Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика эмоционального выгорания у педагога

gemsconslebria1971 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2019
Объект исследования – эмоциональное выгорание у педагогов. Предмет – профилактика эмоционального выгорания у педагогов. Цель – теоретическое обоснование и практическая реализация программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты по проблеме эмоционального выгорании у педагогов. 2. Выявить особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов города и сельской местности. 3. Разработать и апробировать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов. Гипотеза: эмоциональное выгорание педагогов сельской местности и города качественно отличается в большей выраженности симптомов; профилактика эмоционального выгорания педагога будет успешной при условии разработки специальной программы, включающей практические занятия проблемной направленности, групповые и индивидуальные творческие занятия, деловые игры, тренинговые упражнения, релаксацию. Методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, психодиагностическое тестирование; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования. Методики исследования: В качестве инструментария для получения эмпирических данных использовались методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко, и оценки «эмоционального интеллекта» Н.Холла, кроме того, был использован метод беседы. Статистическая обработка эмпирических данных включала в себя установление достоверности различий между выборками по t – критерию Стьюдента, корреляционный анализ, дивергентный анализ (анализу подвергались только те взаимосвязи, значимость которых составляла р = 0,01 и 0,001). Методологической основой исследования являются: теоретические представления о влиянии деятельности на психическое состояние личности (А.О.Прохоров); теория стресса (Г.Селье, Л.А.Китаев-Смык); представления об эмоциональном выгорании (В.Е.Орел, Т.И.Ронгинская, Т.В.Форманюк), о стадиальном развитии эмоционального выгорания В.В.Бойко, о эмоциональном интеллекте Г.Г.Гарсковой и И.Н.Андреевой. Практическая значимость состоит в подборе диагностик для выявления эмоционального выгорания у педагогов, разработке программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов, что вносит свой вклад в содержание психологического спровождения развития педагогов и дополняет систему профилактической работы эмоционального выгорания у педагогов. Результаты данного исследования могут быть полезны преподавателям для испольования материала на лекциях, практическим психологам, студентам ВУЗов. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, первая глава – теоретическое обоснование проблемы, содержит три параграфа, вторая глава – практическое исследование содержит три параграфа, заключение, список литературы и приложение.
Введение

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательной организации стала особенно острой, в связи с появлением и развитием инклюзивного образования. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за высокой эмоциональной включенности педагога: в деятельность, жёсткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют появление невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Теоретический интерес к теме выгорания обусловлен практическим запросом. Так как феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, учеников, пациентов, коллег, то есть тех, с кем человек взаимодействует. Синдром изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в отечественной, так и в зарубежной). Несмотря на то, что синдром достаточно изучен в иностранной психологии, а так же данная проблема рассмотрена и в работах отечественных психологов. В настоящее время существует достаточное количество фактического материала, относящегося к условиям, при которых возникает синдром выгорания. Эта проблема, продолжает набирать актуальность изучения [38]. Существует синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне длительного стресса, а как последствие – истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека. Изучению проблемы эмоционального выгорания у педагогов посвящены работы таких учёных как: В. Н. Козиева, Л. Ф. Колесниковой, американского психиатра Фрейденберга, американского психолога Кристины Маслач, профессора Э. Ф. Зеера, Шейнова В.П. - белорусского социолога-психолога[10]. Изучение данной проблемы показывает достаточное количество научной, теоретической и методической литературы Но недостаточно разработанным остается поиск способов снижения признаков эмоционального выгорания у педагогов, направлений, форм профилактической работы с педагогами, поэтому необходимы дополнительные исследования по диагностике и профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального выгорания педагога 1.1 Характеристика профессиональных деструкций в научной литературе 1.2. Определение эмоционального выгорания у педагогов 1.3. Методы и приёмы профилактики эмоционального выгорания 2. Экспериментальное исследование эмоционального выгорания педагогов 2.1 Комплексная диагностика эмоционального выгорания 2.2 Программа профилактики эмоционального выгорания 2.3. Эффективность разработанной программы Заключение Список источников Приложение
Список литературы

1. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. – 2007, №5. – С. 5-17. 2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, 2004. – Ч.1. – С.22-26. 3. Аппаев М.Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ставрополь: 2008. – 24с. 4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности - СПб.: Речь, 2007.– 272с. 5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М.: ИИД Филинъ, 2011. – 472 с. 6. Ветвитская С.М. Сравнительное исследование структур интегральности городских и сельских школьников различных этнических групп: Автореф. дис. канд. психол. наук – Ставрополь: 2009. – 21 с. 7. Волков Г.И. Особенности тревожности и ее коррекция у младших подростков – учащихся сельских школ: Дис. … канд. психол. наук – Казань, 2012. – 159 с. 8. Гарскова Г.Г. Введения понятия "эмоциональный интеллект" в психологическую теорию //Ананьевские чтения – 99: Тезисы научно – практической конференции. – СПб, 2008. – С. 25-26. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Азбука общения //Семья и школа. – 2010, № 9-12; 1 10. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии /Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова //Вопросы психологии. – 2011, №4. – С. 61-67. 11. Гурьянова М. Научная помощь сельской школе //Народное образование. – 2000, №8. – С.29-32. 12. Данилова Л.В. Научно – педагогические основы выявления и профилактики отклонений в поведении сельских подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук – Ростов-на-Дону, 2009. – 22 с. 13. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 2007. – 412 с. 14. Даринский А.В. Пути совершенствования системы повышения квалификации учителей сельских школ //Советская педагогика. – 2008, № 8. – С. 18-24. 15. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально – специфичного влияния личности педагога на учащихся //Вопросы психологии. – 2012, № 5. – С. 56-65. 16. Зеньковский В.В. Педагогика – М., 2009. – 59 с. 17. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоционального состояния рабочих на производстве //Психологический журнал. – 1983, №2. – С. 59-63. 18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб.: Питер, 2011. – 750 с. 19. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических особенностей педагогов, работающих с творчески одаренными учениками: Автореф. дис. канд. психол. наук – Ростов – на – Дону, 2007. – 214 с. 20. Казыханова Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы: Дис. канд. пед. наук – Казань, 2011. – 132 с. 21. Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические проявления стресса и синдрома «выгорания личности» /Л.А.Китаев-Смык, Э.С.Боброва// Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. – М., 2009. – С. 24-25. 22. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях –М.: МГУ, 2014.–224 с. 23. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания – М.: Знамя, 2013. – 80 с. 24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону, 2008. – 509 с. 25. Козелицкий Ю. Человек многомерный: Психологическое эссе – Киев: 2010. 26. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда – Новосибирск, 2015. – 246 с. 27. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. – 2007, № 5. – С.46-59. 28. Копань Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения: Дис. канд. псих. наук. – Пятигорск, 2015.–190 с. 29. Кузьмина Н.В. Акмеология – новый этап развития Петербургской научной школы психологов Б.Г.Ананьева //Акмеология: методология, методы и технологии. – М., 2008. – С. 7-15. 30. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя – Л., 2006. – 183 с. 31. Липкина А.И. Самооценка школьника – М.: Знание, 2009. – 64 с. 32. Лепилина А.Н. Саморазвитие/Эмоциональное выгорание: как справиться с усталостью, избежать выгорания и стресса. [Электронный ресурс]. URL.: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/04/11/emocionalnoe-vygoranie-kak-spravitsya-s-ustalostyu-izbezhat-vygoraniya-i-stressa/ 33. Маркова А.К. Психология профессионализма – М., 2013. – 308 с. 34. Львов Л.Ю. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах //Социально-педагогические проблемы, проблема развития профессиональной и общественной активности жителей /под ред. С.Г.Вершловского. – М., 2007. 35. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя – М.: Флинта, 2009. – 200 с. 36. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы //Психологическая наука и образование. – 1999, № 3-4. С. 5-19. 37. Нуритдинова Н.А. Педагогические условия экономического воспитания подростков сельских школ во внеурочной деятельности: Дис. канд. пед. наук – Челябинск, 2012. – 229 с. 38. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: Эмпирические исследования //Психологический журнал. – 2015, №1, С. 90-101. 39. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке //Вопросы психологии. – 2009, №6. – С. 68-74 40. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. – 2007, №4. – С. 32-43. 41. Реан А.А. Акмеология личности //Психологический журнал. – 2008, № 3. – С. 88-95. 42. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций – М., 2007. – 305 с. 43. Роджерс К. Эмпатия //Психология эмоций. Тексты. – М.: МГУ, 2011. – С. 235– 237. 44. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2014, № 3. – С. 85-95. 45. Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=26 46. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме //Журнал практического психолога. – 1998, №8. – С.84-89. 47. . Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. – 2012, № 6. – С.57-64. 48. Челнакова В.А. Общекультурная подготовка сельской школы в деятельности РОНО: Дис. канд. пед. наук – Казань, 2009. – 151 с. 49. Чудновский Б.Э. Личностная модель труда учителя //Вопросы психологии. – 2007, № 2. – С. 108-110. 50. Шакирова А.Ф. Формирование культуры отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде: Автореф. дис. …канд. пед. наук – Казань, 2011. – 18 с. 51. Шевцов А.М. Психологическая профилактика посттравматического стрессового расстройства у лиц, проходящих службу в зоне локальных военных конфликтов: Дис. канд. психол. наук – Казань, 2013. – 192с. 52. Эльконин Д.Б. Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии //Вопросы психологии. – 2014, № 1. – С. 23-32. 53. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития //Вопросы психологии. – 2012, № 4. – С. 20-27.
Отрывок из работы

1.1 Характеристика профессиональных деструкций в научной литературе Словарь определяет профессиональную деструкцию как «когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности»[45]. Традиционно, когда говорят о профессиональной деструкции, имеется в виду распространение привычного ролевого - профессионального поведения, либо взаимодействия человека, – на непрофессиональные сферы. Профессиональная деструкция рассматривается, как элемент дезадаптации специалиста. В психологии существуют различные определения профессиональной деформации, базирующихся на приведенном выше традиционном подходе. Лаконично его можно сформулировать следующим образом: интеграция в структуру личности профессиональных поведенческих стереотипов. А далее идут последствия профессиональных деструкций: экстериоризируясь во внешнем поведении, они вызывают негативную реакцию окружающих, могут приводить к явным или неявным конфликтам[4]. В наибольшей степени проявление профессиональной деструкции выражено в системе «человек – человек». К признакам профессиональной деструкции относятся как нарушения в деятельности и поведении человека, так и профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественным мнением. Согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы, что является более объективным. В последние годы «выгорание» рассматривается рядом ученых таких как: В. Н. Козиев , Л. Ф. Колесникова- как «болезнь общения», которая является следствием душевного переутомления. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные американским психологом Кристиной Маслач: эмоциональная истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Плохое настроение – не единственный признак выгорания. Кристина Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на три группы: физические, поведенческие и психологические. К физическим относят постоянную усталость, чувство истощение, частые головные боли, отсутствие аппетита. Спектр психологических симптомов шире: ощущение беспомощности и безнадежности, постоянное беспокойство, раздражительность, подозрительность, неуверенность в себе. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытный характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем «вырывается» наружу и приводит к конфликтам. Редукция профессиональных достижений возникает в результате чувства некомпетентности в профессиональной сфере, осознания собственного неуспеха в ней. В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру, его считают следствием недостаточной информированности педагогов в данной сфере. Попытки систематизировать знания о данном феномене были осуществлены профессором Э. Ф. Зеер, что привело к формированию типологии критических событий[44]. В социологии считается, что социальное поведение человека имеет ряд модификаций: трудовое, производственное, организационное, коммуникативное и др. При этом «трудовое поведение» справедливо отделяется от трудовой деятельности и определяется как комплекс человеческих актов, поступков и действий, которые соединяют работника с трудовым процессом. По С. Л. Рубинштейну, поведение – это особая форма деятельности: она становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана приходит в план личностно-общественных отношений. С. П. Безносов рассматривает поведение как «процессы вхождения в деятельность и выхода из нее». При этом исследователь подчеркивает, что «прежде чем войти в зону деятельности, человек должен понимать, принимать и безупречно выполнять» предписанные нормы деятельности. В научной литературе рассматриваются два вида профессиональной деструкции: деструкция личности и деструкция деятельности. Е. А. Климов пишет о «нежелательных ходах профессионального развития», изменениях психики человека-деятеля, последствия которых отражаются во внешних проявлениях – в труде человека. 00000000000ап0ар В таком подходе можно заметить аналогию с разделением профессионализма (по Н. В. Кузьминой) на профессионализм деятельности и профессионализм личности. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, – изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, то есть нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции[33]. 678ииот С. П. Безносов в качестве основания для классификации видов профессиональной деструкции использует понятие «норма», по отношению к которой оценивается то или иное проявление личности. При этом целесообразно различать две разновидности рассматриваемого понятия. С одной стороны, можно говорить о «норме деятельности», характеризующей цели, принципы, технологии, методы деятельности. С другой стороны, для анализа профессиональной деформации имеет значимость норма «профессиональной этики». Причем имеются в виду не абстрактные нормы человеческой морали и трудовой этики, а именно профессиональной этики и деонтологии. Указанные нормы деятельности и профессиональной этики могут быть сформулированы весьма точно и конкретно. Исследователь высказывает предположение, что сравнивая с этими двумя нормами любую профессиональную деятельность и качество ее исполнения, можно выявить признаки профессиональной деформации[22]. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема эмоционального выгорания у педагогов в научной и методической литературе рассматривалась неоднократно, изучив её, можно сделать вывод о том, что профессиональные деструкции - это элемент дезадаптации специалиста. 1.2. Определение эмоционального выгорания педагогов В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.) Синдром эмоционального выгорания педагогов – этот термин «burnout», обозначающий «сгорание» или «выгорание», введен американским психиатром Х. Дж. Френденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами ) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [45]. Механизм эмоционального выгорания схематично представлен Л.А.Китаевым-Смыковым и Э.С.Бобровой. ……
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg