Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика работы учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся

nemo_art 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Таким образом, в процессе преодоления неуспеваемости учащихся важно: воспитывать у учащихся личное осознание необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний; использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий; проводить текущий контроль, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях учащихся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.
Введение

В наш XXI век, «век космических скоростей», проблема слабой успеваемости школьников остается «головной болью» педагогов. Рост неуспеваемости учащихся прогрессирует и его преодоление является важнейшей задачей учителя. За прошедшие десятилетия, можно выделить лишь два основных подхода к решению этой проблемы. Первый - перевод неуспевающих учащихся в следующий класс. Второй подход - повторное изучение курса за прошлый год, которое не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Тем более на второй год можно оставить учащегося, за которым числится наличие академической задолженности, при условии согласия его родителей ( ст.58 Закона «Об образовании в РФ»). Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в начальной школе у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут только накапливаться. Изучением отдельных аспектов проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников занимались многие отечественные педагоги – В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, А. А. Бударный, М. А. Данилов, А. М. Гельмонт, Л. В. Занков, Ф. Ф. Королев, М. Н. Скаткин, С. Т. Шацкий,, психологи – Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. И. Зыкова и др. При обзоре литературных источников, можно выделить следующие основные причины неуспеваемости учащихся: неготовность детей к началу систематического обучения, иногда выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате хронических заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, нарушения зрения и слуха; негативные взаимоотношения ребенка с одноклассниками и учителями; школьная дезадаптация; задержка психического развития у детей. В настоящее время специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому необходимо объединение усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Неуспеваемость учащихся школы далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике к отстающим ученикам применяется несовершенный набор средств - это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, малоэффективны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости, которая закономерно связана индивидуальными особенностями ребенка и с теми условиями, в которых протекает его развитие. Таким образом, вовремя и правильно изжитые трудности не только позволят ребёнку нормально учиться, но и сохранят его физическое и психическое здоровье. Все это и обусловило актуальность темы исследования. При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости школьников в общем, с одной стороны, и малым количеством конкретных методических рекомендаций в работе учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы причины неуспеваемости учащихся на уроках математики и методы работы учителя по предупреждению и преодолению неуспеваемости обучающихся? Цель исследования: изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников в 5-7 классах, методов преодоления данной проблемы. Объект исследования: организация работы учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости обучающихся в 5-7 классах. Предмет исследования: методы работы учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости обучающихся в 5-7 классах. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу: предполагается, что предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся 5-7 классов будет осуществляться успешнее, если строить обучение на диагностической основе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" и определить причины неуспеваемости учащихся 5-7 классов 3. Выявить методы используемые учителями математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости у обучающихся 5-7 классов. 4. Проверить экспериментальным путем эффективность используемых методов учителями математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости у обучающихся 5-7 классов. Методологическая и теоретическая база исследования: исследования по проблемам школьной неуспеваемости в работах А.М. Гельмонта, П.П. Блонского, Н.И. Мурачковского и др. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - Общенаучные: теоретического анализа специальной психологической и педагогической литературы; - Наблюдения, опрос, анкетирование учащихся и учителей математики; анализ успеваемости учащихся; -Изучение документации; -Специальные: методика диагностики выявления школьной тревожности Филипса, и тест-методика «Изучения отношения к учебным предметам (по Г.Н.Казанцевой). Научная и теоретическая новизна исследования состоит в том, что неуспеваемость учащихся 5-7 классов впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность методов работы учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся. Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Искитимская средняя общеобразовательная школа», Кемеровская область, Юргинский район, п./ст. Юрга 2-я. Участники: обучающиеся 5-7 классов, учителя математики 5-7 классов. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Общий объем работы 67 страницы компьютерного текста. Практическая значимость проведенного исследования: Результаты этой работы могут быть полезны и интересны учителям математики, работающих в 5-7 классах в условиях сельских школ. Апробация результатов исследования: материалы исследования докладывались и обсуждались на педагогическом совете образовательного учреждения (база педагогической практики).
Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости учащихся……………………………………………………………….. 8 1.1 Понятие «школьная неуспеваемость»…………………………….. 8 1.2 Психологические особенности неуспевающих школьников……. 9 1.3 Пути устранения школьной неуспеваемости………………………16 Выводы по первой главе ……………………………………………………….24 Глава 2. Эмпирическое исследование методики работы учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся на примере МБОУ «Искитимская СОШ»…………………………………26 2.1 Диагностика успеваемости учащихся………………………………29 2.2 Методика работы учителя математики по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся 5-7 классов………………...42 2.3 Определение наиболее эффективных методов по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся 5-7 классов по математике Выводы по второй главе……………………………………………………… 57 Заключение…………………………………………………………………… 59 Список используемой литературы…………………………………………… 62 Приложения…………………………………………………………………….66
Список литературы

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. 2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 1980. - 128 с. 3. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 1994. 4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. - С. 190. 5. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512с. 6. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18. 7. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться [Текст] /К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - С.24-25. 8. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. – М., 1948. 9. Блонский, П.П. Школьная успеваемость [Текст] /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 423 с. 10. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников [Текст] /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2001. - №36. - С.23. 11. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с. 12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. - 534 с. 13. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с. 14. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326. 15. Гельмонт А. М., Ривес С. М. Предупреждение неуспеваемости в школе. – М., 1940. 16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - С.165. 17. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся [Текст] /М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 432 с. 18. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с. 19. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. 20. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 317 с. 21. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников [Текст] /Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1987. - №2. - С.117. 22. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. - 335 с. 23. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику [Текст] / Н.П. Локалова. - М.: Просвещение, 1997. - С.7-12. 24. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников [Текст] /А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 1982. - №1. - С.78. 25. Маркова, А.К. Виды отношений школьников, к учению [Текст] / А.К. Маркова // Сов. педагогика. - 1984. №11. - С.12-23. 26. Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников [Текст] /Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4. - С.152-154. 27. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] /Н.И. Мурачковский. - Минск: Народная асвета, 1977. - 228 с. 28. Мурачковский, Н.И. Типы неуспеваемости школьников [Текст] / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. - С.23. 29. Немов, Р.С. Психология. Кн.3 [Текст] /Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. - 557 с. 30. Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям [Текст] / В.Б. Ольшанский. - М.: Тривиола, 1996. - С.210. 31. Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.412. 32. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 336 с. 33. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. - С.356. 34. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] /С.С. Славина. - М.: Просвещение, 1986. - 217 с. 35. Стульпинас Т. Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной работы по ее преподаванию: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1971. 36. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-хт. – М., 1979. 37. Тутушкина, М.К. практическая психология для педагогов и родителей [Текст] /М.К. Тутушкина. - Спб.: Дидактика Плюс, 2000. - 352 с. 38. Ушинский К. Д. Вопросы обучения. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. 2. 39. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст] /Г. Фигдор. - М.: Институт психотерапии, 2000. -280с. 40. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - С.243.
Отрывок из работы

1.Теоретические подходы к изучению проблемы неуспеваемости учащихся 1.1. Понятие «школьная неуспеваемость» В современной педагогике не дается определения «неуспеваемости» как отдельному, самостоятельному дидактическому понятию, она подразумевается как антипод успеваемости. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, неспособность ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнить учебные задания. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. [13, с.234]. Неуспеваемость нельзя отождествлять с неудовлетворительными оценками. Она представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности личности. [1, с.168-169]. Наилучшие определения даны в книге В.С. Цетлина “Неуспеваемость школьников и ее предупреждение". Вот строки из этой книги: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года” [40, с.243]. Здесь же В.С. Цетлин даёт определение отставанию. “Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности”. Нельзя не согласиться с автором книги, что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Далее он указывает, что в неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их [11, с.116].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg