Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Причины социального сиротства в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан

nemo_art 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Социальное сиротство складывается из индивидуальных и групповых поступков, возрастание которых составляют большую опасность для всего общества в целом, для нормального протекания его социальных, нравственных процессов. Увеличение количества социальных сирот, их социальная и правовая незащищенность означает нравственную деградацию не только на уровне семьи, но и на уровне государства.
Введение

Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX в., повлекли за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества, обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющихся в ослаблении родительских функций, уменьшении ответственности родителей за содержание и воспитание детей [7]. Происходящее в современном обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков. Сегодня наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Проблема социального сиротства возникла в 1950-е гг. Стремительная урбанизация общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения усугубляют данную проблему. В это время появились первые отказные дети. Современное российское общество поставлено перед объективной необходимостью решения этой проблемы в связи с интенсивным увеличением брошенных детей [23, 29]. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [5]. С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими [11]. По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. На начало 2014 года количество детских домов оценивалось в 1520, причем за пять предыдущих лет эта цифра сократилась на 20%. В 1990 году в детских домах и интернатах воспитывалось 113,4 тыс. сирот. На протяжении 14 следующих лет эта цифра постепенно увеличивалась, достигнув пика в 2004 году. Тогда в учреждениях находилось 188,8 тыс. детей. После этого в стране начался спад. По данным на 2015 год, в детских домах и интернатах воспитывалось 60,1 тыс. несовершеннолетних [16, 19]. По данным на 2016 год, в России было более 90 тыс. приемных семей, в них воспитывалось более 148 тыс. детей (всего в российских семьях было более 400 тыс. приемных детей, в том числе под опекой). С 2011 года детей с особенностями развития в приемных семьях стало больше на 60%, а число кандидатов в усыновители и приемные родители увеличилось в 2,5 раза: с 12 тыс. в 2011 году до 31 тыс. в 2015-м. В 2016 году более 130 сиротских учреждений находилось в ведении Минтруда, в них проживало около 20 тыс. детей. Также в стране работает более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот (детские дома, коррекционные детские дома, школы-интернаты). Обнаружилось и качественно новое явление - «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. Сиротство - это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Наибольшую важность в современных условиях приобретают причины появления социальных сирот. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, несовершенное законотворчество, неэффективная работа социальных служб называются в качестве причин неуправляемого роста социального сиротства детей. Цель исследования: изучить причины возникновения социального сиротства на примере Белокатайского района Республики Башкортостан и определить пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан. Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические вопросы понятия и причин социального сиротства. 2. Дать характеристику современного состояния проблемы социального сиротства России и Республики Башкортостан. 3. Провести эмпирическое исследование причин социального сиротства на примере Белокатайского района Республики Башкортостан. 4. На основании полученных результатов исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию социальной работы по снижению проблемы социального сиротства. Объект исследования: социальное сиротство как социологический феномен. Предмет исследования: причины социального сиротства на примере Белокатайского района Республики Башкортостан и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан. Степень научной изученности темы исследования. В рамках социологии семьи феномен социального сиротства изучался А.И. Антоновым, С.Н. Буровой, М.Ф. Дементьевой, А.Б. Любимовой и др. Среди теоретиков социологии детства можно отметить Н.В. Васильеву, С.В. Кочнева, З.Х. Саралиеву, С.Н. Щеглову и др. В последнее десятилетие появилось большое количество научных исследований по проблемам семейной социальной политики: работы Н.Н.Азисовой, С.Н.Кауновой, Г.И.Климантовой, Г.В.Синицыной, Г.М.Цинченко, Н.П.Шок и др. Непосредственно проблемой социального сиротства и способов его профилактики занимались такие исследователи, как: В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина, Е.И. Морозова, В.Н. Ослон, Л.К. Сидорова, А.Ш. Шахматова и др. Однако постоянный рост числа детей-сирот в современной России свидетельствует о недостаточной разработанности мер и способов предотвращения социального сиротства в научной литературе. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы могут быть использованы при формировании социальной политики, направленной на снижение проблемы социального сиротства и в оптимизации деятельности органов социальной защиты, в возможности принятия управленческих решений по данной проблематике. Данные исследования могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, молодежных центров, а также в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров по социальной работе Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной работы. В первой главе рассматриваются причины социального сиротства в России и в Республике Башкортостан, а также изучаются модели социальной защиты и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во второй главе анализируется причины социального сиротства в Республике Башкортостан, а также изучается общественное мнение граждан Белокатайского района по вопросам социального сиротства и выявляются пути решения проблем сиротства в современное время.
Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………….…………………………………………..……3 ГЛАВА 1. ДЕТИ-СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…8 1.1 Понятие и причины социального сиротства………………………………..8 1.2 Истоки социального сиротства в России …………………………………18 1.3 Современное состояние проблемы социального сиротства в Республике Башкортостан ………………………………………………….………………..23 1.4 Модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………27 1.5. Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях..36 Выводы по первой главе………………………………………………………...41 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА НА ПРИМЕРЕ БЕЛОКАТАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………….46 2.1 Организация и методы исследования …………………………………… 46 2.2 Результаты собственного исследования …………………………………. 47 2.3 Пути решения проблемы социального сиротства на современном этапе …………………………………………………………………………………….53 Выводы по второй главе………………………………………………………...59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..……….......................................... 67 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….71
Список литературы

1. Акимова М.Н. Организация работы с приемными семьями. - Самара: Самвен.- 1998. 2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб: Питер.- 2000. - 304 с. 4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: SvR-Ларгус.-1994. - 208 5. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 2004. 6. Васильев А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе // Современное право. - 2016. - №9. - С.54-57. 7. Васильев А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №2. - С.108. 8. Васильев А.Ю. Причины, факторы социального сиротства и предполагаемые пути его решения / А.Ю. Васильев //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XXXIII. – М.: «Прометей».- 2005. - С. 283-287. 9. Васильев А.Ю. Проблема социального сиротства на современном этапе/ А.Ю. Васильев/. - Уфа: РИО БашГУ, 2016. – 20 с. 10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - 160 с. 11. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2010. - 440 с. 12. Возвращение домой. Из опыта работы с родителями уличных детей. / Под общей ред. Галияхметова Р.Р. – СПб.: УСПХПБОФ «Служение» Социальный приют «Радуга Надежды», 2002. – 38с. 13. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Иванова Н.П.-М.:АПО.- 2006. 14. Дети риска в центральной и восточной Европе: угрозы и надежды. Краткое изложение Проекта Регионального доклада - М.: -1997. - №4. - 27с. 15. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002. – 59с. 16. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: «Вопросы психологии», 2002. 17. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Особенности социализации детей-сирот и детей группы риска по социальному сиротству. - Кострома: КГУ, 2005.-189 с. 18. Зыков О.В., Артемчук А.Д., Баушева И.Л. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. - М.: НАН, 1999. - 120с. 19. Интернет-журнал «Оазис»// Оазис.-2006.- № 13 (33). 20. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -479с. С.343.. 21. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка. - М.: Дрофа.- 2001. 22. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Ред.-сост. Мухина В.С. – М.:- 2001. 23. Лиханов А. Дети без родителей: Книга для учителя. - М.: Просвещение.- 2006.. 24. Социальная политика : учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 395 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8386-9. 25. Милованов Л.В. «Тверская,13»// Тверская,13.-1997.-№3. 26. Михеева Л. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. М.:- Палеотип.- 2002.- 248 с. 27. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 200 с. 28. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект.- 2001. - 416 с. 29. Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот / И. Б. Назарова // Моск. обществ. науч. фонд. – М., 2000.- 239 с. (Науч. докл. // Моск. обществ. науч. фонд; N 120). 30. Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Я. Олиференко.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 256с. 31. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. - М.:- 1998. 32. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред.П.Д.Павленок.-3-е изд.,испр. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.-560с.- (Высшее образование). 33. Пикхарт К. Е.. Руководство для одиноких родителей. - М.: 2004. 34. Поддубная Т. Н. Управление социальной защиты детства / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 347с. 35. Постановление Правительства РФ «Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 13 сентября 1996 г. 36. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). Учебно-методическое пособие.- М.:- 1994.- 209 с. 37. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. - М.:- 1995. 38. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ 39. Семейный кодекс Российской Федерации: официальный текст, действующая редакция.- М.: Экзамен, 2016. – 96с. 40. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов/Под, ред. Л.И. Смагиной. – Минск,- 2005. 41. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой.- М.: Юрист, 1997. – 424с. 42. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. -М.: 2005. 43. Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС.- 2004. 44. Социальная работа в европейских странах/Под общ. ред. Н.Б.Шмелевой. – Ульяновск: УлГу, 2004. 45. Терновская М.Ф., Иванова Н.П. Развитие патронатного воспитания в регионах России. - М.: Слово, 2002. - 126 с. 46. Трапезникова О.Г., Воронова Е.Л. Как защитить права ребенка?.-Ростов н/Д.: ГНМЦ.- 1998. 47. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» 48. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. В.А.Сластенина. - М.:Академия.-2001.-208 с. 49. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. - СПб.: Речь, 2003. - 143с. 50. Юницкий В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. - М., 1992. 51. www.pfo.ru/?id=24136
Отрывок из работы

Глава 1. Дети–сироты как объект социальной работы 1.1 Понятие и причины социального сиротства Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь [3, 35]. Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики [14, 44].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg