Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

nemo_art 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
С 1995 г. в законодательстве о прокуратуре пре¬дусмотрен новый вид прокурорского надзора: надзор за соблюдени¬ем прав и свобод человека и гражданина (глава 2 ФЗ РФ «О прокура¬туре Российской Федерации»). Отношение к этому виду надзора в юридиче¬ской литературе неодинаковое. В некоторых учебниках данный вид прокурорского надзора вообще не рассматривается . По мнению А.Х. Казариной, наличие «специальной главы, посвященной охране прав и свобод человека и гражданина, отражает реальные позитивные изменения в обществе, усиление правоза¬щитной функции прокуратуры», вместе с тем «не ведет к появле¬нию новой самостоятельной отрасли надзора. Скорее это под отрасль».
Введение

Актуальность. По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяют основные направления прокурорского надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1,2,3,4 разд. III, а также в разд. IV (ст. 28, 36, 37) Закона о прокуратуре. Одним из таких направлений является прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина является одной из наиболее важных целей и задач прокурорского надзора. Впервые направление «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» было выделено в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. Это вызвано необходимостью усиления борьбы с участившими¬ся посягательствами на права и охраняемые законом интересы граждан. Однако, по мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправ¬данно. Оно не может осуществляться самостоятельно, обособ¬ленно от других отраслей прокурорского надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод человека и граж-данина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в общем надзоре, и в надзоре за исполнением законов орга¬нами дознания и предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы. Против этого можно было бы возразить, сославшись на гл. 2 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в которой специ¬ально регулируется надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. И если есть специальная глава, то должна существовать и самостоятельная отрасль прокурорского надзора. Но такой вывод представляется формальным. Во-первых, по данному закону прокуратура осуществляет надзор не за соблюдением прав и свобод человека и граждани¬на, а за исполнением законов (ст. 1). При выявлении наруше¬ний законности прокуроры должны не только их устранять, но и восстанавливать нарушенные права и охраняемые законом интересы граждан и других субъектов. Таким образом, защита прав и свобод человека и граждани¬на реализуется прокурорами при осуществлении надзора за ис¬полнением законов. Следовательно, специальной отрасли по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не существует. Можно лишь говорить о специальной правоза¬щитной функции прокурорского надзора, которая реализуется во всех его отраслях. Во-вторых, гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре Российской Федерации, по существу, дублирует гл. 1 того же раздела, по¬священную первой отрасли прокурорского надзора. В ней ука¬зываются те же субъекты, за исполнением законов которыми осуществляется надзор. В ст. 27 гл. 2 говорится, что прокуроры используют предусмотренные ст. 22 закона полномочия, кото¬рые предоставлены им для осуществления общего надзора. Это еще раз подтверждает отсутствие специальной отрасли по над-зору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ибо при наличии таковой были бы выделены и специальные отрас¬левые полномочия. В наше время особенно актуально стал вопрос о защите прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств - задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов прокуратуры. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина явились предметом исследования многих ученых и практиков, труды которых составили теоретическую базу настоящего исследования. В частности, автор опирался на результаты научных изысканий А.И. Алексеева, В.И. Баскова, С.И. Березовской, В.Г. Бессарабова, Г.И. Бровина, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, А.А. Власова, В.З. Гущина, Н.И. Лазаревского. Объектом исследования является комплекс правоотношений, возникающих в ходе осуществления органами современной российской прокуратуры защиты прав и свобод человека и гражданина. Предметом исследования являются теоретические и организационные основы, правовая регламентация и некоторые прикладные аспекты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина. Целью курсовой работы - рассмотреть самостоятельную отрасль прокурорского надзора – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной в курсовой работе цели определены следующие задачи: - рассмотреть понятие и содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; - рассмотреть организацию прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; -определить приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе характеризуется сущность понятие и содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, полномочия прокурора в этой отрасли прокурорского надзора. Вторая глава раскрывает организацию прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, определены приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основная часть работы изложена на 33 страницах компьютерного текста. Список литературы насчитывает 13 нормативно-правовых актов и 17 литературных источников.
Содержание

Введение………………………………………………………… 3 Глава 1 Понятие и содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………. 7 1.1. Предмет надзора…………………………………………………. 7 1.2. Полномочия прокурора………………………………………… 16 Глава 2. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………….. 25 2.1. Работа прокурора с обращениями граждан…………………… 25 2.2. Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………. 32 Заключение……………………………………………………… 36 Список использованной литературы…………………………… 44
Список литературы

- нормативно-правовые акты 1) Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005. 2) Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с. 3) Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. – М., Издательство "Зерцало", 2001. - 512 с. 4) Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 460 с. 5) Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.А. Галустьяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 399 с. 6) Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с. 7) О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607. 8) Комментарий к Федеральному Закону "О прокуратуре Российской Федерации" / Ю.И. Скуратов, А.Я. Сухарев, А.Г. Звягинцев и др. - М.:изд-во НОРМА,1996. 9) Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Ген. прокурора РФ. От 22 мая 1996 г. №30 // Сб.осн.приказов и указаний Ген.прокурора РФ.-М.,1999. 10) Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3). 11) Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. "О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан". 12) Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003г. № 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". 13) Указание Генеральной прокуратуры РФ от 17 июня 1996 г. № 31/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "О ветеранах". -библиографический список 1) Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М.: Зерцало, 2015.- 365с. 2) Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964. С. 229. 3) Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М., 2011.- 298 с. 4) Дьяченко М.С., Кудрин Ф.М. Прокуратура Российской Федерации. М., 2008.- 405 с. 5) Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации 6) Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.- 140 с. 7) Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005. 8) О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607. 9) Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 460 с. 10) Розенфельд В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов в предпринимательской деятельности и защите прав потребителей. Воронеж, 2006.- 321с. 11) См.: Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для вузов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2001. 12) См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2011. -С.117, 142-158. 13) См.: Сборник основных приказов иуказаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М.: НОРМА , 2001. - С. 51-58. 14) См.: Якупов Р.Х. Уголовный процесс. Учебник для вузов. 4-е изд., исправл. и доп. / Науч. ред. В.Н. Галузо. - М.:ТЕИС, 2003. - С. 30, 230-231. 15) Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора: Учеб. пособие. М., 1999. 16) Якубович Н.А. и др. Участники уголовного процесса и прокурорский надзор за обеспечением органами расследования их прав и законных интересов. М., 1995. 17) Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 1.1. Предмет надзора Надзор за соблюдением прав и свобод че¬ловека и гражданина органы прокуратуры России осущест¬вляют с давних пор, и прокуроры всегда де-лали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем са¬мым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о за¬щите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина. Нарушение законности, как правило, представляют собой посягательства на чьи либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина (п. 9 ст. 1). Борьба с наруше¬ниями законности заключается не только в их устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов. Защите подлежат социально-экономические, политические и иные пра¬ва и свободы граждан независимо от их возраста, пола, социально¬го, имущественного положения, расовой или национальной при¬надлежности, вероисповедания, убеждений. Гражданин в правовом государстве защищается от любых посягательств на его права и свободы безотносительно к тому, каким субъектом они совершены: государственным органом, общественной организа¬цией, должностным лицом или другим гражданином. Защите подлежат также права и интересы лиц, не имеющих российско¬го гражданства. В соответствии с Конституцией граждане Российской Феде¬рации обладают широкими правами и свободами: правом на жизнь, труд, образование, медицинское обслуживание, жилье; могут избирать и быть избранными в различные органы государственной власти, местного самоуправления и т. д. Но в ус¬ловиях спада производства, экономического кризиса эти права зачастую оказываются нереальными, нарушаются. Многие пред¬приятия не работают вообще или работают не на полную мощность. Растет безработица, рабочие и служащие не получают заработную плату, пенсионеры - пенсию, повышаются цены на продукты питания, товары народного потребления и т.д. На¬пример, в постановлении правительства одной из областей установлена платность всех видов медицинских услуг. Многие пациенты из-за отсутствия или недостатка денежных средств не в состоянии платить за лечение и вынуждены отказываться от него. По существу, человек утрачивает право на жизнь. Это «нововведение» - грубейшее нарушение ст. 41 Конституции РФ, в которой сказано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюдже¬та, страховых взносов и других поступлений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg