Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности психологической готовности к обучению в школе детей разного пола

nemo_art 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
В заключении можно резюмировать, что малоизученной проблемой на данный момент является учет половых особенностей готовности детей к школе. Современная педагогическая наука и практика не учитывает пол ребенка как важнейшую характеристику ребенка и на данный момент дифференцированный подход в дошкольном обучении к девочкам и мальчикам отсутствует.
Введение

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими. Поэтому, чем лучше организм ребенка готов ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления[29]. У детей не готовых к систематическому обучению, отмечали М.М. Безруких и С.П. Ефимова, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья [5]. Известно, что более половин «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; «неготовность» для учителя – сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиск более эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка. Однако тревогу врачей вызывают не только не успевающие, «неготовые» дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения учителя: ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем - ребенок учится хорошо). Хорошая успеваемость при недостаточно функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой» вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья. Предупредить подобные осложнения учитель сможет только в том случае, если будет знать и учитывать эту особенность развития ребенка, сможет осуществить дифференцированный подход к таким детям в условиях классного коллектива, при коллективном темпе работы класса. Необходимо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению вовсе не является препятствием к обучению, - важно только знать и учитывать эти особенности [21]. Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. В настоящее время проблема психологических различий полов является одной из наиболее модных и дискуссионных. Несмотря на изобилие как зарубежных, так и отечественных работ, данная область исследований по-прежнему остается недостаточно разработанной, да и полученные результаты оказываются противоречивыми. Так или иначе, но все экспериментальные работы по этой проблеме приводят к двум взаимополагающим точкам зрения: • психологические различия между полами весьма существенны; •психологические различия между полами нет или они несущественны. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Проблема психологической готовности ребёнка к обучению в школе, была предметом научного интереса целого ряда отечественных психологов, таких как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, , А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А. Керн, Н.И. Гуткина, А.Р. Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др. При изучении школьной готовности отечественные исследователи опирались на фундаментальные положения теории Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития», «соотношении обучения и развития». Зарубежные психологи: - Ст. Холл, Ф. Керн, С. Штебл, Г.Гетцер, Ф. Игл, Л.Б. Эймс и др., рассматривая психологическую готовность ребенка к обучению в школе, определяют степень её развития, в основном через когнитивные показатели. Все они, так или иначе, указывают на выражение готовности к школе через ряд новообразований развития, "заявляющих" о себе в конце старшего дошкольного возраста и проявляющихся в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к предметному и социальному миру. Именно в психологической готовности к школьному обучению реализуются важнейшие новообразования и достижения развития, создающие уникальный фундамент для построения будущей успешной учебной деятельности[30]. Однако достаточно мало целенаправленной литературы и исследований, посвященных особенностям психологической готовности к обучению в школе детей разного пола. Современная педагогическая наука и практика мало уделяет внимания половым особенностям детей как важнейшей характеристике ребенка. Среди мальчиков и среди девочек существует большой разброс и вариативность в индивидуальных особенностях. Учитывая то, что обучение в начальной школе является важнейшим этапом формирования операций мышления, выработки навыков учебного труда, периодом высокой учебной мотивации учащихся, наибольшей восприимчивости к педагогическим воздействиям, мы пришли к выводу о необходимости учета особенностей развития мальчиков и девочек в процессе их подготовке к обучению в школе. Все это обусловило проблему исследования, которая заключается в дефиците научных фактов о психологической готовности детей к школьному обучению учитывая половую принадлежность[5,23]. Целью исследования является выявление различия в проявлении уровней психологической готовности к обучению в школе у детей разного пола. Объект исследования: девочки и мальчики 6-7 лет Предмет исследования: психологическая готовность к обучению в школе. Гипотеза: существуют различия в проявлении психологической готовности к обучению в школе у детей разного пола. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать основные проблемы психологической готовности ребенка к обучению, выделить основные показатели психологической готовности к обучению в школе. 2. Провести диагностическое исследование основных показателей психологической готовности детей разного пола к обучению в школе. 3. Провести сравнительный анализ полученных показателей психологической готовности детей разного пола к обучению в школе. 4. На основе полученного материала разработать рекомендации по формированию психологической готовности к обучению в школе детей разного пола. В ходе исследования использовались следующие методы: 1. Изучение и анализ зарубежных и отечественных литературных источников по психологии и педагогике 2. Наблюдение и беседа с детьми 3. Математические методы обработки результатов. Для решения поставленных задач были выбраны диагностические методики: 1. Метод исследования личностной готовности методика Т. А. Нежновой "Готовность к школьному обучению" 2. Метод исследования интеллектуальной сферы тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе» 3. Методика Н. И. Гуткиной «Сапожки» 4. Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий»; 5. Метод исследования волевой сферы методика Д.Б. Эльконина “Графический диктант”. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Гатчинский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского» Базовая школа начального общего образования г.Гатчина, Ленинградская область. 21 девочек, 35 мальчиков подготовительных классов. Этапы проведения исследования: 1. Подготовительный этап (анализ литературы по данной теме; выбор методик, с помощью которых будет проводиться исследование; выбор логического плана, измерительных процедур). 2. Проведение психодиагностического обследования детей, поступающих в школу. 3. Первичная обработка полученных данных. 4. Анализ результатов исследования с помощью математико-статистических методов. 5. Интерпретация полученных результатов. Выводы по результатам исследования. Работа включает в себя титульный лист, содержание, введение, три главы, выводы, заключение, практические рекомендации, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 65 источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. ………………………………………………………………...…..3 Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности к обучению в школе детей разного пола ………………………………………8 1.1. Понятие и основные компоненты психологической готовности детей к обучению в школе…………………………………..…………...…8 1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6-7 лет……...12 1.3. Отличительные особенности психологической готовности к обучению в школе детей разного пола 18 Выводы по первой главе 26 Глава 2. Организация методов исследования …29 2.1. Методология и планирование исследования ……………………….29 2.2. Характеристика методов исслдедования……………………………30 2.3. Характеристика выборки исследования…………………….………34 2.4. Методы математико-статистической обработки анализа данных...35 Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..36 3.1. Анализ результатов исследования личностной готовности к обучению в школе детей разного пола…………………………………..36 3.2. Анализ результатов исследования интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола…………………………………..38 3.3. Анализ результатов исследования эмоционально-волевой готовности к обучению в школе детей разного пола…..……….………43 3.4 Математико-статистический анализ полученных данных..…..……44 Выводы по третьей главе ……………..………………………………….50 Заключение……………………………………………..………………………...52 Практические рекомендации…………………………………..………………..56 Список литературы…………………………………..…………………………..59 Приложение ……………………………………………..………………………64
Список литературы

1. Алферов, А.Д. Психология развития школьник /А.Д. Алферов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 384 с. 2. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.- 96 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II - М.: Педа¬го¬ги¬ка, 1982.- 125с. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2003.- 356с. 5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 223с. 6. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: АРГО 2007.- 136с. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011.- 237с. 8. Бойченко Н.А. «Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 1982.- 193с. 9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с. 10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.- 208 с. 11. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. - СПб., Речь, 2005.- 139с. 12. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе /Л. А. Венгер; под ред. ТД. Марцинковская. — М.: Знание, 1994 - 192 с. 13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2009.- 195 с. 14. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 372с. 15. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. – М.: АРКТИ, 2005.- 219с. 16. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.,: Знание 1983. - 158с. 17. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М.: Знание 1999. - 352 с. 18. Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», М.: «Мозайка-Синтез», 2005. - 180с. 19. Година Г.Н. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», М.: «Просвещение», 1987.- 480с. 20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп.- 184 с. 21. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Минск, 2010.- 236с. 22. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. –М.: Знание 2005.- 198с. 23. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьникам, психологам. -СПб.: «Тус-карора», 2006. - 184 с. 24. Журнал «Дошкольное воспитание»,– М: «Просвещение» 2001.- 36с. 25. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М. Знание 1978.-148с. 26. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско – родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. – М.: «Просвещение», 1996.- 152с. 27. Иванкова Р. А. Творческая игра дошкольников //Дошкольное воспитание: – М.: Знание, 2002.- 232с. 28. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006.- 512 с. 29. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. - С.Пб.: Питер, 2004. - 205 с. 30. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. — Л.:Медицина, 1979.- 184 с. 31. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2006.- 100с. 32. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей //Дошкольное воспитание. 2008. №1. 33. Коссаковская Е.А. «Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008.- 215с. 34. Котырло В. К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев, 2007.- 85с. 35. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 1983. - 254с. 36. Курочкина И.Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // Дошкольное воспитание. № 5, 2001.-166с. 37. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2005.- 93с. 38. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007.-342с. 39. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М.: Знание, 2005.- 238с. 40. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Питер, 2009.-267с. 41. Логинова В.И. Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1988.- 386с. 42. Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984.-183с. 43. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982.- 147с. 44. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М., 1990.- 95с. 45. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Знание, 1997.- 115с. 46. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Знание, 2005.- 274с. 47. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 200с. 48. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение, 1995.- 512 с. 49. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 311с. 50. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? //Дошкольное воспитание. С-Пб.: Питер, 2008.-215с. 51. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986.- 149с. 52. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005.- 88с. 53. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М.:Знание, 2011.- 183с. 54. Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. А. Михайленко. / Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты – М.Знание, 1986.- 93с. 55. Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. – М.: «Просвещение», 2010.- 215с. 56. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 2006. 57. Савенков А.И., Ядрихинская И.Е. Подготовка ребенка к школе. – М.: Знание, 1999.- 164 с. 58. Селевко Г.К. О. Детская психология. Учебник для вузов. М. - 2003 г. 59. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: «Просвещение», 2005.- 148с. 60. Сот. Л.В. Русскова. / Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» – М.,1986.- 100с. 61. Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. Основы гендерного образования. – Алматы, 2003.- 483с. 62. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений . - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 63. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. - Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. -146с. 64. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-Пб.: Питер, 2003.- 105с. 65. Д.Б. Эльконин. Развитие устной и письменной речи. М.: Интор, 1998. - 112 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретический анализ психологической готовности к обучению в школе детей разного 1.1. Понятие готовности к обучению в школе. Психологическая готовность. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будет чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [9]. Составными компонентами психологической готовности ребёнка к школе являются: мотивационная (личностная); интеллектуальная; эмоционально – волевая[36]. Мотивационная (личностная) готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Вопрос здесь заключается не столько в умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Одной из фундаментальных характеристик личности, является половая принадлежность. Появляясь на свет, ребенок растет и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка, поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание ребенка должно осуществляться прежде всего с учетом полоролевых функций[36]. А. Анастази, Й.Шванцар и другие зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как овладеть умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня школьной программы поведенческими характеристиками» [3,64].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg