Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

nemo_art 380 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Проблемы прав и свобод граждан в нашем обществе, к сожалению, интересуют далеко не всех. Создается впечатление, что общение и интересы укладываются в простейшую поведенческую модель людей, замкнутых на самих себя, потребителей. Не просматривается главный мотив образованного, культурного, интеллигентного человека - проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в обществе, стране, способность к сопереживанию, заинтересованному диалогу, соучастию, т.е. все то, что составляет истинную духовность личности.
Введение

Важные изменения, происходящие сегодня во всех сферах жизни России, касаются широкого спектра отношений общества, государства. С одной стороны, эти отношения становятся более суровыми, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе верного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти перемены требуют поиска новых путей к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в школе, где многие текущие воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только классическими средствами. В последние годы в связи с изменениями социально-экономических условий, в том числе и процессом дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, вновь обозначилась актуальность гражданского воспитания. В связи с этим, необходимы научные исследования, которые касаются не только содержания образования, но и самой структуры отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и родителями. Их главной составляющей должно стать полноправное сотрудничество, создающие выгодные условия для развития демократических начал в школе. Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и вовлечение в жизнь гражданского общества, на участие в ученическом самоуправлении, наделенном реальными полномочиями в рамках заранее оговоренной компетенции, в деятельность детских общественных организаций, направленную на социализацию школьников. Все это требует особого внимания к такому важному направлению воспитания, каким является гражданское воспитание. Гражданское воспитание – это целенаправленная поддержка подрастающего поколения в освоении ценностей гражданского общества путем создания благоприятных условий для взаимоотношений российской культурно-исторической традиции, формирующейся демократической культуры (правовое государство, рыночные отношения, народовластие) и молодежной субкультуры. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно важен вопрос о гражданском воспитании, в этом и заключается актуальность темы. Воспитание гражданина предполагает всестороннее гармоничное развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем лучше способна личность отстаивать свои права и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим обществом. Разработкой понятия «гражданское воспитание», а также «граждан-ственность» занимались многие российские исследователи. Анализировался этот вопрос представителями советской педагогики (Л.М. Архангельский, О.С. Галанин, В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов, Л.К. Фомичева, М.П. Чумакова), а наибольший интерес он привлек к себе в настоящее время. Исследователи Г.Р. Ахметжанова ,Л.В. Лазарева, разрабатывали вопрос о готовности и подготовке учителей к осуществлению гражданского воспитания учащихся. Многие современные ученые посвятили свои работы гражданскому воспитанию школьников различных ступеней обучения (О.И. Ковалева, Т.П. Осипова, Н.А. Сиволюбова, Я.В. Соколов, И.В. Харламов, М.А. Шкробова, Н.Ю. Яшина). Проблемам гражданского воспитания учащийся молодежи, а также гражданского воспитания в вузе посвящены работы Л.И. Аманбаевой, А.С. Гаязова, Н.А. Савотиной. Основной целью гражданского воспитания является воспитания гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов, и обретение опыта общественно-полезной деятельности. Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. Однако, современное образование, направленное на становление нравственных ценностей, часто ограничивается лишь формальным усвоением детьми моральных норм, приятых в обществе. Педагоги основываются на этико-нормативный подход, согласно которому нравственное воспитание приводится к усвоению ребенком конкретных норм, эталонов и образцов действий, которые основаны лишь на том, чтобы читать мораль, , что не стимулирует формирование творческой, индивидуально направленной личности. При таком репродуктивном подходе к обучению и воспитанию остаются не "задействованными" внутренние факторы - собственная инициативная деятельность ребенка по усвоению нравственных ценностей, благодаря которой и происходит развитие таких свойств личности школьника, с которыми он был бы в силах самостоятельно и осознанно реагировать на установленные требования. Все это требует теоретического осмысления проблем гражданского воспитания подрастающего поколения, выявление его специфики в современных условиях, разработки и воплощения специальных программ, создающих предпосылки для нравственного формирования личности гражданина. Это позволит приблизить решение актуальной проблемы определения жизненных ценностей личностью, увеличит возможность для подрастающего поколения занять достойную звено в обществе. Цель исследования - выявить особенности процесса гражданского воспитания младших школьников во внеучебной деятельности. Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования - формирование гражданственности у младших школьников через различные формы внеучебной работы. Гипотеза исследования – если систематически и регулярно проводить работу по гражданскому воспитанию, то процесс формирования гражданственности у младших школьников будет более эффективным, если - будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности младших школьников; - будет разработан комплекс занятий, способствующий повышению познавательного интереса к родному краю, к своей малой родине через различные формы внеучебной работы. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Раскрыть сущность гражданского воспитания в начальной школе во внеучебной деятельности. 3. Рассмотреть особенности социализации младших школьников в начальной школе. 4. Разработать план мероприятий по гражданскому воспитанию во внеучебное время. В процессе нашей работы мы использовали следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение методической и психолого-педагогической литературы. 2. Наблюдение за учебным процессом в начальной школе. 3. Педагогический эксперимент. 4. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 12» с УИОП г. Стерлитамак в 1 Д классе. Практическая значимость: разработанные материалы могут быть использованы учителями начальных классов учреждений начального образования, студентами педагогических вузов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на заседаниях кафедры педагогики начального образования, в выступлениях на научно-методологических семинарах, на научно-практических конференциях разного уровня: Всероссийской очно-заочной молодежной научно-практической конференции, проведенной в г. Стерлитамаке 29 октября 2013 г; «Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» (7-8 апреля 2016 г.), Проблемы и перспективы развития науки и образования в XXI веке: Сборник материалов II Всероссийской молодежной научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 12 декабря 2015 г.; «Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы» Сборник материалов V Международной заочной научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 21 апреля 2016 г.; «Молодежь. Прогресс. Наука» Сборник материалов XI Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, г. Стерлитамак, 29 марта-8 апреля 2016 г.; «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке» Сборник материалов III Всероссийской молодежной научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 15 ноября 2016 г., «Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы» Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 31октября 2017 г.; «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке» Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 14 ноября 2017. Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………….7 1.1. Сущность понятия гражданственности в педагогической литературе……7 1.2. Функции и система гражданского воспитания в начальной школе ……..13 ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….23 2.1. Особенности социализации в младшем школьном возрасте в процессе гражданского воспитания………………………………………………………..23 2.2. Опытно-экспериментальное исследование…………………………………29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….46 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..50
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.:Аспект пресс. – 2009. – 356 с. 2 Абросимова Г.Н. Патриотическое воспитание средствами краеведо- туристической деятельности. – М.: АРКТИ, 2000. – 213 с. 3 Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / под ред. 4 Агапова И. А., М. А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с. 5 Антонов В.В. О гражданском воспитании в начальной школе. //Начальная школа. 1999. № 12. - С. 29-32. 6 Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину (для 7 Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину (для дошкольников и младших школьников). – М.: АРКТИ. - 2002. – 120 с. 8 Асмолов А. Г. Слагаемые воспитания: взгляд психолога. // Воспитание школьников. – 1989. - № 3. – С. 13-14. 9 Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: 10 Бабаев А.М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся. – Кемерово. - 2000. – 154 с. 11 Баймурзина В. И. Общая педагогика : учеб.-метод. комплекс. – 12 Баранников А.В. Методические рекомендации по проведению 13 Баранников А.В. Российское образование сегодня и завтра // 14 Бархота М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия // 15 Бархота М.П. Мотивы толерантности или идея человеколюбия.// Начальная школа. – 2003. - № 1. – С.42-43. 16 БГПУ, 2000. – 328 с. 17 Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // 18 Боголюбов Л.Н. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - № 9. - С.69-70. 19 Бондарева И.И. Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование». // Начальная школа. – 2008. - № 2. - С.42-43. 20 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия. - 2003. – 314 с. 21 Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательном пространстве. // Мир психологии. - 2009. - №4. – С. 20-24. 22 Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры. – Новочеркасск. - 1999. – 180 с. 23 Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. — 2001. — №7. — С. 38-44. 24 Галамага Т. А. Я - ребёнок, я - человек, имеющий свои права. // Библиотека. – 1999. - № 5. - С. 84-87. 25 Гаязов А. С. Общество, государство: воспитание гражданина. - Уфа, 1998. - 90 с. 26 Гершунский Б. С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 144 с. 27 Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - С - Пб: Мир. - 2011. – 226 с. 28 Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации детей младшего школьного возраста. - СПб: Прогресс. - 1998. – 280 с. 29 Гражданское образование / Под ред. Бордовского Г.А., Гороховатской Н.В., Морозовой С.А., Жихаревича М.Е. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2003. – 200 с. 30 Гражданское образование / Под ред. Н.Воскресенской, И.Фрумина. – М.: АПК и ПРО. - 2000. – 118 с. 31 Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание учащихся: Учебно-методическое пособие. - Челябинск: ИИУМЦ Образование. - 2003. – 278 с. 32 Доронова Т. Защита прав и достоинств маленького ребёнка. //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. - С. 64-67. 33 Замостьянов А. Просвещение и патриотизм. // Народное образование. – 2002. - № 4. – С.14-15. 34 Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение. - 1999. – 150 с. 35 Кутьев В. Патриотическое воспитание молодежи проблема научного осмысления. // Педагогика. - 2002. - № 7. - С.47-48. 36 Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. - Самара: Изд-во СИУ. - 1998. - 200 с. 37 Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское // Педагогика. – 2003. –13 No 9. – С. 77–83. 38 Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. // Воспитание школьников. – 2002. - №6. – С.56-58. 39 Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика. - 1977. – 160с. 40 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Просвещение. - 2007. – 286 с. 41 Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия. - 2008. – 315 с. 42 Начальная школа. – 2002. – No8. – С.3-4. 43 Начальная школа. – 2003. - No 1. – С. 124-125. 44 Никитин А. Ф. Политика и право. - М.: Просвещение. - 2005. – 144с. 45 Никитин А. Ф., Соколов Я. В. Граждановедение. Учебные материалы для экспериментальной проверки в средней школе. - М. - 1990. – 344с. 46 Никитин А.Ф. О гражданском образовании. //Преподавание истории в школе. - 1995. – С. 23-25. 47 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование. - 2008. – 430 с. 48 Педагогика. – 2001. – No9. – С.87-95. 49 Пищулин В.Г. Модель выпускника университета // Педагогика. – 2002. - № 9. – С. 25-27. 50 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс. - 2004. - 365 с. 51 Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского-2-е изд.- М.: Аспект Пресс. - 1995.-152с. 52 Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. - 1999. - № 3. – С. 29-31. 53 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. – 1976. - 416 с. 54 Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4. – с.57-62. 55 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Педагогика. М. - 1998. – 512с. 56 Солодова О.В. Гражданское воспитание школьников в детской общественной организации // Народное образование. – 2002. – С.54-55. 57 Стерлитамак : СГПА, 2008. – 53 с. 58 Сухомлинский В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. - М: Изд-во политической литературы. - 1995.- 270 с. 59 Тихоненко А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач // Начальная школа. – 2001. - № 8. – С.58-59 60 Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе. – М.: АСТ Астрель. - 2009. – 114 с. 61 Урока гражданина в 1 классе // Начальная школа. – 2002. – No 8. – С. 3-4. 62 Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. – 2002. - №10. – С.35-36. 63 Харитина Е.М. Курс «Гражданское образование» в начальной школе // Начальная школа. – 2002. - №9. – С.23-25. 64 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. М.: Педагогика. – 1989. – 555с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Сущность понятия гражданственности в педагогической литературе Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами себя считали борцы за народное дело, защитники республики против предателей родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова поясняется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [Антонов, 2002, c. 18]. Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедия ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с местом обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg