Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

nemo_art 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 109 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Этнокультурная компетентность старших дошкольников – это сложное индивидуальное образование, которое интегрирует в себе теоретические знания, практические умения, навыки, этнокультурные ценности и сознательный выбор моделей поведения. Успех формирования этнической компетентности у детей старшего дошкольного возраста зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определения ее содержания. Главная цель работы воспитателя по данному направлению – вызвать у дошкольников интерес к культуре народов Крайнего Севера, его истории и культуре.
Введение

Современная российская ситуация обостряет деформацию национальных отношений, что чрезвычайно актуализирует проблему формирования этнически компетентной личности. Соединяя в себе интересы, чувства и ценности народа, этническая компетентность определяет систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в этнокультурной среде. В современном мире, когда наряду с процессами самоопределения наций происходят интеграционные процессы, принципиально важно, чтобы дети были воспитаны в духе культуры межэтнических контактов, сохраняя исторически обусловленную национальную неповторимость, национальное достоинство, этническую компетентность. Развитие и усложнение человеческого общества, взаимопроникновение культур и стилей жизни, задачи, которые ставит государство перед сферой образования, определяются во многом и воспитанием толерантного гражданина, и одновременно патриота своей страны, своей национальной культуры. Современную эпоху многие называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры различных народов во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует важность и необходимость сохранения и познания каждой личностью своей самобытной культуры. В сегодняшней социокультурной ситуации, когда индивид находится на рубеже культур, взаимодействие с ними требует от каждого понимания и уважения к культурной идентичности других людей. В этой связи единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей, и только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур. Долгое время в отечественной науке этнические феномены рассматривались преимущественно историками и этнографами. Ими осуществлен глубокий анализ формирования национального сознания и самосознания народов, особенностей их функционирования и межэтнического взаимодействия на разных этапах развития общества и др. Проблемой формирования этнокультурной компетентности занимались такие ученые, как Ю. В. Бромлей, Ф. Ф. Болонев, И. С. Кон, С. В. Лурье, А. Б. Мукаева., В. К Панькин и др. Решению теоретико-методологических аспектов изучения этнокультуры способствовали культурологические исследования А. И. Арнольдова, С. Н. Артановского, А. А. Аронова, М. М. Бахтина, Л. Н. Гумилева, Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачева и др. Из сказанного выше можно сделать вывод, что на современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного воспитания становится как никогда насущно необходимой. Главная задача - это формирование национального самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. Социальный комфорт в обществе будет в том случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Как известно, дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Учитывая все это, можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности, а как следствие и формирование этнокультурной компетентности [4, С. 24]. Объект исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности старших дошкольников. Предмет исследования: содержание работы по формированию этнокультурной компетентности старших дошкольников посредством знакомства с культурой народов Крайнего Севера. Цель исследования: разработать диагностические материалы позволяющие определить уровень этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, а также систему мероприятий по формированию этнокультурной компетентности детей, посредством повышения уровня знаний о народах Крайнего Севера, праздниках, традициях и обычаях, сказках, играх народов Крайнего Севера. Задачи исследования: 1. На основе изученной педагогической литературы определить особенности формирования этнокультурной компетентности у детей страшего дошкольного возраста. 2. Разработать диагностические материалы позволяющие определить уровень этнокультурной компетентности детей, провести диагностику. 3. Определить формы, методы и средства работы по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста 4.Разработать систему мероприятия, способствующих повышению уровня этнокультурной компетентности детей 6–7 лет, посредством повышения уровня знаний о народах Крайнего Севера, праздниках, традициях и обычаях, сказках, играх народов Крайнего Севера. 5. Проверить целесообразность разработанной системы мероприятий. Гипотеза исследования: специально организованная работа по ознакомлению с культурой народов Крайнего Севера может содействовать расширению этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста при: – комплексном использовании различных средств по ознакомлению с культурой народов Крайнего Севера; – формировании положительного отношения к различным этническим группам Крайнего Севера; – создании устойчивого интереса к этнокультуре народов Крайнего Севера; – организации совместной работы педагогов и родителей по ознакомлению с культурой народов Крайнего Севера. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды Л. С. Выготского, исследовавшего закономерности психического развития личности; работы по исследованию этнической компетентности отечественных психологов Б. Г. Ананьева, С. А. Баклушинского. И. С. Кона, В. С. Мухиной, Б. Ф. Поршнева, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатовой, Л. Б. Шнейдер; исследования этнической идентичности в зарубежной науке Э. Эриксон, Дж. Мид, Дж. Тернер; исследования Л. И. Божович, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина. Методы исследования: Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, а также приложений, в которые вошли конспекты НОД. Введение раскрывает актуальность, определяет тему, цель и задачи исследования; выделяется объект, предмет и формируется гипотеза. В главе I «Теоретические подходы к проблеме формирования этнокультурной компетентности у старших дошкольников» раскрыты основные понятия «этнокультурная осведомленность», «этнокультурная компетентность». Рассмотрены основные подходы по проблеме этнокультурной компетентности. Раскрыты формы, методы и средства работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольника. В главе II «Организация работы по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой народов крайнего севера» описаны все этапы педагогического эксперимента. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» г. Магадана в подготовительной к школе группе № 10. Исследованием было охвачено 13 детей. На I (констатирующем) этапе исследования после проведенных с детьми диагностических бесед, был сделан вывод, что у старших дошкольников достаточно низкий уровень знаний и представлений о народах Крайнего Севера. У детей недостаточно знаний о праздниках, традициях и обычаях, сказках, играх народов Крайнего Севера. Уровень этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста также на низком уровне. На II (формирующем) этапе исследования разработана система мероприятия, способствующих повышению уровня этнокультурной компетентности детей 6–7 лет, посредством повышения уровня знаний о народах Крайнего Севера, праздниках, традициях и обычаях, сказках, играх народов Крайнего Севера. III (контрольный) этап исследования подтвердил целесообразность разработанной системы мероприятий. Уровень этнокультурного развития детей старшего дошкольного возраста достаточно повысился. Все дети, принимавшие участие в исследовании повысили уровень этнокультурного развития, их уровень повысился с низкого до среднего (77 %), и со среднего до высокого (23 %). На низком уровне не осталось ни одного ребенка. В заключении сформированы общие выводы и подводится итог исследовательской работы. Библиографический список включает в себя 50 источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория 7 1.2. Формы, методы и средства работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольника 10 1.3. Ознакомление старших дошкольников с культурой народов, как одна из форм работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольника 14 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 2.1. Констатирующий эксперимент 17 2.2. Формирующий эксперимент 25 2.3. Контрольный эксперимент 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 БИБЛИОГРАФИЯ 44 ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Список литературы

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – М : Наука, 2001. – 247 с. 2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология / Арутюнян Ю.В. , Дробижева Л.М. , СусоколовА.А. – М : Аспект-Пресс, 2006. – 271 с. 3. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 3 – С. 189–195. 4. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В. и др. Мониторинг в детском саду. - СПб. : Детство - Пресс, 2010 – 426 с. 5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М : Наука, 2005. – 102 с. 6. Бузко, И. А. Хрестоматия для дошкольников. / И. А. Бузко. – М. : Детская литература, 2010. . 7. Васильева А. А. Поликультурное образование в контексте мирового опыта: аккультурационный и диалоговый подходы / /Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С. С. Чернова. – Новосибирск : НГТУ, 2011. – 349 с. С.20–24. 8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2009. 168 с. 9. Головина М. Ю. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями // Теория и практика образования в современном мире. – Спб.: Заневская площадь, 2014 – 96–98 с. 10. Жемчужины земли Колымской / ОГБУК Магадан. обл. дет. б-ка; сост. Т. А. Васина; отв. за вып. Т. Д. Панова. – Магадан : ОДБ, 2014. – 32 с. 11. Захарова Л. М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании //и Ульяновск : УлГПУ, 2008 – 106 с. 12. Зенкова, Л. Г. Этнокультурное воспитание дошкольников в дополнительном образовании / Л. Г. Зенкова // Педагогическое образование и нау-ка. – 2010. – №5. – С. 29–32. 13. Ибрагимова, Л. А. Этнопедагогика в системе поликультурного образования / Л. А. Ибрагимова // Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе : сб. науч. тр. – Чебоксары, 2007. – С. 22–42. 14. Комратова Н. Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 33 – 46. 15. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: методическое пособие. – М.: Синтез, 2012. – 208 с. 16. Лебедева, Н.М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: РУДН, 2003.- 278 с. 17. Леонтьев, А. А. Россия: многокультурность и толерантность / А. А. Леонтьев // Век толерантности : научно-публицистический вестник. – М. : МГУ, 2001. – С. 46–53. 18. Методические рекомендации. Об организации внеурочной дея-тельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 // Вестник образования. – 2011. – № 11. – С. 4–20. 19. Микляева Н., Ю. Микляева, М. Новицкая. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. – М.: Айрис-пресс, 2006г. –75с. 20. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб.пособие / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России. – 2005. – 256 с. 21. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Оверчук Т. И. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 136 с. 22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М : Высшая школа, 2013. – 944 с. 23. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М : Мозаика-синтез, 2016. – 299 с. 24. Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – 162 с. 25. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. :Владос-пресс, 2004. – 365 с. 26. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавров и магистратуры / А. Н. Джуринский – М. : Издательство Юрайт. 2016. – 257 с. 27. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42. 28. Поштарева Т. В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей: Монография. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 112 с. 29. Расскажи мне сказку: современные эвенские сказки / Чина Моторова (подл. имя автора Зинаида Владимировна Самсоненко) – М. : Охотник, 2016. – 86 с. 30. Садохин А. П. Межкультурная компетентность // Журнал социологии и соw. антропологии. – 2007. – № 1. – С. 125 – 139. 31. Светлый лик «Чудной планеты» // История освоения колымского края и культуры Магаданской области. Часть 1. – 2013. – 280. 32. Северячок: региональная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. комплект / авт.-сост. Л. А. Труфанова; Л. С. Давыдова, Г.В. Гончарук . – 2-е изд., испр. и доп. – Магадан : Изд. СВГУ, 2008. – 286 с. 33. Северячок. Лето: учеб.-метод. пособие по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплект / авт.-сост. Л. С. Давыдова, Л. А. Труфанова; рец. Н. Г. Волобуева, Н.Н. Полевая. – Магадан : Охотник, 2009. – 136 с. 34. Семейные ценности в контексте этнопедагогики / Г. Ф. Биктаги-рова, Р. А. Валеева, А. А. Валеев [и др.]. – Казань : ТГГПУ, 2009. – 136 с. 35. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебн. пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-576 с. 36. Степанова О. Н. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ: методическое пособие для воспитателей / Сост. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова – Я. : Издательство ИПКРО. 2006. – 65 с. 37. Супрунова, Л. Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования / Л. Л. Супрунова //Этнопедагогика педагогика жизни. - М.: Элиста, 2001. - 95 с. 38. Тюлепаева Э. Р. Становление этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в многонациональном саду // «Детский сад от А до Я». – 2010. – № 4. – С. 91 – 98. 39. Федорова С. Н. Этнокультурное развитие детей уч. пособие. – М : Форум, 2016 – 176 с. 40. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. – М : Педагогическое общество России, 2004. – 240 с. 41. Фролова А. Н. Игры народов Крайнего Северо-Востока России – М : 2000. 42. Фролова А. Н. Субкультура детства малочисленных народов Северо-Востока России.уч. пособие. – Магадан : СВГУ, 2011 – 106 с. 43. Хрестоматия к региональной программе «Северячок»: Уч. пособие / Сост. Л. С. Давыдова, Л. А. Труфанова. – 1-е изд. - Магадан, 2008. – 193 с.: ил. 44. Этнопедагогика в глобальном образовательном пространстве : сб. науч. тр. / Л. В. Кузнецова (отв. ред.). – Чебоксары : Плакат. – 2012. – 264 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме формирования этнокультурной компетентности у старших дошкольников 1.1. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория Анализ научной литературы показал, что учеными Г. Н. Волковым, Т. В. Поштаревой и др. подчеркивается зависимость успешной социализации человека в современном поликультурном социуме от использования потенциала этнокультуры в детстве. В современных исследованиях (А. Р. Георгян, С. В. Мажаренко и др.) начальным этапом становления этнокультурного опыта личности определено формирование ее этнокультурной осведомленности. Для того чтобы разработать его рабочее определение, необходимо проанализировать составляющие этнокультурной осведомленности. Сущность этнокультурной осведомленности раскроем через содержание таких родовых понятий, как «этнос», «культура», «осведомленность». Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова трактует первую часть сложного слова «этнокультурный» как «относящийся к народу», к этносу [22, С. 913]. В переводе с греческого «этнос» имеет множество значений, среди них «народ», «племя», «толпа», «группа людей» и др. В широком смысле «этнос» был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО – та часть соответствующего этноса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определенную социально-экономическую целостность» [27, С. 43]. Понятие этнической осведомленности встречается в работах Н. М. Лебедевой, О. В. Луневой, Т. Г. Стефаненко рассматривается в двух значениях: – в качестве одного из возможных способов реагирования на различия между людьми и определяется как осознанное распознавание этничности (этнической принадлежности) людей и групп; – в качестве когнитивного компонента этнической идентичности, где выступает в виде совокупности знаний об этнических группах – своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg