Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой

nemo_art 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
На современном этапе становится необходимым возвращение к гуманистическим приоритетам, прослеживается повышенный интерес к вопросу формирования гуманных чувств в дошкольном возрасте. Пробуждать интерес и любовь к животному миру у детей необходимо для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости в отношении природных объектов (чтобы помогать, заботиться и защищать родную природу), для предупреждения черствого и жестокого отношения к живой природе.
Введение

Сегoдня oсобеннo остро стoит вопрoс о нравственнoм, гуманном отнoшении челoвека к окружающему миру прирoды. Это связанo в первую очередь с потребительским и часто агрессивным отнoшением к прирoде, обесцениванием нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается материалистическое, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития у детей нравственно-oриентирoванной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дoшкольников пoявляется бескoрыстная нравственная мoтивация: они начинают испытывать потребнoсть в прoявлении добра, забoты о ком-либо, осoзнавать обязаннoсти, как перед другими людьми, так и перед oбъектами живой и неживoй прирoды. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков. Трудно представить себе воспитания у детей гуманных чувств без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей. Умение чувствовать, слышать и видеть природу, замечать животных и растений, нуждающихся в помощи, - не только показатель экологической культуры, но результат внутренней духовной работы. Невоспитанность и невежество в этой тонкой сфере психики ведут к чёрствости, бессердечию, равнодушию к природе, грубости в обращении с ее объектами. Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого, даже если этот другой – животное или растение. «Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение», - писал в свое время Шопенгауэр. Отсутствие сочувствия дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их. Проблема изучения гуманных чувств как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода. С одной стороны, она рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А.Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, Р.Н. Ибрагимова, А.Г. Ковалев, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, З. Фрейд и другие), а, с другой стороны, как один из аспектов экологического воспитания. Педагогами и психологами подчёркивается, что гуманные чувства личности закладываются в дошкольном детстве в процессе разнообразных взаимоотношений ребенка. Учёные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие) отмечают особую значимость этого возраста для формирования основ гуманного отношения к миру природы. Несмотря на ценность психолого-педагогических работ по проблеме формирования гуманных чувств у дошкольников, многие аспекты остаются мало изучены, например, недостаточно раскрыты содержание, средства, методы и приёмы формирования гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой, что не позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) эффективно осуществлять этот процесс, а также осуществлять диагностику по данному направлению. Противоречие между потребностью общества в формировании у детей дошкольного возраста гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого вопроса определило проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой? Выявленные противоречия обусловили выбор темы «Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой». Цель исследования: изучение педагогических условий воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой. Объект данного исследования – процесс воспитания гуманных чувств у дошкольников средствами живой природы. Предмет исследования – педагогические условия воспитания гуманных чувств у дошкольников средствами живой природы. Гипотеза. Воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой будет проходить более успешно при условии: - знания и понимания педагогом значения развития гуманных чувств у дошкольников как важной составляющей экологического воспитания; - использования предложенной системы наблюдений, игр, бесед и упражнений по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой; - взаимодействия педагогов и родителей по формированию гуманных чувств и нравственных мотивов взаимодействия детей с объектами живой природы. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи: Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать психолого-педагогическое обоснование проблеме экологического значения воспитания гуманных чувств у детей; 2. Раскрыть методы и приемы ознакомления дошкольников с живой природой; 3. Выявить условия воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой; 4. Провести диагностику развития гуманных чувств у детей 4-5 лет; 5. Апробировать методы и приемы воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой; 6. Дать анализ результатов воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой. Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы о единстве человека, общества и природы, о непреходящей ценности всего живого (В. И. Вернадский, М.С. Каган, Э. В. Гирусов, Н.М. Мамедов, И.Н. Моисеев и другие); теории формирования личности ребёнка в дошкольном детстве (Л.С. Выготский, Л. И. Божович, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положения педагогов о влиянии природы на формирование гуманных чувств детей дошкольного возраста (О.Ю. Зырянова, Е.В. Виноградова, Т.С. Комарова, И.В. Корганова, О.А. Соломенникова, Ю.Г. Ширяева и другие). Методы исследования. В работе использовались методы теоретического исследования (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования) и методы эмпирического исследования (обобщение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, методы диагностики направленности личности дошкольника, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа). Практическая база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» г. Нижнеудинска. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная система занятий, дидактических игр, бесед и упражнений по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой может быть использована педагогами в практике работы дошкольной образовательной организации, студентами в процессе профессиональной подготовки. Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………..…………………………………………..…3 Глава 1. Теоретические аспекты воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой………………………………......7 1.1. Понятие и экологическое значение воспитания гуманных чувств у детей 1.2. Методы и приемы ознакомления дошкольников с живой природой….14 1.3. Условия воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой………………………………………….…...19 Выводы по первой главе……………………………………………………...26 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой………………………………………………………………………....28 2.1. Диагностика развития гуманных чувств у детей 4-5 лет…………………28 2.2. Методы и приемы воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.……………………........................37 2.3. Анализ результатов воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой…………………………..………..58 Выводы по второй главе………………………………………………………61 Заключение……………………………………………………………………...63 Список использованной литературы………………………………………..65 Приложение……………………………………………………………………..69
Список литературы

1. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира./ В. В. Абраменкова.- М.: ЭКСМО, 2009. - 224 с. 2. Аксенова П.В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника. Автореф. дисс. на соиск.уч.ст.к.п.н. – М.,2012. – 36 с. 3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2004. – 135 с. 4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 2010. — 560 с. 5. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009. – 125 с. 6. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Челябинск, 2010. – 35 с. 7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.:Наука, 2006. – 408 с. 8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М.: ЦКФЛ РАО, 2005. – 145 с. 9. Жуковская Р.Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Козловой С. А. - М.: Просвещение, 2009. – 142 с. 10. Зайнуллина Г. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 62-64. 11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 2008. – 89 с. 12. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80 с. 13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. 14. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 2008. – 87 с. 15. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие.- М.: АРКТИ. 2005. – 149 с. 16. Кондратьева Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова. Издательство. Детство-Пресс. 2006.-229 с. 17. Корганова И.В. Об отборе знаний о животном мире при формировании субъектно-этического отношения к природе у пятилетних дошкольников// Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск VII/ Сост. Н.М. Чалов. - М.: МГПУ, 2009. – 89 с. 18. Коробова М. В. Малыш в мире природы: метод, пособие для воспита¬телей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. — М.: Просвещение 2009. — 94 с. 19. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: Академия развития, 2000. — 176 с. 20. Кшнясева Л.Л. Чувство природы. Экологическое образование детей старшего дош¬кольного возраста. — Екатеринбург, объединение «Дворец молодёжи». 2010. – 97 с. 21. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. к.п.н. – Якутск. – 2003. – 35 с. 22. Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. М. Маневцева, П. Г. Саморукова. — СПб.: Детство-пресс, 2009. – 189 с. 23. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 171 с. 24. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.- М.: Новая школа, 2010.– 144 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой 1.1. Понятие и экологическое значение воспитания гуманных чувств у детей Проблема воспитания гуманных чувств у детей сложна и многогранна. Гуманность в человеческих отношениях принадлежит к числу вечных вопросов, которые волновали человечество на протяжении веков. В работах педагогов и просветителей - Д. Локка, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, поднималась проблема воспитания гуманных чувств у подрастающего поколения. Г. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо считали, что умственные силы ребёнка, его нравственные качества ничто так не формирует, как наблюдения различных царств естественного мира. Л.Н. Толстой отмечал: «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». К.Д. Ушинский среди различных сторон воспитания главное место отводил воспитанию нравственности, гуманизма. Нравственное воспитание, по его мнению, должно развивать в ребенке гуманные чувства. В.А. Сухомлинский отмечал: «Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, то есть учить сопереживать» [цит. по 14, с.35]. В словаре В. Даля читаем: «Гуманный... - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный» [7, с.39]. Гуманность рассматривается чаще всего как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сорадования и сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах соучастия, содействия, помощи» [21, с.39].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg