Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоритические аспекты формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы

gemsconslebria1971 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Актуальность проблемы обусловила выбор Темы исследования - Формирование гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические средства формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. Объект исследования: процесс формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. Предмет исследования: педагогические средства формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. Гипотеза: формирование гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы будет наиболее эффективным, если с учетом их возрастных, психических, физических, индивидуальных особенностей. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность гражданской идентичности. 2. Изучить особенности формирования основ гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. 3. Провести диагностику уровня формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. 1. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, реферирование, обобщение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных. Практическая значимость материалы исследования могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Теория воспитания и обучения младших школьников в образовательном процессе», a также на уроках и факультативных занятиях по формированию гражданской идентичности младших школьников в образовательном процессе. Методологической основой исследования стали работы Г.Ф. Гаврилычевой, Э.Г. Захаровой, Е.Н. Землянской, М.В. Шакуровой, В.П Сергеевой, отмечают А.Г Асмолов – научный руководитель, (директор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, д.психол.н., профессор), О.А.Карабанова, Т.Д.Марцинковская, М.С.Гусельцева, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С.Терехова , В.В.Глебкин, М.В.Левит в которых определяются особенности деятельности и позиции педагога как участника процесса формирования гражданской идентичности школьников в образовательном процессе Новизна работы заключается в следующем: 1. изучены, проанализированы и уточнены понятия «гражданственность» , «идентичность». 2. теоретически обоснованны аспекты формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы учитывая педагогические средства. Экспериментальной базой явилась Ишимская МАУ СОШ №4. Выборка исследования представлена учащимися 2 класса. Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объём работы 83 страницы.
Введение

Трудности становления гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, H. A. Борытко, О.И. Донецкой, A. A. Козлова, И.В. Суколенова и др. Проблема формирования как отметили А.Г Асмолов – научный руководитель, (директор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, д.психол.н., профессор), О.А.Карабанова, Т.Д.Марцинковская, М.С.Гусельцева, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, Х.Т. Загладина, Е.С.Терехова , В.В.Глебкин, М.В.Левит, гражданская идентичность обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за границы составляют реалии жизни нашего государства. Гражданская идентичность считается важным конституирующим составляющей гражданской общественности, выступает почвой массового самосознания, интегрирует общественность государства и считается гарантией прочности страны. Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами (школа, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации и т.д.). Составление гражданской идентичности гарантирует согласие единство самосознания личности, как ученика поликультурного общества на базе присвоения системы общечеловеческих моральных ценностей, свободу его самовыражения на базе учета обилия общественных установок, общепризнанных мерок и ценностей.[5] Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе начальной школы представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учеников. Анализ действуйщей практики по формированию гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении (В.С. Собкин). Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации процесса обучения по сравнению с компетентностной и деятельностной.[14] Происходящие в последнее время действия в политическом деятеле, экономике и культуре признают очевидность всё больше видимой издержки прогрессивным социумом обычного штатского -гражданского воспитания. B связи с данными, смысл воспитания учеников патриотизма и гражданственности важно растет, a наметивший процесс положительных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества настоятельно просит возрождения его духовных почв, основательного знания исторических ценностей и геройского Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества. [12: 48] B числе задач общественного воспитания детей в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданская идентичность реализуется средствами всех институтов, тем не менее, ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе. Школа как институт воспитания и социализации может предоставить педагогические средства, технологии, методы воспитания гражданина, однако определение его ценностных основ происходит в более широком социальном пространстве, в сфере общественного сознания, политики, культуры, морали. Любое воспитание должно опираться на определённые ценности, задающие его цели и содержание. Каждый новый этап реформирования образования привносит в активный профессиональный словарь новые термины, большинство из которых так или иначе определяют лицо реформы. Конечно, от научного обоснования и политического решения до реального воплощения в практике работы образовательных организаций проходит не один год. Формирование российской гражданской идентичности учащихся – актуальная задача системы образования. B частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС OOO дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; 1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 2. усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. «Формирование» гражданской идентичности y школьников проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их немалого социально-нравственного опыта, a иногда противоречивых и негативных впечатлений и влияний, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Г гражданская идентичность, прежде чем достигнуть зрелости, проходит ряд ступенeй социального развития» [4:3]. Противоречивость между отсутствием обобщенного подхода и рекомендациями по формированию гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы.
Содержание

Введение Глава 1. Теоритические аспекты формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы 1.1. Гражданская идентичность, сущность, и ее основные характеристики 1.2. Особенности формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы 1.3. Педагогические средства формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы Вывод по 1главе Глава. 2. Опытно- экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы 2.1. Диагностика уровня сформированности гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы 2.2. Реализация педагогических средств формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы 2.3. Анализ результатов исследования Вывод по 2 главе Заключение Библиографический список Приложения
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоритические аспекты формирования гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе начальной школы. 1.1. Гражданская идентичность, сущность, и ее основные характеристики. Формирование гражданской идентичности учащихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования трудную задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Поскольку в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач нашей школы должна стать задача гражданского воспитания школьника. Но эффективное воспитание гражданина и патриота своей страны невозможно и без участия семьи. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства. С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной. При этом необходимо выделить следующие обстоятельства. Во-первых, до сих пор в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе. Во-вторых, несмотря на принимаемые институтами государства и общества меры, социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений. В-третьих, известно, что детство и юность является самой благодатной порой для привития гражданских и патриотических чувств. По всей видимости, гражданское образование окажется более эффективным в том случае, если его содержание будет тесно увязываться с инновационными методами и формами обучения и воспитания. Проблема экспериментального исследования назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства. А к чему может привести отсутствие правильного гражданского образования, мы можем видеть на примере Украины. Поэтому экспериментальное исследование направлено на выявление пробелов в знании подростков и проведение мероприятий, повышающих уровень гражданской идентичности учащихся. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности учащихся, связанная с политической обстановкой в мире, с укреплением социальной солидарности в обществе, с необходимостью сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, и обусловила выбор темы работы. Формирование гражданской идентичности является ключевой задачей образования в модернизации России. Известно, что личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет. Следовательно, «степень» гражданственности определяется тем, насколько эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства. Следует отметить, что полноценное участие граждан в управлении государством, в том числе в решении вопросов, связанных с обороной и безопасностью, явилось важнейшим демократическим завоеванием Нового времени. Известно, что само понятие «гражданин» было введено во Франции для утверждения единства общества, ликвидации его деления на сословия и устранения каких-либо привилегированных групп (дворян, духовенства, королевской семьи и т.д.). «Декларация прав человека и гражданина» провозгласила: «Все граждане Франции в отличие от бессловесных безропотных подданных выступают как равноправные члены общества». Провозгласив равноправие граждан, революционное правительство Французской республики немедленно объявило их обязанностью защищать, отстаивать свое Отечество и новый политический строй. В настоящее время тема гражданского образования детей и подростков все более активно обсуждается в психолого-педагогической методической и научной литературе. Под «гражданским образованием» сегодня понимается целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний; развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования способности к гражданскому действию (гражданской активности). Специалисты делают вывод, что гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. п.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисcность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Таким образом, главная цель современного гражданского образования - воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества. В настоящее время все больше употребляется такое понятие, как гражданская идентичность. Существуют различные определения этого понятия. Скорей всего - это представление человека о самом себе, принадлежность его к определенной социальной группе и осознание им этого факта. «Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации». «Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор». В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности - патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры. "В мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией", — сказал глава государства В.В.Путин. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 г., отмечается, что уже на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. [992] Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. 1. Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России, 2. формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности, 3. формирование правовой культуры и социально-политической компетентности, 4. формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства, воспитание патриотизма, воспитание толерантного сознания. В современных условиях проблема формирования гражданской идентичности одна из актуальных проблем воспитания обучающихся. В ФГОС НО отмечается, что на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [44]. Прежде чем раскрыть сущность понятия « граждaнcкая идентичность », рассмотрим понятия «гражданственность» и «идентичность». Педагогический словарь определяет «гражданственность» «качеством личности, которое характеризуется стремлением и умением работать во имя интересов страны, нации, ответственностью по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав» [27: 145].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg