Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Обучение звукопроизношению и навыкам дифференции звуков старших дошкольников вне занятий

nemo_art 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга. В основе звукопроизносительного процесса лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата. К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка.
Введение

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучения родному языку, развития речи, речевого общения – одна из главных. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития фонематического восприятия. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи - залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонении в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова), а также практический опыт логопедической работы, обучение по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно – речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение звуковым анализом. Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Логопедическая работа, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления письма и чтения (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия). Актуальность данной проблемы состоит в том, что фонетико – фонематическое недоразвитие необходимо устранить до поступления в школу. Это обеспечит успешное обучение грамоте. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст 5 года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Таким образом, темой нашего исследования является обучение правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста. Цель курсовой работы - выявить условия для успешного развития правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Объект - звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс развития правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза - развитие правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте идет эффективно в случае применения в работе с детьми методик, с использованием пальчиковой гимнастики, специально разработанных для нормально-развивающихся дошкольников. Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы определили следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Рассмотреть деятельность педагога по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста. 4. Рассмотреть этапы обучения детей правильному звукопроизношению. 5. Провести экспериментальную работу по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста. 6. Представить результаты исследования по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической и методической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов; эмпирические – беседа, наблюдение, анализ документов, педагогический эксперимент. База проведения – исследование проводилось в МАДОУ «Росинка» г.Ноябрьска ЯНАО. В эксперименте приняли участие 11 детей в возрасте 5-7 лет, 2 педагога. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что систематизирован практический материал, определены пути коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Социально-экономическая значимость исследования определяется тем, что разработанная специальная система коррекционных мероприятий улучшает перспективы преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи у детей, обеспечивает условия более успешного обучения грамоте. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы коррекционной работы с детьми.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….7 1.2. Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе и основной принцип формирования правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..15 1.3. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению………………17 1.4. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР)………………………………..22 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Методики изучения правильного произношения детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..29 2.2. Результаты исследования правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...31 2.3. Методические рекомендации родителям, педагогам ДОУ по обучению детей старшего дошкольного возраста правильному произношению ………………………………………...41 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...49 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52
Список литературы

1. Алексеева А.М., Яшина В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. - М.: Академия, 2014. – 400с. 2. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд-ва: АСТ, Астрель, 2016. – 64с. 3. Белобрыкина О.А. Речь и общение: Попул. пос. для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,2012. – 240с. 4. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь / КАРО Спб, 2013. – 39 – 51с. 5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2014. – 240с. 6. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение,2014. – 271с. 7. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И.Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 192с. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Изд-во: ГНОМ и Д, 2014. – 64с. 9. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 2013. – 240с. 10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2012. – 40с. 11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. – 16с., цветная вставка. 12. Львов М.Р. Основы теории речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2015. – 247с. 13. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2014. – 160с. 14. Методика обучения грамоте / Под ред. Т.П. Сальниковой, М., Сфера, 2012. – 120с. 15. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Изд-во: Союз, 2014. – 224с. 16. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта,2015. – 208с. 17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 224с. 18. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А.Сохина. М., «Просвещение», 2017. – 224с. 19. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь: Альбом для педагога. – М.: Владос, 2014. – 96с. 20. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. – 240с. 21. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2015. – 239с. 22. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М: «Гном-Пресс», 2014. – 80с. 23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – М.: Просвещение, 2014. – 142с. 24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Изд-во: Айрис – Пресс, 2013. – 224с. 25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 240с. 26. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Уч. пос. для студ. высш. и сред. пед. уч. зав. – М.: Академия, 2014. – 560с. 27. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С. – П., 2015. – 21с. 28. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. – М., 2016. – 40с. 29. Шапиро Ф.Б. Лукоморье. Игры и головоломки со звуками и буквами. Изд-во Академия Развития, 2015. – 8с. 30. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2014. – 64с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста Психическое развитие ребёнка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, от тех качеств, которые заложены в нём с природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе и мозгу, благодаря которому ребёнок может освоить сложные виды психической деятельности. Даже такое близкое по строению мозга существо, как человекообразная обезьяна, не сможет стать полноценным человеком и освоить сложные виды предметной деятельности. Другими словами, именно человеческий мозг является условием того, что младенец станет человеком. Отечественные психологи считают, что полноценное развитие ребёнка возможно только благодаря умелому руководству со стороны взрослого. Однако не менее важную роль в психическом развитии играет активность самого ребёнка. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормальная наследственность, пластичный мозг, чтобы он воспитывался в культурней среде, необходимо, чтобы он сам совершал определённые формы активности, управление которыми осуществляет взрослый. Эти формы активности организуются в сложные системы деятельности, освоение которых является главной задачей в становлении детской психики. Действия, которые усваивает ребёнок (вытирание полотенцем, еда с помощью ложки и др.), обеспечивают не только развитие мозга, но и развитие психики. Эти действия первоначально выступают как практические, с помощью которых достигается определённый результат. Параллельно с развитием внешних действий у ребёнка начинают развиваться внутренние действия, составляющие основу психического развития. К внутренним действиям относятся действия восприятия, мышления, воображения, памяти и т.п., позволяющие ребенку ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с условиями ситуации, в которой он будет действовать. Характер взаимодействия педагога с ребёнком определяется выбором стратегии образовательной работы, то есть ролью взрослого в детском развитии. Особенность образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что, попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребёнка эмоционально напряжённой, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребёнка. При работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ними. Важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, подчёркивали представители психоаналитической концепции. Один из разработчиков такого подхода, Э.Эриксон, подчёркивал: на различных возрастных этапах перед ребёнком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создаёт социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность дошкольника, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несёт ответственность за решение базовых жизненных задач, которые определяют судьбу ребёнка: малыш либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы. Всё многообразие форм работы с детьми осуществляется в конкретных образовательных ситуациях, которые создаёт педагог или которые возникают стихийно при взаимодействии ребёнка с окружающим миром. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg