Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

nemo_art 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
В ходе выполнения магистерской диссертации нами была обоснована актуальность темы исследования: «Патриотическое воспитание при обучении математике», поставлена цель: сконструировать и теоретически обосновать модель реализации патриотического воспитания в системе обучения математике. В первой главе проанализированы основные понятия, такие как «воспитание», «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание», «патриотизм».
Введение

Актуальность исследования. На рубеже 90-х годов прошлого столетия Россия претерпела огромные социальные изменения, повлекшие крушение Советского Союза и создание новых социальных отношений. Вместе с этими событиями, как отмечают исследователи "трансформации в молодежной субкультуре, увлечение западными образцами поведения привели к снижению интереса к национальной культуре, культурным и техническим достижениям своего народа [69, с. 3]. Отмечается также утрата духовного единства со своим народом, падение патриотических чувств, стремление к личной выгоде, падение мотивации к собственному развитию. Период с конца 90-х до начала 2000 годов, как показывает анализ педагогической и периодической литературы того времени, можно назвать периодом вакуума в воспитательной работе в целом, и, в частности воспитании патриотизма, у молодежи. В настоящее время можно констатировать изменение вектора реализа-ции патриотического воспитания на противоположное направление. Прези-дент нашей страны Владимир Путин объявил приоритет патриотизма над знаниями. "Получить знания – это непросто, современные особенно, широкие знания, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи", – отметил В.В. Путин на встрече с учителями – наставниками выпускных классов в июне 2017 года [http://www.21jun2017/patriotisma boveall.html]. Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения в настоящее время приобрела в последнее десятилетие большое государственное значение. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» [58] в качестве одной из основных задач определяет «воспитание патриотов России», «способных к социализации в условия патриотического общества», «уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [17] является продолжением программ, разработанных на 2001-2005, 2006-2010 и 2011-2015 годы. Она сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из важнейших факторов единения наций. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, лежащая в основе ФГОС второго поколения представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия учреждений общего образования с другими субъектами социализации, среди которых: семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации. Целью этого взаимодействия называют совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. При этом образованию отводится ключевая роль в сплочении российского общества, его консолидации перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, государству, настоящему и будущему своей родины. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) основного общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, в частности портрет вы-пускника основной школы содержит такие характеристики: «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» [82, с. 7]. Проблема патриотического воспитания приобретает особое значение и вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню. Приоритетом воспитательной политики становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка школьника к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе. Актуализация проблемы усиливается тем, что школа как одна из социальных институтов имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения. Несмотря на достаточную разработанность проблемы, тем не менее, можно выделить противоречие между: - высокой потребностью современного общества в личности человека, готовой к сознательному служению Родине, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения; - педагогическим потенциалом в воспитании патриотизма на уроках математики и недостаточном научно-методическим обеспечением процесса патриотического воспитания на уроках математики как составной части целостного образовательного процесса. Названные противоречия выдвигают проблему поиска эффективных путей реализации патриотического воспитания при обучении математике. Уточнение роли и места уроков математики в воспитании патриотизма школьников требует особого внимания. Несмотря на абстрактный характер математической науки можно использовать уроки математики для формирования патриотического воспитания учащихся, подобрать содержательный материал «текстовых» задач, исторические сведения, различного рода приложения и т.п. Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность по отношению к обучению математическим дисциплинам определили выбор темы исследования «Патриотическое воспи-тание при обучении математике». Цель исследования: разработать, теоретически и экспериментально обосновать модель патриотического воспитания школьников при обучении математике, выявить и апробировать педагогические условия ее реализации. Объектом исследования выступает процесс обучения математике в 5-6-х классах средней общеобразовательной школы. Предметом исследования является патриотическое воспитание при обучении математике. В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто утверждение: в процессе обучения математике учащихся 5-6-х классов реализация патриоти-ческого воспитания будет эффективной, если: – разработана и внедрена модель патриотического воспитания, вклю-чающая целевой, содержательный, организационный и результативный ком-поненты; – созданы педагогические условия ее реализации: • целенаправленная личностно-ориентированная организация процесса формирования патриотизма как нравственного качества личности школьника , • содержание учебного курса математики целенаправленно и система-тически обогащать сюжетными математическими задачами, а также заданиями интегративного и межпредметного характера, содержа-щими исторические, географические и биографические сведения, несущие нравственную, правовую, политическую культуру России, культуру межнациональных отношений, с учетом психолого-физиологических особенностей этого возраста. • оптимально сочетать урочную и внеурочную работу обучающихся средствами конструирования школьниками сюжетных математиче-ских задач, составления книжек-малюток, тематических брошюр, использования дидактических и деловых игр, межпредметных проектов. • в процессе обучения математике для проведения патриотического воспитания использовать задачи и другой материал, предварительно проведя их систематизацию в соответствии со структурными компонентами патриотизма, как нравственного качества личности; При определении критерия эффективности патриотического воспитания мы исходили из требований, предъявляемых к такой работе: 1) качество и количество мероприятий, направленных на реализацию патриотического воспитания; 2) уровень сформированности патриотизма как нравственного качества личности. Для достижения поставленной нами цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, официальных документов в сфере образования. 2. Определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни проявления патриотизма школьников. 3. Классификация сюжетных задач в зависимости от структуры пат-риотизма как нравственного качества личности. 4. Составление комплекса задач с патриотическим содержанием по каждому выделенному классу и разработка методики проведения уроков и внеурочных мероприятий с использованием таких задач. 5. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению со-стояния сформированности патриотических качеств личности обучающихся 5-х классов. 6. Проведение формирующего эксперимента по реализации модели патриотического воспитания при обучении математики. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: научно-теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; нормативно-правовых документов по организации обучения и воспитания школьников; изучение передового педагогического опыта; целенаправленное наблюдение, опрос, анкетирование (закрытое и открытое), интервьюирование школьников и учителей; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов эксперимента, методы математической статистики. Для статистической обработки данных, полученных в процессе педагогического эксперимента, для выявления достоверности различий между исследуемыми группами респондентов был выбран критерий Стьюдента. Экспериментальной базой исследования выступала МАОУ «СОШ № 33» города Стерлитамака. Этапы исследования. Исследовательская работа осуществлялась в три этапа с 2015 по 2017 годы. На I-ом этапе исследования (2015-2016 гг.) определялась проблема, тема исследования. Разрабатывался понятийный аппарат, определялись основные цели и задачи исследования, анализировалась философская, психолого-педагогическая и научно-методическая литература по теме исследования, нормативно-правовые документы в области образования школьников, проводился констатирующий этап педагогического эксперимента. На II-ом этапе исследования (2016-2017 гг.) осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, разрабатывалась и апробировалась модель реализации патриотического воспитания школьников, осуществлялся формирующий эксперимент, проверялась выдвинутая гипотеза, совершенствовались способы диагностики результатов, проводилась первичная обработка экспериментальных данных. На III-ем этапе исследования (2017-2018 гг.) осуществлялись обработка, обобщение, систематизация и интерпретация полученных данных. Подводились итоги, формулировались выводы, оформлялись в текстовом виде результаты проведенного исследования (текст выпускной квалификационной работы – диссертационного исследования магистра). Научная новизна исследования состоит в том, что: – разработана и апробирована модель реализации патриотического воспитания при обучении математике, содержащая целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты, – выявлены и обоснованы педагогические условия реализации данной модели. Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследова-ния обобщают и дополняют теорию и методику обучения и воспитания в об-разовательной области "математика". Практическая значимость исследования заключается в том, что со-держащиеся в нем теоретические положения и выводы способствуют совер-шенствованию процесса патриотического воспитания. Разработанная модель реализации патриотического воспитания учащихся при обучении математике может найти применение в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных школ. Материалы исследования могут быть использованы при построении программ в системе подготовки и повышения квалификации учителей математики общеобразовательных учреждений, применены в высших профессиональных учебных заведениях в системе подготовки будущих учителей математики. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются его методологической основой; комплексным применением методов исследования, адекватных проблеме, цели, объекту, предмету, и задачам исследования; логикой построения опытно-экспериментальной работы; количественным и качественным анализом результатов эксперимента; применением методов математической статистики в обработке экспериментальных данных. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные поло-жения и результаты исследования обсуждены на заседании кафедры алгебры, геометрии и методики обучения математике, методологическом семинаре научно-образовательной лаборатории методических исследований кафедры алгебры, геометрии и методики обучения математике; конференции "Молодежь. Прогресс. Наука" (2016 и 2017 гг.), а также на VIII-ой Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум" – 2016 гг. с публикацией статьи "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математике" [33]. На защиту выносим такие положения: 1. Модель реализации патриотического воспитания школьников, включающая целевой, содержательный, организационный, и результативный компоненты, которые определяют цель, задачи, подходы, принципы, формы, методы и результат, способствует эффективному формированию патриотизма как нравственного качества личности обучающихся. 2. Педагогическими условиями реализации разработанной модели выступают: • целенаправленная личностно-ориентированная организация про-цесса формирования патриотизма как нравственного качества личности школьника , • целенаправленное и систематическое обогащение содержания учебного курса математики сюжетными математическими задачами, а также заданиями интегративного и межпредметного характера, содержащими исто-рические, географические и биографические сведения, несущие нравствен-ную, правовую, политическую культуру России, культуру межнациональных отношений, с учетом психолого-физиологических особенностей этого возраста. • систематизация используемых сюжетных задач в процессе обуче-ния математике в соответствии со структурными компонентами патриотизма, как нравственного качества личности; • оптимальное сочетание урочной и внеурочной работы обучаю-щихся средствами конструирования школьниками сюжетных математических задач, составления книжек-малюток, тематических брошюр, использования дидактических и деловых игр, межпредметных проектов. 3. Основными критериями и показателями, определяющими уровень сформированности патриотизма у обучающихся являются три составляющие: когнитивный, эмоциональный и действенный. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, списка использованных источников и литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ……………… 12 1.1. К истории вопроса ........................................................................ 12 1.2. Основные понятия исследования…...……………………..…… 18 1.3. Нормативно-правовые основы патриотического воспитания... 25 1.4. Психолого-педагогические основы реализации патриотического воспитания школьников......................................... 29 1.5. Патриотическое воспитание при обучении математике в средней школе как методическая проблема..................................... 35 ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ................................. 41 2.1. Критерии оценки эффективности патриотического воспитания............................................................................................. 41 2.2. Сконструированная модель реализации патриотического воспитания............................................................................................. 47 2.3. Ход и результаты экспериментальной работы........................... 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...... 74 ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 84 ?
Список литературы

1. Агафонова Е. В. Путешествие в страну Алатырь / Е. В. Агафонова, Е. С. Мигунова // Математика в школе. – 2013. – №8. – С. 49-54. 2. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении проблемные пе-реживания в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Андреева. – СПб., 2003. – 23 c. 3. Балясная Л.К. Своеобразное и общее воспитательных систем / Л.К. Балясная // Воспитательные системы современной школы: опыт, поиски, перспективы /сост. Л. К. Балясная. М.: Медиа-центр, 2004. – 176 с. 4. Белинский В.Г. Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана, для больших и маленьких детей. – С.-Петербург, 1840. 5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.– 528 с. 6. Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М.: Советская эн-циклопедия, 1956. – Т.39. – 664 с. 7. Буружио, В.П. Патриотическое воспитание на уроках математики [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka. ru/ master__klass _quotpatrioticheskoe _vospitanie _na_urokah _matematikiquot - 18182.htm. 8. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотиче-ского воспитания в школе / А. Быков // Воспитание школьников – 2006. – №6. – С. 8-11. 9. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики/ З. П. Васильцова. – М.: Педагогика, 2003. – 337 с. 10. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015. –280 с.: ил. – ISBN 978-5-346-03300-4 11. Вовденко О. Региональный компонент на уроках математики [Текст] / О. Вовденко, Л. Двуреченская, И. Круглова, О. Лавторова, И. Чеботарева // Математика. – 2015. – март. – С. 4-8. 12. Воронович Б. А. Философский анализ структуры практики. – М.: Мысль, 1972. – 279 с. 13. Выступление Президента России Владимира Владимировича Пу-тина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотиче-ского воспитания молодёжи. 12 сентября 2012 года, Краснодар. http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 14. Гершунский Б. С. Методологическое знание в педагогике. / Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров. – М.: Знание, 1986. – 151 с. 15. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А. А. Глебов. Волгоград: Перемена, 2004. – 251 с. 16. Голотвин Х. Г. Традиции советского патриотизма / Х. Г. Голотвин, Р. Я. Мирский. – М.: Мысль, 1975. – 200 с. 17. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»: Утверждена. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] – 18. Губанов Н. И. Советский патриотизм – патриотизм нового, выс-шего типа. – М.: Госполитиздат, 1960. – 201 с. 19. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия/ В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 224 с. 20. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В. И.Даль. – М.: Русский язык, 1989. – 442 с. 21. Дольто Ф. На стороне подростка: пер. с фр. А.К. Борисовой / Франсуаза Дольто. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 364 с. – [Электрон-ный ресурс] – 22. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Зорин В. И., – Алматы: «Создік-Словарь», 2002 [Электронный ресурс] – 23. Ермохина Н.Г. Саморегуляция поведения подростков / Н. Г. Ермохина. – Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2004. – 125 с. 24. Есина Е.А. Психолого-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи / Е. А. Есина // Высшее образование сегодня. – 2008. – №8. – С. 39-41. 25. Закон РФ “Об образовании” // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. М.: Московский лицей, 1993. – № 1. – С.1-43. 26. Зубарева И. И. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 15-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 270 с.: ил. 27. Зубарева И. И. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 14-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 264 с. 28. Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с. 29. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учите-лей к патриотическому воспитанию учащихся: диссер…. д.п.н по спец. 13. 00.08 /Н.В. Ипполитова. –Челябинск: ЧГУ, 2000. –
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. К истории вопроса При анализе основных направлений педагогических исследований можно использовать два подхода: историко-хронологический и логический [70, с. 15]. В настоящем параграфе обратимся к первому подходу. Историко-хронологический подход исходит из того, что рассмотрение и развитие проблемы не может рассматриваться вне времени и пространства: оно связано с определёнными историческими переломными моментами в жизни общества. Как отмечается в известном электронном словаре «Википедия», в исто-рии термин «патриотизм» как особое чувство использовался для названий различных явлений в общественных отношениях, и, соответственно, имеют место различные словосочетания с термином «патриотизм». В указанном словаре приводятся следующие примеры использования различных словосочетании: • государственный (или этатический) патриотизм, который понимается как любовь к государству; • имперский патриотизм, вопринимаемый как лояльность (любовь) к им-перии и её правительству; • квасной патриотизм (ура-патриотизм) – это гипертрофированное чувст-во любви к государству и своему народу; • полисный патриотизм – это любовь к полису, то есть к образу жизни, особенностям, традициям, культам, такой вид патриотизма, отмечается в словаре, существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах; • ультрапатриотизм – это любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах; • городской патриотизм – это любовь к своему городу; • этнический патриотизм понимается как любовь к своему этносу. Само понятие патриот (от греч. рatria – родина) идет с античных времен, хотя ряд авторов (к примеру, Н.В. Ипполитова в своем диссертационном исследовании указывает на это), считают, что впервые это слово появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. [29, с.21]. В педагогических исследованиях в качестве исторических переломных моментов нашего общества, прежде всего, выделяются Октябрьская Социалистическая Революция, а также распад Советского Союза. Эти события разделили всю историю педагогики, в том числе и педагогики высшей школы на три принципиально различающихся периода: дооктябрьский период, советский и постсоветский (современный) периоды.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg