Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологические факторы удовлетворенности трудом педагогов

nemo_art 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2019
Данная работа была посвящена изучению социально-психологических факторов удовлетворенности трудом педагогов. Труд педагога является сложным. Требования, предъявляемые к его личностной компетентности достаточно высоки. При этом в настоящее время, высококвалифицированных сотрудников не хватает. Все чаще работодатель стал обращать свое внимание не только на специальные профессиональные навыки и опыт работы, а еще на личностные особенности педагога, его умение произвести на окружающих благоприятное впечатление, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, стремление постоянно повышать качество своего труда.
Введение

Актуальность исследования. Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду, она связанна с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его личной оценкой собственной трудовой деятельности. Исследования трудовой деятельности показывают, что, удовлетворен-ность трудом является важнейшим, но не однозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производительной дисциплины, прогулам и не выходом на работу, фактом небрежного отношения к имуществу и т.д. С другой стороны, полностью удовлетворенный работник - плохой ра-ботник, у такого работника нет стремления к совершенствованию профессио-нализма, понижение мотивационной энергии, пропадает заинтересованность в результативности собственного труда. Также важна стабильность кадрового состава – это одно из основных условий эффективной работы любой организации, а проблема борьбы за низкую текучесть персонала одинаково актуальна для западных и российских компаний [22]. Удовлетворенность трудом является многокомпонентным социально-психологическим образованием, состоящим из общей удовлетворенности, вы-раженной оценкой того, насколько выполняемая работа соответствует желанию конкретного человека, и из отдельных составляющих удовлетворенности, характеризующих отношение к конкретным аспектам профессиональной среды в коллективе. Удовлетворенность трудом проявляется в эмоционально окрашенном оценочном представлении человека его ожиданиям в отношении результата своей трудовой деятельности, а также содержания процесса работы и внешних условий, в которых она осуществляется [9]. Актуальность данной темы связанна с тем, что образование относится к бурно развивающимся областям, при этом потребность в высококвалифицированном персонале в данной сфере не снижается, а только возрастает. Труд педагога является сложным, а требования к его личной образованности достаточно высоки. Для работодателя важны специальные профессиональные опыт и навыки работы, а также личностные особенности педагога, и умение произвести впечатление на окружающих. Таким образом, становится важным решить проблему, какие личностные особенности педагогов связанны с удовлетворенностью трудом. Цель исследования: выявить социально-психологические факторы удовлетворенности трудом педагогов. Объект исследования: социально-психологический феномен - «удов-летворенность трудом». Предмет исследования: социально–психологические факторы удовле-творенности трудом педагогов. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в качестве социально–психологических факторов удовлетворенности трудом педагогов могут выступать уровень мотивации и особенности межличностных отношений. Задачи исследования: 1. Проанализировать исследования по проблеме удовлетворенности трудом. 2. Провести эмпирическое исследование социально-психологических факторов удовлетворенности трудом педагогов. 3. Провести качественный и количественный анализ результатов эм-пирического исследования и сделать выводы. 4. Определить основные направления психологического консультирования по проблеме удовлетворенности трудом. Методы и методики исследования: Основными методами исследования явились: 1. Метод анализа и синтеза. 2. Психодиагностический метод. 3. Обработка данных и интерпретация полученных результатов. В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: 1. Методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом Н.П. Фетискина. 2. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. 3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методологические и теоретические предпосылки исследования: В основе работы положены концепции следующих авторов: Л.С. Выготского, В.А. Ядова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Г.М. Андреевой, А. Маслоу, А. Адлера, Г. Саймон, Т. Лири, Г. Келли, Дж. Тибо и др. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования результаты могут быть использованы в работе организационных психологов, специалистов по работе с персоналом, кадровой службы. Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска Ростовской области. В исследовании принимали участие 25 женщин в возрасте от 25 до 63 лет. Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит, из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который включает в себя 62 источника.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования социально-психологических факторов удовлетворенности трудом 6 1.1. Понятие удовлетворенности трудом в психологии 6 1.2. Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога 13 1.3. Мотивация и межличностные отношения как факторы удовлетворенности трудом 16 Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов удовлетворенности трудом педагогов 34 2.1. Организация и методы исследования 34 2.2 Результаты исследования и их интерпретация 36 2.3.Психологическое консультирование по проблеме удовлетворенности трудом педагогов 44 Заключение 50 Список литературы 53
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – 2-е из-дание. – СПб: Питер, 2001. – 172 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология". – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 362 с. 3. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Зарубежная со-циальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". – Москва: Аспект-Пресс, 2002. – 286 с. 4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: Питер, 2007. – 496 с. 5. Багадирова С.К., Юдина А.А. Материалы по курсу «Психология личности» (раздел «Теория личности»). Учебное пособие в 2 ч. Ч.2- М.: Директ-Медиа, 2014. – 172 с. 6. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала: учеб.пособие для студентов вузов обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 439 с. 7. Белкин A.C., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 88 с. 8. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений (К 100-тию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. 2014. – № 2. – С. 86-91 9. Верещагина Л.А. Оценка удовлетворения потребностей работника методом парных сравнений. // Практикум по психологии менеджмента и про-фессиональной деятельности. Под. ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М.Снеткова. - СПБ. : Речь, 2013. – с. 177-180 10. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организа-ции: учебник. – М.: Инфра-М, 2012. – 174 с. 11. Гайворонюк В. А. Система факторов мотивации трудовой активности персонала организации // Организационная психология. – 2007. № 10. - С.45 – 49. 12. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: содержание, диагностика, управление // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консульти-рование / Под ред. В. В. Щербины. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. – С. 212—230. 13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – М.: Харвест, 2005. – 976 с. 14. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е издание. – СПб: Питер, 2008. – 544 с. 15. Дрожжин Л.П. Мотивация и стимулирование деятельности человека в менеджменте. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 152 с. 16. Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический комплекс / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: Изд. центр ЕА-ОИ, 2012. – 264 с. 17. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с. 18. Казанская К.О. Основы психологии. Конспект лекций.- М.: А- Приор, 2014.-144с. 19. Казанцева Е. Н. Субъективные и объективные показатели удовле-творенности трудом // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2015. – Т. 10. – Вып. 1. – С. 63-68. 20. Карпов А.В. Конева Е.В. Маркова Е.В. Психология труда. Учебник для вузов - М.: Владос-Пресс, 2005. - 352 с. 21. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. - 560 с. 22. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: «Институт практи-ческой психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 400 с. 23. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова.- СПб.: Питер, 2003. - 143 с. 24. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп-пах.– М.: АСТ, 2010. – 446 с. 25. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М.: АСТ 2014. – 160 с. 26. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 544с. 27. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо-логии. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 174 с. 28. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М.: АСТ, 2013.-146 с. 29. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2012. - 672 с. 30. Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб: Питер.3-е издание 2012. - 352 с. 31. Межличностное восприятие в группе / В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Ю.М. Жуков [и др.]; под. ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: МГУ, 2016. – 294 с. 32. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб: Питер, 2012.- 352 с. 33. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический ком-плекс/ Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. - М.: Изд.центр ЕАОИ, 2012. – 264 с. 34. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие 4-е изд. / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 425 с. 35. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологиче-ские труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. – 398 с. 36. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб: Питер, 2015. – 416 с. 37. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 2015. – кн. 1 – 687 с. 38. Остапенко А.Д. Мотивация и удовлетворенность трудом. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 92 с. 39. Петровский В.А. Деятельностное опосредствование межличност-ных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 5–16. 40. Платонов К.К. Краткий психологический словарь.-2-е издание, переработанное и дополненное. - М: Высшая школа, 2012. - 179 с. 41. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб.: Речь, 2014. – 452 с. 42. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психоло-гия. – СПб.: Речь.2012. - 483 с. 43. Психология и работа [Текст] / под ред. Д.Я. Шульца, С.Э. Шуль-ца.– 8 - е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с. 44. Психология труда: хрестоматия учебно-методический комплекс / автор и составитель С.Ю. Манухина. – М.: Изд.центр ЕАОИ, 2013. – 275с. 45. Психология популярных профессий. / Под редакцией Л.А. Голо-вей.– СПб: Речь, 2013. – 256 с. 46. Психология труда: хрестоматия: учебно-методический комплекс/ автор и составитель С.Ю. Манухина. - М.: Изд. центр ЕАОН. 2013. – 275с. 47. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ, 2015. - 494 с. 48. Ридецкая О.Г. Социальная психология: учебно-методический комплекс/ О.Г. Ридецкая. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2014. – 516 с. 49. Социальная психология: учебник / Т.В. Бендас, И.С. Якиманская, А.М. Молокостова, Е.А. Трифонова; Оренбургский гос. ун-т. Изд. 2-е испр. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2015. – 355 с. 50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум / Ред. сост. Л.Д. Столяренко – Изд.11-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 686 с. 51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 490 с. 52. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2016. – 336 с. 53. Хвостикова В.А. Удовлетворенность работой и субъективное бла-гополучие сотрудника как фактор эффективности деятельности организации (на примере зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2012. № 1. с. 26–43. 54. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психоло-гии.– М.: Вершина, 2015. – 248с. 55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2013. – 606 с. 56. Чалых Д.А. Мотивация и деятельность. – М.: Лаборатория Книги, 2012.– 149 с. 57. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2015. – 224 с. 58. Шепель В.М. Управленческая антропология: Человековедческая компетентность менеджера. – М.: Дом педагогики, 2015. - 260 с. 59. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшан-ского. – Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 2012. – 538с. 60. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2013. - 560 с. 61. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности. - М.: «Добросвет», 2012.- 596 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования социально-психологических факторов удовлетворенности трудом 1.1. Понятие удовлетворенности трудом в психологии Удовлетворенностью трудом является, комплекс психологических установок по отношению трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В ходе профессиональной адаптации важную роль играют мотивация трудовой активности и удовлетворенность трудом. Трудовая мотивация это процесс выбора профессии и модели профессиональной активности, она обоснована на участие человека в трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом обладает функционально-производственной значимостью. Она влияет не только на количественные, но и на качественные результаты работы, скорость и точность выполнения поручений, обязательность в отношении других людей. Влияние удовлетворенности на функциональные показатели деятельности может снижаться с длительным опытом работы. Это влияние зависит также и от волевых качеств индивида, его способности не подчиняться настроению в процессе работы [40]. В современной психологии анализируются разнообразные подходы к определению удовлетворенности трудом. Например, Ядов В.А. и Киссель А.А. понятие «удовлетворенность тру-дом» толкуют как уровень адаптации работника в данной организации, которая указывает на то, что предъявляемые к нему требования и предоставляемые ему возможности отвечают всем его потребностям и соответствуют его ориентациям, социальным установкам. [61]. Немецкий социолог Штольберг Р. анализирует удовлетворенность тру-дом как психическое состояние работника, которое отражает его отношение к жизни, его трудовую установку, трудовую мотивацию, потребности и ожидания относительно работы [56]. Американский социолог Е.А. Локке характеризует удовлетворенность трудом как результат оценки своей работы, которая позволяет достичь определенных ценностей, при условии, что эти ценности могут удовлетворить потребности индивида. Существует два типа потребностей: физические и психические, потребности роста (развития). Развитие главным образом осуществляется с помощью соответствующего характера самой работы [62]. Существует множество подходов к определению понятия удовлетворенности трудом. Разобрав их можно сделать вывод, что удовлетворенность трудом - это реализация ожиданий человека от социальных, материальных и духовно-нравственных результатов своей работы. А также общее воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая условия труда и содержание, общественное признание достигнутого, величину заработка, возможности для самовыражения и самоутверждения личности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg