я. Суртаев и др. Досуговая деятельность – это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [38]. Личность человека развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, становление личности подростков может проявляться в процессе социальной деятельности. Такая деятельность представляет собой сложный процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдает свои сущностные силы» и способности, с другой стороны – сама эта способность субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и заимствования свойств объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него. Такое заимствование социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условия досуговой деятельности. Вхождение в современную социально-культурную среду, зачастую, вызывает ряд сложностей для детей и подростков, которые связаны с их возрастными особенностями и внешними социальными факторами. Аксиологические проблемы современного общества, вызывают девальвацию базовых ценностей. Агрессивное воздействие на сознание учащихся, средствами массовой информации, формируют у подростков негативных образ современного человека. Помочь детям и подросткам успешно интегрироваться в социально-культурную среду, и тем самым, стать полноценными субъектами социально-культурных отношений, освоить культурные ценности, общественные нормы поведения, приобрести социально важные качества, возможно в процессе занятий культурно-творческой деятельностью в сфере досуга. Именно в сфере свободного времени дети и подростки, приобретают опыт знакомства с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. В данной области деятельности, возможно с максимальной эффективностью воздействовать на нравственный облик и мировоззрение подростков. Корректировать отклоняющееся поведение подростков, которое является следствием нарушения процесса социализации, целесообразно через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных досуговых форм. Зачастую, развить свои коммуникативные способности и навыки социального взаимодействия, человек может в процессе культурно-творческой деятельности в сфере досуга. Сформировать данные качества значительно легче в условиях досуговой деятельности, так как, существует возможность создания среды, которая способна расширить круг социального окружения ребенка, с установлением дружеских взаимоотношений со сверстниками и детьми другого возраста. Такие отношения, чаще носят положительный характер, когда дети имеют общие интересы, увлечения, когда они оказываются в ситуации совместного творческого поиска, вместе представляют результаты своего труда на различных мероприятиях. Важную роль во взаимодействие между педагогом и учащимися в сфере досуга играют условия сотрудничества, творческого и человеческого диалога. Это дает ребенку ощущение социального благополучия, способствует увеличению его самооценки, так как в творческой атмосфере создается более благоприятная обстановка для личностно-эмоционального выражения участников, которая способствует открытой эмоциональной оценке учащимися собственной и коллективной деятельности. Отличительной особенностью педагога, руководителя творческого объединения детей и подростков, как правило, является определенная «коммуникативную толерантность» [39]. Данное проявление свободного поведения детей на занятиях культурно-творческой деятельностью в сфере досуга, встречается чаще, нежели, в образовательных школах. Преодолевать коммуникативные барьеры в общении и неуверенность в себе, детям помогают педагоги, методами показа результатов творческой деятельности, публичных выступлений и т.д. [55]. Досуг детей – независимое от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и иными видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Досуг для подростков, значит многое – это область, в которой, выступая в новых социальных ролях, непохожих на семейные и школьные, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Можно отметить реальный досуг (общественно полезный) и воображаемый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами существенно упрощают процесс приспособления подростков к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции ребенка, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду коллективной свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микрсоциума; совокупность мотивов совместной деятельности участников, характеризуемой социально значимыми целями. Так как отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Немаловажно, чтобы каждый подросток занимался любимым делом и выполнял бы те функции, которые больше всего отвечают его увлечениям и возможностям. Так же, помимо необходимости в активной деятельности, у подростков есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Культуре досуга следует учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Обучение подростков умениям и навыкам самоорганизации – важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к несерьезному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, следует развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, рациональное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного освоения подростками навыков самоорганизации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg