Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Современный спорт и проблема становления личности юного спортсмена

gemsconslebria1971 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Таким образом, актуальность работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан молодой страны, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного уровня развития личности. Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления. Задача исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности с высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта. Физкультура и спорт изучаются разными отраслями науки, и каждая создает свое представление об этом предмете исследования. Исследование темы воспитания личности с помощью занятий физической культурой и спортом тесно соприкасается со сферами научного знания психологии физкультуры и спорта, социологии, педагогики. Эта тема была исследована представителями ленинградской (санкт-петербургской) школы (А.П. Цуни, Н.Б. Стамбулова, Е.Р. Биспен, Г.Д. Горбунов, А.С. Егоров и др.). Между тем до сих пор в науке и общественном сознании не сформировалось целостное представление о путях реального использования креативных возможностей феномена физической культуры для физического и нравственного совершенствования человека и его полноценной самореализации в современном мире. Важнейшим условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания. Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта может придать новый импульс педагогическим и социальным изысканиям новых решений важной проблемы использования физической культуры и спорта для гармоничного развития и всестороннего совершенствования человека.
Введение

Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Сложно переоценить значение этих результатов в условиях становления достаточно молодого государства, каким является Украина. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано с ответственностью за себя и своих близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы развития.
Содержание

Введение 1. Современный спорт и проблема становления личности юного спортсмена 1.1 Спорт в современном обществе. Социальная сущность спортивной деятельности 1.2 Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль спорта 2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности. 2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма. 2.2 Физкультура и развитие морально-волевых качеств личности. 2.3 Игровой и соревновательный методы физического воспитания. 2.3.1 Игровой метод: особенности и применение. 2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование. Заключение. Список использованной литературы.
Список литературы

1. Абзалов Р.А., Яруллин Р.Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №7, с. 14-15. 2. Ананьев Б.Г. Об одной онтопсихологической задаче // В сб. Проблемы психологии спорта. - Л., 1970. 3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с. 4. Башкатов А. Физкульт-привет. Лягте на пол, три-четыре. // Киевский телеграфЪ. - 2006.- №23 (175). 5. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. - СПб., 1991. 6. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). - Кишинев: Штиинца, 1986. - 162 с. 7. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. - М.: Мысль. 1991. - 98 с. 8. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 40 с. 9. Здутов В.Н. Педагогические принципы формирования личности при обучении спортсменов-школьников борьбе «Панкратион» // Спорт в школе. - №48(400). - 16-30 ноября 2006 г. 10. Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. - №9(412). - 1-15 мая 2007 г. 11. Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, - 1992. 12. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. // Теория и практика физической культуры, 2001, №4, с. 21-27. 13. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи, диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, №3, с. 11-14. 14. Паначев В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления // Социология физической культуры и спорта, 2005, №5, с. 98-107. 15. Писаренко В.Л. Сегодня - здоровые дети, завтра - здоровое общество // Спорт в школе. - №10(361). - 16-31 мая 2006 г. 16. Цуни А.П. Проблема личности в психологии спорта. - М., 1980.- 220 с. 17. Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. - Л., 1978. 18. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена // В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - Л., 1988. 19. Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2. - СПб., 1997 - с. 35-49. 20. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: ИЦ «Академия», 2001.- 368 с. 21. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Теория и практика физической культуры, 2003, №3, с. 15-29. 22. Шукис С., Кардялис К., Янкаускене Р. Юношеский спорт - фактор социализации // Социологические исследования - 2005, №11, с. 87-96.
Отрывок из работы

1.1 Спорт в современном обществе. Социальная сущность спортивной деятельности Актуальность проблемы формирования личности юного спортсмена объясняется, прежде всего, той ролью спорта, которую он приобрел в современном обществе. Современный спорт явление уникальное и многоплановое. Взаимосвязь спорта с социальной деятельностью можно обнаружить повсюду: в области политики, экономики, науки, воспитания и образования. Спортом занимаются различные группы населения, но особенно он популярен среди молодежи, при этом личность спортсмена высокого выступает в качестве идеала для значительной части молодых людей, поэтому обществу далеко не безразлично какие ценности несет спорт в лице этой личности. В связи с этим решение проблемы формирования гармоничной личности спортсмена выходит далеко за рамки частного вопроса и требует широкого социально-психологического исследования. Теоретический анализ работ, посвященных изучению спортивной деятельности, показал, что уже с 70-80 годов социологи и психологи пытаются преодолеть односторонний подход к оценке социальной значимости физической культуры и спорта, только как к средству физического воспитания человека, укрепления и восстановления его здоровья. Спорт стал рассматриваться как часть культуры, относительно самостоятельный феномен, отражающий особенности конкретно-исторической среды, в которой он формируется. В связи с этим, в центре внимания ученых оказались вопросы, связанные с изучением тех ценностей, которые культивируются в области спорта, сопоставления их с другими социальными ценностями. Появились исследования по изучению специфики спортивной деятельности и ее влияния на процесс становления личности спортсмена. Отмечая социальную природу спорта, ряд авторов в качестве основной отличительной черты спорта выделяют его соревновательность. "Спорт утратил бы свой смысл, если не было бы соревнований, в которых наиболее концентрированно проявляется социальная сущность спорта. Через соревнования спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями". "Спорт представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические личностные отношения и установку в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом". Признавая соревнование, как основную и характерную черту спортивной деятельности, ученые рассматривают достижение максимального спортивного результата, рекорда в качестве предмета спортивной деятельности. Н.И. Визитей считает, что "предметом спортивной деятельности является максимально возможный для конкретного индивидуума результат... постоянная "нацеленность" на высокий результат, установка на активное преодоление соперника, высокий престиж спортивной победы, необходимость бороться и побеждать в соревнованиях международного ранга". Подчеркивает чрезвычайную значимость рекорда в спорте и В.М.Выдрин: "Спорт представляет собой одну из тех областей деятельности, в которой ее сущностные силы, во всем их многообразии связей, раскрываются на предельных и субпредельных уровнях. Установление рекорда, скажем, и есть конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и коллектива, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы "персонифицируют" в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности". В то же время, с точки зрения другой группы ученых, спорт изначально выполнял в обществе воспитательную функцию, а не соревновательную. Особенно ярко цель спорта, по их мнению, была выражена в идеалах олимпийского движения-достижение гармонизации развития личности. Неслучайно в Древней Греции на первых Олимпийских играх в Афинах, наряду со спортивными соревнованиями проводились конкурсы поэтов, ораторов и другие культурные зрелища. Возрождение Олимпийского движения в конце 19 века было вызвано также идеями мира, гуманизации, гармонизации развития личности. "Идея международных игр - счастливая идея. Она отвечает насущной потребности современного человечества, потребности физического и нравственного возрождения молодого поколения", -писал член Международного Олимпийского комитета, представитель России генерал А.Д. Бутовский. Согласно взглядам ученых, основная роль спорта заключается в формировании эстетических и духовных ценностей. Как считает В.У. Агеевец, "современный спорт по своему характеру все более становится разновидностью творческой деятельности, требующей значительного потенциала интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических сил личности". На это же указывает Г.Иванов: "Не рекорд, а содействие гармоничному развитию человека - вот основная функция спорта". Итак, можно констатировать, что социальная сущность спортивной деятельности включает в себя две доминирующие тенденции: с одной стороны - соревновательность, достижение максимального спортивного результата, с другой - содействие гармоничному развитию личности. Если соревновательная сущность спорта связана с его спецификой (оценка успехов спортсмена делается на основе определенного результата, достигнутого в процессе участия в соревнованиях), то для выяснения воспитательной роли спорта требуется дополнительный анализ. Существует достаточно большое количество работ по проблеме социализации личности в процессе занятий спортом. Ученые пришли к выводу, что "социализация и интеграция личности в спорте является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности". Было доказано, что спортивная деятельность оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно. В то же время в ряде работ утверждалось, что наряду с положительным влиянием спорта на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности, спорт может оказывать негативное действие на становление личности. По мнению В.У. Агеевец, в спорте прослеживаются наряду с положительными тенденциями также отрицательные, ведущие к уменьшению или искажению нравственного воздействия спорта на личность. Автор считает, что "прежде всего это зависит от системы проведения и некоторых правил спортивных соревнований, которые несут в себе объективные возможности для отрицательных нравственных последствий. Например, спортивное достижение определяет, как правило, лишь результат без нравственной оценки средств и методов достижения этого результата". Другие авторы видят причины негативного влияния спорта на личность в его соревновательной специфике. Доказывается это тем, что в ряде случаев спортивная борьба порождает индивидуалистическую направленность сознания и поведения спортсменов, затрудняет проявление таких простых норм нравственности, как сострадание, жалость, доверие, поддержка и т.д. Ю.Я.Киселев считает, что "правила в спорте базируются на одной и той же схеме - схеме строгого соперничества, которая является грубой логической копией "военно-коммерческого конфликта". Именно схема строгого соперничества снижает воспитательную роль спорта в определенных ситуациях, она вступает в противоречие с этическими нормами, присущими другим видам деятельности". Об этом же пишет и А.Н.Воробьев: "Надо смотреть правде в глаза: опасность появления атлетов, несущих в своем нравственном облике чуждые нам черты, была, есть и будет. Дело в том, что сама специфика спорта направлена на выявление превосходства одного человека над другим". Существует еще одна точка зрения среди ученых, не согласных с тем, что спорт как таковой "имманентно" несет в себе тенденцию отрицательного воздействия на личность спортсмена. Они связывают развитие отрицательных качеств у спортсменов с различными социальными факторами и прежде всего с отсутствием воспитательной работы со спортсменами. Так, Н.Н. Визитей, Л.Н. Полозкова, отмечая в своих работах в основном положительную роль спорта в воздействии на личность, считают, что он может, как и другие виды деятельности, создавать предпосылки для развития негативных качеств личности, если со спортсменами не проводится необходимая воспитательная работа. С точки зрения Т. Любецкой, спорт сам по себе ни нравственен, ни безнравственен. Спорт, как и другие виды деятельности, может создавать предпосылки для формирования, как многих положительных качеств личности, так и для развития негативных качеств личности. Только в совокупности целого ряда факторов, важнейшим из которых является качество и уровень воспитательной работы, эти предпосылки могут реализоваться в ту или иную сторону, т.е. содействовать или препятствовать формированию определенных черт духовного мира личности. О том же пишет Ю.П.Власов: "Безусловно, спорт противоречив... Его болезни - фетишизация, превращение в оружие для достижения, может быть, не совсем порядочных целей. Однако его заблуждения вообще так же естественны, как заблуждения в науке и искусстве. Но изначальная суть спорта благородна, чиста ив тысячелетиях напрочь спаялась с культурой ...И нелишне помнить: спортсмены таковы, какими их создают условия общества, они только отзываются и следуют этим условиям. Самостоятельного обособленного мира спорта не существует. Он такой же продукт общества, как и культура вообще ". Все вышеизложенное позволяет считать, что среди ученых и публицистов существуют различные взгляды на то, какова роль спорта в воздействии на личность спортсмена. Одни авторы говорят о положительном влиянии спорта на личность, другие отмечают неоднозначность этого влияния, третьи считают, что спорт, в отличие от других видов деятельности, может оказывать только отрицательное воздействие. Причины негативного влияния спорта на личность одни авторы видят в специфике спортивной деятельности, другие - в противоречиях общественного строя, ведущей идеологии в обществе, третьи - в слабой воспитательной работе. Представляется, что недостаток научных данных по проблеме влияния спорта на личность спортсмена, может приводить к заблуждениям и к необоснованным выводам как со стороны ученых, так и спортивных публицистов. Одним из таких выводов является утверждение о том, что спортивная деятельность не может оказывать гармонизирующее влияние на личность спортсмена. Для подтверждения или отрицания этого вывода необходим анализ общечеловеческих ценностей, культивируемых в спорте, так как именно в процессе принятия или не принятия этих ценностей и происходит формирование личности. А так как среди общечеловеческих ценностей именно проблеме гуманизации отводится важнейшее место, то это, в свою очередь, требует рассмотрения спорта с позиции гуманизирующей функции в обществе. 1.2 Влияние физкультуры на развитие личности. Противоречия современного спорта: гуманизирующая и дегуманизирующая роль спорта При написании работы мною была поставлена цель - показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями. А утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками». Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других - все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого, кто к нему приобщается? И пусть мы знаем, что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. «Для меня спорт - это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия»,- заявляет признанный в прошлом фигурист и широко известный ныне миру тренер Станислав Жук. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия. «Десять лет, проведённых в большом спорте, - рассказывает о себе известный горнолыжник Жан-Клод Килли, - были годами борьбы. Я столкнулся со всем, что формирует характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, узнал я и самое прекрасное, что есть на свете - людскую дружбу». И эти слова прямо дополняют высказывание замечательного гимнаста Юрия Титова. В одном из своих выступлений он заявил: «Ведь это и есть, пожалуй, самое интересное в спорте - душевные, товарищеские отношения между людьми, тут прямое проявление высших нравственных достоинств человека. А чего стоит, например, борьба атлета за самого себя, за собственные возможности, за преодоление, казалось бы, недосягаемых рубежей?..». В высказываниях представителей разных социально-политических систем много общего. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность - личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты весь раскрываешься в порыве. Следовательно, спорт для человека - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения. Признавая важную роль спорта в гуманизации социальных отношений на протяжении своего существования, ученые разных стран пытаются прежде всего дать оценку спорта в современном мире и прогнозируют пути его дальнейшего развития. Нельзя не отметить, что и по этим вопросам среди ученых нет единой точки зрения. Одни авторы утверждают, что спорт в современном мире служит гуманистическим ценностям, другие указывают на нарастание дегуманистических тенденций в спорте, особенно в спорте высших достижений. Сторонники признания положительной роли спорта в современном обществе считают, что спорт оказывает существенное позитивное воздействие не только на физическое развитие человека, но и на его духовный - мир - мир эмоций, эстетических вкусов и мировоззренческих представлений. Спорт дает каждому человеку огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения. 2. Роль физической культуры и спорта в формировании личности Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период человек формируется не только физически, но и морально. Вот почему в эти годы должна быть не только создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека, но и сформированы определенные психофизические качества. На современном этапе развития образования главной целью школьного предмета «физическая культура» является содействие формированию физической культуры школьников [3, стр. 9]. Следовательно, в рамках этого предмета: одновременно решаются образовательная и воспитательная задачи. На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры. 2.1 Физкультура как фактор гармоничного развития организма По данным Всемирной организации здравоохранения, всеми видами физкультурно-оздоровительной работы у нас охвачено 9% жителей страны. Это в 5-6 раз меньше, чем в Финляндии, Швеции, Франции, Германии, США, Канаде и других развитых странах. Причем среди взрослого населения лишь 4 украинца из 100 систематически занимаются физкультурой. [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
190 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 88 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Финансовый менеджмент, 65 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 33 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Сервис, 46 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg