Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты формирования и развития письменной грамоты у дошкольников с общим недоразвитием речи

nemo_art 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
В представленной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты формирования и развития письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Количество детей, которые имеют дефекты речи, с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Поэтому важно, чтобы уже в детских дошкольных учреждениях с первых дней обучения обратили внимание на детей с нарушениями речи, на допускаемые ими ошибки в произношении, так как затем они проявятся в чтении и письме.
Введение

На сегодняшний день детей с диагнозом дисграфия становится всё больше [11]. С началом обучения в школе у детей вдруг проявляются проблемы с чтением и письмом. Вместе с тем дети хорошо учатся по математике, географии и другим предметам. С письменной речью у ребёнка обнаруживаются особые проблемы. Родители не всегда могут понять причину неуспеваемости ребёнка по русскому языку. Важно вовремя и как можно скорее рассмотреть, определить проблему и направить ребёнка к логопеду. Ребёнку, страдающему дисграфией, самостоятельно родители помочь не смогут, так как обычными школьными упражнениями особые ошибки письма не преодолеть. Ребёнок нуждается в квалифицированной помощи логопеда. Овладение письменной грамотой является базовым навыком, на котором строится всё дальнейшее обучение и развитие ребёнка. Нарушения письма, по мнению многих исследователей, базируются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной развитости психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, чувства ритма. Преимущественно ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития дошкольников является одним из основных условий результативности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Дисграфия не может возникнуть из ничего. Работу по профилактике и предупреждению дисграфии следует начинать ещё в дошкольном возрасте, до начала обучения ребёнка грамоте. Дисграфию легче предупредить, чем устранить [16]. В период максимальных возможностей становления речи, которая спустя некоторое время способствует становлению письменной речи, важно раннее обнаружение и диагностирование степени тяжести предпосылок дисграфии у детей с ОНР (общее недоразвитие речи). Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, которые приводят к нарушению формирования всех компонентов речевой системы таких, как фонетики, лексики и грамматики, – при нормальном слухе и интеллекте [7]. Значимость проблемы по предупреждению дисграфии состоит в том, что у детей с ОНР обнаруживаются определенные особенности формирования речевых и неречевых процессов, которые напрямую связаны с овладением письма, и на сегодняшний день стоит проблема изучения и поиск эффективных, целенаправленных путей профилактики дисграфии в дошкольном возрасте. Так же сложность в определении путей профилактики дисграфии состоит в несовершенстве комплектования коррекционных групп. Кроме этого, в группу принимаются дети с разными уровнями речевого развития, различным патогенезом речевого расстройства. Сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая не разработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы усложняют практическое осуществление профилактики дисграфии. В связи с вышесказанным, выбранную мной тему курсовой работы «Теоретические аспекты формирования и развития письменной грамоты у дошкольников с общим недоразвитием речи», следует считать актуальной. Целью курсовой работы является изучение и анализ данных научной и методической литературы, посвященной процессу формирования письменной грамоты детей дошкольного возраста. Объект курсовой работы: нарушение письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет курсовой работы: направления и содержание коррекционной работы по формированию письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В соответствии с темой, объектом, предметом курсовой работы, работа имеет следующие задачи: 1. Изучить теоретический анализ проблем дисграфии в логопедии, педагогике, нейропсихологии. 2. Рассмотреть особенности формирования процесса письма у детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть различные подходы в изучении дисграфии, классификацию его видов. 4. Изучить методы и приемы работы по формированию и развитию нарушения письменной грамоты у детей дошкольного возраста с ОНР. Данная курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования письменной грамоты у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………....6 1.1. Особенности формирования процесса письма у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………....6 1.2. Понятие дисграфии, различные подходы в её изучении, классификация её видов………………………………………………………………………………...11 Глава 2. Система коррекционно-логопедической работы по развитию письменной грамоты у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...…....23 2.1. Обзор диагностических методик изучения нарушения письменной грамоты у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……..………….....23 2.2. Коррекционная работа по формированию письменной грамоты у детей дошкольного возраста с ОНР ……………………………………………………...28 Заключение………………………………………………………………………….31 Список литературы…………………………………………………………………33
Список литературы

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – М., 2001. – 52 с. 2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Л, 1976. 3. Безруких М.М, Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М.: Новая школа, 1994. 4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. – М.: Изд-во МГУ, 1970. – 55 с. 5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопед. обследования детей с нарушениями речи. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995. – 64 с. 6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 1961. 7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.: 1994. 8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: 1990. 9. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 56 с. 10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю. 11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 – 336 с. 12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 13. Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003. 14. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. – М.: 1999. 15. Лалаева Р.И. Дисграфия 1998г //Логопедия// - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. с 286-301. 16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. 17. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с. 18. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.: Под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 20. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. 21. Парамонова Л.Г. Дисграфия. Профилактика и коррекция. – СПб.: 2006г. – 255 с. 22. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слогов. - М.: 2001. 23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2002. – 256 с. 24. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. 25. (Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие. / Под. ред. Т.В. Волосовец. – М.: 2002. – 256 с.) 26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: 1991. 27. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с. 28. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи. // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – М.: Владос, 2003. 29. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Нарушения речи у детей. – М.: 1993. 30. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. // Пособие по диагностике речевых нарушений. – 4 изд. доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения и формирования письменной грамоты у детей дошкольного возраста 1.1. Особенности формирования процесса письма у детей дошкольного возраста Письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела [6]. Так же, овладение навыком письма является достаточно продолжительным и трудоемким процессом, который даётся легко не всем детям. Подготовка к письму является одним из самых трудных этапов подготовки ребенка к регулярному обучению. С одной стороны, всё это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с другой стороны - с самим процессом письма. Движения руки в психическом развитии ребенка имеют особое значение, они начинают развиваться достаточно рано. Ребенок, уже в преддошкольном возрасте, легко манипулирует с предметами и игрушками несмотря на то, что рука его ещё не совсем движима, движения нескоординированные, неточные. В дошкольном возрасте улучшаются движения руки, которые связаны с использованием инструментов и орудий труда ножницы, молоток, кисточка, карандаш. По словам Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте перестроение движений и действий ребёнка состоит в том, что они начинают практически использоваться, контролироваться и регулироваться самим ребёнком на основе представления о будущем действии и условия его выполнения [9]. Овладение двигательными навыками, в особенности графическими, является созданием временных нервных связей в коре головного мозга ребёнка. Развитие движений и формирование двигательных навыков зависит как от дозревания нервно-мышечного аппарата ребёнка, так и от содержания и строения деятельности на определённом возрастном этапе. Нервная система и нервно-мышечный аппарат ребенка, по данным физиологии, 6 лет уже сформированы, как у взрослого человека. Условно-рефлекторные функции чтения и письма, согласно законам образования условных рефлексов создаются после 5-6 лет в коре головного мозга у детей. Роль слова возрастает в формировании двигательных навыков на протяжении всего дошкольного возраста.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg